Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 00:51, реферат
Перед данным исследованием поставлена следующая основная цель: проанализировать сущность, содержание политического лоббизма, многообразные варианты его проявлений, а также дать характеристику состояния института политического лоббизма в России.
Достижение поставленной цели осуществлялось через постановку и решение следующих исследовательских задач:
Проанализировать сущность и содержание лоббизма как социально-политического явления.
Выявить и четко определить цели и функции лоббистской деятельности в политике, ее позитивные и негативные характеристики.
Введение 3
Теоретические основы и общая характеристика политического лоббизма как явления 4
Структура лоббизма 6
Виды лоббизма 7
Достоинства и недостатки лоббизма 9
Лоббизм в современной России 11
Анализ лоббистского потенциала основных бизнес-объединений России 13
Заключение 16
Источники и литература 18
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Нижегородский институт управления
Факультет заочного обучения
Кафедра философии и политологии
реферат
По дисциплине «политологии»
на тему
«Лоббизм в российской политике»
Направление подготовки/ Специальность: Менеджмент
Выполнила: Студент II курса
Группы Мк-723
Гаранин И.А.
________________
Проверил:
Мозгунова Е.А.
________________________
«___» ____________ 2013 г.
Нижний Новгород
2013 г.
Оглавление
Введение 3
Заключение 16
Источники и литература 18
Введение
Политический лоббизм присутствует в политических системах всех стран, независимо от характера политического режима, политической культуры и исторических традиций. Обладая значительным политическим, экономическим и организационным потенциалом, лоббизм оказывает весомое влияние на политический процесс современных государств.
Политический лоббизм, существование которого в СССР не признавалось, на современном этапе постепенно приобретает "гражданские права". Об этом свидетельствует развитие в нашей стране демократии и гражданского общества, активизация деятельности групп интересов и общественных объединений, пытающихся все активнее влиять на решения, принимаемые органами государственной власти. Политический лоббизм становится значимым атрибутом политического процесса и социально-экономической жизни. Лоббизм, как сложное междисциплинарное явление, вызывает глубокий интерес среди политологов, социологов, правоведов, экономистов, философов, историков, психологов.
Перед данным исследованием поставлена следующая основная цель: проанализировать сущность, содержание политического лоббизма, многообразные варианты его проявлений, а также дать характеристику состояния института политического лоббизма в России.
Достижение поставленной цели осуществлялось через постановку и решение следующих исследовательских задач:
Исследовать политический лоббизм
в России, раскрыть его ключевые характеристики.
1. Теоретические
основы и общая характеристика политического
лоббизма как явления
Лоббистами в XIX веке называли просителей, приходивших в государственные учреждения. Тогда считалось, что допускать таких людей в залы заседаний — туда, где принимаются законы, нельзя, поэтому они не могли пройти дальше холлов и приемных, т. е. кулуаров (lobby в переводе с англ. — кулуары).
Позже оно перекочевало в парламент, конкретно - в палату общин Англии. Только в начале XIX в., уже в США, слово "лоббизм" получило близкое к сегодняшнему значение. Лоббистами там именовали людей, пытавшихся путем воздействия на депутатов конгресса добиться принятия либо отклонения законопроекта.
Современный энциклопедический социологический словарь характеризует лоббизм как раз с этих позиций. Понятие «лоббизм» можно охарактеризовать следующим образом: лоббизм — это деятельность юридических и физических лиц в отношении органов власти с целью оказания влияния на интенсивность и вектор выполнения последними своих полномочий.1
Само по себе неформальное влияние на власть с целью получения различных преференций, оказания влияния на принятие решений, существует столь же давно, сколь и сама власть. Везде, где существовал доминирующий политический актор, другие политические игроки пытались оказывать влияние на него в своих интересах. Достаточно вспомнить русскую историю времен Золотой Орды, когда князья боролись за ярлык от ханов. Александр Невский, например, завел дружбу с сыном Батыя и жаловался через него хану на своего собственного брата, который недоплачивал татарам дань.
Методы такого влияния всегда зависели от специфики устройства и приоритетов самой власти. Фактически эти методы сводятся к включению в сеть доверия властных фигур и снабжению их информацией для принятия того ли иного решения. Первые и наиболее известные лоббисты в Штатах нередко держали дорогие рестораны, где создавался круг неформального общения вокруг депутатов Конгресса и сенаторов.
