Лоббизм в российской политике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 00:51, реферат

Описание работы

Перед данным исследованием поставлена следующая основная цель: проанализировать сущность, содержание политического лоббизма, многообразные варианты его проявлений, а также дать характеристику состояния института политического лоббизма в России.
Достижение поставленной цели осуществлялось через постановку и решение следующих исследовательских задач:
Проанализировать сущность и содержание лоббизма как социально-политического явления.
Выявить и четко определить цели и функции лоббистской деятельности в политике, ее позитивные и негативные характеристики.

Содержание работы

Введение 3
Теоретические основы и общая характеристика политического лоббизма как явления 4
Структура лоббизма 6
Виды лоббизма 7
Достоинства и недостатки лоббизма 9
Лоббизм в современной России 11
Анализ лоббистского потенциала основных бизнес-объединений России 13
Заключение 16
Источники и литература 18

Файлы: 1 файл

Реферат. Политолия. Лоббизм.docx

— 44.88 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Нижегородский институт управления

Факультет заочного обучения

Кафедра философии и политологии

реферат

По дисциплине «политологии»

на тему

«Лоббизм в российской политике»

Направление подготовки/ Специальность: Менеджмент

Выполнила: Студент II курса

Группы Мк-723

Гаранин И.А.

________________

Проверил:

Мозгунова Е.А.

________________________

«___» ____________ 2013 г.

Нижний Новгород

2013 г.

Оглавление

Введение 3

  1. Теоретические основы и общая характеристика политического лоббизма как явления 4
    1. Структура лоббизма 6
    2. Виды лоббизма 7
    3. Достоинства и недостатки лоббизма 9
  2. Лоббизм в современной России 11
    1. Анализ лоббистского потенциала основных бизнес-объединений России 13

Заключение 16

Источники и литература 18

 

Введение

Политический лоббизм присутствует в политических системах всех стран, независимо от характера политического режима, политической культуры и исторических традиций. Обладая значительным политическим, экономическим и организационным потенциалом, лоббизм оказывает весомое влияние на политический процесс современных государств.

Политический лоббизм, существование которого в СССР не признавалось, на современном этапе постепенно приобретает "гражданские права". Об этом свидетельствует развитие в нашей стране демократии и гражданского общества, активизация деятельности групп интересов и общественных объединений, пытающихся все активнее влиять на решения, принимаемые органами государственной власти. Политический лоббизм становится значимым атрибутом политического процесса и социально-экономической жизни. Лоббизм, как сложное междисциплинарное явление, вызывает глубокий интерес среди политологов, социологов, правоведов, экономистов, философов, историков, психологов.

Перед данным исследованием поставлена следующая основная цель: проанализировать сущность, содержание политического лоббизма, многообразные варианты его проявлений, а также дать характеристику состояния института политического лоббизма в России.

Достижение поставленной цели осуществлялось через постановку и решение следующих исследовательских задач:

  1. Проанализировать сущность и содержание лоббизма как социально-политического явления.
  2. Выявить и четко определить цели и функции лоббистской деятельности в политике, ее позитивные и негативные характеристики.
  3. Проанализировать формы и методы лоббистской деятельности, способы давления на различные структуры и уровни власти в зарубежных странах.

Исследовать политический лоббизм в России, раскрыть его ключевые характеристики. 
1. Теоретические основы и общая характеристика политического лоббизма как явления

Лоббистами в XIX веке называли просителей, приходивших в государственные учреждения. Тогда считалось, что допускать таких людей в залы заседаний — туда, где принимаются законы, нельзя, поэтому они не могли пройти дальше холлов и приемных, т. е. кулуаров (lobby в переводе с англ. — кулуары).

Позже оно перекочевало в парламент, конкретно - в палату общин Англии. Только в начале XIX в., уже в США, слово "лоббизм" получило близкое к сегодняшнему значение. Лоббистами там именовали людей, пытавшихся путем воздействия на депутатов конгресса добиться принятия либо отклонения законопроекта.

