Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования.
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
Факультет Государственного и муниципального
управления
Кафедра Философии и политологии
РЕФЕРАТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПОЛИТОЛОГИЯ»
«ЛОББИЗМ В РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКЕ»
Направление подготовки/ Специальность: Менеджмент
Выполнила: студентка МБ-311
Додонова Наталья Владимировна
Научный руководитель:
к. п. н., доцент:
Агеев Олег Владимирович
г.Нижний Новгород
2014г.
Оглавление
Введение.
Лоббизм – институт политической
системы, представляющий собой процесс
по продвижению интересов частных лиц,
корпоративных структур в органах государственной
власти, с целью добиться принятия выгодного
для них политического решения.
Выбранная мной тема актуальна,
потому что, во-первых, обладая значительным
политическим, экономическим и организационным
потенциалом, политический лоббизм оказывает
весомое влияние на политический процесс
нашего государства, во-вторых, политический
лоббизм, его природа, степень влияния
и особенности функционирования напрямую
зависят от уровня развития демократии,
каналов взаимосвязи общества и государства
и политической системы в целом.
Цель работы – дать полный анализ
лоббизма в российской политике.
Исходя из поставленных целей,
в работе были поставлены следующие задачи:
- Дать определение лоббизма.
- Выявить методы и формы лоббистской
деятельности в российской политике.
- Проследить лоббистскую деятельность
в российской политике.
Лоббизм и формы его проявлений
стали предметом исследования А.С. Автономова,
М.Г. Анохина, Т.И. Аравиной, С. Баранова,
В. Белова, К.С. Вяткина, Л. Вавилова, В.Г
Вишнякова, И. Гульченко, СВ. Ерохова, С.В.
Зотова, СА. Зубкова, Л.Е. Ильичевой, Н.А.
Карамышевой, С. Карханина, А.В. Кивы, В.
Клименко, и других ученых. В то же время
специальных работ, посвященных правовому
регулированию лоббистской деятельности,
не так много. Наибольшую ценность в этой
области, представляют исследования А.В.
Малько, А.П. Любимова, А.В. Лепехина и А.С.
Автономова.
Структурно реферат состоит
из двух глав. В первой главе изучены основные
характеристики лоббизма. Во второй главе
изучена лоббистская деятельность в российской
политике.
Глава 1. Основные характеристики
лоббизма
Понятие лоббизма
Лоббизм зародился в XVI веке...
в монастырях. Именно словом - lobby (кулуары,
коридор) именовали площадки для прогулок.
Позже оно перешло в парламент, а именно:-
в палату общин Англии, но означало то
же место для прогулок.
Политический, т. е. указывающий
на причастность к принятию государственных
решений, оттенок термин приобрел в начале
XIX в., что было зафиксировано в протоколах
конгресса США десятого созыва. Позднее,
в 1864 г., термин «лоббирование» стал обозначать
покупку голосов за деньги в коридорах
конгресса. Такая практика осуждалась
общественностью, и термин «лобби» приживался
с трудом. Дальнейшая история развития
лоббизма сохранила негативный смысл
лоббизма, поскольку во многих странах
лоббирование и по сей день сопровождается
прямым давлением на властные структуры,
коррупцией на всех уровнях государственной
власти.
Пик популярности лоббизма
пришелся на 50 — 60-е гг. XX в., однако в несколько
другом значении. Зачастую под лоббизмом
понимался весь внепарламентский процесс
взаимодействия государства с гражданским
обществом. Характерно в этом плане определение
лоббизма, данное английским исследователем
С. Э.Файнером, считавшим, что (лоббизм
есть любая деятельность организаций,
влияющих на органы государственной власти
в целях содействия собственным интересам)
не готовы сами осуществлять непосредственную
власть в стране.
В самом общем виде лоббизм
— это особого рода деятельность организованных
групп людей, предпринимающих попытки
воздействовать на формирование либо
осуществление государственной политики
в свою пользу1.
Лоббизм, таким образом, выступает
как система и практика реализации интересов
различных групп индивидов (союзов, объединений,
корпораций и др.) путем организованного
воздействия на законодательную, административную и прочую деятельность государственных органов.
