Механизм защиты прав и свобод человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 12:12, контрольная работа

Описание работы

Актуальность данной работы обусловлена тем, что данная тематика не достаточно раскрыта в современной правовой литературе, а также периодических изданиях.
Целью исследования является изучение особенностей юридических механизмов прав и свобод человека в РФ.
Объектами исследования являются механизмы обеспечения, защиты и ограничений прав и свобод человека.
Предметом исследования являются юридические механизмы прав и свобод человека в РФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1. Понятие государственно-правового механизма обеспечения прав и
свобод человека и система юридических гарантий………………………………4
2. Механизм защиты прав и свобод человека……………………………………..9
3. Механизм ограничений прав и свобод человека………………………………12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……15

Файлы: 1 файл

актуальные проблемы РФ.doc

— 88.00 Кб (Скачать файл)

- международные гарантии;

- внутригосударственные  (национальные) гарантии;

- региональные гарантии прав и свобод человека и гражданина, обеспечивающие реализацию прав и свобод на территории отдельно взятого региона. В Российской Федерации, являющейся федеративным государством, данную гарантию можно применять на уровне субъекта Российской Федерации;

- местные гарантии, применяемые  на уровне муниципального образования.

Региональные и местные  гарантии наиболее приближены к человеку, прежде всего к ним должны обращаться граждане в случае нарушения их прав и свобод. Региональный механизм защиты прав и свобод человека и гражданина в одном субъекте Российской Федерации может отличаться от соответствующего регионального механизма защиты прав и свобод в другом субъекте Российской Федерации по следующим основаниям:

- принятие законов  субъектов Российской Федерации, не соответствующих федеральному законодательству и тем самым нарушающих права и свободы; отказ от принятия законов субъектов Российской Федерации, регламентирующих реализацию определенных прав и свобод;

- отказ от введения  тех или иных институтов защиты прав и свобод, если в федеральном законодательстве не содержится императивной нормы, предполагающей обязательное введение этого института (например, уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации или конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации);

- ограничения прав  и свобод, которые могут вводиться  в случае введения режима чрезвычайного  положения на данной территории;

- неисполнение полномочий  должностными лицами государственных  органов, превышение возложенных на данных лиц полномочий, нарушающих права и свободы граждан;

- отказ к привлечению  указанных лиц к ответственности;

- недостаточное финансирование  тех или иных социальных программ, деятельности тех или иных  субъектов правозащитной деятельности;

- другие основания.

Местный механизм защиты прав и свобод человека и гражданина вытекает из регионального и национального  механизма, в идеале все уровни защиты прав и свобод должны быть взаимосвязаны  и находиться во взаимопроникновении, тем более что п. 4 ст. 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"2 установил соответствие муниципальных актов федеральным нормативным актам и актам субъектов Российской Федерации.

Таким образом, под механизмом защиты прав и свобод человека и  гражданина следует понимать систему  определенных средств и способов защиты, с помощью которых субъекты правозащитной деятельности осуществляют защиту нарушенных прав и свобод, находясь в определенной жизненной ситуации.

 

 

 

 

3. Механизм ограничений прав  и свобод человека

 

Механизм ограничений  прав и свобод человека и гражданина имеет национальные и интернациональные черты. Для современной России это весьма важно, поскольку наше государство подпадает под юрисдикцию Европейского суда по правам человека. Указанный Суд активно рассматривает обращения российских граждан и нередко выносит решения в пользу заявителей. Вследствие этого европейские стандарты в области прав человека приобрели интернациональный характер, Российская Федерация уже не может ссылаться на свой суверенитет, если речь идет о нарушениях прав и свобод человека и гражданина. Мы должны корректировать законодательство и правоприменительную практику в целях реализации Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

С другой стороны, европейские стандарты в области прав человека не являются чрезмерно жесткими, они оставляют значительную свободу усмотрения для государств-участников. При определенных обстоятельствах допустимо расхождение европейских стандартов, с одной стороны, и российского законодательства и правоприменительной практики - с другой. В этой части механизм ограничений прав и свобод человека и гражданина приобретает национальные черты.

Основания ограничения  прав и свобод человека и гражданина отличаются в зависимости от механизмов ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, ч. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о защите прав человека и основных свобод3. Сравнительный анализ ч. 3 ст. 55 Конституции РФ и ч. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека показывает наличие общих оснований (защита прав и законных интересов других лиц) и дифференцированных оснований. Публичный интерес по смыслу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ представлен такими основаниями, как защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, обеспечение обороны страны и безопасности государства. В ч. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека доминируют такие основания, как справедливые требования морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе4. Иными словами, в Конституции РФ (ч. 3 ст. 55) сделан акцент на конституционном строе, обороне и безопасности, в то время как Всеобщая декларация прав человека настаивает на приоритетах справедливости и демократии.