В общественном сознании лоббизм нередко имеет негативное значение, близкое к представлениям о коррупции. Чуть ли не единственными методами лоббизма в этом случае считаются прямой подкуп, незаконное давление на представителей власти, взяточничество. Однако это представление искажает суть лоббизма.
Лоббизм сегодня - вопреки обыденным представлениям - не только закулисный подкуп, но и система аргументации, механизм подготовки, консультирования, содействия принятию соответствующих законов, участия в других социально-конструктивных актах и др.
Лоббизм чаще всего преследует экономические цели, но поскольку только ими не ограничивается, то по степени влияния на принятие тех или иных политических решений, несомненно, приобретает политический характер.
Основа лоббизма - та или иная социальная, политическая, этническая или какая-либо другая группа, движение. Частично механизм лоббирования находится под контролем, но сама природа этого феномена исключает возможность полного контроля.
Существование лоббистских организаций обычно не связано с усложнением парламентских и правительственных структур, с дополнительными нагрузками на бюджет. Лоббистские организации - частный институт. Они существуют при парламенте, вокруг парламента или правительства, но в организационном плане совершенно независимы. Как правило, они находятся на полном финансовом самообеспечении.
Одной из проблем лоббизма в массовом представлении считается то, что он искажает работу политической системы, заставляя ее действовать в частных, а не общественных интересах.
1.1. Структура лоббизма
В политическом лоббизме, как и в любом другом виде деятельности, присутствуют субъекты и объекты воздействия. Объектами воздействия, как правило, выступают органы законодательной, исполнительной, судебной властей и их должностные лица, работники аппаратов органов власти и т. д.
Степень влияния лоббистов на органы государственной власти зависит от сложившихся в стране правовых норм и политической практики. В авторитарных государствах при отсутствии парламента или исполнении им сугубо номинальных функций усилия лоббистов направляются на сотрудничество с правительством или главой государства. В странах, где полномочия исполнительной власти в сфере законотворчества ограничены, лоббирование ведется, как правило, на парламентском уровне.
В России в разработанном Госдумой законопроекте "О регулировании лоббистской деятельности в Федеральных органах власти" к объектам политического лоббизма относятся как органы законодательной, так и исполнительной власти.
Субъектами лоббистской деятельности являются физические и юридические лица. В США - это физические и юридические лица, в ФРГ - только юридические лица, в России (согласно пока непринятому законопроекту) - лишь физические лица, действующие "от имени и в интересах конкретных клиентов".
В реальности можно констатировать, что в российском политическом "истеблишменте" уже появились различные организации, партии, группы (объединения) граждан или отдельные граждане, а также должностные лица и чиновники, которые оказывают влияние в выгодном им плане на законодательные (представительные) и исполнительные органы федеральной государственной власти, включая Президента и Председателя Правительства Российской Федерации и их ближайшее окружение.2
1.2. Виды лоббизма
Лоббизм может проявляться в разных сферах и иметь соответственно различные виды. Например, в зависимости от того, в какой ветви власти решается вопрос, можно выделить законодательное, исполнительное и судебное лоббирование. Так как именно эти власти принимают стратегические и долгосрочные решения, поэтому они являются основной мишенью для лоббистов.
По мнению специалистов чаще всего лоббирование в Российской Федерации осуществляется в органах исполнительной власти. Это связано с тем, что кардинальные вопросы в нашей стране законодательной властью пока еще решаются редко. Фактически это происходит через президентские указы и постановления Правительства, которые играют доминирующую роль в системе правового регулирования и имеют прямое действие.
В зависимости от того, на каком уровне власти происходит лоббирование, оно может классифицироваться на федеральное (в системе высших органов государственной власти) и местное (осуществляется в республиканских, краевых, областных органах).
В зависимости от того в чью пользу решается вопрос, лоббирование может подразделяться на следующие разновидности:
Предмет лоббизма - это то, ради чего осуществляется лоббистское давление, проводится лоббистская кампания и пр. Согласно самой распространенной классификации существуют следующие предметы лоббирования:
1.3. Достоинства и недостатки лоббизма
Достоинства лоббизма: