Чтобы добиться успеха в выработке
политики, лоббисты создали и применяют
метод «точечного нажима». Уже оказывая
влияние на процесс принятия решения,
лоббисты стараются склонить на свою сторону
и обладающих властью чиновников.
Лоббизм в России может выступать,
как механизм внеправового воздействия
на органы государственной власти, инструмент
реализации интересов отдельных групп
давления, не согласованных с национальными
интересами и целями государственной
политики. Лоббизм зачастую блокирует
необходимые управленческие решения,
препятствуя реализации общественно значимых
проектов, и нередко служит способом обогащения
определенных социальных групп.11
Говоря о тенденциях в сфере
лоббистской деятельности, необходимо
отметить, что группы интересов все активнее
стали включать в практику своей деятельности
методы экономического и информационного
давления.
Характерной является и тенденция
институционализации представительства
интересов бизнеса в политике. Её подтверждают:
регулярные встречи Президента России
и Председателя Правительства РФ с представителями
делового сообщества; участие бизнесменов
в совещательных и консультативных органах
при Правительстве РФ и Администрации
Президента, палатах Федерального Собрания,
губернаторах; участие представителей
бизнес-сообщества в различных форумах,
конференциях и круглых столах, их выступления
по актуальным проблемам в средствах массовой
информации. Основой неформального взаимодействия
являются встречи на неформальном уровне
представителей бизнес-структур с представителями
органов власти и управления.
В России лоббизм считается
одним из видов коррупции. Работа над законопроектом,
который регулировал бы общественные
отношения в области взаимоотношений
власти и общества, началась в 1990-х годах
в недрах Верховного Совета Российской
Федерации. Однако специального федерального
законодательства о регулировании этой
деятельности до сих пор нет.
Вследствие чего, по мнению
Международной ассоциации бизнес-коммуникаторов,
лоббизм в России носит нецивилизованный
характер, проще говоря, сводится к взяткам,
откатам и коррупции. А на федеральном
уровне вместо прямого денежного стимулирования
представители власти всё чаще просят
должность или долю в бизнесе.
В российском законодательстве
есть отдельные нормы и положения, регулирующие
исходные лоббистские начала и взаимоучастия
субъектов лоббистских правоотношений,
однако этого сегодня уже недостаточно.
Необходимы специальные федеральные законы,
федеральные ведомственные акты, нормативные
правовые акты субъектов Российской Федерации,
которые регулировали бы взаимоотношения
между бизнесом, обществом и властью более
полно.
Заключение.
Политический лоббизм и связанный
с этим понятием феномен давления на законодательную
и исполнительную ветви власти превратился
в одну из актуальнейших проблем современной
России. Он стал реальным инструментом
отстаивания определенными слоями общества
своих интересов в парламенте, причем
субъектами лоббирования в большинстве
случаев выступают группы или отдельные
лица, располагающие значительными материальными
и организационными ресурсами.
Политический лоббизм как социально-политическое
явление внутренне противоречив. С одной
стороны, он обеспечивает реальную возможность
учета интересов различных социальных
слоев в процессе законодательной деятельности,
а с другой - нередко способствует принятию
актов, отражающих узкогрупповые интересы
представителей крупного бизнеса, идущих
вразрез с интересами общества в целом,
ведет к коррупции в органах государственной
власти, криминализации системы публично-правовых
отношений. Это диктует необходимость
введения политического лоббизма в жесткие
правовые рамки, позволяющие не только
урегулировать формы и методы лоббистской
деятельности, но и обеспечить контроль
за ее осуществлением со стороны, как государства,
так и общества в целом.
Политический лоббизм - это,
прежде всего, влияние, воздействие на
власть, на процессы выработки и принятия
важных политических решений, которые
зачастую и являются индикатором того,
какими средствами и методами происходит
реализация правовой политики.12 В то же время политический
лоббизм - это выход во многом конструктивной
энергии самоорганизации гражданского
общества. Политический лоббизм, как комплексный
политико-правовой институт, нуждается
именно во всестороннем, концептуальном
регулировании, расставляющем правильные
приоритеты, вырабатывающем надлежащие
и оптимальные юридические конструкции
и, главное, использующем разнообразный
и действенный набор правовых средств
на пути достижения указанных приоритетов.
