Лоббизм в США и Западной Европе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 11:03, реферат

Описание работы

Лоббизм как бы дополняет конституционную систему демократического представительства, позволяя участвовать в принятии и реализации политических решений тем группам, которые не имеют другой такой возможности. Поскольку парламент формируется по территориальным округам и партийным спискам, огромное количество самых разнообразных общественных групп, каждая со своим особенным интересом, не может его, свой интерес, артикулировать, выставляя собственных депутатов. Вместе с тем, ее интерес может быть узко партикулярным, так и иметь большое общественное значение.

Файлы: 1 файл

Лоббизм в США и Западной Европе - копия.doc

— 75.00 Кб (Скачать файл)

В Германии, которая  является ярким представителем стран  с европейской (или континентальной) моделью лоббизма, нет единого федерального закона о лоббистской деятельности. Ее регулируют ряд нормативно - правовых актов. Среди них наиболее важным и значимым можно считать “Единое положение о федеральных министерствах”. Согласно этому документу, министерства имеют право привлекать к работе над законопроектами вневедомственных экспертов, консультантов и иных представителей “заинтересованных профессиональных кругов”. “Положение” наделяет руководство министерства правом организовывать по мере надобности на временной или постоянной основе различные совещательные органы для решения своих внутренних задач в процессе подготовки законопроектов. Следует упомянуть “Регламент деятельности германского Бундестага”, который предусматривает возможность проведения в парламентских комитетах публичных слушаний “экспертов и представителей интересов”. Из этого пункта Регламента не вытекает непременное и неотъемлемое право лоббистов присутствовать на этих публичных слушаний. В конечном счете, каждый комитет полномочен решать, кого из представителей надо заслушать.

В 1972 году был  принят закон, предусматривающий обязательную публикацию в специальном издании  так называемого “лоббистского  списка” - перечня различных союзов, объединений и их персональных представителей, желающих получить официальный доступ к парламенту и федеральному правительству. За выполнением законодательных норм в Германии следят строго, однако как показывает практика, в этом случае общее правило не работает. В такой сложной сфере общественной жизни, как политическая, сложно определить ту тонкую грань, которая отделяет дозволенное от недозволенного. Известно, что открытые слушания в комитетах Бундестага зачастую бывают лишь показными мероприятиями для общественности, а все ключевые вопросы уже решены заранее, в кулуарах. Характерным для европейских стран является существование этических кодексов лоббистов. Согласно немецкому кодексу поведения лоббистов, лоббист должен:

  • быть носителем знаний;
  • восполнять недостаток информации: у чиновников и парламентариев, если они получают информацию от лица, представляющего чьи-либо интересы, должно сложиться впечатление, что они кое-что изучают дополнительно и узнают больше, чем прежде;
  • создавать опережение информации;
  • сокращать пути передачи информации;
  • быть всегда на месте: лоббист должен быть по возможности, как можно ближе к “эпицентру событий”;
  • начинать действовать как можно раньше: лобби не должно терять времени, оно должно заранее знать, что происходит, и немедленно начинать действовать;
  • работать превосходно и осторожно: лобби лишь в том случае работает превосходно, если учитывает последствия для общества в целом и в частности для групп, интересы которых он представляет;
  • представлять интересы надо с политической осторожностью, требовать в меру: лицо, представляющее чьи-либо интересы, должно сдерживать свой инстинкт, выдвигать требования и высказывать пожелания, оно не может требовать все время и уж тем более должно требовать многого;
  • завоевывать доверие: лоббист, начинающий работать в столице Федерации, должен пользоваться таким доверием, чтобы его выслушивали с интересом и внимательно;
  • лица, представляющие чьи-либо интересы должны остерегаться говорить об одном и том же по-разному;
  • вести себя очень осторожно, не заниматься надувательством: ничто не может быть более опасно для лоббиста, чем пытаться достигнуть цели с помощью трюков и обмана;
  • быть уверенным в себе и иметь чувство собственного достоинства;
  • соблюдать нейтралитет по отношению к политическим партиям;
  • уметь заверить группы, созданные на основе общности интересов в том, что лоббисты хотят предложить точную объективно обоснованную помощь;
  • уметь убеждать общественность: без поддержки общественного мнения лицам, представляющим чьи либо интересы, было бы трудно вникнуть в процесс решения важных политических вопросов;
  • работать незаметно;
  • изредка оказывать знаки внимания: в столице сложно делать подарки и оказывать знаки внимания, необходимо знать что разрешено, а что нет; хотя и предусмотрены накладные расходы, но он должен проявлять при этом крайнюю скромность.

Этот кодекс подчеркивает, что компетентность лоббиста превыше всего. Кто имеет более  убедительные аргументы и выделяется компетентностью в данном вопросе, творческим подходом и, если это возможно, исключительностью, тот закрепляет свои позиции и показывает себя на деле как лоббист. Высказывание пожеланий лица, представляющего чьи-либо интересы, будь то в письменной или устной форме, должно быть сформулировано содержательно и точно. Лоббист не должен произносить самое важное в неподходящий момент.

Заключение

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что  основное отличие двух сложившихся  в мире моделей лоббизма заключается  в способе их регулирования. В Соединенных Штатах Америки существует четкое правовое регулирование лоббизма, существуют специальные законы, регулирующие эту сферу деятельности. В большинстве европейских государств нет такого прямого регулирования лоббизма, эта деятельность регулируется косвенно такими нормативными актами, как “Регламент Бундестага” и закон “О федеральных министерствах” и так называемыми этическими кодексами, выполнение которых добровольное. У каждой из этих моделей есть свои преимущества и недостатки. Несомненным преимуществом американской модели можно назвать четкое регулирование этого вида деятельности, отсутствие разночтений. Однако понятно, что таким образом можно регулировать только прямой лоббизм, а более эффективный непрямой остается вне внимания законодателей. Необходимо также заметить, что законодательство меняется очень медленно, это длительный процесс, сопряженный с официальными мероприятиями. С этой точки зрения европейский вариант регулирования лоббизма кажется более реалистичным. Провозглашая добровольность исполнения норм этических кодексов, специалисты тем самым, очерчивают круг профессиональных лоббистов. Исполнение норм этических кодексов становится делом профессиональной чести для каждого специалиста.

 

Библиографический список

1. Иностранное конституционное  право / Под ред. В. В. Маклакова.  – М., 1997 г.

2. Конституционное право  зарубежных стран. Учебник для вузов / Под общ. Ред. члена-корр. РАН, проф. М. В. Баглая, доктора юридических наук, проф, Ю. И. Лейбо и доктора юридических наук, проф. Л. М. Энтина. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2001 г.

3. Мишин А. А. Государственное право США. – М., 1998 г.

4. Правительство, министерства  и ведомства в зарубежных странах.  – М., 1998 г.

5. Соединенные  Штаты Америки: Конституция и  законодательные акты. – М., 1996 г.


Информация о работе Лоббизм в США и Западной Европе