Методы и формы лоббистской
деятельности.
Методы и формы лоббизма разнообразны. Различают:
а) прямой лоббизм, когда заинтересованные
лица сами «работают» с органами власти
и управления или нанимают для этой цели
лоббистов-профессионалов. Для прямого
лоббизма подходят бывшие государственные
служащие, политики, депутаты и другие
— все те, кто хорошо ориентируется в коридорах
государственной власти, имеет связи и
влияние.
б) косвенный лоббизм. Тогда
организуются широкомасштабные акции
в СМИ или собираются подписи, рассылаются
письма, организуются шумные действия
в поддержку (или, наоборот, против) тех
или иных решений. В этом случае на власть
пытаются оказывать давление через общество.
В основном, для этих целей используют
общественное мнение.
Два вышеназванных вида лоббизма
— прямой и косвенный — разновидности внешнего
лоббизма, при котором воздействие со
стороны групп на государственные структуры
осуществляется извне.2 Кроме того, существует лоббирование внутреннее
— интересы групп отстаивают те, кто работает
в органах государственной власти и управления
(чаще всего ими бывают так называемые
свои люди)
Лоббирование может быть:3
ведомственным (со стороны
министерств и ведомств);
отраслевым (монополистическими
или олигархическими отраслевых кланами);
региональным (представителями
регионов, областей, республик); -иностранным
( зарубежными группами давления)
Лоббирование групповых интересов
в органах власти и управления может осуществляться
с использованием разнообразных форм
и методов.
Среди них различают прямые
и непрямые, а также открытые (или публичные)
и закрытые (или тайные), как уже было сказано
выше.
К прямым можно отнести: участие
в парламентских или ведомственных слушаниях;
прямые контакты с официальными лицами
для изложения групповой точки зрения;
завязывание неформальных контактов с
официальными лицами — на съездах, банкетах,
презентациях; представление результатов
собственных научных исследований или
специализированной информации во властные
структуры; оказание помощи в подготовке
законопроектов и проектов нормативных
актов; консультирование различных государственных
органов и комиссий; советы, рекомендации,
персональные визиты и письма, звонки,
покровительство.4
Непрямые формы и методы: вхождение
в коалиции с другими организациями; контакты
с представителями СМИ; организация кампаний
по обращению граждан во властные структуры;
финансирование избирательных кампаний;
оказание влияния на назначения должностных
лиц; организация демонстраций и акций
через друзей внутри государственной
структуры, помощников тех, кто принимает
решения, чиновников среднего уровня,
учебные и благотворительные фонды, консультантов,
«своих» людей в политических партиях,
рекламу, Интернет и др.
К перечисленным технологиям,
отражающим главным образом опыт цивилизованного
лоббирования, стоит добавить закрытые
(скрываемые от общественности) «формы
работы»: манипулирование информацией,
прямой и косвенный (через неоправданно
высокие гонорары, синекуры) подкуп, угрозы,
шантаж и прочие незаконные и аморальные
действия.
По мнению российского исследователя
А. Л. Кучерова5 методы лоббистской деятельности
можно разделить по критерию социальной
приемлемости последствий и конкретных
результатов осуществления различных
методов.
По данной классификации методы
делятся на три группы:
1. социально-приемлемые;
2. пограничные; (в отношении которых нет
однозначных критериев);
3. криминальные.
Так, ученый М.В.Малютин разбил их на две
группы по степени жесткости.6
Методы сильные: подкуп, угрозы, шантаж,
обман, торги при принятии крупных решений
(бюджета, договора о согласии, доверия
правительству).
Методы мягкие: артикуляция, установление
взаимоотношений, обращения (письмо депутатов
в Правительство), организация опросов
общественного мнения СМИ или «паблик
рилейшнз». При этом методы первой группы
он относит к открытому давлению, а методы
второй группы называет «драпировкой»,
окультуриванием.
Также при лоббировании используются
и различные изощренные методы, например,
создание общественного мнения, рейтинги.
