Лоббизм в российской политике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 00:51, реферат

Описание работы

Перед данным исследованием поставлена следующая основная цель: проанализировать сущность, содержание политического лоббизма, многообразные варианты его проявлений, а также дать характеристику состояния института политического лоббизма в России.
Достижение поставленной цели осуществлялось через постановку и решение следующих исследовательских задач:
Проанализировать сущность и содержание лоббизма как социально-политического явления.
Выявить и четко определить цели и функции лоббистской деятельности в политике, ее позитивные и негативные характеристики.

Содержание работы

Введение 3
Теоретические основы и общая характеристика политического лоббизма как явления 4
Структура лоббизма 6
Виды лоббизма 7
Достоинства и недостатки лоббизма 9
Лоббизм в современной России 11
Анализ лоббистского потенциала основных бизнес-объединений России 13
Заключение 16
Источники и литература 18

Файлы: 1 файл

Реферат. Политолия. Лоббизм.docx

— 44.88 Кб (Скачать файл)

 

Недостатки лоббизма:

  1. лоббизм может стать инструментом приоритетного удовлетворения иностранных интересов в ущерб интересам государственным, т.е. реализоваться подчас как “непатриотическое” средство;
  2. он выступает иногда проводником неправового воздействия (давления) на государственные органы, здесь уже надо говорить о преступных видах лоббизма (взяточничестве, коррупции и т.п.), которые “подтачивают” фундамент власти;
  3. может служить фактором развития и защиты ведомственности, местничества, национализма и т.п., усиливать крайние формы удовлетворения “специальных интересов”;
  4. лоббизм таит в себе немалую опасность “размывания” народовластных устоев общества, превращения демократических институтов в мощный инструмент отдельных властных групп;
  5. лоббистские мероприятия в определенных условиях могут проявляться в форме социальной несправедливости (как показывает социальная практика некоторых западных государств, результативность лоббизма большого бизнеса, благодаря финансово-материальным возможностям, гораздо выше, чем других субъектов, что может дестабилизировать обстановку, дисбалансировать интересы социальных групп, содействовать росту напряженности в обществе);
  6. лоббизм зачастую блокирует действительно нужные управленческие решения, препятствует удовлетворению общественно ценных интересов, сопутствуя осуществлению интересов чиновничьих;
  7. лоббизм иногда существенно мешает стабильной и оперативной государственной политике, ибо может быть направлен, например, на постоянное перераспределение бюджета, на усиление позиций одной ветви власти при одновременном ослаблении другой и т.п.;
  8. лоббизм может использоваться и в более “прозаичных” целях – как инструмент обогащения отдельных слоев, элит.

2. Лоббизм  в современной России

Тема лоббизма в политической сфере современной Российской Федерации является далеко не новой, как никак, прошло уже более 20 лет с начала кардинальных преобразований во всех без исключения сферах общественной жизни, но и сейчас к ней проявляется постоянный, острый и, можно даже сказать, скандальный научный интерес.

Будучи одним из элементов политических отношений и политических систем современных государств, лоббизм не существует сам по себе. В конкретном плане лоббизм - это форма, в которой реализуется политическое представительство интересов. Характер и особенности лоббизма, в той или иной стране, всегда определяются, прежде всего, историческим и политическим контекстом, в рамках которого он функционирует. Что касается современного российского лоббизма, то он несёт на себе печать как недалекого нашего прошлого, так и быстро меняющегося настоящего и представляет собой развивающийся, "совершенствующийся" феномен.

Весьма основательным, распространенным и эффективным является лоббизм деловых кругов России, который свидетельствует о их выходе на уровень реализации политических функций, о их непосредственном участии в решении весьма ответственных государственных задач.

До последнего времени это общественно-политическое явление в России существовало в не самом лучшем варианте — в виде лоббизма "дикого", никем и ничем не контролируемого. Не будучи профессиональными политиками, многие депутаты Федерального Собрания, в группах и поодиночке, как представители различных предприятий, ассоциаций, политических объединений, откровенно отстаивали и активно отстаивают интересы последних. Всё это вовсе не способствует стабильности развития общества, а провоцирует злоупотребления со стороны чиновников, должностных лиц и сообщения об этом нередки на страницах прессы.5

К примеру, в общественном мнении россиян (по данным ВЦИОМ) проблемы скрытого лоббизма, коррупции в высших эшелонах власти в 2001 г. вошли в десять важнейших событий года. При этом отмечается, что ставки в конкурентной политической борьбе очень высоки. Лоббирование переноса выборов в интересах тех, кто еще несколько лет хотел бы оставаться у власти. Упрочение своего политического (властного) статуса позволяет трансформировать политические амбиции в финансовые дивиденды. Так, по оценкам экспертов, принятие Закона о нефти и газе, соответствующего стандартам открытой конкуренции, откроет приток в ближайшие годы в российскую экономику до 5 млрд. долларов, что делает крайне заманчивым лоббирование определенных кругов.

