Макиавелли как политический мыслитель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:43, реферат

Описание работы

Актуальность темы обусловлена тем, что со времен существования организованного общества многие пытались давать те или иные определения обществу, власти, виду управления, подчинения и основным процессам, протекающим в жизни государства. Многие века человечество изменялось: менялась жизнь, общество, представления об этике и морали, доступности и ограниченности свободы и действий, о власти немногих и большинства, о том, кто должен править, а кто подчиняться. Эволюция политической мысли принимала различные формы и виды.

Содержание работы

Введение ............................................................................................................. 3-4
I. Жизненный путь Никколо Макиавелли ........................................................ 5-7
II. Взгляды Макиавелли на роль религии в политике ………………………. 8-9
III. Политика и мораль у Макиавелли ……………………………………….. 10-11
IV. Макиавеллизм …………………………………………………………….. 12-13
Заключение …………………………………………………………………… 14-15
Список использованной литературы............................................................... 16

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 38.99 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Альметьевский государственный  нефтяной институт

Кафедра гуманитарного образования  и социологии

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по курсу: «Политология»

на тему: «Макиавелли как политический мыслитель»

 

 

 

 

Выполнил студент группы 42-81

Кашафутдинова Наиля Равильевна

Проверил старший преподаватель

Христинина Марина Николаевна

 

 

Альметьевск 2012

Содержание

Введение ............................................................................................................. 3-4

I. Жизненный путь Никколо Макиавелли ........................................................ 5-7

II. Взгляды Макиавелли на роль религии в политике ………………………. 8-9

III. Политика и мораль у Макиавелли ……………………………………….. 10-11

IV. Макиавеллизм …………………………………………………………….. 12-13

Заключение …………………………………………………………………… 14-15

Список использованной литературы...............................................................  16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы обусловлена  тем, что со времен существования организованного общества многие пытались давать те или иные определения обществу, власти, виду управления, подчинения и основным процессам, протекающим в жизни государства. Многие века человечество изменялось: менялась жизнь, общество, представления об этике и морали, доступности и ограниченности свободы и действий, о власти немногих и большинства, о том, кто должен править, а кто подчиняться. Эволюция политической мысли принимала различные формы и виды. Строились новые теории и исчезали старые, не отвечающие существующим нормам политического права; защищались или отрицались мнения и утверждения мыслителей и претворялись в жизнь, либо навсегда оставались в безвестности, идеи политических деятелей. Механизмы политической власти за долгое время существования цивилизаций прошли многоуровневую систему проб и ошибок, на практике показав все свои плохие и хорошие стороны, полезные и абсолютно ненужные качества.

Но что же такое наука  управлять государством? Многие задумывались над этим. В древней Греции, где  полис стал основой общества, осью государственности, Аристотель и Платон – проповедники демократической  мысли, считали демократию лучшей из форм правления, предоставляющую свободу  людям самим устраивать жизнь. Руссо  развил эту теорию, расширив рамки  определения представительной демократии, снова. Правление народом, как основы существования государства, признавали все политики и государственные деятели прошлого и настоящего времени. Даже анархистское общество не способно появиться и просуществовать достаточно долго без оформления лидера и некой власти, которой рано или поздно придется подчиниться. Но как же направить власть в нужное русло, ведь иначе все труды будут напрасны, а власть потеряет устойчивость. Одним из первых, рассмотревших этот вопрос с научной точки зрения, применив свой опыт и практические знания всей истории существования государств, был Никколо Макиавелли.

Его труды по-разному оценивались  современниками и исследователями  нашего времени, но за пять веков они  отнюдь не потеряли интереса к себе и не утратили актуальности. Управлять  ли государством с позиции силы или  использовать более либеральные  подходы, как вести себя во внешней  политике, общаясь с соседними  государствами, как устраивать армию  и казначейство, как процветать и  добиваться могущества во всех сферах деятельности – все эти аспекты  чрезвычайно подробно рассматривал и указывал в своих работах  Макиавелли. В современном мире эти  вопросы, безусловно, уже хорошо проработаны  и имеют вид вполне определенный с позиций устоявшихся политических норм. Однако для того чтобы понять, что есть государство теперь и  каким оно было, какие эволюционные ступени госаппарата оставили четкие следы в устройстве современных  государств, нужно знать труды  Макиавелли.

Цель работы: изучить политическую философию, политические идеи, основы политического мышления итальянского мыслителя, философа, писателя, политического деятеля Никколо Макиавелли.

Для достижения этой цели мне  предстоит решить следующие задачи:

  1. Выяснить взгляды Никколо Макиавелли о роли религии в политике;
  2. Проанализировать политико-правовые воззрения Н. Макиавелли о политике и морали;
  3. Изучить политическое учение Н. Макиавелли – макиавеллизм.

