Лоббизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 12:44, реферат

Описание работы

Вместе с реформами российского общества все больше и больше входят в нашу политическую жизнь явления, объективно присущие демократическим процессам, выступающие их характерным признаком. Среди таких явлений можно выделить и лоббизм, являющийся неотъемлемой составной частью политической и правовой жизни России.

Содержание работы

Введение 3
Сущность лоббирования в политической деятельности 4
Виды лоббизма 4
Достоинства лоббизма 5
Недостатки лоббизма 6
Лоббизм в современной России 6
Использование общественных объединений 8
Заключение 10
Список литературы 11

Файлы: 1 файл

Мой реферат.doc

— 120.00 Кб (Скачать файл)

Кроме того, сложные экономические и политические условия жизни в модернизирующемся обществе способствуют формированию скрытых, нетранспарентных механизмов принятия политических и управленческих решений. Совпадение экономических и политических интересов отдельных социальных групп приводит к тому, что лоббистские технологии используются в узкогрупповых интересах, а это, в свою очередь, ведет к развитию неформальных, теневых технологий воздействия на государственную власть.

В этой связи основными задачами законодательного регулирования лоббизма становятся выработка действенных механизмов, сдерживающих узкокорыстные устремления лоббистских групп и представляющих в равной степени интересы всех социальных групп.

Наряду с подходом, концентрирующим свое внимание на негативных аспектах деятельности групп давления, существует и более взвешенная, нейтральная точка зрения исследователей на лоббизм.

Так, например, лоббизм понимается как система и практика реализации интересов различных групп (союзов и объединений) граждан путем организованного воздействия на законодательную и административную деятельность государственных органов.

Сходная трактовка предлагается и Д. Султановым, рассматривающим лоббизм с юридической точки зрения как многоплановое взаимодействие (участие) граждан, их групп, общественных объединений, организаций, предприятий или отдельных лиц, специализирующихся на лоббистской деятельности, других субъектов правоотношений с органами государственной власти с целью оказания влияния на принятие необходимых им (или их доверителям) единичных решений (законодательных актов, административных, политических и иных официальных решений) и (или) для постоянного отстаивания своих интересов или интересов доверителей.

Более широкое содержание в понятие лоббизма вкладывает М.В. Бятец. Он определяет лоббизм как систему приемов и практику реализации интересов различных групп граждан путем воздействия на органы государственной власти.

Наконец, по мнению В.П. Воротникова и М.Г. Анохина, лоббизм есть воздействие различных групп и организаций на органы государственной власти с целью добиться от них выгодных данным группам решений.

Лоббизм как основная форма деятельности групп интересов носит не только отрицательный, но и положительный характер. Тем не менее, позитивная сторона лоббизма в определениях остается фактически не раскрытой. Позитивный потенциал лоббизма заключается в том, что этот институт отношений органов государственной власти и управления, с одной стороны, и социума, с другой, способствует становлению и развитию плюралистической модели демократии и рыночных отношений в обществах переходного периода.

Институциональное становление лоббизма способствует обеспечению эффективного взаимодействия государственной власти и общества, когда влияние на динамику политического процесса оказывает все большее количество социальных групп. Кроме того, лоббизм призван усилить управленческую, распределительную и иные функции институтов власти. При этом необходимо иметь в виду, что важнейшим условием проявления лоббизмом своих позитивных качеств выступает политическая, экономическая и духовная стабильность в стране. В условиях же, когда кризис проявляется во всех сферах общественной жизни, лоббизм в большинстве случаев становится инструментом удовлетворения узкопартийных потребностей.

 

  1. Использование общественных объединений

Общественные организации являются активным игроком на поле взаимодействия бизнеса и власти в частности в России. При этом особый интерес для бизнеса как инструмент лоббизма представляют деловые ассоциации. Специалист по лоббизму должен не просто формировать диалог власти и бизнеса, а должен осуществлять общую систему взаимодействия в структуре: компания - бизнес-ассоциация - власть.

Для успеха некоторых лоббистских кампаний необходимо наличие институционально закрепленных условий для постоянного ведения диалога. Влияние одиночной фирмы на процесс институционального конструирования, если только это не гигант-монополист, - ничтожно. Решением этого противоречия является ассоциирование бизнеса, т.е. создание деловых ассоциаций, которые могут стать площадкой для переговоров власти и бизнеса. Бизнес в этом случае получает право на выражение консолидированной позиции, а власть приобретает уполномоченного участника переговорного процесса.

Основы создания предпринимательских объединений могут быть различными:

    • отраслевая основа (например, Лига содействия оборонным предприятиям);
    • территориальная основа (Сибирская международная ассоциация крупных, средних и малых предприятий);
    • по размеру предприятий (Российская ассоциация развития малого предпринимательства);
    • по гендерному признаку (Ассоциация женщин - предпринимателей России);
    • по политическим позициям (Российский союз промышленников и предпринимателей).

Достоинства использования в лоббистской деятельности деловых ассоциаций многогранны. Вне ассоциаций деловые проблемы решаются на индивидуальном уровне общения лоббистов компаний с чиновниками. Но этот алгоритм имеет ряд недостатков:

  • не всегда и не каждая компания в одиночку способна выйти на высокие этажи властной иерархии;
  • ротация чиновников прерывает каналы неформальных связей во властных учреждениях;
  • полномасштабная лоббистская деятельность является серьезным потребителем ресурсов в компании.

Деловые ассоциации создают такой механизм решения коммерческих проблем, при котором доступ к принятию властного решения не зависит от ресурсных способностей отдельной компании.

Другое преимущество ассоциаций - это возможность действовать на основе представления консолидированных интересов ее участников, т.е. придавать своему голосу большую значимость за счет достаточного веса ее членов.

