Местное самоуправление в механизме политической власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 16:46, контрольная работа

Описание работы

Местное самоуправление - одна из основ конституционного строя, основополагающий принцип организации власти, который наряду с принципом разделения властей определяет систему управления. Одна из основных целей местного самоуправления - объединение людей, превращение их в общность с близкими каждому целями. Во всем мире вопросам местного самоуправления отводится значительная роль; оно рассматривается как нижний уровень управления, неотъемлемый признак демократического государства, школа политических лидеров

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….…3
1) Понятие и система местного самоуправления в России…...5
2) Принципы местного самоуправления………………………………8
3) Функции местного самоуправления………………………...……..10
Заключение…………………………………………………………..12
Список использованной литературы………………………………13

Файлы: 1 файл

местное самоуправление.docx

— 28.05 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………….…3

  1. Понятие и система местного самоуправления в России…...5
  2. Принципы местного самоуправления………………………………8
  3. Функции местного самоуправления………………………...……..10

Заключение…………………………………………………………..12

Список использованной литературы………………………………13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Местное самоуправление - одна из основ конституционного строя, основополагающий принцип организации власти, который  наряду с принципом разделения властей  определяет систему управления. Одна из основных целей местного самоуправления - объединение людей, превращение  их в общность с близкими каждому  целями. Во всем мире вопросам местного самоуправления отводится значительная роль; оно рассматривается как  нижний уровень управления, неотъемлемый признак демократического государства, школа политических лидеров. В нашей  стране местному самоуправлению уделяют  все большее внимание как одному из атрибутов российской государственности, необходимому элементу демократической  организации государственной и  общественной жизни каждого государства

Вопрос о сущности местного самоуправления теснейшим образом  связан с политико-правовой природой этого явления. Впервые теория, объясняющая  сущность местного самоуправления, возникла в середине XIX века в Бельгии и  Франции. Это теория свободной (естественной) общины. Ее представители (Гербер, Аренс) считали, что право общины на заведование своими делами является таким же естественным и неотчуждаемым, как права человека, что община является первичной по отношению к государству, поэтому последнее должно уважать свободу общинного управления. "Община имеет право на самостоятельность и независимость от центральной власти по самой своей природе, причем государство не создает общину, а лишь признает ее". Наряду с исполнительной, законодательной и судебной властью признавалась четвертая власть местная (муниципальная, коммунальная, общинная).

Эту теорию сменила хозяйственная  теория. Ее представители (Р. Моль, А. Васильчиков) сделали упор не только на признание  самоуправляющейся общины в качестве самостоятельного субъекта права, но и  на содержание коммунальной деятельности. Местное самоуправление считалось  чуждым политике, но имеющим свою особую сферу хозяйственной деятельности.

Обе эти теории являются разновидностями общественной теории, которая видит сущность самоуправления в предоставлении местному обществу самому ведать свои общественные интересы и в сохранении за правительственными органами заведования одними только государственными делами. Общественная теория исходит, следовательно,

 

3

из противоположения местного общества государству, общественных интересов 

- политическим, требуя, чтобы  общество и государство, каждое  ведало только свои собственные  интересы. Наибольшая популярность  данной теории в России относится  к 60-м годам XIX века.

Большее распространение  получила так называемая юридическая  теория. По мнению ее представителей (Г. Еллинек, Е. Мейер, Н. Коркунов, Б. Чичерин), органы самоуправления не являются органами государства, но государство уступает им ряд правительственных прав в  полном объеме, признавая тем самым  их независимость и неприкосновенность.

Одновременно появилась  государственная теория самоуправления, основные положения которой были сформулированы Л. Штейном, Р. Гнейстом и более подробно развиты в России Н. Лазаревским, А. Градовским, Б. Безобразовым. Пик популярности данной теории в России приходится на середину 70-х годов прошлого столетия. Сторонники этой теории рассматривали местное самоуправление как часть государства. Всякое управление публичного характера есть дело государственное. Происходит не обособление местного сообщества, а привлечение местных жителей на службу государственным интересам и целям.

