Лоббизм в политической жизни западных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 14:22, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы: изучение лоббизма как феномена политической жизни в странах Запада и современной России.
Задача контрольной работы: во-первых, следует рассмотреть понятия и виды, методы и технологии лоббизма; во-вторых, показать его общественное значение; и в-третьих, необходимо показать специфику зарубежного и российского лоббизма.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………… ………..3
1. Понятие и виды лоббизма………………………………………………………….5
2. Методы и технологии лоббизма………………………………………………….10
3. Лоббизм в политической жизни в странах Запада……………………………..15
4. Лоббизм в современной России………………………………………………….22
Заключение…………………………………………………………………………….33
Список использованной литературы………………………………………………..34

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 97.92 Кб (Скачать файл)

Филиал НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей,

экономики и права»  в  г. Красноярске

 

Контрольная работа

 

по дисциплине Политология

на тему: «Лоббизм в политической жизни западных стран»

 

                                                                           Студент заочного  отделения

                                                                           курс I  группа Б 011

                                                                           Филатов Анатолий Юрьевич

 

                                                                         Проверил:

                                                                           Рублев Геннадий Викторович

                                                                           кандидат социальных наук,

                                                                           доцент

 

 

 

 

 


 

г. Красноярск

2012 год

Содержание:      

 

                                                      

Введение……………………………………………………………………… ………..3

  1. Понятие и виды лоббизма………………………………………………………….5
  2. Методы и технологии лоббизма………………………………………………….10
  3. Лоббизм  в политической жизни в странах Запада……………………………..15
  4. Лоббизм в современной России………………………………………………….22Заключение…………………………………………………………………………….33Список  использованной литературы………………………………………………..34                                                       
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      

 

 

 

 

 

 

Введение

 
       Фактически во всех странах, в которых допускается свободное участие граждан в политической жизни и признается право человека воздействовать на работу представляющих его интересы государственных органов, есть явление, называемое лоббизмом. Средства массовой информации и научная периодика в последнее время стали уделять значительное внимание армейским структурам, промышленным и финансовым группам, общественным движениям и объединени-иям, стремящимся оказывать систематическое, целенаправленное влияние как на законодательную деятельность, так и на процессы реализации принимаемых законов и административных актов. Эти группы называются «группами давления» или «группами влияния». В обобщенном виде их называют.                                                                                 Давление на парламент и администрацию, именуемое также «лоббированием», осуществляется ими с целью реализации своих групповых интересов. Формирование таких групп в нашей стране - результат проводимых реформ и свидетельство того, что Россия вступила в новый этап развития. Одни авторы полагают, что Россия в очередной раз, на рубеже XX - XXI веков, заимствовала на Западе одну из худших черт политической жизни, а именно, доступность парламента и правительства манипуляциям со стороны монополий и других групп давления. Другие, наоборот, дают процессу появления групп давления позитивную оценку, полагая, что таким способом формируется механизм учета и реализации многообразия интересов.

 

    В позитивном смысле лоббизм характеризуется  как здоровое, нормальное, жиз-ненно необходимое явление, выступающее в качестве института демократического  роцесса. Ведь лоббизм как система организационного оформления, выражения  и  представительства разнообразных  и групповых интересов столь  же неотъемлемый элемент общества, как и наличие в нём этих.разнообразных  групповых интересов, каждый из которых настойчиво стремится  привлечь к себе внимание властей.

 

    

 

 

  Цель  контрольной работы: изучение лоббизма как феномена политической жизни в странах Запада и современной России.

 

  Задача контрольной работы: во-первых, следует рассмотреть понятия и виды, методы и технологии лоббизма; во-вторых, показать его общественное значение; и в-третьих, необходимо показать специфику зарубежного и российского лоббизма.   
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие и виды лоббизма

   По  системно-функциональному  (институциональному) подходу: лоббизм институт (или функция) политической системы, обеспечивающая взаимодействие субъектов политической интеракции. Лоббизм - средство поддержания равновесия в обществе (Милбрэт, Бэнтли, Мэдисон, Трумэн).

