Лоббизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 21:51, лабораторная работа

Описание работы

Лоббистская деятельность была сосредоточена в различных комитетах в регионах и при министерствах СССР. Процесс принятия решений был закрыт и основан на личных связях между различными руководителями ведомств. При этом деление лоббизма было основано на отраслевом принципе: военно-промышленная, топливно-энергетическая и агропромышленная отрасль. Фактически согласование интересов происходило в обход ЦК КПСС. Главенствующую роль играла номенклатура в ведомствах.

Файлы: 1 файл

самостоятельная 3.docx

— 41.10 Кб (Скачать файл)

2.6. Для анализа каких свойств политической партии используются понятия: «сплоченность» и «фракционность»?

Согласованность - степень  соответствия между установками  и поведением членов партии.

Сплоченность обычно понимается как уровень единства членов партии при голосованиях в законодательных  органах.

Партия является тем более  сплоченной, чем более она централизованна, чем более левой идеологии она придерживается и чем более крайние идеологические позиции она занимает

Фракция - внутрипартийное  объединение (клика или группировка), члены которого имеют чувство  общности и единства цели и организованы таким образом, что коллективно  действуют как отдельный блок внутри партии для достижения своих  целей.

Классификация фракций, исходя из их целей (власть или должности) и  принципов (идеологии или идеи).

4 типа фракционности —  фракционность, обусловленная (а)  идеологическими расхождениями, (б)  расхождениями по конкретным  вопросам, (в) расхождениями по  вопросам стратегии и (г) связанная  с борьбой за руководство.

Идеологическая основа фракций  несколько более распространена.

2.7. С помощью каких переменных описывается участие в деятельности политических партий?

Вовлеченность - глубина  психологической идентификации  с партией и стремление способствовать достижению ее целей путем участия  в партийной работе.

Стимулы участия в работе партии и членство.

2.8. Перечислите и раскройте  содержание основных партийных  стратегий.

Три типа стратегий по приходу партии к власти и последующему ее удержанию: сдерживающие, подрывные и состязательные.

Состязательная стратегия – Партия стремиться не только к приобретению должностей, но и расширения своих последователей. Партии формируют свою программу для того чтобы выиграть выборы. Большинство необходимо партии для проведения определённой политики в жизнь. Так же состязательная стратегия выбирается в случаях сильной межпартийной борьбы, в случае большой ценности полученных мест для проведения политики определённого рода.

Сдерживающая стратегия  – препятствование оппозиционной партии в контроле за главенствующей.

Подрывная стратегия – часто такая стратегия является антисистемной и направлена в целом против всей системы устройства общества.

2.9. Каким образом можно  охарактеризовать роль партии  в политической системе?

Поль партии в политической системе: правительственный статус - отражает природу и степень участия партии в общенациональной политике.

Электоральный успех. Эффективность  партии по получению мест Модель организации  партии и уровень политическом мобилизации  населения с соотношением к руководящему положению в правительстве зависит от среды.

Участие в правительстве  – чем большее количество раз  социалистические партии находились в  правительстве, тем больше социальные расходы государства. Т.е. чем больше партия находится у власти, тем  большее влияния она оказывает  на систему в целом.

2.10. Какие характеристики  используются для анализа и  сравнения партийных систем?

По количеству партий: однопартийная, двухпартийная и многопартийная.

По конкурентности: неконкурентные, конкурентные, атомизированные.

По количеству партий: двухпартийная, умеренная двухпартийная (3-5 партий), крайне многопартийная (6-9 партий).

3.1. В чем заключается  специфика политических партий  посткоммунистических стран?

Самой перспективной организационной формой являются “образования с рыхлой электоральной базой, в которых относительно важную роль играет партийное членство, а ведущую — партийное руководство.

