Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 12:44, реферат
Вместе с реформами российского общества все больше и больше входят в нашу политическую жизнь явления, объективно присущие демократическим процессам, выступающие их характерным признаком. Среди таких явлений можно выделить и лоббизм, являющийся неотъемлемой составной частью политической и правовой жизни России.
Введение 3
Сущность лоббирования в политической деятельности 4
Виды лоббизма 4
Достоинства лоббизма 5
Недостатки лоббизма 6
Лоббизм в современной России 6
Использование общественных объединений 8
Заключение 10
Список литературы 11
ИАТЭ НИЯУ МИФИ
ФАКУЛЬТЕТ КИБЕРНЕТИКИ
по курсу теория социально-политических отношений на тему:
«Лоббизм»
Ермаков Алексей Александрович
Обнинск 2011г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Заключение 10
Список литературы 11
ВВЕДЕНИЕ
Вместе с реформами российского общества все больше и больше входят в нашу политическую жизнь явления, объективно присущие демократическим процессам, выступающие их характерным признаком. Среди таких явлений можно выделить и лоббизм, являющийся неотъемлемой составной частью политической и правовой жизни России.
Лоббизм как полноценный институт появляется тогда, когда уже существуют два необходимых условия: большое многообразие интересов в обществе, возникающее вследствие его социальной дифференциации, расслоения; расширение доступа к власти на основе политического плюрализма, что характерно, прежде всего, для демократических режимов.
В связи с тем, что власть объективно не в состоянии удовлетворить одновременно и наиболее полно все интересы сразу, возникает проблема очередности, приоритета осуществления тех или иных интересов. Отсюда закономерно стремление различных групп и слоев общества воздействовать на поведение государства с целью переориентации политики в свою пользу, стимулировать его, принимать выгодные для себя управленческие решения.
Итак, лоббизм – это совокупность целенаправленных усилий по оказанию влияния на процесс принятия государственных решений в целях отстаивания групповых или индивидуальных интересов.
При определении термина «лоббизм» нужно выделить еще несколько общих характеристик, которыми он обладает:
Из всего вышесказанного ясно, что «лоббизм», кроме сложности и емкости, понятие достаточно широкое. Он разнообразен, а процесс его формирования различен, но при этом существуют объективные универсальные правила формирования лоббизма.
Процесс формирования и стадии лоббизма можно описать так:
Лоббизм зародился в XVI веке... в монастырях. Именно этим словом - lobby (кулуары, коридор) называли там площадки для прогулок. Позже оно перекочевало в парламент, конкретно - в палату общин Англии, и тоже означало место для прогулок. Только в начале XIX в., уже в США, слово "лоббизм" получило близкое к сегодняшнему значение. Лоббистами там именовали людей, пытавшихся путем воздействия на депутатов конгресса добиться принятия либо отклонения законопроекта.
Современный энциклопедический социологический словарь характеризует лоббизм как раз с этих позиций. Лоббисты, указывается в нем, - это влиятельные дельцы и политики, стремящиеся оказать нажим на законодателей с целью отстоять выгодный определенным группам законопроект. Зачастую они не гнушаются никакими средствами: "ты мне, я тебе", "благодарности в конверте", и подобные методы. В США, напр., почти по каждой законодательной инициативе создаются группы доверенных лиц, которые действуют в кулуарах конгресса. В то же время лоббизм - это и постоянная деятельность хорошо финансируемых профессиональных "толкачей". Они имеют в столицах свои штаб-квартиры, штаты сотрудников, в основном юристов и крупных отставных чиновников, генералов, хорошо разбирающихся в механизме реализации политических решений, сохранивших тесные контакты с их бывшими ведомствами. Они внимательно следят за тем, чтобы в законодательных органах не проходили законопроекты, которые повредили бы интересам их патронов - промышленным корпорациям, военным концернам, финансовым группам, организациям крупных фермеров и т.п.
Лоббизм может проявляться в разных сферах и иметь соответственно различные виды. Например, в зависимости от того, в какой ветви власти решается вопрос, можно выделить законодательное, исполнительное и судебное лоббирование. Так как именно эти власти принимают стратегические и долгосрочные решения, поэтому они являются основной мишенью для лоббистов.
По мнению специалистов чаще всего лоббирование в Российской Федерации осуществляется в органах исполнительной власти. Это связано с тем, что кардинальные вопросы в нашей стране законодательной властью пока еще решаются редко. Фактически это происходит через президентские указы и постановления Правительства, которые играют доминирующую роль в системе правового регулирования и имеют прямое действие.
В зависимости от того, на каком уровне власти происходит лоббирование, оно может классифицироваться на федеральное (в системе высших органов государственной власти) и местное (осуществляется в республиканских, краевых, областных органах).
В зависимости от того в чью пользу решается вопрос, лоббирование может подразделяться на следующие разновидности:
Предмет лоббизма – это то, ради чего осуществляется лоббистское давление, проводится лоббистская кампания и пр. Согласно самой распространенной классификации существуют следующие предметы лоббирования:
Многие исследователи лоббизма подчеркивает негативную сторону данного рода политической деятельности, уделяя основное внимание феномену «теневого» лоббизма. В значительной мере это объясняется генезисом самой лоббистской деятельности, субъекты которой – лоббисты – стали известны как лица, уже в начале ХIХ века предпринимавшие попытки повлиять на членов Конгресса США для того, чтобы добиться принятия или отклонения того или иного законопроекта. С точки зрения С.В. Боботова, лоббизм представляет собой род закулисной политики, направленной на законодателей, ее целью является отстаивание выгодного определенным группам законопроекта, а средством – давление, взятки и оказание встречных услуг.
Исторический опыт США показывает, что лоббизм является хорошо оплачиваемой деятельностью профессиональных «толкачей», которые имеют свои собственные лоббистские конторы с большим штатом сотрудников, состоящих в основном из юристов, отставных чиновников и генералов. Последние хорошо знакомы с процессом принятия государственных решений, осведомлены о его этапах и постоянно поддерживают связи с теми ведомствами, в которых ранее работали и служили. Лоббисты стремятся осуществлять контроль над тем, чтобы в Конгресс не проходили законопроекты, которые могут повредить интересам их клиентов.
Политическая практика
многих стран мира, в том числе
и России, служит подтверждением
указанных негативных
Так, зачастую лоббизм становится инструментом для удовлетворения лишь частных интересов самих групп давления, обладающих необходимыми финансовыми, организационными, материальными ресурсами для эффективного применения лоббистских технологий. Поэтому небезосновательно лоббизм характеризуется как «существование мощных групп людей у власти, предпринимающих все возможные меры для перераспределения материальных ресурсов и благ в свою пользу».
Нередко лоббизм выступает
инструментом внеправового