    Термин «лобби» и его производные происходят из церковного обихода. Этимологически слово «лобби» произошло от латинского «lobby» (открытый портик, примыкающий к зданию; галерея). В XVI веке оно использовалось для обозначения проходов или крытых галерей в монастырях. Однако уже в XVII веке словом «лобби» стали называть помещение для прогулок в палате общин Англии. Во времена образования английского парламента в XIII веке, его собрания проходили нерегулярно, в разных помещениях и даже городах. В средние века было обычным делом устраивать многие светские мероприятия и торжества  взда-

нии церкви. Стоит обратить внимание на то, что и сегодняшнее расположение английского парламента называется Вестминстер, что в переводе означает «западная монастырская церковь».

 

   В широком смысле под лоббизмом понимают любую деятельность граждан, ассоциаций бизнеса, партий и других организованных групп давления (в том числе и политических) по отстаиванию своих активных интересов. Стоит особо подчеркнуть, что в рамках этого подхода лоббизм - это не только давление бизнеса, общественных организаций на органы власти, но и деятельность самих субъектов власти, направленная на продвижение своих корпоративных интересов, получение особых властных преференций и т. п. Сторонники широкого понимания термина считают, что вполне допустимо говорить о лоббизме Президента, Правительства, депутатском лоббизме и т. д.

 

    Само слово «лоббизм» неоднозначно оценивается общественным сознанием, ибо имеет как легальный, так и «теневой» смысл. Если говорить о втором содержании, то как правило, термин «лоббизм» здесь приобретает сугубо отрицательное значение, нередко синонимично понятиям  «блат», «протекционизм», «под- куп», покупка голосов в чьих-либо корыстных или узкопартийных интересах в ущерб интересах другим, прежде всего общественным. Крайним выражением негативного лоббирования могут выступать незаконное давление на представите- лей власти, взяточничество, коррупция, с помощью которых принимаются управленческие решения в интересах определённых групп или лиц. Отрицательное отношение к лоббизму формируется именно в следствии подобной практики «вли-яния» на управленческие решения. Разумеется, это лишь  одна сторона медали, показывающая не только силу и возможности различных социальных структур, но и уязвимые, слабые «места» власти.

 

    Институциональные преобразования рынка, предпринимательских структур, их взаимоотношений с государством, институциональная переориентация на новые  структуры неизбежно ставит в практическую плоскость  вопрос о более эффективном влиянии  на рыночные отношения, его взаимодействия с предпринимательски ми структурами. Эти отношения представляют собой сложную совокупность институциональных  форм и ограничений.   
      Обновление существующих ныне институциональных политических структур зависит от ряда факторов: активности групповых факторов, лоббирующих группировок, не только влияющих на власть, но весьма часто и составляющих самувласть и др.   
      Одним из наиболее важных и значимых «первичных» агентов становится «группа интересов». Институциализация предполагает решение ряда серьезных социально-экономических, политических и правовых вопросов, связанных с группами интересов:    
     •   совершенствование законодательной и нормативной базы, выработку механизма реализации..законов;   
   • реструктуризацию органов государственной власти, упорядочение государственного контроля за хозяйственной деятельностью, реструктуризацию предприятий и формирование института эффективных собственников, активно влияющих на принятие корпоративных..решений;

 • стимулирование малого предпринимательства и его включение в более крупные корпоративные и территориальные формы хозяйства;   
   • создание развитой рыночной инфраструктуры с институтами финансовой и технической..поддержки;   
   •  совершенствование формальных и неформальных институциональных структур и отношений, непосредственным образом влияющих на экономическую и политическую обстановку в стране.

 

