Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 00:47, контрольная работа
«Политика» в переводе с греческого означает «государственные дела», «искусство управления государством». Зачем нужно такое искусство? В любом неоднородном обществе, где существуют разнообразные противоречивые интересы наций, социальных слоев, классов и т. д., возникает потребность в регулировании отношении между ними, а значит, в деятельности государства. Ведь государство, как правило, выполняло и выполняет ряд общественно значимых функции, и прежде всего таких, как поддержание общественного порядка и стабильности в обществе; использование имеющихся возможностей для экономического развития; защита безопасности страны.
3. Социальная – политика характеризуется через воздействие других сфер общественной жизни, социокультурных свойств политического субъекта.
4. Рационально-критическая – политика объясняется не только внешними по отношению к ней факторами, но в большей мере ее внутренними причинами, свойствами, элементами.
Если их суммировать все сказанное, то современная политическая наука выделяет следующие основные толкования политики:
· Как отношения между классами и социальными группами общества;
· Как господства, связанного с завоеванием и использованием власти;
· Как управления, упорядочения общественной жизни;
· Как системы принципов и норм регулирования жизни общества в целом и социальных групп, имеющихся в данном обществе.
В любом из этих подходов
просматривается понимание
Все это позволяет рассматривать политику в двух ее основных аспектах: во-первых, как средство организационного и духовного начала нового государственного устройства; во-вторых, в качестве регулятивно-контрольной сферы, направляющей жизнь, деятельность, отношения людей, общественных групп, классов, наций и взаимоотношения между странами.
Современное состояние политической науки позволяет рассматривать политику в условиях методологического плюрализма как многомерное общественное явление. В этой связи многие исследователи многомерность политики видят в том, что она выступает в единстве трех взаимосвязанных аспектов:
1. Как сфера общественной жизни;
2. Как один из видов активности социальных субъектов, их совокупной деятельности и индивидуального поведения;
3. Как тип социальных отношений.
Из такого подхода вытекают следующие аспекты политики: участие в делах государства, определение форм, задач, содержания его деятельности; деятельность в сфере отношений между большими социальными группами, связанная с регулированием интересов путем использования политической власти; совокупность вопросов или событий государственной, общественной жизни; характеристика образа действий, направленных на достижение определенных целей в отношениях людей между собой.
Характерными чертами политики являются:
1. Связь частного и
общего, интереса личности и интереса
социальной целостности (
2. Любой тип политики связан с решением проблем существования и функционирования государства;
3. Связь с действиями и интересами больших масс людей;
4. Целенаправленная деятельность,
предполагающая необходимость
5. Властный характер,
способность принуждения,
Политика, обладая этими специфическими чертами, имеет характерные только для нее свойства. Они таковы: универсальность – способность сознательно увеличивать или уменьшать число объектов государственно-властного регулирования; инклюзивность – способность проникать в другие области общественной жизни. Есть и такое свойство политики – это способность сочетаться с неполитическими общественными явлениями и сферами.
Весьма сложной и многоуровневой является структура политики. Выделим узловые части структуры, наиболее полно характеризующие внутреннюю сущность политики.
Политический интерес как структура политики представляет собой внутренний, осознанный источник политического поведения, побуждающий людей к постановке определенных политических целей и осуществлению конкретных политических действий по их достижению.
Политическая организация, отражающая роль институтов публичной власти как центров управления и регулирования общественными процессами.
Политические отношения, выражающие устойчивый характер взаимосвязей общественных групп между собой и институтами власти.
Политическая деятельность, выступающая разновидностью социальной активности субъектов, действия которых выражают реализацию ими своих политических статусов.
Политическое сознание,
характеризующее зависимость
Сложная структура политики определяет не простую схему ее взаимоотношения с другими сферами общественной жизни. Выделяются причинно-следственные связи, которые объясняют детерминированность происхождения и характера протекания политических процессов неполитическими (экономическими, идеологическими, культурными и другими) факторами; функциональные связи отражают взаимозависимость политики и других сфер жизни общества как относительно самостоятельных систем регулирования социальных процессов.
Значение и роль политики как социального института обусловлены функциями, которые она выполняет в обществе. Количество функций может быть различным. Чем более многочисленны функции политики в конкретном обществе, тем менее развито общество и сама политическая сфера, подминающая под себя другие сферы его жизнедеятельности. В современных обществах политика выполняет ряд наиболее значимых функций, без которых они не могут нормально развиваться.
1. Функция обеспечения
целостности и стабильности
2. Функция мобилизации
и эффективности общей
3. Управленческая и
регулятивная функции. Выражая,
4. Функция рационализации.
Учитывая групповые и
5. Функция политической
социализации. Благодаря вовлеченности
индивида или группы политика
включает личность в
6. Интеграция различных групп и слоев общества в единое целое.
7. Обеспечение инновационности социального развития общества и человека, расширение сферы отношений между народами, человеком и природой.
8. Обеспечение целостности
общественной системы и
Эти функции наиболее полно раскрывают сущность политики и включают ее рассмотрение в трех измерениях. Во-первых, институциональном, как совокупности институтов, в рамках которых осуществляется властвующая и управленческая деятельность, оформляются и функционируют властеотношения. Во-вторых, нормативном - как совокупности ценностей и норм, целей и задач политической деятельности, зависящих от общих интересов социальных групп. В-третьих, процессуальном - как системы действий по защите и реализации общих интересов и целей по осуществлению власти и управления государством.
Многогранность политики определяется и не менее сложной типологией. В современной науке выделяют различные типы политики:
1. директивная;
2. функциональная;
3. коммуникативная.
