Либеральная политическая идеология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 20:41, реферат

Описание работы

В начале XIX века в общественно- политический лексикон Европы вошло понятие «либерализм». Вначале он использовался в Испании, затем вошел в английский и французский, а вслед за ними и во все остальные крупные европейские языки.
Большинство современных развитых стран живет при либерализме, а мы бьемся над этим почти 4 века а результатов никаких.

Файлы: 1 файл

Либерализм реферат.docx

— 60.60 Кб (Скачать файл)

 

  1. Либерализм и социализм.

 

Либеральная идеология отличается от социалистической тем, что в первой интересы личности ставятся выше общественных интересов, а во второй – наоборот общественные интересы выше личных. Общественные интересы, на которых строится социалистическая идеология, могут иметь разную природу. Например, в одной стране властвует социалистическая идеология, построенная на религии, в другой – на этносе («кровь и почва») в третьей – на марксизме и т.п. Ценности, характерные для либеральной идеологии

Например, образование. С точки зрения социалиста государство должно предоставить возможность всем получить бесплатно хорошее образование, причем то, которое нужно обществу. Даже тех, кто не хочет учиться, нужно заставлять. С точки зрения либерала заставлять учиться – нонсенс. Человек сам платит за свое образование, государство обеспечивает только самый минимум. Хорошее образование предоставляет бизнес за деньги, выбор направления образования формируется рынком. Например в Германии, Франции, Скандинавских странах гораздо меньше либерализма чем в США и Англии. В России смысл современной реформы образования – как раз переход от социалистической модели к либеральной.

Вопросы экономики, финансов, собственности безусловно связаны с идеологией, но не являются ею. Например, гитлеровская Германия: экономика - капитализм (либерализм), а идеология - социализм (в котором главная ценность - нация). Современный Израиль - то же самое. Китай - аналогично (но главная ценность - синомарксизм), Иран – главная ценность – ислам и т.п.

Бывает и наоборот: экономика - социализм, а идеология - либерализм. Пример - СССР 80-х, когда в идеологии на ценности марксизма большинству уже было наплевать, а в экономике - чистый социализм. И современная Россия в некоторой степени – экономика сохраняет черты социализма (большой госсектор и т.п.), а идеология – чистый либерализм. Переход в идеологии от социализма к либерализму в нашей стране проходил постепенно и начался еще в 1960-х годах. К концу 80-х полностью победил либерализм, это обусловило бескровную революцию начала 90-х – фактическую победу просто закрепили юридически.

Либеральные идеологи утверждают, что стремление к личным целям приводит к достижению общих целей. В качестве основных ценностей выступает высокий уровень личного потребления. Понятно, что если каждый честно трудится, то страна живет лучше, следовательно, и каждый житель страны живет лучше. Но у нас этот вариант не работает, потому что люди видят, что если кто богатеет, то только за счет разорения страны и за счет соотечественников. Кроме того, сколько не трудись, все равно уровень жизни в нашей стране не достигнет тех же США. Следовательно, «любить свою страну» невыгодно.

Социализм в качестве идеологии делает возможным выживание страны и народа в трудных условиях, способствует быстрому экономическому росту и т.п. Либерализм хорош в условиях богатого общества при отсутствии внутренних и внешних угроз, и способствует комфортному развитию личности.

 

  1. Либерализм и национализм.

 

Национализм и либерализм — идеологии. Идеологии, как и люди, бывают разные, причем они различаются не только по основным своим установкам и поведенческим шаблонам, которые формируют в людях, но и по типу воздействия на внутренний мир человека. Национализм и либерализм — совершенно разные по типу воздействия идеологии, которые изначально, когда только зародились, должны были дополнять друг друга. Что же, не срослось. Для эффективного выстраивания будущего постфедеративного общества необходимо понять, что еще тогда пошло не так и что мы можем сделать сейчас для исправления этого недоразумения величиной в пару веков.

Когда человек создает идеологию, он творит сложную метафизическую структуру, существующую только в умах людей, но обладающую огромной материальной мощью. Человек структурирует реальность вокруг себя, участвуя в естественном процессе усложнения иерархических структур. Может быть для кого-то шоком, но высокая культура возможна только в рамках иерархии. Наличие иерархического начала, то есть, присутствие противоположностей высшего и низшего, совершенного и менее несовершенного, упорядоченного и хаотичного в жизни системы есть показатель ее эволюционного статуса и возможностей грядущего совершенствования. Иерархически организованы многие живые и неживые системы, иерархична любая система социальной организации. В таком случае естественно, что наличие центра и иерархической структуры в мировоззренческой или культурной системе только и позволяет ей развиваться равномерно и стабильно.

