Филиал НОУ ВПО «Санкт-Петербургский
институт внешнеэкономических связей,
экономики и права»
в г. Красноярске
Контрольная работа
по дисциплине Политология
на тему: «Лоббизм в политической
жизни западных стран»
Студент заочного отделения
курс I группа Б 011
Филатов Анатолий Юрьевич
Проверил:
Рублев Геннадий Викторович
кандидат социальных наук,
доцент
г. Красноярск
2012 год
Содержание:
Введение……………………………………………………………………… ………..3
- Понятие и виды лоббизма………………………………………………………….5
- Методы и технологии лоббизма………………………………………………….10
- Лоббизм в политической жизни в странах Запада……………………………..15
- Лоббизм в современной России………………………………………………….22Заключение…………………………………………………………………………….33Список использованной литературы………………………………………………..34
Введение
Фактически во всех
странах, в которых допускается свободное
участие граждан в политической жизни
и признается право человека воздействовать
на работу представляющих его интересы
государственных органов, есть явление,
называемое лоббизмом. Средства массовой
информации и научная периодика в последнее
время стали уделять значительное внимание
армейским структурам, промышленным и финансовым группам, общественным движениям и объединени-иям,
стремящимся оказывать систематическое,
целенаправленное влияние как на законодательную
деятельность, так и на процессы реализации
принимаемых законов и административных
актов. Эти группы называются «группами
давления» или «группами влияния». В обобщенном виде их называют.
Давление на парламент и администрацию, именуемое также «лоббированием»,
осуществляется ими с целью реализации
своих групповых интересов. Формирование
таких групп в нашей стране - результат
проводимых реформ и свидетельство того,
что Россия вступила в новый этап развития.
Одни авторы полагают, что Россия в очередной
раз, на рубеже XX - XXI веков, заимствовала
на Западе одну из худших черт политической
жизни, а именно, доступность парламента
и правительства манипуляциям со стороны
монополий и других групп давления. Другие,
наоборот, дают процессу появления групп
давления позитивную оценку, полагая,
что таким способом формируется механизм
учета и реализации многообразия интересов.
В позитивном смысле лоббизм характеризуется как здоровое, нормальное, жиз-ненно необходимое явление, выступающее в качестве института демократического роцесса. Ведь лоббизм как система организационного оформления, выражения и
представительства разнообразных и групповых интересов столь же неотъемлемый элемент общества, как и наличие в нём этих.разнообразных групповых интересов,
каждый из которых настойчиво стремится
привлечь к себе внимание властей.
Цель контрольной работы: изучение лоббизма как феномена политической
жизни в странах Запада и современной
России.
Задача контрольной
работы: во-первых, следует рассмотреть
понятия и виды, методы и технологии лоббизма;
во-вторых, показать его общественное
значение; и в-третьих, необходимо показать
специфику зарубежного и российского лоббизма.
- Понятие и виды лоббизма
По системно-функциональному
(институциональному) подходу: лоббизм
институт (или функция) политической системы, обеспечивающая взаимодействие субъектов политической
интеракции. Лоббизм - средство
поддержания равновесия в обществе (Милбрэт, Бэнтли, Мэдисон, Трумэн).
Термин «лобби» и его
производные происходят из церковного
обихода. Этимологически слово «лобби»
произошло от латинского «lobby» (открытый
портик, примыкающий к зданию; галерея).
В XVI веке оно использовалось для обозначения
проходов или крытых галерей в монастырях.
Однако уже в XVII веке словом «лобби» стали
называть помещение для прогулок в палате
общин Англии. Во времена образования
английского парламента в XIII веке, его
собрания проходили нерегулярно, в разных
помещениях и даже городах. В средние века
было обычным делом устраивать многие светские мероприятия и торжества взда-
нии церкви. Стоит обратить
внимание на то, что и сегодняшнее расположение
английского парламента называется Вестминстер,
что в переводе означает «западная монастырская
церковь».