Директивная политика основана на прямом принудительном насилии. Это политика силы, в основе которой лежат принципы «игры с отрицательной суммой». Характерной чертой такой политики является ригоризм, означающий нетерпимость и нежелание «поступаться принципами».
Функциональная политика акцентирует внимание на правилах игры, учитывающих разнообразие существующих социальных ролей и институтов. Это – политика компромисса, основанная на логике «игры с нулевой суммой».
Коммуникативная политика – это политика сотрудничества на принципах игры «с положительной суммой».
Следующая классификация идет по следующим основным критериям. Сферы общественной жизни – здесь выделяются такие типы: экономическая, социальная, национальная, научно-техническая, экологическая, культурная, военная. Объект воздействия – внутренняя и внешняя. Субъект политики – государственная политика, политика партий, политика общественных организаций и движений. Приоритет деятельности (цель) – политика нейтралитета, политика национального примирения, политика «открытых дверей», политика «большого скачка», политика компромиссов.
В жизни общества, особенно современного, большое значение имеет соотношение политики и морали. Являясь сферой социального выбора группы, индивидов, организаций, политика органично связана с моралью. Как известно, выбор проектов желаемого, будущего, значимость тех или иных целей, определение средств и методов их достижения основываются на моральных представлениях человека о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести и достоинстве.
Между политикой и моралью есть то, что их сближает, одновременно есть и то, что их различает.
Сближает их то, что и та и другая относятся к сфере социального выбора. Их содержание обусловлено влиянием множества факторов, начиная от исторических и социокультурных и кончая субъективными представлениями и случаем. Кроме того надо сказать, что упорядочение поведения людей осуществляется при помощи нравственных и политико-правовых норм, которые являются общеобязательными для всех людей. Вот что их сближает.
Теперь посмотрим, каковы различия между ними. Нравственные и политические нормы различаются способом формирования и средствами реализации. Нормы морали складываются в обществе на основе представлений людей о добре и зле, совести, справедливости. Они становятся обязательными для всех по мере осознания и признания их большинством членов общества. Политические нормы устанавливаются государством и закрепляются в законах. Нормы морали не закрепляются в специальных актах, а существуют в сознании людей. В большинстве случаев они соблюдаются добровольно на основе понимания людьми справедливости их предписаний, благодаря внутреннему убеждению и силе общественного мнения. Нравственные нормы выступают в виде обобщенных правил поведения, свойственных для всех ситуаций, а политические нормы более детализированы и специализированы для конкретных участников политической жизни. Мораль и политика также различаются механизмом воздействия на общество. Так мораль является разновидностью индивидуального регулирования с помощью наиболее общих правил поведения. Политика же обращена к общественным или групповым интересам и поэтому прямо не выражает индивидуальных особенностей.
В реальной практике взаимоотношения политики и морали намного сложнее и противоречивее. Как показывает исторический опыт многих цивилизованных государств, сбалансированного взаимодействия политики и морали можно добиться только в зрелом гражданском обществе, где соблюдение законов властью и индивидом является естественным следствием их культурного, цивилизованного и интеллектуального развития.
В истории чаще встречались две крайности. Первая, когда политика полностью подчиняла себе нравственные нормы и ценности. При этом потребности конкретного человека приносились в жертву интересам общества. В таком случае политическая целесообразность подменяла простые требования честности, порядочности, совести. Замена морали политикой привела к утверждению тоталитарных режимов. Вторая крайность выражается в слиянии политики и морали. Опираясь на вечные ценности, мораль снижает эффективность и результативность политических решений и при принятии решений политиками всякий раз приходится соизмерять их с нравственными нормами общества.
Макиавелли определил сущность политики через «государственный интерес». Реализация «государственного интереса» предполагала, по Макиавелли, использование различных средств, даже самых жестоких. Однако еще раньше Аристотель утверждал, что политика и мораль неразделимы, поскольку целью политики является достижение общего блага, счастливой жизни для всех граждан.
В наши дни мы часто встречается с выражением, что политика – это «слишком человеческое» или «вообще грязное дело». Ответить на поставленный вопрос однозначно невозможно и поэтому с древних времен идет вечный спор. Смысл этого спора можно сформулировать следующим образом – выяснить, как в реальности должны соотноситься цели, средства и главным образом результаты политической деятельности; можно ли добиваться решения самых благородных целей насильственными методами; следует ли во имя достижения счастья большинства общества принести в жертву жизнь одного человека?
Как было сказано выше, политика, как деятельность по руководству и управлению может быть ориентирована на реализацию интересов как всего общества, так и отдельной группы или личности. Субъекты политики в своих действиях нередко руководствуются имеющимися у них представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, прекрасном и безобразном. Эти ценности задают порой определенную направленность конкретным политическим действиям. Однако, как показывает историческая действительность многих стран мира, подобное взаимодействие политики и морали существует скорее идеально, нежели реально. На практике порой оказывается, что даже самые честные и благородные люди, попадая в политику и наделенные властью, постепенно утрачивают свои лучшие благородные качества, деградируют сами и разлагающее воздействуют тем самым на свое окружение, способствуя и его деморализации. В литературе можно найти такой пример. Н Чаушеску, бывший руководитель Румынии, за 20 лет своего «правления» «сколотил» свое личное состояние в размере 3,8 млрд. фунтов стерлингов. Это состояние равно стоимости личного имущества английской королевы Елизаветы 11. Но здесь надо учесть одно обстоятельство – монархи накапливали эти богатства в течение нескольких поколений и имея при том определенные финансово-экономические основания. Вовсе не случайно Н. Чаушеску был расстрелян восставшим своим же народом прямо на центральной площади страны.