Лоббизм в российской политике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 16:56, реферат

Описание работы

Цель работы – дать полный анализ лоббизма в российской политике.
Исходя из поставленных целей, в работе были поставлены следующие задачи:
1) Дать определение лоббизма.
2) Выявить методы и формы лоббистской деятельности в российской политике.
3) Проследить лоббистскую деятельность в российской политике.

Содержание работы

Введение. 3
Глава 1. Основные характеристики лоббизма 4
1.1. Понятие лоббизма 4
1.2. Методы и формы лоббистской деятельности. 6
1.3. Типология лоббизма. 9
Глава 2. Лоббизм в российской политике. 10
2.1. История развития лоббизма в России. 10
2.2. Лоббистская деятельность в Российской политике 11
Заключение. 14
Список использованной литературы. 16

Файлы: 1 файл

Реферат по политологии.docx

— 45.13 Кб (Скачать файл)

Чтобы добиться успеха в выработке политики, лоббисты создали и применяют метод «точечного нажима». Уже оказывая влияние на процесс принятия решения, лоббисты стараются склонить на свою сторону и обладающих властью чиновников.

Лоббизм в России может выступать, как механизм внеправового воздействия на органы государственной власти, инструмент реализации интересов отдельных групп давления, не согласованных с национальными интересами и целями государственной политики. Лоббизм зачастую блокирует необходимые управленческие решения, препятствуя реализации общественно значимых проектов, и нередко служит способом обогащения определенных социальных групп.11

Говоря о тенденциях в сфере лоббистской деятельности, необходимо отметить, что группы интересов все активнее стали включать в практику своей деятельности методы экономического и информационного давления.

Характерной является и тенденция институционализации представительства интересов бизнеса в политике. Её подтверждают: регулярные встречи Президента России и Председателя Правительства РФ с представителями делового сообщества; участие бизнесменов в совещательных и консультативных органах при Правительстве РФ и Администрации Президента, палатах Федерального Собрания, губернаторах; участие представителей бизнес-сообщества в различных форумах, конференциях и круглых столах, их выступления по актуальным проблемам в средствах массовой информации. Основой неформального взаимодействия являются встречи на неформальном уровне представителей бизнес-структур с представителями органов власти и управления.

В России лоббизм считается одним из видов коррупции. Работа над законопроектом, который регулировал бы общественные отношения в области взаимоотношений власти и общества, началась в 1990-х годах в недрах Верховного Совета Российской Федерации. Однако специального федерального законодательства о регулировании этой деятельности до сих пор нет.

Вследствие чего, по мнению Международной ассоциации бизнес-коммуникаторов, лоббизм в России носит нецивилизованный характер, проще говоря, сводится к взяткам, откатам и коррупции. А на федеральном уровне вместо прямого денежного стимулирования представители власти всё чаще просят должность или долю в бизнесе.

В российском законодательстве есть отдельные нормы и положения, регулирующие исходные лоббистские начала и взаимоучастия субъектов лоббистских правоотношений, однако этого сегодня уже недостаточно. Необходимы специальные федеральные законы, федеральные ведомственные акты, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые регулировали бы взаимоотношения между бизнесом, обществом и властью более полно.

 

Заключение.

Политический лоббизм и связанный с этим понятием феномен давления на законодательную и исполнительную ветви власти превратился в одну из актуальнейших проблем современной России. Он стал реальным инструментом отстаивания определенными слоями общества своих интересов в парламенте, причем субъектами лоббирования в большинстве случаев выступают группы или отдельные лица, располагающие значительными материальными и организационными ресурсами.

Политический лоббизм как социально-политическое явление внутренне противоречив. С одной стороны, он обеспечивает реальную возможность учета интересов различных социальных слоев в процессе законодательной деятельности, а с другой - нередко способствует принятию актов, отражающих узкогрупповые интересы представителей крупного бизнеса, идущих вразрез с интересами общества в целом, ведет к коррупции в органах государственной власти, криминализации системы публично-правовых отношений. Это диктует необходимость введения политического лоббизма в жесткие правовые рамки, позволяющие не только урегулировать формы и методы лоббистской деятельности, но и обеспечить контроль за ее осуществлением со стороны, как государства, так и общества в целом.