В широком смысле под лоббизмом
понимают любую деятельность граждан,
ассоциаций бизнеса, партий и других организованных
групп давления (в том числе и политических)
по отстаиванию своих активных интересов.
Стоит особо подчеркнуть, что в рамках
этого подхода лоббизм - это не только
давление бизнеса, общественных организаций
на органы власти, но и деятельность самих
субъектов власти, направленная на продвижение
своих корпоративных интересов, получение
особых властных преференций и т. п. Сторонники
широкого понимания термина считают, что
вполне допустимо говорить о лоббизме
Президента, Правительства, депутатском
лоббизме и т. д.
Само слово «лоббизм» неоднозначно
оценивается общественным сознанием,
ибо имеет как легальный, так и «теневой»
смысл. Если говорить о втором содержании, то как правило, термин «лоббизм» здесь приобретает сугубо отрицательное значение, нередко синонимично понятиям «блат», «протекционизм», «под-
куп», покупка голосов в чьих-либо корыстных
или узкопартийных интересах в ущерб интересах
другим, прежде всего общественным. Крайним
выражением негативного лоббирования могут выступать незаконное давление на представите-
лей власти, взяточничество, коррупция,
с помощью которых принимаются управленческие
решения в интересах определённых групп
или лиц. Отрицательное отношение к лоббизму формируется именно в следствии подобной практики «вли-яния» на управленческие решения. Разумеется, это лишь
одна сторона медали, показывающая не только
силу и возможности различных социальных
структур, но и уязвимые, слабые «места»
власти.
Институциональные преобразования рынка, предпринимательских структур, их взаимоотношений с государством, институциональная переориентация на новые
структуры неизбежно ставит в практическую плоскость вопрос о более эффективном влиянии на рыночные отношения, его взаимодействия с предпринимательски
ми структурами. Эти отношения представляют собой сложную совокупность институциональных форм и ограничений.
Обновление существующих ныне институциональных политических структур
зависит от ряда факторов: активности
групповых факторов, лоббирующих группировок, не только влияющих на власть, но весьма часто и составляющих самувласть и др.
Одним из наиболее важных
и значимых «первичных» агентов становится
«группа интересов». Институциализация
предполагает решение ряда серьезных
социально-экономических, политических
и правовых вопросов, связанных с группами интересов:
• совершенствование законодательной
и нормативной базы, выработку механизма реализации..законов;
• реструктуризацию органов государственной
власти, упорядочение государственного
контроля за хозяйственной деятельностью,
реструктуризацию предприятий и формирование
института эффективных собственников,
активно влияющих на принятие корпоративных..решений;
• стимулирование малого
предпринимательства и его включение
в более крупные корпоративные и территориальные формы хозяйства;
• создание развитой рыночной
инфраструктуры с институтами финансовой
и технической..поддержки;
• совершенствование формальных
и неформальных институциональных структур
и отношений, непосредственным образом
влияющих на экономическую и политическую
обстановку в стране.
Лоббизм представляет собой
одну из наиболее распространенных форм
представительства интересов. При этом
в общественном сознании и политическом
дискусе доминирует исключительно негативное
отношение к лоббизму, который зачастую
воспринимается как синоним коррупции. Диверсифицированное
плюралистическое общество рождает разнообразие
интересов, новых по содержанию и социальному статусу их носителей, что в практическую область политики переводит проблему оптимизации взаимоотношений государственных структур и групп интересов. Учет места и роли последних, согласование заинтересованности тех и других в решении острых проблем российской действительности, обеспечение сотрудничества в разделении и комбинировании власти приобретает первостепенное
значение, становится важным политическим
фактором общественного развития, обеспечения его стабильности и динамики развития.
Группы интересов в демократическом
обществе представляют собой общественные
структуры, артикулирующие коллективные
требования и ищущие оптимальные пути их продвижения, в первую очередь влияя на политический и
экономический процессы.