Процесс становления института
политического лоббизма в современной
России еще не завершен.13 С одной стороны, политический
лоббизм имеет скрытый характер и его
функционирование неподконтрольно для
общественных структур. С другой - политический
лоббизм превращается в активную общественную
силу, обладающую материальными ресурсами,
политическим весом и идейно-информационными
возможностями.
Установлено, что важнейшие
особенности институционализации политического
лоббизма в России на современном этапе
заключаются, во-первых, в ее неустойчивости
и "незавершенности", во-вторых, в
меньшей, по сравнению с советским прошлым,
зависимости групп интересов от государства,
в-третьих, в сосуществовании одновременно
компонентов двух основных моделей лоббизма
- плюралистической и корпоративистской.
Список использованной литературы.
- Автономов А.С. Азбука лоббирования. -- М.: Права человека, 2004.
- Вишняков В.Г. Проблемы государственного
регулирования "политического лоббизма"
в Российской Федерации // Представительная
власть: мониторинг, анализ, информация.2000. № 3
- Зотов С.В. Лоббизм как институт
политического представительства в современной
России: канд. полит. наук / РАГС. - М., 2007. С. 171
- Зяблюк Н.Г. Лобби - слово не ругательное // Торгово-промышленные ведомости.2002 г . № 8. С. 11 .
- Ильичева Л.Е. Лоббизм и корпоративизм.
- М.: Экономика, 2002.
- Кучеров А.Л. Правовое регулирование
лоббистской деятельности в Российской
Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук / РАГС. - М.,2008..
- Любимов А.П. Парламент и лоббизм. -- СПб.: Изд-во Р. Асланова "Юридический
центр Пресс", 2005.
- Малютин М. В. Кто такие лоббисты?
Сама власть. // Бизнес и политика.2000. №
5.
- Нещадин А.А., Блохин А.А., Верещагин В.В. Лоббизм в России: подражание худшему или переход к лучшему? // Безопасность. 2005.
- Сахаров Н. Лоббизм как фактор
политической жизни // Бизнес и политика.
1994. № 1.
1 Автономов А.С. Азбука лоббирования. --
М.: Права человека, 2004.
2 http://all-politologija.ru/knigi/politiko-administrativnoe-upravlenie-uchebnik-komarovskogo/sushnost-i-tipologiya-sovremennogo-lobbizma.
(актуальна на 1.03.2014)
3 Любимов А.П. Парламент и лоббизм. -- СПб.: Изд-во
Р. Асланова "Юридический центр Пресс",
2005.
4 Малько А.В. Лоббизм и право. -- М., 2005.
5 Кучеров А. Л. Правовое регулирование
лоббистской деятельности в РФ // Государственная
власть и местное самоуправление в РФ:
система, опыт, перспективы. М.. 2005. С. 51
6 Малютин М. В. Кто такие лоббисты? Сама
власть. // Бизнес и политика.2000. № 5. С. 56.
7
Агеев Олег Владимирович «Курс лекций
по политологии».
8 Зяблюк Н.Г. Лобби - слово не ругательное
// Торгово-промышленные ведомости.2002 г
. № 8. С. 11.
9 Лепехин В.А. Лоббизм. - М.: Фонд "IQ".2000.
10 Нещадин А.А., Блохин А.А., Верещагин В.В.
Лоббизм в России: подражание худшему
или переход к лучшему? // Безопасность.
2005. № 5-6..
11 Зотов С.В. Лоббизм как институт политического
представительства в современной России:
Дис. ... канд. полит. наук / РАГС. - М., 2007.
С. 171.
12 Кучеров А.Л. Правовое регулирование
лоббистской деятельности в Российской
Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук / РАГС.
- М.,2008..
13 . Ильичева Л.Е. Лоббизм и корпоративизм.
- М.: Экономика, 2002.