    Лоббизм представляет собой одну из наиболее распространенных форм представительства интересов. При этом в общественном сознании и политическом дискусе доминирует исключительно негативное отношение к лоббизму, который зачастую воспринимается как синоним коррупции. Диверсифицированное плюралистическое общество рождает разнообразие интересов, новых по содержанию и социальному статусу их носителей, что в практическую область политики переводит проблему оптимизации взаимоотношений государственных структур и групп интересов. Учет места и роли последних, согласование заинтересованности тех и других в решении острых проблем российской действительности, обеспечение сотрудничества в разделении и комбинировании власти приобретает первостепенное значение, становится важным политическим фактором общественного развития, обеспечения его стабильности и динамики развития.  
      Группы интересов в демократическом обществе представляют собой общественные структуры, артикулирующие коллективные требования и ищущие оптимальные пути их продвижения, в первую очередь влияя на политический и  экономический процессы.   
      В условиях развивающихся рыночных отношений и быстрой диверсификации общества особую значимость приобретают корпорационные структуры деловых кругов, трансформирующиеся в финансово-промышленные группы, финансовые объединения и компании, крупнейшие концерны и корпорации, способные аккумулировать финансовые и другие средства для инвестиций в политическую сферу. Современная корпорация, как показывает и мировой, и российский опыт, превращается в весомый экономический и социально-политический институт, основу которого составляет корпоративный капитал, используемый не только для выражения, защиты группового экономического интереса, но и участия во власти в целях политической поддержки корпорации. 

    Лоббизм может проявляться в разных сферах и соответственно иметь различные виды. Например в зависимости от того, в какой ветви власти «решается вопрос», можно выделить законодательное, исполнительное и судебное лоббирование.

 

    Условно можно  говорить, что лоббизм в средствах  массовой информации, ко торые в связи с их мощным воздействием на сознание..и поведение людей в сфере   политики обосновано считается «четвёртой ветвью власти». Сам же лоббизм (на  Западе, в США) достаточно престижный вид деятельности,..некоторые называют  его «пятой ветвью власти». В зависимости  от того, в каком управленческом решении достигаются цели лоббирования, оно может подразделяться на..правотворчес кое (лоббизм в законодательных органах через нормативные акты),..правоприме нительное (лоббизм через акты применения права) и правоинтерпритационное (лобизм  через акты толкования права).                       В зависимости от характера интереса, который «продавливается»,..можно вы делить политическое, социальное, экономическое, финансовое, правовое и  другое лоббирование.

    В зависимости  от времени действия бывает «одноразовый»  и постоянный лоббизм.

 

    В зависимости  от того, на каком уровне власти происходит лоббирование, оно может классифицироваться на федеральное (в системе высших органов государственной власти и управления) и местное (в республиканских, краевых, област ных органах).

    В зависимости  от того, в чью пользу «решается  вопрос», лоббирование может подразделятся  на следующие разновидности.

 

    Лоббирование  различных социальных структур: общественных организаций, движений, партий, групп, слоёв (профсоюзы, антивоенные и экологические движения, предпринимательские  союзы и т.д.).

 

    Ведомственное лоббирование  это лоббизм министерств, ведомств, государст- венных комитетов, отраслевое «продавливание» тех  или иных интересов.

 

    Региональное  лоббирование  это воздействие на власть со стороны представи телей республик, краёв, областей, районов и прочих мест, «выбивающих» определённые льготы и преимущества для регионов.

    Иностранное лоббирование - это влияние зарубежных «групп давления»  либо национальных общин на те или  иные государственные органы с целью  добиться от них определённых решений. Так, значительное место в структурах американско го общества занимают лобби - еврейское, польское, арабское и др.

 

    Наиболее действенные  рычаги при этом - деньги, пресса, голоса избирателей, переплавляемые во влияние. Выходцы из России - эмигранты и  их потомки - составляют по численности  одно из наиболее заметных национальных меньшинств в США.  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Методы и технологии лоббизма, инструменты лоббистской деятельности

 

 

    Методы лоббистской деятельности в политической сфере жизни общества разнообразны. К наиболее распространенным относятся: взносы денег на избирательные компании; участие в ведении политических компаний; организация пропагандистских мероприятий; объединенное лоббирование несколькими организациями; воздействие на законодателя через влиятельного избирателя, личного друга; денежное вознаграждение; организация досуга и т.д. Таким образом, одной из негативных сторон лоббизма является склонность его участников к удовлетворению своекорыстных интересов, создание питательной среды для возможных злоупотреблений и коррупции. Поэтому с расширением практики лоббизма растет и арсенал средств его ограничений. К ним относятся: жесткая правовая регламентация лоббизма, расширение круга его участников и поощрение конкуренции между ними, повышение профессионализма и требований к профессиональной этике государственных служащих, совершенствование механизма лоббирования.

Информация о работе Лоббизм в политической жизни западных стран