Лоббизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 21:51, лабораторная работа

Описание работы

Лоббистская деятельность была сосредоточена в различных комитетах в регионах и при министерствах СССР. Процесс принятия решений был закрыт и основан на личных связях между различными руководителями ведомств. При этом деление лоббизма было основано на отраслевом принципе: военно-промышленная, топливно-энергетическая и агропромышленная отрасль. Фактически согласование интересов происходило в обход ЦК КПСС. Главенствующую роль играла номенклатура в ведомствах.

Файлы: 1 файл

самостоятельная 3.docx

— 41.10 Кб (Скачать файл)

Самостоятельная работа на тему: Институты представительства  Яковлев Сергей

Лоббизм

1.1. Проведите сравнительный  анализ национальных моделей  лоббизма, дайте им сравнительную  характеристику

Критерий

США

Канада

Япония

Великобритания

Германия

Франция

Наличие закона о лоббизме

Закон о лоббизме

Закон о лоббизме

Нет

Формально закона нет, существуют различные нормативы деятельности парламента

Формально закона нет, существуют различные нормативы деятельности парламента и министерств

Нет

Необходимость регистрации

Необходима

Необходима

Нет

Необходима

Лоббистами могут быть только юридические лица

Лоббизм нелегален

Необходимость отчётности

Доходы и расходы

Доходы и расходы

Нет

Доходы и расходы

Доходы и расходы

Нет

Связь с государством

Институционализирована, законодательная  и исполнительная власть.

Фактически отношения  на уровне равноправных.

Институционализирована, законодательная  власть

Местная власть

Парламент

Парламент и министерства.

Лоббизм не влияет на принятие решений. Только подготовка продукта.

Основная отрасль лоббирования

Различные отрасли.

Различные отрасли, культура.

Промышленность, инновации, банковский сектор

Промышленность

Промышленность

Промышленность и финансовый сектор.

Роль государства

Равноправные, партнёрские  отношения с лоббистами.

Не равноправные отношения, но не абсолютное главенство государства.

Главенство государства

Равноправные отношения

Равноправные отношения

Главенствующая роль государства


 

2.1. Дайте характеристику  развития лоббизма в конце  XIX – начале ХХ вв., в советский  период, в начале и середине 90-х  гг., а также в настоящее время

Лоббизм в конце 18 и в  начале 20 века

На рубеже XIX–XX веков можно  выделить ряд институтов, через которые осуществлялось взаимодействие власти и общества. Основные из них — это торговые съезды, предпринимательские союзы, совещательные организации (советы), биржи. Отношения с государством хоть были и не на равных, при этом зарождающая буржуазия была в состоянии эффективно представлять свои интересы. При этом отношения с государством были скорее партнёрскими, поскольку инструменты взаимодействия были цивилизованными и государство было заинтересованно в бесконфликтном развитии. Бизнес сообщество решало проблемы развития и решения ключевых проблем по отраслям.

Лоббистская деятельность в  годы советской власти

Лоббистская деятельность была сосредоточена в различных комитетах  в регионах и при министерствах  СССР. Процесс принятия решений был  закрыт и основан на личных связях между различными руководителями ведомств.

При этом деление лоббизма было основано на отраслевом принципе: военно-промышленная, топливно-энергетическая и агропромышленная отрасль. Фактически согласование интересов происходило в обход ЦК КПСС. Главенствующую роль играла номенклатура в ведомствах.

Лоббистская деятельность после  советского периода и до 2000-х годов

Социальная структура общества разрушилась и прежние институты взаимодействия государства и производства не действовали. Поскольку с появлением рыночной экономики общество разделилось на различные группы интересов и не могло довольно долго консолидироваться, лоббизм был распространён. Лоббистские отношения были неформальны и возможности лоббирования зависели от финансовых возможностей бизнеса и личных связей. При этом сфера деятельности была достаточно обширной. Это привело к главенству крупного капитала на федеральном и региональном уровне. Значение парламента для возможностей лоббирования была велика.

Лоббистская деятельность в 2000 года и по настоящее время

После прихода к власти В.В. Путина лоббирование заменилось корпоративными отношениями бизнеса и государства.

Корпоративизм

1.1. Дайте характеристику  основных черт корпоративизма

Корпоративизм - система представительства интересов, составные части которой организованы в несколько особых, принудительных, неконкурентных, иерархически упорядоченных, функционально различных разрядов, официально признанных или разрешенных (а то и просто созданных) государством, наделяющим их монополией на представительство в своей области в обмен на известный контроль за подбором лидеров и артикуляцией требований и приверженностей.

Основные черты корпоративизма:

Организованное представительство  – при корпоративизме представительство  имеет вид системы, которая охватывает довольно широкую отрасль. Ассоциации имеют иерархию и чёткие правила игры.

Монопольное представительство  – государство сокращает количество взаимодействующих субъектов в  определённой сфере до узко ограниченного  круга. При этом модель взаимодействия является довольно статичной.

2.1.Охарактеризуйте эволюцию  взаимоотношений государства и  бизнеса в Российской Федерации

После 90-х годов Россия перешла на уровень консолидации бизнес интересов и сращения капиталов  и производства в крупные финансово-промышленные группы. При этом государство стало  решающим актором в политической сфере и в сфере принятия политических решений, роль бизнеса сводится к консультативной функции при выработке решений (но не решающая рлль). При этом роль бизнеса всяческим образом принижается, поскольку после заключения социального договора – бизнес отказался от политической деятельности, в обмен на лояльность.