Политический лоббизм - это, прежде всего, влияние, воздействие на власть, на процессы выработки и принятия важных политических решений, которые зачастую и являются индикатором того, какими средствами и методами происходит реализация правовой политики.12 В то же время политический лоббизм - это выход во многом конструктивной энергии самоорганизации гражданского общества. Политический лоббизм, как комплексный политико-правовой институт, нуждается именно во всестороннем, концептуальном регулировании, расставляющем правильные приоритеты, вырабатывающем надлежащие и оптимальные юридические конструкции и, главное, использующем разнообразный и действенный набор правовых средств на пути достижения указанных приоритетов.

Процесс становления института политического лоббизма в современной России еще не завершен.13 С одной стороны, политический лоббизм имеет скрытый характер и его функционирование неподконтрольно для общественных структур. С другой - политический лоббизм превращается в активную общественную силу, обладающую материальными ресурсами, политическим весом и идейно-информационными возможностями.

Установлено, что важнейшие особенности институционализации политического лоббизма в России на современном этапе заключаются, во-первых, в ее неустойчивости и "незавершенности", во-вторых, в меньшей, по сравнению с советским прошлым, зависимости групп интересов от государства, в-третьих, в сосуществовании одновременно компонентов двух основных моделей лоббизма - плюралистической и корпоративистской.

 

Список использованной литературы.

  1. Автономов А.С. Азбука лоббирования. -- М.: Права человека, 2004.
  2. Вишняков В.Г. Проблемы государственного регулирования "политического лоббизма" в Российской Федерации // Представительная власть: мониторинг, анализ, информация.2000. № 3
  3. Зотов С.В. Лоббизм как институт политического представительства в современной России: канд. полит. наук / РАГС. - М., 2007. С. 171
  4. Зяблюк Н.Г. Лобби - слово не ругательное // Торгово-промышленные ведомости.2002 г . № 8. С. 11 .
  5. Ильичева Л.Е. Лоббизм и корпоративизм. - М.: Экономика, 2002.
  6. Кучеров А.Л. Правовое регулирование лоббистской деятельности в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук / РАГС. - М.,2008..
  7. Любимов А.П. Парламент и лоббизм. -- СПб.: Изд-во Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2005.
  8. Малютин М. В. Кто такие лоббисты? Сама власть. // Бизнес и политика.2000. № 5.
  9. Нещадин А.А., Блохин А.А., Верещагин В.В. Лоббизм в России: подражание худшему или переход к лучшему? // Безопасность. 2005.
  10. Сахаров Н. Лоббизм как фактор политической жизни // Бизнес и политика. 1994. № 1.

1 Автономов А.С. Азбука лоббирования. -- М.: Права человека, 2004.

2 http://all-politologija.ru/knigi/politiko-administrativnoe-upravlenie-uchebnik-komarovskogo/sushnost-i-tipologiya-sovremennogo-lobbizma. (актуальна на 1.03.2014)

3 Любимов А.П. Парламент и лоббизм. -- СПб.: Изд-во Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2005.

4 Малько А.В. Лоббизм и право. -- М., 2005.

5 Кучеров А. Л. Правовое регулирование лоббистской деятельности в РФ // Государственная власть и местное самоуправление в РФ: система, опыт, перспективы. М.. 2005. С. 51

6 Малютин М. В. Кто такие лоббисты? Сама власть. // Бизнес и политика.2000. № 5. С. 56.

7 Агеев Олег Владимирович «Курс лекций по политологии».

8 Зяблюк Н.Г. Лобби - слово не ругательное // Торгово-промышленные ведомости.2002 г . № 8. С. 11.

9 Лепехин В.А. Лоббизм. - М.: Фонд "IQ".2000.

10 Нещадин А.А., Блохин А.А., Верещагин В.В. Лоббизм в России: подражание худшему или переход к лучшему? // Безопасность. 2005. № 5-6..

11 Зотов С.В. Лоббизм как институт политического представительства в современной России: Дис. ... канд. полит. наук / РАГС. - М., 2007. С. 171.

12 Кучеров А.Л. Правовое регулирование лоббистской деятельности в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук / РАГС. - М.,2008..

13 . Ильичева Л.Е. Лоббизм и корпоративизм. - М.: Экономика, 2002.

 

 


Информация о работе Лоббизм в российской политике