 

 

 

 

I. Взгляды Макиавелли на роль религии в политике

Роль церкви и в истории  Италии, и в истории Европы Макиавелли оценивал очень негативно. Макиавелли хорошо видел, чувствовал и сознавал силу религии, её социальную функцию, её консерватизм и власть над умами  и сердцами верующих и поэтому  призывал всемерно использовать эту  силу для общего блага, в особенности  для объединения и укрепления государства. Исходя из этого, Макиавелли настоятельно рекомендовал главам республик  или царств сохранить основы, поддерживающей их религии. Если они будут поощрять и умножать всё, что возникает  на благо религии, хотя бы они сами и считали всё это обманом  и ложью, то им будет легко сохранить  своё государство религиозным, а  значит - добрым и единым.

Как политический деятель Макиавелли умел принимать и ценить успех и оправдывать практически любые средства, ведущие к достижению поставленной цели. Но все же он был патриотом своей страны, как Флоренции, так и всей Италии, - недаром основное несчастье своей родины он видел в том, что церковь не обладала достаточной силой, чтобы объединить страну, но была достаточно сильной, чтобы помешать ее объединению не под своим главенством. В "Государе" Макиавелли приводит множество примеров ошибочной политики пап, и ошибки эти объяснял тем, что Ватикан свои интересы всегда ставил выше общенациональных интересов Италии.

Однако Макиавелли признавал  именно практическую пользу религии. Это  его слегка пренебрежительное отношение  к Римской католической церкви вполне объяснимо. Как христианин он обязан был знать основные догматы христианской веры, как образованный человек своего времени он должен был читать труды отцов церкви, но то, что он видел вокруг себя, ничуть не напоминало мир евангельских заповедей. Распутные и продажные священники, обагрённые кровью руки наместников святого Петра, кардиналы, дерущиеся за власть подобно стае диких псов, - вот то, что было вполне обычным для того времени. Те же, кто пытался бороться с создавшимся положением вещей, чаще всего расставались со свободой, а то и с самой жизнью. В качестве примера можно привести современника и земляка Макиавелли – Савонаролу. Но и этот борец за чистоту Церкви вряд ли являлся человеком, способным привлечь симпатии такой личности как Никколо Макиавелли к христианской религии: узколобый фанатизм, непомерная гордыня, плохо сочетающаяся с проповедуемым им христианским смирением, - человек, наделённый такими качествами, не слишком подходил на роль идеального пастыря.

Пожалуй, единственным государственным  деятелем, выступавшим на стороне  римской курии и заслужившим  одобрение и почти восхищение Макиавелли, был Цезарь Борджа, хотя нельзя сказать, что Борджа не преследовал личных интересов, а сражался только за идею мирового господства Римской Католической церкви. И именно в этой личной заинтересованности, в огромной энергии и воле, в государственном уме Чезаре Борджа видел Макиавелли залог процветания страны, управляемой таким человеком. Но обстоятельства, да и сама судьба были против Борджа, хотя он был очень близок к осуществлению своих планов. И, кажется, именно эта неудача как бы окончательно определяет отношение Никколо Макиавелли к церкви и ее политике. Впрочем, это неприятие было вполне взаимным: уже в 1559 году католическая церковь внесла труды Макиавелли в «Индекс запрещенных книг», хотя политическими принципами, изложенными в них продолжала пользоваться.

 

 

 

 

 

 

II. Политика и мораль у Макиавелли

Таким образом, не только анализ политики отделен и освобожден у  Макиавелли от религии, но и сама религия  оказывается подчиненной политическим соображениям. Анализ общественных, политических проблем у Макиавелли отделен  от каких бы то ни было теологических  или религиозных соображений. Политика рассматривается им автономно, как  самостоятельная область человеческой деятельности, имеющая свои собственные  цели и свои законы, независимо не только от религии, но и от морали. Было бы, однако, неверно рассматривать политическое учение Макиавелли как проповедь  безнравственности. Моральные соображения  у Макиавелли всегда подчинены целям  политики. Политическая деятельность, т.е. прежде всего создание и укрепление государства, имеет единственный собственный  критерий оценки, заключенный в ней  самой: критерий этот - польза и успех, достижение поставленных целей. Хорошим  и благим флорентийский секретарь  объявляет все что содействует укреплению государства, его похвалы удостаиваются те политические деятели, которые добиваются успеха любыми средствами, в том числе и с помощью обмана, хитрости, коварства и открытого насилия.

Государь Макиавелли - герой  его политического трактата - это  разумный политик, применяющий на практике правила политической борьбы, ведущие  к достижению цели, к политическому  успеху. Имея в виду государственный  интерес, пользу правления, стремясь «написать  нечто полезное», он считает «более верным искать настоящей, а не воображаемой правды вещей». Он отвергает распространенные в гуманистической литературе сочинения  об идеальных государствах и идеальных  государях, отвечающих представлениям о должном ходе государственных  дел: «Многие измыслили республики и княжества, никогда не виданные и о которых ничего на деле не было известно». Цель автора «Государя» иная - практические советы фактическому политику ради достижения реального результата. Только с этой точки зрения Макиавелли рассматривает и вопрос о нравственных качествах идеального правителя - государя. Реальная политическая действительность не оставляет места для прекраснодушных мечтаний: «так как, желая исповедовать добро во всех случаях жизни, он неминуемо погибнет, сталкиваясь с множеством людей, чуждых добру. Из чего следует, что государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением смотря по надобности». Это не значит, что государь должен нарушать нормы морали, но он должен использовать их исключительно в целях укрепления государства. Поскольку проявлять добродетели на практике «не допускают условия человеческой жизни», государь должен добиваться лишь репутации добродетельного правителя и избегать пороков, особенно таких, которые могут лишить его власти, «по возможности, не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла».