В настоящее время практика показала, что природа местного самоуправления не может быть однозначно определена, затруднительно четко выделить собственно местные дела, отличные от общегосударственных; функции местного самоуправления отражают не только частноправовой, но и публичный характер. Местное самоуправление одновременно содержит в себе элементы как государственного, так и общественного образования, что нашло свое отражение в современной трактовке этого понятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

Понятие и система местного самоуправления в России.

Конституция Российской Федерации (ст. 12) закрепляет один из важнейших  элементов основ конституционного строя - местное самоуправление, которое  выступает самостоятельной формой осуществления народом принадлежащей  ему власти.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (п. 2 ст. 3) народ  вправе осуществлять свою власть не только через органы государственной власти и непосредственно, но и через  органы местного самоуправления. Тем  самым на конституционном уровне впервые закреплено существование  независимой от государства системы  власти народа для решения вопросов местного значения. Именно такой подход к содержанию властных полномочий органов  местного самоуправления отражает ст. 130 (п. 1) Конституции Российской Федерации: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное  решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и  распоряжение муниципальной собственностью». Федеральный закон «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 12 августа 1995 г. определяет местное  самоуправление как признаваемую и  гарантируемую Конституцией России самостоятельную деятельность населения  по решению непосредственно или  через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Приведенные выше формулировки позволяют сделать вывод о  том, что основная цель организации  местного самоуправления — широкое  привлечение местного населения  к самостоятельному решению вопросов местного значения, преодоление сложившейся  в годы Советской власти традиции решения всех без исключения вопросов только государственными структурами, ликвидация фактического отчуждения народных масс от повседневного осуществления  своей воли и интересов.

Институт местного самоуправления является демократичным, т.к. вовлекает  граждан в управление делами общества. В Конституции РФ впервые закреплены нормы, касающиеся народовластия и  местного самоуправления. Так, ч. 1 ст. 3 Конституции РФ закрепляет принципиальное положение о том, что многонациональный  народ является единственным источником власти в России. А в ч. 2 ст. 3 Конституции  РФ говорится о том,

 

 

5

что осуществление народовластия  происходит в различных формах – 

непосредственно, через органы государственной власти, через органы местного самоуправления. В тексте Конституции РФ неоднократно упоминается  о местном самоуправлении (ст. 18, ч. 2 ст. 24, СТ.32, ст. 33).

Следует отметить, что современная  организация местного самоуправления создается в нашей стране не на пустом месте. Впервые местное самоуправление было сформировано в ходе реализации городских реформ Петра 1 (1699-1702 гг.). Принципиальные начала городского самоуправления были закреплены в Грамоте Екатерины II на права и выгоды городам Российской империи (1785 г.) и получили свое дальнейшее развитие в Городовом положении 1870 г. Самоуправление, осуществлявшееся традиционно в России на уровне сельских общин, получило законодательное оформление при проведении земской реформы. В Положении о губернских и  уездных земских учреждениях (1864 г.) достаточно последовательно реализовывалась  идея решения населением многих задач  губернского и уездного значения. К сожалению, местное самоуправление не было создано на низовом уровне — волости, а потому не достигло в конечном итоге своей цели. Положения  Конституции РСФСР 1918 г., закрепившие  полновластие Советов на всех уровнях, вплоть до села и поселка, разрушили, по существу, систему Российского  самоуправления. И лишь в июле 1993 г. с принятием закона «О местном  самоуправлении в Российской Федерации» стали складываться правовые основы современного механизма самоуправления. Они были дополнены положениями  указа Президента России от 22 декабря 1993 г. «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации».

Местное самоуправление в  России, его система,  принципы организации  и деятельности должны формироваться  в соответствии с Конституцией РФ, федеральным законом, призванным установить общие принципы организации системы  органов местного самоуправления, что  в соответствии с п. "н" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ относится к  совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Существенный вклад в  возрождение местного самоуправления, регламентацию его сущности, организационных  форм и полномочий внесла Конституция  России 1993 г. и принятый в развитие ее норм Федеральный закон от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации».