Результаты криминального отстаивания подобных интересов весьма болезненны и трагичны для общества. По мнению представителей МВД, ежегодно в России совершается до 1,5 тыс. заказных убийств, правда в большинстве случаев доказать это не удается .

Но все же, к понятию "лоббизм" российское общество, волей неволей, начинает привыкать. Переломным, знаковым, в этом отношении, можно считать 1995 год, когда кратно возросло количество публикаций, в том числе в стенах самой Государственной Думы, и собственно аналитического материала посвященного данной теме, возможно потому что он предшествовал году президентских выборов. Эта категория всё чаще используется в современном российском политическом словаре, достаточно проанализировать выступления ведущих политиков и бизнесменов, но отношение к ней пока во многом остаётся достаточно осторожным. Это связано, прежде всего с тем, что закулисная политика, встречные услуги, теневое влияние, "телефонное право", комплектование аппарата "своими людьми" и т.д. - эти и подобные термины характеризовали, да и сегодня во многом определяют, российскую политико-правовую практику. Люди связывают её прежде всего со взятками, коррупцией, преступными группировками и т.п.

2.1. Анализ лоббистского потенциала основных

бизнес-объединений России

Анализируя позитивный потенциал развития лоббизма в России, следует, подробнее остановиться на возможностях отечественных лоббистских структур по его реализации.

С одной стороны, ряд отраслевых ассоциаций товаропроизводителей и профсоюзов показали свою несостоятельность в решении задач по защите интересов различных поддерживающих их групп общества, что в очередной раз было подчеркнуто Экс-президентом РФ В. В. Путиным на VI съезде Федерации независимых профсоюзов России в 2006 году.

Так, в настоящее время приходится констатировать тот факт, что в России отсутствует лоббистская организация или объединение, которое ставило бы своей основной целью интеграцию отраслевых промышленных союзов и отстаивание их интересов в органах государственной власти. В этом одна из основных причин слабости российских некоммерческих объединений в сфере промышленности.

В условиях предстоящего вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) ни одна из существующих лоббистских организаций не взяла на себя решение задач по проведению анализа последствий от вступления ВТО для отдельных секторов экономики, доведения до органов государственной власти согласованных предложений отраслей производства. В развитых странах мира подобные функции выполняют отраслевые союзы. В этом плане показателен пример США, где отраслевые объединения представляют интересы всей отрасли в целом, задавая вектор развития для всего сектора экономики. В России же существует иная практика, при которой каждая крупная компания занимается продвижением лишь своих частных интересов, что приводит к ослаблению позиций российских товаропроизводителей, как за рубежом, так и на внутреннем рынке, создавая неоправданную конкуренцию между ними.

На первый взгляд может показаться, что роль защитника отраслевых союзов в органах государственной власти нашей страны играет Российский Союз промышленников и предпринимателей (РСПП). Действительно, РСПП является авторитетной организацией и теоретически она способна поддерживать отраслевые союзы. Однако на практике этого не происходит, поскольку предпринятая в 2000 году попытка вовлечения «олигархов» в работу РСПП и согласования интересов всех его членов на демократических принципах, подготовки единого мнения каждой отрасли по ключевым вопросам экономической политики не удалась. В РСПП начал действовать принцип «олигарх-отрасль», при котором тот или иной наиболее крупный отраслевой бизнесмен, входящий в бюро правления РСПП, приобретает право доведения до органов государственной власти позиции своей отрасли. При таком подходе государство не имеет возможности услышать мнение других представителей отрасли, которое в ряде случаев отличается от позиции крупного бизнеса и отражает специфику интересов среднего и малого уровня производства. На встречах с Президентом и Правительством РФ РСПП выражает интересы не отраслевых союзов, а лишь отдельных представителей финансово-промышленных групп. Отраслевые союзы и ассоциации в РСПП утратили какое-либо влияние, и поэтому Союз не может рассматриваться в качестве консолидирующей их структуры.