В сущности, Н. Макиавелли провозглашает  в качестве закона политической морали правило «цель оправдывает средства»: «Пусть обвиняют его поступки, - говорит  он о политическом деятеле, - лишь бы оправдывали результаты, и он всегда будет оправдан, если результаты окажутся хороши...». Однако целью этой является, по Макиавелли, вовсе не частный личный интерес правителя, государя, но общее благо, которое он не мыслит вне создания сильного и единой национального государства. Если государство это выступает в книге о государе в форме единоличного правления, то это продиктовано не выбором автора в пользу монархии в ущерб республике а потому, что современная ему действительность, европейская и итальянская, не давала реальных перспектив создания государства в республиканской форме. Республику он считал порождением «честности» и «доблести» римского народа, тогда как наше время нельзя рассчитывать, чтобы могло быть что-нибудь доброе в такой развращенной стране, как Италия. Государь, о котором идет речь в знамени той книге, не наследственный монарх-деспот, а «новый государь», т.е. человек, создающий новое государство которое в дальнейшем, после достижения поставленной цели, после смерти правителя может перейти и к республиканской форме правления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.Макиавеллизм

МАКИАВЕЛЛИЗМ - образ, схема  политического поведения, пренебрегающая нормами морали для достижения политических целей. Отличительной особенностью макиавеллизма, его основанием является тезис: «цель оправдывает средства», когда ради достижения поставленных целей считаются оправданными и  приемлемыми любые средства, включая  вероломство, коварство, жестокость, обман  политического противника.

Главным механизмом борьбы за власть и ее осуществлением является сила. Именно сила позволяет гарантировать  стабильность власти, а при ее утрате трудно возвратить власть. Основа власти государя - хорошие законы и хорошее  войско. Страсть к завоеваниям - дело естественное и обычное, а «крепкая и решительная власть никогда  не допустит раскола». Макиавелли довольно подробно описывает правила, которыми руководствуется государь в зависимости  от обстоятельств и времени правления, стадий борьбы за власть и пользования  властью. При этом он выделяет негативные и положительные качества государя, условия их взаимопревращения друг в друга. Так, на пути к власти щедрость необходима, а при достижении власти она вредна. Государю следует избегать следующих пороков: презрения и  ненависти подданных, злоупотребления  милосердием и других. Презрение  возбуждается непостоянством, легкомыслием, изнеженностью, малодушием и нерешительностью. Государь наделяется и набором положительных  качеств: верность данному слову, прямодушие, неуклонная честность, сострадательность, милостливость, искренность, благочестивость, великодушие, бесстрашие, мудрость и  др.

 Политическое учение  Макиавелли есть учение, впервые  отделившее рассмотрение политических  проблем от религии и морали, поставившее целью содействовать  формированию национальных государств  абсолютистского типа. Оно было  использовано в дальнейшем идеологами  абсолютизма и вызвало яростную  ненависть со стороны защитников  феодальных устоев и феодального  порядка. И в дальнейшем всего яростнее нападали на Макиавелли те политики, которые прикрывали религиозными и моральными аргументами своекорыстную классовую политику, именно те, кто положил в основу своей деятельности практический «макиавеллизм» - беспринципную политику, на деле попирающую все и всяческие нормы нравственности во имя достижения политических целей. Соотношение между действительным учением Макиавелли и «макиавеллизмом» достаточно сложно. Сформулировав принцип оправдания средств, применяемых политиком, теми целями, которые он ставит перед собой, он дал возможность достаточно произвольного истолкования соотношения целей и средств политического действия. В общих чертах можно сказать, что чем шире социальная база политики, чем более широким слоям отвечает политика, тем меньше в ней может остаться места для «макиавеллизма» как тайной и коварной по своим методам политической деятельности. И напротив, чем уже социальная база, на которую опирается власть, чем в большей мере осуществляемая ею политика противоречит общенародным интересам, тем в большей мере стремится она прибегать к «макиавеллистской» тактике политической борьбы. «В мышлении Макиавелли в своем зародыше содержались элементы интеллектуальной и моральной революции», - отмечал основатель Итальянской компартии Антонио Грамши. «Макиавелли-революционер» - так назвал свою статью о нем современный марксистский исследователь творчества флорентийского секретаря Дж. Прокаччи. Революционность Макиавелли он видит в антифеодальной направленности его политической теории и практики, в его стремлении опереться на народ, на самые прогрессивные слои тогдашнего общества. Его «государь» - реформатор, создатель «нового государства», законодатель, выступает в качестве выразителя общенациональных интересов. Революционность политической идеи Макиавелли - в преодолении феодальной раздробленности, олицетворяемой феодальным дворянством, обособлением городов-государств.

Информация о работе Макиавелли как политический мыслитель