Современный энциклопедический социологический словарь характеризует лоббизм как раз с этих позиций. Понятие «лоббизм» можно охарактеризовать следующим образом: лоббизм — это деятельность юридических и физических лиц в отношении органов власти с целью оказания влияния на интенсивность и вектор выполнения последними своих полномочий.1

Само по себе неформальное влияние на власть с целью получения различных преференций, оказания влияния на принятие решений, существует столь же давно, сколь и сама власть. Везде, где существовал доминирующий политический актор, другие политические игроки пытались оказывать влияние на него в своих интересах. Достаточно вспомнить русскую историю времен Золотой Орды, когда князья боролись за ярлык от ханов. Александр Невский, например, завел дружбу с сыном Батыя и жаловался через него хану на своего собственного брата, который недоплачивал татарам дань.

Методы такого влияния всегда зависели от специфики устройства и приоритетов самой власти. Фактически эти методы сводятся к включению в сеть доверия властных фигур и снабжению их информацией для принятия того ли иного решения. Первые и наиболее известные лоббисты в Штатах нередко держали дорогие рестораны, где создавался круг неформального общения вокруг депутатов Конгресса и сенаторов.

В общественном сознании лоббизм нередко имеет негативное значение, близкое к представлениям о коррупции. Чуть ли не единственными методами лоббизма в этом случае считаются прямой подкуп, незаконное давление на представителей власти, взяточничество. Однако это представление искажает суть лоббизма.

Лоббизм сегодня - вопреки обыденным представлениям - не только закулисный подкуп, но и система аргументации, механизм подготовки, консультирования, содействия принятию соответствующих законов, участия в других социально-конструктивных актах и др.

Лоббизм чаще всего преследует экономические цели, но поскольку только ими не ограничивается, то по степени влияния на принятие тех или иных политических решений, несомненно, приобретает политический характер.

Основа лоббизма - та или иная социальная, политическая, этническая или какая-либо другая группа, движение. Частично механизм лоббирования находится под контролем, но сама природа этого феномена исключает возможность полного контроля.

Существование лоббистских организаций обычно не связано с усложнением парламентских и правительственных структур, с дополнительными нагрузками на бюджет. Лоббистские организации - частный институт. Они существуют при парламенте, вокруг парламента или правительства, но в организационном плане совершенно независимы. Как правило, они находятся на полном финансовом самообеспечении.

Одной из проблем лоббизма в массовом представлении считается то, что он искажает работу политической системы, заставляя ее действовать в частных, а не общественных интересах.

1.1. Структура лоббизма

В политическом лоббизме, как и в любом другом виде деятельности, присутствуют субъекты и объекты воздействия. Объектами воздействия, как правило, выступают органы законодательной, исполнительной, судебной властей и их должностные лица, работники аппаратов органов власти и т. д.

Степень влияния лоббистов на органы государственной власти зависит от сложившихся в стране правовых норм и политической практики. В авторитарных государствах при отсутствии парламента или исполнении им сугубо номинальных функций усилия лоббистов направляются на сотрудничество с правительством или главой государства. В странах, где полномочия исполнительной власти в сфере законотворчества ограничены, лоббирование ведется, как правило, на парламентском уровне.

В России в разработанном Госдумой законопроекте "О регулировании лоббистской деятельности в Федеральных органах власти" к объектам политического лоббизма относятся как органы законодательной, так и исполнительной власти.

Субъектами лоббистской деятельности являются физические и юридические лица. В США - это физические и юридические лица, в ФРГ - только юридические лица, в России (согласно пока непринятому законопроекту) - лишь физические лица, действующие "от имени и в интересах конкретных клиентов".

В реальности можно констатировать, что в российском политическом "истеблишменте" уже появились различные организации, партии, группы (объединения) граждан или отдельные граждане, а также должностные лица и чиновники, которые оказывают влияние в выгодном им плане на законодательные (представительные) и исполнительные органы федеральной государственной власти, включая Президента и Председателя Правительства Российской Федерации и их ближайшее окружение.2

 

1.2. Виды лоббизма

Лоббизм может проявляться в разных сферах и иметь соответственно различные виды. Например, в зависимости от того, в какой ветви власти решается вопрос, можно выделить законодательное, исполнительное и судебное лоббирование. Так как именно эти власти принимают стратегические и долгосрочные решения, поэтому они являются основной мишенью для лоббистов.