Создание общественного мнения — эффективный
инструмент лоббирования в пользу какого-либо
лица, программы или действия. Этот способ
лоббирования получает многократное звучание,
когда он усиленно подается в средства
массовой информации.
Типология лоббизма.
- По основным сферам жизнедеятельности:7
а) в экономической сфере;
б) в социальной сфере;
в) в религиозной;
г) в политической.
- Профессионально-отраслевой
критерий:
Нефтяная;
Автомобильная;
Газовая.
- Гражданское лобби;
- Этническое лобби;
- Иностранное лобби;
- Парламентское лобби;
- Президентское лобби;
- Встречное лобби (интересы окружающих
людей)
- По формам деятельности:
Законный способ;
Незаконный способ (компромат,
угроза, давление)
Глава 2. Лоббизм в российской
политике.
2.1. История развития
лоббизма в России.
До 80-х годов XX века было принято
полагать, что лобби, лоббизма, лоббистских
отношений в нашей стране нет и быть не
может. Сами эти слова считались вульгарными
и даже ругательными.8 Однако в действительности
лоббизм существовал во все годы существования
советской власти. Этому свидетельствует
появление такого термина, как «толкач»,
под которым подразумевали человека, который
отвечал за связи с администрацией, решение
наиболее щепетильных вопросов. Потребности
планирования, определения общегосударственных
целей и распределения приоритетов невольно
подтолкнули систему к созданию довольно
мощных лоббистских структур как в правительстве,
так и в самом ЦК КПСС и Политбюро, просто
формы и методы лоббирования партийных
и иных интересов были весьма завуалированными.
Именно из того времени вышли «три источника,
три составные части» нынешнего российского
лоббизма: военно-промышленный, топливно-энергетический
и агропромышленный.
Появление современного лоббизма
в России приходится на 1990-е гг. и связано
с процессом формирования групп интересов,
где особую роль стали играть неколлективные,
т.е. не основанные на добровольном объединении
граждан, группы давления (финансово-промышленные
группы, концерны, банки, акционерные общества).
Скорее по экономическим, нежели по политическим
причинам стали формироваться новые лоббистские
структуры. Образование негосударственных
форм собственности создало экономическую
базу для возникновения лоббизма экономических
интересов и отдельных социальных групп.
2.2. Лоббистская деятельность
в Российской политике
Активная лоббистская деятельность
групп интересов в России определяется
сохраняющимся у государства – объекта
давления – целым рядом инструментов
воздействия. Государство остается крупным
собственником, активы которого представлены
пакетами акций в акционерных обществах,
закрепленных в федеральной собственности,
акциями субъектов Федерации, приобретенными
в хозяйственных организациях и на предприятиях,
созданных добровольно на законодательной
основе.9 Государство представляет
собой крупнейшего собственника прежде
всего в сфере природных ресурсов, недвижимости,
результатов интеллектуальной деятельности.
Органы власти разного уровня обладают
монопольным правом распределять бюджетные
ассигнования, что порождает лоббизм.10
Объектами лоббизма в России
являются: Администрация Президента РФ,
обе палаты Федерального Собрания и их
депутаты, Правительство РФ, федеральные
органы исполнительной власти, законодательные
(представительные) органы и администрации
субъектов РФ и т.д. Наиболее значимым
объектом лоббистской деятельности признается
Государственная Дума Федерального Собрания
РФ.
Характеризуя современную практику
лоббирования интересов в России, следует
прежде всего отметить её преимущественно
неформальный характер, обусловленный
неразвитостью каналов взаимосвязей общества
и власти, отсутствием нормативно-правового
регулирования данного рода деятельности
в стране, слабостью институциональной
системы. Отличительными чертами российского
лоббизма являются: влияние «личного»
фактора в процессе принятия решений,
неформальный или кулуарный характер
большинства договоренностей.
Применяемые лоббистами приёмы
варьируются в зависимости от сути вопроса,
от того, кто поддерживает проект или находится
в оппозиции, от состояния общественного
мнения. К самым распространённым приёмам
относятся: личные контакты с теми, кто
принимает решения, мобилизация влиятельных
групп избирателей, пропаганда своей позиции
путем рассылки письменных материалов
и т.д.