Политические  партии

1.1. Проанализируйте основные положения «железного закона олигархии» Р. Михельса.

Железный закон олигархии - в любом органе сообщества, возникшем  под влиянием разделения труда, возникает  по мере его консолидации собственный  интерес, интерес сам по себе и  для себя. Но существование собственного интереса в общем союзе включает в себя существование трений и  противоположность интересов по отношению к общему интересу. Более  того, в результате выполняемых ими  общественных функций различные  социальные слои объединяются и образуют органы, представляющие их интересы.

Надклассовая организация  включает в себя множество членов, при этом происходит процесс создания собственных интересов у этой организации, который противоречит общим интересам представителей. Тем самым организация приватизирует  представительство избирателей  и начинает действовать в своих  интересах.

Никто не может уклоняться от требований олигархов, ибо в этом случае он грешит против самого себя, своей  собственной воли, добровольно переданной представителю.

С чем связывает немецкий политолог формирование партийного вождизма?

Вождизм в партии возникает  в связи с различием образования  и компетенции, члены партии верят  в своего лидера и его способности. При этом лидер, как правило, может  быть независимым от партийной элиты  и иметь связь с электоратом. Так же на формирование вождизма влияет длительное нахождение у власти такого вождя, его возрастающая популярность имеет силу отдаляющую его от партии и от народа.

2.0. Сравните определения  политической партии М. Дюверже, Дж. Сартори и К. Джанды. Покажите их достоинства и недостатки.

Дюверже: Партии – это организации, которые во-первых, «стремятся прежде всего к захвату власти или к участию в ее отправлении» и, во-вторых, опираются на «поддержку широких слоев населения» в отличие от групп давления, «представляющих ограниченное число граждан с особенными или частными интересами».

Недостаток этого определения  – это не включенность систем с одной партией, где выборы не являются соревновательными и свободными. Так же не все партии участвуют в выборах ради получения мест, многие это могут делать для поддержания статуса партии. Так же не учтены партии, которые не имеют официального оформления и не признаются государством, но всё же существуют.

В доклассический этап существовали организации, которые можно назвать  партиями и они не опирались на массу. Они опирались на довольно узкую группу интересов.

Дж. Сартори: Партии - любая политическая группа, имеющая официальное название, участвующая в выборах и способная путем участия в выборах (свободных или несвободных) замещать государственные должности своими кандидатами.

Так же не учтена возможность  существования партий, которые не признаны официальными властями. Далеко не все официально зарегистрированные партии участвуют в выборах, и  представляю собой организацию  желающую заменить своими членами различные  места в государственной организации.

К.Джанда: Партия - организации, преследующей цель замещения правительственных должностей своими признанными представителями.

Многие партии не стремятся  заполучить места, например, заговорщические  организации можно назвать партией, но они не стремятся получить места.

2.1. Что понимается под  институционализацией партии? Какие  индикаторы используются для  описания уровня институционализации  партий? Какие факторы способствуют  успешной институционализации партий?

Институционализация — это  процесс, посредством которого партии упрочиваются, приобретают значение и устойчивость.

Индикаторы институционализации  партии:

  • степень материализации партии в общественном сознании – независимость от лидеров и проявление партии в значимых моделях поведения. Для того чтобы что-то совершить – нужна партия.
  • минимальная поддержка избирателей
  • минимальная продолжительность существования (участие в трёх общенациональных выборах)

Факторы способствующие успешной институционализации партии:

  • возникла ли партия из «центра», с тем чтобы потом проникнуть на «периферию», или, напротив, выросла из местных организаций, которые затем объединились в общенациональную организацию (ученый называет эти варианты, соответственно, «проникновением» и «диффузией»).
  • была ли партия с самого начала поддержана каким-то другим, уже существующим институтом, или она развивалась, опираясь лишь на собственные силы («внешняя» или «внутренняя» легитимация).
  • стоял ли у истоков партии харизматический лидер.

Успешные для институционализации: выросла из местных организаций, которые затем объединились в  общенациональную организацию, была ли партия с самого начала поддержана каким-то другим, уже существующим институтом, не было харизматического лидера.

2.2. Каким образом можно  определить проблемную ориентацию  политических партий?

Неструктурными проблемами, имеющими отношение к политическому  процессу на общенациональном уровне, и структурными проблемами, специфическими для определенных социальных групп.

2.3. Какие измерения могут  использоваться для изучения  социальной поддержки политических  партий?

Партий как политических выразителей социальных расколов.

Четыре основных раскола  — между центром и периферией, государством и церковью, городом  и деревней, собственниками и рабочими.

Социальные различия структурируют  партийные предпочтения.

Влияние шести социальных переменных: экономического статуса, религии, этнической принадлежности (в том  числе языка и расы), уровней  урбанизации и образования

2.4. Какие переменные можно  использовать для характеристики  организационной структуры партии?

Два основных аспекта организационной  структуры — организованность и  централизацию власти. Понятие «организованность», близкое по содержанию к «организационной артикуляции».

2.5. Какие признаки можно  использовать для характеристики  автономии политической партии?

Автономию можно определить как структурную независимость  партии от других институтов и организаций, действующих внутри или за пределами  страны.

При изучении автономии партий выделяются следующие темы: источники  финансирования, источники пополнения (членами), источники руководства, отношения  с партиями внутри страны, отношения  с зарубежными организациями.

Информация о работе Лоббизм