С другой стороны, на роль объединения отраслевых союзов товаропроизводителей вполне может претендовать Торгово-промышленная палата (ТПП) РФ. Она уже играет особую роль в системе представительства интересов общественных групп и является единственным объединением предпринимателей, действующим на основании специального закона РФ «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации».

В 2011 году по поручению В.В. Путина было организовано Агентство стратегических инициатив (АСИ) и должно помочь важным социально-экономическим проектам.

«Чтобы отобранные АСИ проекты реализовывались, следует создать рабочие группы из сотрудников АСИ, так называемых офицеров управления проектами, а также представителей власти, бизнеса и экспертов. Эти группы станут инструментом «продвижения проекта от начала и до конца».

По словам В.В. Путина, эти функции можно возложить на руководителя АСИ или одного из его замов. «Функция офицера связи должна заключаться в том, чтобы поддерживать постоянный хороший контакт между агентством и участниками конкурсов — действующих, сегодняшних и будущих — и министерствами и ведомствами».

Офицеры АСИ будут устранять барьеры на пути проекта. Они займутся лоббированием отобранных проектов, взаимодействуя с министерствами и ведомствам. Но закон о лоббизме не нужен, уверен он: просто нужно заставить чиновников работать. Подобный закон есть в США, в России было несколько попыток принять такой акт.

Премьер своим заявлением пролоббировал проекты лучше любого офицера. Рабочие группы с участием офицеров и чиновников действительно нужно создавать, отмечает он: без помощи федеральной и региональной власти никакую крупную инициативу не реализуешь. Большинству проектов АСИ скорее всего будет даваться зеленый свет, им нужно будет помогать в приоритетном порядке, считает чиновник.

Если лоббирование происходит по процедурам, которые регулируются законом, то ничего страшного в этом нет. Но в России такого акта нет, поэтому есть риски коррупции: «А должно быть четко понятно, кто может заниматься лоббированием, к какому должностному лицу он может обращаться и какова ответственность обоих». Закон обычно описывает устоявшиеся правила игры, а в России их нет, потому и провалились попытки принятия закона. Но появляются новые инструменты цивилизованного лоббизма, например АСИ, и, возможно, к теме принятия закона скоро вернутся, надеется он.»6

Заключение

Согласно проекту Закона Госдумы "О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти". лоббист - независимое юридическое или физическое лицо, осуществляющее свою деятельность от имени и в интересах иных организаций. В качестве лоббистов не могут выступать депутаты парламента. выборные должностные лица Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, административно-территориальных единиц, органы и должностные лица исполнительной власти Российской Федерации.

Формами и методами лоббистской деятельности в Российской Федерации признаются:

  • представление в федеральные органы государственной власти проектов законов, указов, распоряжений, постановлений и других нормативных актов, документов и информационных материалов, касающихся полномочий соответствующих органов государственной власти;
  • участие в обсуждении комитетами и комиссиями Федерального Собрания, органами исполнительной власти законопроектов, документов и материалов, указанных выше;
  • устные и письменные контакты с депутатом, должностным лицом федеральных органов государственной власти по поводу интересов физического лица или организации, в пользу которых осуществляется лоббистская деятельность;
  • экспертиза проектов законов и иных нормативных актов федеральных органов государственной власти с предоставлением последним результатов экспертизы в том случае, если она осуществляется не по запросам этих органов.

Официальное признание института лоббизма в России способствовало бы в определенной степени оптимизации социально-экономического развития страны, стабильности общества.

Главное достоинство лоббизма заключено в создании легитимных возможностей участия в выработке и принятии решений как наиболее заинтересованных общественных групп, так и высококомпетентных специалистов.

Юридически четко регламентируемая система лоббизма может в значительной степени способствовать:

  • обеспечению гласности и предсказуемости политических процессов;
  • цивилизованному ограничению сфер деятельности аппарата государственной власти (сделает его более открытым для контроля со стороны общества, уменьшит возможность волевых решений);
  • расширению круга активных участников политического процесса, что может благоприятно сказаться на развитии гражданского общества в целом;
  • контролю взаимодействия частных интересов и органов власти, созданию дополнительных преград на пути коррупции'.

Переход в России от "дикого", стихийного, криминального лоббизма к цивилизованным отношениям, нормальной лоббистской деятельности, несомненно, благоприятствовал бы стабилизации общества.

Информация о работе Лоббизм в российской политике