Греки творили свои философские и культурные концепции в рамках донациональной полисной иерархической идентичности, затем, в эпоху Александра Македонского, на смену полисной идеологии пришла концепция эллинизма, затем — Pax Romana Римской Империи, торжество иерархических культурных схем, а затем — бах! — хаос. Римская Империя рушится, уничтоженная атаками варваров, разрушаются все иерархические конструкты, выстраданные эллинистической и римской цивилизациями в течение долгих лет. Наступает упадок культуры и философии, смерть, тлен и средневековье. Дофеодальная иерархия сохраняется только в виде Церкви, в которой и концентрируются культура и деятели искусства. Здесь иерархия «зимует» и в эпоху Возрождения происходит возврат к античным ценностям, сочетающим в себе аполлоническую структурированность и дионисическую дерзость. Опираясь на античные культурные схемы, искусство развивается само по себе… Пока не возникает нужда в новой идеологии. Великая Французская революция.

Итак, в ходе французского восстания феодальный строй оказывается разрушен, однако анархии не наступает. Почему? Потому, что во время революции люди создали новую структуру — нацию. Политический субъект, объединяющий людей с помощью культурной и языковой идентичности. Национальная риторика входит в повседневный лексикон среднестатистического парижанина, согласно дихотомии Ганса Кона мы видим потрясающее единство национализма эпохи Романтизма и национализма эпохи Просвещения, с точки зрения структурных схем же можно сказать, что именно в это время из общей человеческой массы обособилось множество французов.

Но чего-то не хватает. А теперь давайте подумаем, почему во время Великой Французской революции не случилось того же культурного коллапса, что происходил во все времена до этого вместе с падением режима.

Ответ есть, и он довольно прост. Интересы формировавшейся французской нации в данной конкретной ситуации совпадали с интересами индивида, для которого следование правам человека является одним из главных жизненных мировоззренческих ориентиров. Проще говоря, люди создали внутри себя иерархическую систему ценностей, поставив на вершину не правителя или бога, а Человека в идеализированном понимании. Так родился либерализм. Либеральная риторика, по сути своей, стала набором оружия новорождённого француза. Можно сказать, что граница нации отделила французов от других людей, структурировав их как общность, а система либеральных ценностей навела порядок внутри самих французов. Либеральная риторика стала неразделима с риторикой национальной, и именно в этот момент можно констатировать единство национализма и либерализма.

Теперь представьте себе такую картину: множество (в математическом смысле) людей, в нем — множество французов. Каждый член множества французов вооружен либеральной риторикой и представляет собой полноценную действующую единицу национального дискурса — он способен обосновать свою позицию и с точки зрения глубинного чувства общности с множеством незнакомых ему людей, и с точки зрения высокого Идеала, который также разделяет множество людей. Идеал, в отличие от чувства национальной идентичности, не привязан к конкретной общности людей — он может быть равно применён к любому представителю рода людского, и в этом таится главная опасность либерализма.

Синтез национализма и либерализма необходим, в первую очередь, либерализму. Без привязки к конкретной культурной общности человек пытается примерить либеральную риторику ко всем окружающим людям, и в условиях стремительно расширяющегося мира натыкается на человека с другой национальной программой. Другим культурным кодом.

И ладно бы это оказался белый европеец — но велика вероятность, что это может быть представитель этноса, в котором основными социальными скрепами являются кровное родство и чувство противопоставления своей идентичности остальному миру. В таком случае попытка «использования на нём» либерального дефибриллятора окажется воспринята как слабость. Как готовность к уступкам. Уход от национализма магическим образом «выключает» в мозгу человека функцию, с помощью которой тот раньше распознавал культурные коды. В этом смысле человек слепнет, и в своей слепоте начинает неосознанно рушить любую иерархию. Человек теряет свою культурную идентичность, и, будучи не в силах распознать иерархические границы других народов, пытается применить к этим народам либеральные средства, действенные только тогда, когда делается скидка на внутреннее строение нации объекта либерального воздействия.

Таким образом, современные российские либералы являются…Нет, не защитниками Идеала и прав человека. Они являются разрушителями и того, и другого. Иными словами, если в человеческом существовании нет идеального «вертикального» измерения, то нет и никакого его эволюционного материального преображения, есть лишь неизбежная стагнация и деградация. Отсюда — российские либералы в данный момент делают неправильный либеральный дискурс, значит — это неправильные либералы («Пятачок, неси ружьё!»).

С другой стороны, национализм никогда не наберёт полную силу без либерализма. Нация позволяет каждому отдельному её члену почувствовать себя частью чего-то большего, чем он сам. Нация даёт реальную материальную и духовную поддержку в случае возникновения проблемной ситуации в жизни человека, другой вопрос — далеко ли дойдет нация сама по себе? Может ли такой мощный политический и культурный субъект существовать только для того, чтобы помогать своим членам выбираться из проблемных ситуаций, то есть, по сути, поддерживать своё же существование? Либеральные ценности в настоящее время дискредитированы европейским мультикультурализмом и постсоветским либерализмом, однако именно они представляют собой то необходимое качество, которым в проекте должен обладать каждый национально ориентированный человек. Для зарождающихся русских сейчас чем-то новым является чувство общности, чувство поддержки другого русского, однако пройдет совсем немного времени, и оно станет обыденным. Подсознательным.

Мы знаем, как выглядят национальные конструкты без иерархических идеалов. У кого-то они каждый вечер танцуют под окнами свои многонациональные танцы, кого-то они оскорбили вчера в общественном транспорте, у кого-то убили и изнасиловали сестру. Эволюция их национальной идентичности встала в точке того самого «чувства локтя», ощущения национальной взаимопомощи. Они не задумываются о высоком и не стараются нести какие-то идеалы в мир. Они просто существуют.

Я не замахиваюсь на «национальную идею» и поиск предназначения русского народа. До этого еще далеко, и русским придётся пройти через множество испытаний и лишений.

 

 

Заключение

 

 

Идеалом либерализма является общество со свободой действий для каждого, свободным обменом политически значимой информацией, ограничением власти государства и церкви, верховенством права, частной собственностью и свободой частного предпринимательства.

Подводя итогнашейработвернемся к вопросу о том, насколько политико-правовая ия либерализма прижилась в нашей стране и в чем же заключается особенность ее развития. Главной особенностью политико-правового развития России является ее исход предрешенный господствующим классом. На наш взгляд главной причиной поражения либерализма в России, неудовлетворительные итоги либеральных реформ проявляется в не понимание широких народных масс в понятие, цели, идеи и принципы либерализма. Либерализм призван решать такие вопросы как гарантии всех граждан перед законом без исключения, предоставление им равных прав при участии в политической жизни государства. Это одно из самых уязвимых мест в позициях либералов. Ведь кардинальные проблемы окончательно решенными быть не могут.

Не самые лучшим образом показывают себя и лидеры либеральных партий. Лидеры, которые должны вести за собой партию, идею либерализма которые должны бороться за свободу, справедливость иногда ставят превыше всего свое материальное обеспечение а не ценности либерализма. На наш взгляд именно слабая политика либералов помешала либерализму стать верховной идеологией в нашей стране.          

Неопределившееся положение России между Западом и Востоком сделало свое дело, сыграло свою решающую роль в истории развития либерализма в России. Вот уже сто лет мы стоим у границ либеральной цивилизации, и не можем сделать шаг навстречу «светлому будущему». Может мы просто неправильно выбрали свой путь? Кто сказал, что в России вообще возможен либерализм? Может он просто не может ужиться с нашим «восточным» традиционализмом, с нашим патриархальным образом мысли? Это извечный вопрос, на который никто не может дать точный ответ.

 

Библиографический список

 

  1. Арон,  Р. Этапы развития социологической мысли / Общ.ред. и предисл. П.С. Гуревича. - М.: Издательская группа «Прогресс»,  1992.  -  608 с.
  2. Бутенко,  А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право, 1993. - № 7. -  С. 97.
  3. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник. - М.: Юристъ, 2002. - 511 с.
  4. Кравченко И.И. Либерализм: политика и идеология / И.И. Кравченко // Вопросы философии. - 2006. - № 1. - С. 3-14.
  5. Кудрявцев Ю.А. Политический режим: критерии классификации и основные виды// Правоведение. - 2002. - № 1. - С. 199.
  6. Либерализм. Опыт изложения принципов и программы современного либерализма: Г. Самуэль - Санкт-Петербург,  Либроком, 2010. - 490 с.
  7. Мухаев Р.Т. Политология. Учебник для вузов. Издание второе. - М.: «Приор-издат», 2005. - 432 с.
  8. Политология: Учебник для вузов / Под ред. проф. М.А. Василика. М.: Гардарики, 2005. - 588 с.
  9. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи. - М.: 2000.  -  с. 210.
  10. Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию - М.: 2000. - 386 с.
  11. Теория государства и права/ Под ред. А.В. Венгерова. - М.: Инфра-Н, 1999. - С. 159.
  12. Французский либерализм в прошлом и настоящем: - Москва, Издательство МГУ, 2001 г. - 224 с.
  13. Цыганков А.П. Современные политические режимы. - М.: Фонд «Открытое общество», 1995. - С. 153.

Информация о работе Либеральная политическая идеология