Партии, похоже, вынуждены обращаться к широкому кругу избирателей, главным образом потому, что не могут рассчитывать на поддержку электората с устоявшейся партийной приверженностью, поскольку при авторитарном правлении подобная приверженность индивидов партии попросту отсутствовала;

Партии, по-видимому, не стремятся к увеличению членства, так как их финансовые ресурсы не зависят от количества членов (в этом отношении они гораздо больше полагаются на государство), а при меньшем числе членов сокращается вероятность потенциально мощных вызовов существующему партийному руководству;

Деполитизированные граждане посткоммунистических систем не проявляют особого желания идентифицироваться со всеохватывающими идеологиями и партийными символами, скорее, они склонны солидаризироваться с сильными личностями.

 

3.2. Опираясь на выделенные Дж.Т. Ишиямой организационные типы партий, приведите известные вам примеры партий.

Организационные типы партий

 

Относительно высокая  опора на членство

Относительно низкая опора  на членство

Идеологическая последовательность

Массовая партия

Программная партия

Идеологическая непоследовательность

Клиентелистская партия

Кадровая партия


 

Программные партии: Венгерская социалистическая партия

Массовоподобные: Коммунистической партии Богемии и Моравии

Клиентелистские партии:

Кадровые партии: КПРФ

3.3. Охарактеризуйте «структуру  возможностей» для российских  партий.

Поскольку в России полномочия президента достаточно велики и в  целом позиция исполнительной власти довлеет над законодательной, следовательно парламент имеет меньшую значимость. Исходя из этого структура возможностей для партий весьма узка. Поскольку большинство решений спускаются из администрации президента.

Партия власти имеет большинство  в парламенте, при ситуации когда другие партии все вместе взятые имеют паритет, но они никогда не объединятся. Голосование одной из четырёх партий против ничего не меняет.

Вся роль партий сводится к  утверждению законопроектов и попыткой внести незначительные изменения и  поправки в существующие законы, которые  в свою очередь не меняют ситуацию кардинально.

4.1. Почему на выборах  губернаторов в 90-х гг. ХХ в. в России роль партий была минимальна?

Губернаторы вынуждены быть беспартийными по законодательству, но это не главная причина. Губернаторы  обращаются к широкому кругу избирателей  и поэтому нежелательно иметь  партийную принадлежность, чтобы  не отсечь голоса избирателей идентифицирующих себя с другой партией. Принадлежность вводит лишь дополнительный элемент риска.

Так же победа на выборах  зависит от позиции элит на региональном уровне – принадлежность к партии влияет негативно для нахождения компромисса, который мог бы помочь кандидату в продвижении на пост. Поскольку ресурсов у губернаторов довольно мало, необходимо найти поддержку у всей элиты.

Более того принадлежность к партии не даёт никаких ощутимых преференции в отношениях с центром. А это является самым значимым элементом работы губернаторов. Это связано прежде всего с недостаточной развитостью политических партий в России.

Так же губернаторам был  необходим лояльный состав законодательного собрания в регионе, как правило многие партии не составляли большинства в законодательных собраниях, чаще всего было большое количество независимых кандидатов – которые проводили политику губернатора.

5.1. Дайте объяснение слабости  российских партий с позиций  социологического подхода.

В 90-е года государство  было слабым и в связи с этим разрослись различные социальные сети, которые в том числе и оспаривали право государства на насилие. Общество было разрозненным. Поскольку в разнородных  обществах политические предпочтения населения очень пестры и неоднозначны, то не одна из партий не набирала абсолютного большинства.

Партиям не доверяли, что  показывает большое количество одномандатных  независимых кандидатов. С приходом демократии многие люди разочаровались ней самой и в партиях. Поскольку  партии в основном представляли малопонятные интересы и не имели достаточной  сети представительств, чтобы они  могли составить конкуренцию  другим партиям.

Так же на деятельность партий оказывает совокупный объём полномочий президента – Россия была ближе к президентской республике, в связи с этим люди понимали что партии не имеют никакого влияния на происходящие процессы и решения.