Указанный закон определил, прежде всего, систему местного самоуправления в России. Такая система включает в себя, на наш взгляд,

 

6

законодательную регламентацию  и практическое осуществление:

территориальных пределов местного самоуправления, его разновидностей;

механизма местного самоуправления;

основных принципов местного самоуправления;

полномочий органов и  должностных лиц местного самоуправления;

гарантий осуществления  местного самоуправления.

Принципиальным положением Федерального закона «Об общих принципах  организации местного самоуправления»  является указание на то, что его  система базируется на территориальной  основе, в пределах территорий муниципальных  образовании. Под муниципальными образованиями  Закон (ст. 1) понимает городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное  самоуправление, имеется муниципальная  собственность, местный бюджет и  выборные органы местного самоуправления. Одновременно закон указывает на основные разновидности субъектов  местного самоуправления. Ими могут  быть:

 

— городские и сельские поселения;

— части указанных поселений (районы городов, микрорайоны,

кварталы, улицы и т. п.);

— совокупности поселений, объединяемых общей территорией

(районы, уезды, сельские  округа — волости, сельсоветы  и т. д.).

 

Именно эти перечисленные  виды территорий, отличающиеся во многом от официальных, административно-территориальных, образований, призваны способствовать населению в решении многообразных  вопросов местного значения. Закон (ст. 1) устанавливает, что к такого рода вопросам относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения соответствующего муниципального образования. Понятно, что подобные вопросы могут быть решены как в рамках городов, районов, населенных пунктов, так и внутри и вне пределов этих территорий, но в складывающихся муниципальных образованиях.

 

 

 

 

 

7

Принципы местного самоуправления

 

Принципы местного самоуправления - это основополагающие начала и  идеи, лежащие в основе организации  и функционирования местного самоуправления.

1. Самостоятельность решения  населением всех вопросов местного  значения.

В ст. 12 Конституции РФ гарантируется, что местное самоуправление в  пределах свих полномочий самостоятельно. Это значит, что органы местного самоуправления наделяются компетенцией, принадлежащей только им, свободны в осуществлении своих полномочий и несут за это ответственность. Никто не вправе вмешиваться в  решения вопросов субъектами местного самоуправления, утверждать отменять или приостанавливать их решения, если они приняты в рамках закона.

Принцип самостоятельности  местного самоуправления находит свое выражение также в ч. 1 ст. 130, ч. 1 ст. 131 Конституции РФ.

Вместе с тем самостоятельность  местного самоуправления ограничивается лишь вопросами собственного ведения. В соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции  РФ реализация государственных полномочий, пере-

данных органам местного самоуправления, подконтрольна государству.

2. Организационное обособление  местного самоуправления в системе  управления обществом  государством.

Конституция РФ впервые закрепила  принципиальное положение о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной  власти (ст. 12). Это также означает, что местное самоуправление в  пределах своих полномочий самостоятельно. В то же

время органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых  для их осуществления материальных и финансовых средств (ч. 2 ст. 132 Конституция  РФ).

Конечно, деятельность органов  местного самоуправления, будучи инициативной и самостоятельной, не является абсолютно  независимой и обособленной от деятельности государственных органов. Ведь создание органов местного самоуправления и  их функции определены актами органов  государственной власти и они действуют в рамках общегосударственной политики.

3. Многообразие организационных  форм осуществления местного 

 

8

самоуправления. Как уже отмечалось, установление общих принципов организации местного самоуправления относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ).

В самих субъектах РФ закрепляются с учетом исторических и иных местных  традиций организационные основы и  различные формы осуществления  местного самоуправления (ч. 1 ст. 131 Конституции  РФ). Кроме того, ч. 2 ст. 130 Конституции  РФ устанавливает, что местное самоуправление осуществляется гражданами через различные  формы прямого волеизъявления, а  также через выборные и другие органы местного самоуправления.

Информация о работе Местное самоуправление в механизме политической власти