По мнению специалистов чаще всего лоббирование в Российской Федерации осуществляется в органах исполнительной власти. Это связано с тем, что кардинальные вопросы в нашей стране законодательной властью пока еще решаются редко. Фактически это происходит через президентские указы и постановления Правительства, которые играют доминирующую роль в системе правового регулирования и имеют прямое действие.

В зависимости от того, на каком уровне власти происходит лоббирование, оно может классифицироваться на федеральное (в системе высших органов государственной власти) и местное (осуществляется в республиканских, краевых, областных органах).

В зависимости от того в чью пользу решается вопрос, лоббирование может подразделяться на следующие разновидности:

  • лоббирование различных социальных структур: общественных организаций, движений, партий, групп, слоев (профсоюзы, антивоенные и экологические движения, предпринимательские союзы и т.д.);
  • ведомственное лоббирование – лоббизм министерств, ведомств, государственных комитетов, отраслевое «продавливание» тех или иных интересов. Так, в Государственной Думе РФ существуют так называемые ведомственные депутаты, которые лоббировали и лоббируют в пользу, например, энергетического, агропромышленного или военно-промышленного комплексов и т.д.;
  • региональное лоббирование – воздействие на власть со стороны представителей республик, краев, областей, районов Крайнего Севера, Сибири, Урала, Дальнего Востока, Поволжья и прочих мест, выбивающих определенные льготы и преимущества для регионов.
  • иностранное лоббирование – влияние зарубежных «групп давления» либо национальных общин на те или иные государственные органы с целью добиться от них определенных решений.

Предмет лоббизма - это то, ради чего осуществляется лоббистское давление, проводится лоббистская кампания и пр. Согласно самой распространенной классификации существуют следующие предметы лоббирования:

  • ресурс - в этом случае субъекты лоббирования пытаются получить финансовые ресурсы, распределение которых осуществляется государственными органами;
  • проблема - в этом случае субъекты лоббирования пытаются с помощью вовлечения государственных органов или отдельных политиков решить конкретные проблемы;
  • позиция - в этом случае субъекты лоббирования предпринимают определенные действия для того, чтобы получить определенный статус, позицию (например, позицию монопольного игрока на определенном сегменте рынка).3

 

1.3. Достоинства и недостатки лоббизма

Достоинства лоббизма:

  1. влияя на управленческие решения, он заставляет “держаться в форме” органы государственной власти и управления, в определенном смысле конкурирует, соревнуется с ними, придает им большую динамику и гибкость;
  2. выступает инструментом самоорганизации гражданского общества, с помощью которого мобилизуется общественная поддержка или оппозиция какому-либо законопроекту, оказывается влияние на политику (лоббизм в этой ситуации -- своего рода соперник бюрократии; в условиях становления рыночных отношений, когда государство часто устраняется от защиты интересов различных социальных групп и слоев, этот вакуум должен быть заполнен соответствующими структурами гражданского общества);
  3. создает возможности для обеспечения интересов меньшинства, ибо выступает в качестве специфической формы проявления политического плюрализма;
  4. воплощает собой принцип свободы социальных негосударственных структур: ассоциаций, общественных организаций, слоев и т.п.
  5. применяется как своеобразное социально-политическое стимулирование, направленное на ускорение претворения в жизнь тех или иных целей и интересов, на побуждение к конкретным действиям;
  6. позволяет расширить информационную и организационную базу принимаемых решений и обратить внимание на “кричащие” проблемы (выступает в виде системы аргументации, механизма принятия актов);
  7. лоббизм можно рассматривать как инструмент взаимодействия представительной и исполнительной власти;
  8. лоббизм можно оценивать и как более широкое средство достижения компромисса, способ взаимного уравновешивания и примирения интересов, взаимовыгодного сотрудничества.4

Информация о работе Лоббизм в российской политике