В условиях развивающихся рыночных
отношений и быстрой диверсификации общества
особую значимость приобретают корпорационные
структуры деловых кругов, трансформирующиеся
в финансово-промышленные группы, финансовые
объединения и компании, крупнейшие концерны
и корпорации, способные аккумулировать
финансовые и другие средства для инвестиций
в политическую сферу. Современная корпорация,
как показывает и мировой, и российский
опыт, превращается в весомый экономический
и социально-политический институт, основу
которого составляет корпоративный капитал,
используемый не только для выражения,
защиты группового экономического интереса,
но и участия во власти в целях политической
поддержки корпорации.
Лоббизм может проявляться
в разных сферах и соответственно иметь
различные виды. Например в зависимости
от того, в какой ветви власти «решается
вопрос», можно выделить законодательное, исполнительное и судебное лоббирование.
Условно можно говорить, что лоббизм в средствах массовой информации, ко
торые в связи с их мощным воздействием на сознание..и поведение людей в сфере
политики обосновано считается «четвёртой ветвью власти». Сам же лоббизм (на
Западе, в США) достаточно престижный вид деятельности,..некоторые называют
его «пятой ветвью власти». В зависимости от того, в каком управленческом решении достигаются цели лоббирования, оно может подразделяться на..правотворчес
кое (лоббизм в законодательных органах через нормативные акты),..правоприме нительное (лоббизм через акты применения права) и правоинтерпритационное (лобизм через акты толкования права).
В зависимости от характера интереса, который «продавливается»,..можно вы делить
политическое, социальное, экономическое,
финансовое, правовое и другое лоббирование.
В зависимости от времени действия
бывает «одноразовый» и постоянный лоббизм.
В зависимости от того, на каком уровне
власти происходит лоббирование, оно может классифицироваться на федеральное (в системе высших органов государственной власти и управления) и местное (в республиканских, краевых, област
ных органах).
В зависимости от
того, в чью пользу «решается вопрос», лоббирование
может подразделятся на следующие разновидности.
Лоббирование различных социальных
структур: общественных организаций, движений, партий, групп, слоёв (профсоюзы, антивоенные и экологические движения,
предпринимательские союзы и т.д.).
Ведомственное лоббирование это лоббизм министерств, ведомств, государст-
венных комитетов, отраслевое «продавливание» тех
или иных интересов.
Региональное лоббирование это воздействие на власть со стороны представи
телей республик, краёв, областей, районов и прочих
мест, «выбивающих» определённые льготы
и преимущества для регионов.
Иностранное лоббирование -
это влияние зарубежных «групп давления»
либо национальных общин на те или иные
государственные органы с целью добиться
от них определённых решений. Так, значительное место в структурах американско
го общества занимают лобби - еврейское,
польское, арабское и др.
Наиболее действенные рычаги
при этом - деньги, пресса, голоса избирателей,
переплавляемые во влияние. Выходцы из
России - эмигранты и их потомки - составляют
по численности одно из наиболее заметных
национальных меньшинств в США.
- Методы и технологии лоббизма, инструменты лоббистской деятельности
Методы лоббистской деятельности
в политической сфере жизни общества разнообразны.
К наиболее распространенным относятся:
взносы денег на избирательные компании;
участие в ведении политических компаний;
организация пропагандистских мероприятий;
объединенное лоббирование несколькими
организациями; воздействие на законодателя
через влиятельного избирателя, личного
друга; денежное вознаграждение; организация
досуга и т.д. Таким образом, одной из негативных
сторон лоббизма является склонность
его участников к удовлетворению своекорыстных
интересов, создание питательной среды
для возможных злоупотреблений и коррупции.
Поэтому с расширением практики лоббизма
растет и арсенал средств его ограничений.
К ним относятся: жесткая правовая регламентация
лоббизма, расширение круга его участников
и поощрение конкуренции между ними, повышение
профессионализма и требований к профессиональной
этике государственных служащих, совершенствование
механизма лоббирования.