Этот подход к решению деловых проблем связан с самим характером проблем. По мере преодоления переходного периода у бизнеса все более возрастает потребность в устойчивых и формальных правилах поведения, в предсказуемости и стабильности работы государственной власти. По сути, за ассоциациями закрепляется роль посредника в переговорах власти и бизнеса, что разворачивается для каждой из сторон в конкретный набор задач.

Вступившие в ассоциации фирмы ставят перед собой различные задачи. А именно: донести до властных органов истинное положение дел в данном секторе рынка, повлиять на принимаемые властью решения через создание авторитетного органа, играющего роль эксперта в процессе законотворчества. Появляется возможность довести до сознания власти контуры реально достижимой легальности, определить узкие места и дыры в законодательстве, формирующие соблазн теневого экономического поведения.

Ассоциация также дает возможность консолидироваться внутри профессионального сообщества, выработать общую позицию в диалоге с властью. Сам факт ассоциирования фиксирует новую ступень развития бизнеса, когда потребность в легализации становится не требованием власти, а условием развития компании. И, что немаловажно, в случае неудачи или невыгодного имиджа ассоциации удар принимает ассоциация как таковая, а члены компании остаются «в тени».

Но при всех этих плюсах ассоциации как инструменты лоббистской деятельности не свободны от недостатков. Минусы для компаний, использующих ассоциации как посредника для целей лоббизма, сводятся к тому, что в повестке работы ассоциации часто доминируют интересы крупных членов, тогда как именно групповое членство является решающим аргументом в диалоге с властью. В этом случае мелкие компании существуют для статистики и для придания ассоциации веса.

К тому же известны случаи, когда ассоциации специально создаются крупными отраслевыми лидерами для отражения своих интересов, т.е. ассоциация является лишь инструментом для достижения целей, а не реальным институтом гражданского общества.

Использование ассоциаций ведет также к необходимости для компаний-участников находить компромиссное решение, т.е. поступаться частью своих первоначальных планов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

(Каким может и должен стать лоббизм в России)

 

Согласно проекту Закона Госдумы "О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти" лоббист - независимое юридическое или физическое лицо, осуществляющее свою деятельность от имени и в интересах иных организаций. В качестве лоббистов не могут выступать депутаты парламента, выборные должностные лица Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, административно-территориальных единиц, органы и должностные лица исполнительной власти Российской Федерации.

Каждый лоббист обязан зарегистрироваться в специальном отделе Министерства юстиции и каждые полгода представлять туда отчет о своей деятельности.

Формами и методами лоббистской деятельности в Российской Федерации признаются:

  • представление в федеральные органы государственной власти проектов законов, указов, распоряжений, постановлений и других нормативных актов, документов и информационных материалов, касающихся полномочий соответствующих органов государственной власти;
  • участие в обсуждении комитетами и комиссиями Федерального Собрания, органами исполнительной власти законопроектов, документов и материалов, указанных выше;
  • устные и письменные контакты с депутатом, должностным лицом федеральных органов государственной власти по поводу интересов физического лица или организации, в пользу которых осуществляется лоббистская деятельность;
  • экспертиза проектов законов и иных нормативных актов федеральных органов государственной власти с предоставлением последним результатов экспертизы в том случае, если она осуществляется не по запросам этих органов.

Государственной Думой рассмотрен проект Закона, предусматривающий:

  • легализовать лоббистскую деятельность как законное, демократическое средство взаимодействия общества и власти;
  • создать законодательные предпосылки для очищения этой деятельности от противоправных, коррупционных действий;
  • оградить федеральные органы государственной власти от грубого и незаконного давления, содействовать повышению профессионализма и ответственности при выработке и осуществлении государственных решений;
  • предоставить общественности возможность знать, кто, что и как лоббирует в федеральных органах государственной власти, и контролировать этот процесс;
  • способствовать процессу осознания и организации интересов различных социальных групп и слоев;
  • предоставить возможность оказывать влияние на власть все более широкому кругу граждан России.

Официальное признание института лоббизма в России способствовало бы в определенной степени оптимизации социально-экономического развития страны, стабильности общества.

Главное достоинство лоббизма заключено в создании легитимных возможностей участия в выработке и принятии решений как наиболее заинтересованных общественных групп, так и высококомпетентных специалистов.

Юридически четко регламентируемая система лоббизма может в значительной степени способствовать:

  • обеспечению гласности и предсказуемости политических процессов;
  • цивилизованному ограничению сфер деятельности аппарата государственной власти (сделает его более открытым для контроля со стороны общества, уменьшит возможность волевых решений);
  • расширению круга активных участников политического процесса, что может благоприятно сказаться на развитии гражданского общества в целом;
  • контролю взаимодействия частных интересов и органов власти, созданию дополнительных преград на пути коррупции'.

Переход в России от "дикого", стихийного, криминального лоббизма к цивилизованным отношениям, нормальной лоббистской деятельности, несомненно, благоприятствовал бы стабилизации общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Бинецкий А.Э., Лоббизм в современном мире, Теис. Москва. 2004.
  2. Зяблюк Н. Лоббизм на весах демократии: зло или благо? // Российское обозрение. 1992. № 45.
  3. Марченко М.Н. //Политические теории и политическая практика развитых стран. М.,1992
  4. Шевырин В.М. Государственный Совет в России //Россия и современный мир. 1996. № 1 (10). С. 162—163.
  5. Васильев Т.В. лоббизм как форма политической деятельности : природа, функции, современные виды // Вестник Серия 12. Политические науки.2003 № 4

 

 

 


Информация о работе Лоббизм