6.1. Какие институциональные  особенности российского политического  режима обусловили формирование  «партии власти» в России? Почему  похожие партии не возникли  в странах Восточной Европы?

Партия власти" рассматривалась  нами как стратегия, обусловленная  необходимостью адаптации элит, не имеющих опыта участия в выборах, к новым институциональным условиям. Партия власти – это политическая элита, которая вынуждена бороться на выборах с представителями других интересов, других сегментов общества.

"партия власти" —  это организация партийного или  квазипартийного типа, создаваемая элитой для участия в выборах.

Партии власти: "Выбор  России" (1993 г.), "Наш дом Россия" (1995 г.) и "Единство" (1999 г.).

Появление «партии власти»  в России обусловили следующие институциональные  особенности:

Известно, что сильная  президентская власть не благоприятствует возникновению устойчивых партийных  систем. Партийная система была сильно фрагментирована. Поэтому президенту было необходимо прибегать к патронажу  партии – для проведения политики правительства в целом.

Так же полу президентская  система даёт возможность смещения членов кабинета правительства и  президента, что нежелательно. Попытка  импичмента была. Что показало необходимость  создания «партии власти».

Российский режим не обеспечивал  раздельное выживание властей –  что выражалось в нечётком разделении полномочий, что могло дать толчок к очередному этапу нестабильности и частой смене правительства.

Новая российская элита не была представлена в парламенте в  большинстве – поэтому потребовалось  создание партии власти (по итогам первых выборов).

Почему похожие партии не возникли в странах Восточной  Европы?

В других странах Восточной  Европы прошла череда выборов как и в России, но при этом элита сменилась. Во власть пришли совершенно новые люди, в том числе и в исполнительную власть высшего уровня и среднего звена. Так же после проведения вторых выборов, произошла новая смена руководства стран, с демократов на социал-демократов. Именно в этот момент к власти пришли коммунисты из среднего звена партии, которые себя не запятнали при коммунистическом режиме. Элиты в последствии сильно обновились. А в России элиты сохранились на 70-75%.

Так же необходимо отметить важность выборов в законодательные  собрания в этих странах – президент  был значительно ограничен действиями парламента.

7.1. В чем заключается  специфика «партии власти»?

Единая Россия фактически объединение не на идеологической основе, а на основе лояльности к действующему правительству и лично Владимиру  Путину. Люди входящие в состав ЕдРа решают свои узкокорпоративные вопросы и тем самым способствуют выстраиванию патрон-клиентских отношений.

Единая Россия не является отражением интересов большинства  – она выражает лишь молчаливое согласие на правление данного правительства  и данной государственной думы. Поскольку  процедура выборов полностью  контролируется правительством и участвующие  в них партии не представляют реальную альтернативу по ключевым вопросам развития России. Реальной конкуренции нет.

В административных партиях чрезвычайно велик разрыв между руководителями, депутатами и партийной «массовкой», которая практически ничего не определяет. Поскольку все решения спускаются «сверху».

Так же Единая Россия имеет  довольно широкую поддержку со стороны  местной администрации и местного бизнеса.

Общие свойства партии власти:

Значение идеологии приближается к нулю.

Партия становится административной.

Политическая самостоятельность  сведена к минимуму. Центр принятия решений – за пределами партии.

Функция партии – легитимация  правящей элиты.

8.1. Охарактеризуйте эволюцию  российской партийной системы  в конце ХХ – начале XXI вв.

В 90 году партийная система  была сильно фрагментирована: большое  количество партий с различными программами. При этом избиратель был очень  текуч – т.е. голоса распределялись довольно по-разному от выборов к выборам. Но партии не имели большой значимости, особенно которые не имели своего представительства в парламенте. Меньшая партийность и скорее конкурентность.

Сейчас партийная система  имеет два тренда: доминирование  партии власти на трех уровнях: парламентском, электоральном и, наконец, региональном. И тренд резкого ослабления, вымирания, политической оппозиции в России, как левой, так и либеральной.


Информация о работе Лоббизм