Российская практика реализации конституционной свободы  мысли и слова в целом соответствует  требованиям Конвенции о защите прав человека и основных свобод. После реформ 1985 г. в российском обществе сравнительно прочно утвердилась свобода прессы, политической дискуссии и общественной критики. В некоторой мере граждане и средства массовой информации даже превышают юридические пределы данной свободы. Однако и в судах общей юрисдикции указанные споры разбираются сравнительно редко; судебные органы не всегда придерживаются искомого баланса между свободой выражения мнения и необходимостью защиты достоинства личности, отдавая зачастую необоснованное предпочтение гражданско-правовому институту чести, достоинства и деловой репутации в ущерб конституционной свободе мысли и слова. Более активное использование практики Европейского суда по правам человека в современной России могло бы в определенной мере скоординировать данную тенденцию в положительном русле.

Сказанное позволяет  сделать вывод о том, что судебная практика вырабатывает ряд нормативных  оснований ограничения прав и  свобод человека и гражданина, которые  нуждаются в последующем законодательном закреплении. Однако российскому законодателю следует более активно включаться в процесс защиты прав и свобод человека и гражданина, как того требует ст. 2 Конституции РФ.

 

 

                                     Заключение

 

В данной работе мы рассмотрели  вопросы, связанные с юридическими механизмами прав и свобод человека в РФ.

Во введении данной работы обозначены актуальность исследования, цель исследования, объект исследования, предмет исследования, научная основа данной работы и задачи исследования.

В первом разделе раскрыто понятие государственно-правового механизма обеспечения прав и свобод человека и система юридических гарантий.

Во втором разделе  описан механизм защиты прав и свобод человека.

В третьем разделе  рассмотрен механизм ограничений прав и свобод человека.

Из всего вышесказанного можно сделать несколько выводов:

Государственно-правовой механизм обеспечения прав и свобод человека и гражданина представляет собой совокупность форм, способов и гарантий охраны и защиты прав и свобод граждан в деятельности государства, его государственных органов.

Роль различных правоохранительных органов в решении вопросов обеспечения прав и свобод граждан неодинакова. Это объясняется различием функций, компетенции, ведомственной принадлежности, форм, методов, условий работы, а также - наличием сил и средств, которыми эти органы располагают. Анализ перечисленных факторов позволяет сделать вывод, что основную нагрузку в решении правоохранительных задач несут органы правосудия, прокуратуры и внутренних дел.

К гарантиям прав и  свобод граждан относятся те правовые нормы, которые в той или иной степени регулируют деятельность государства, направленную на исполнение его общей обязанности предотвращать все возможные посягательства на права и свободы личности. Как уже было сказано, эта деятельность развивается в рамках общего правоотношения.

 

Список использованных источников и литературы:

 

Нормативно-правовые акты и иные правовые документы:

 

  1. Конституция Российской Федерации, от 12 декабря 1993 года //Российская газета, 1993, 25 декабря
  2. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2003. - N 40. - Ст. 3822.

 

Специальная литература:

 

  1. Бондарь Н.С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия. Защита прав человека Конституционным Судом. - М., 2009.-С.44
  2. Гошуляк В.В., Ховрина Л.Е., Геворкян Т.И. Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации. - М., 2008.- С. 206
  3. Казанцев Д. Права человека: история развития - М.:ЭЖ-Юрист, 2011.-N 32.-С.8
  4. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России (3-е издание, переработанное и дополненное). – М.:Юристъ, 2009 –С.55
  5. Конституционное право России в вопросах и ответах. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А.В. Малько.-  М., 2008. - С. 73.
  6. Лукашева Е.А. Права человека.-М., 2008. - С. 139 - 140.
  7. Мелехин А.В.Теория государства и права: Учебник (2-е издание, переработанное и дополненное)-М.: Инфра-М, 2009
  8. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько.-  М., 2009. -С. 254
  9. Теория государства и права: Учебник для вузов (3-е изд., перераб. и доп) / Под ред. В.Д. Перевалова.. - М.: Норма, 2009. - С. 158.

 


Информация о работе Механизм защиты прав и свобод человека