Место и сущность политики и политической жизни в обществе. Политика как общественное явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 00:47, контрольная работа

Описание работы

«Политика» в переводе с греческого означает «государственные дела», «искусство управления государством». Зачем нужно такое искусство? В любом неоднородном обществе, где существуют разнообразные противоречивые интересы наций, социальных слоев, классов и т. д., возникает потребность в регулировании отношении между ними, а значит, в деятельности государства. Ведь государство, как правило, выполняло и выполняет ряд общественно значимых функции, и прежде всего таких, как поддержание общественного порядка и стабильности в обществе; использование имеющихся возможностей для экономического развития; защита безопасности страны.

Файлы: 1 файл

Политология.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

3. Социальная – политика характеризуется через воздействие других сфер общественной жизни, социокультурных свойств политического субъекта.

4. Рационально-критическая – политика объясняется не только внешними по отношению к ней факторами, но в большей мере ее внутренними причинами, свойствами, элементами.

Если их суммировать  все сказанное, то современная политическая наука выделяет следующие основные толкования политики:

· Как отношения между  классами и социальными группами общества;

· Как господства, связанного с завоеванием и использованием власти;

· Как управления, упорядочения общественной жизни;

· Как системы принципов и норм регулирования жизни общества в целом и социальных групп, имеющихся в данном обществе.

 

В любом из этих подходов просматривается понимание политики как области межгрупповых отношений  по поводу использования власти, ее публичных институтов для реализации их общественно значимых интересов и потребностей.

Все это позволяет  рассматривать политику в двух ее основных аспектах: во-первых, как средство организационного и духовного начала нового государственного устройства; во-вторых, в качестве регулятивно-контрольной сферы, направляющей жизнь, деятельность, отношения людей, общественных групп, классов, наций и взаимоотношения между странами.

Современное состояние  политической науки позволяет рассматривать  политику в условиях методологического плюрализма как многомерное общественное явление. В этой связи многие исследователи многомерность политики видят в том, что она выступает в единстве трех взаимосвязанных аспектов:

1. Как сфера общественной  жизни; 

2. Как один из видов  активности социальных субъектов, их совокупной деятельности и индивидуального поведения;

3. Как тип социальных  отношений. 

Из такого подхода  вытекают следующие аспекты политики: участие в делах государства, определение форм, задач, содержания его деятельности; деятельность в сфере отношений между большими социальными группами, связанная с регулированием интересов путем использования политической власти; совокупность вопросов или событий государственной, общественной жизни; характеристика образа действий, направленных на достижение определенных целей в отношениях людей между собой.

Характерными чертами  политики являются:

1. Связь частного и  общего, интереса личности и интереса  социальной целостности (группы, страны, человечества в целом);

2. Любой тип политики  связан с решением проблем существования и функционирования государства;

3. Связь с действиями  и интересами больших масс  людей; 

4. Целенаправленная деятельность, предполагающая необходимость трезвого  анализа и учета многообразия  условий и компонентов политических  действий;

5. Властный характер, способность принуждения, волевого  воздействия для придания целенаправленности  действиям многих людей. 

Политика, обладая этими  специфическими чертами, имеет характерные  только для нее свойства. Они таковы: универсальность – способность сознательно увеличивать или уменьшать число объектов государственно-властного регулирования; инклюзивность – способность проникать в другие области общественной жизни. Есть и такое свойство политики – это способность сочетаться с неполитическими общественными явлениями и сферами.

Весьма сложной и  многоуровневой является структура  политики. Выделим узловые части  структуры, наиболее полно характеризующие  внутреннюю сущность политики.

Политический интерес  как структура политики представляет собой внутренний, осознанный источник политического поведения, побуждающий людей к постановке определенных политических целей и осуществлению конкретных политических действий по их достижению.

Политическая организация, отражающая роль институтов публичной  власти как центров управления и регулирования общественными процессами.

Политические отношения, выражающие устойчивый характер взаимосвязей общественных групп между собой  и институтами власти.

Политическая деятельность, выступающая разновидностью социальной активности субъектов, действия которых выражают реализацию ими своих политических статусов.

Политическое сознание, характеризующее зависимость политической жизни от осознанного отношения  людей к своим властно-значимым интересам.

Сложная структура политики определяет не простую схему ее взаимоотношения с другими сферами общественной жизни. Выделяются причинно-следственные связи, которые объясняют детерминированность происхождения и характера протекания политических процессов неполитическими (экономическими, идеологическими, культурными и другими) факторами; функциональные связи отражают взаимозависимость политики и других сфер жизни общества как относительно самостоятельных систем регулирования социальных процессов.

Значение и роль политики как социального института обусловлены функциями, которые она выполняет в обществе. Количество функций может быть различным. Чем более многочисленны функции политики в конкретном обществе, тем менее развито общество и сама политическая сфера, подминающая под себя другие сферы его жизнедеятельности. В современных обществах политика выполняет ряд наиболее значимых функций, без которых они не могут нормально развиваться.

 

1. Функция обеспечения  целостности и стабильности общества. Она осуществляется благодаря  тому, что политика определяет проекты будущего, социальные ориентиры и направленность развития, обеспечивая их ресурсами.

2. Функция мобилизации  и эффективности общей деятельности. Политика формулирует ценностно-значимые  цели поступательного развития  и обеспечивает их реализацию путем создания развитого мотивационного механизма, предоставляя индивиду эффективные возможности удовлетворения социальных потребностей, изменения социального статуса с помощью власти.

3. Управленческая и  регулятивная функции. Выражая,  властно значимые интересы и потребности различных социальных групп общества, политика обеспечивает их взаимодействие и влияет на них путем принятия политических решений. Согласно данной функции, политика управляет социальными процессами и регулирует их, воздействуя на интересы групп, используя социальное принуждение и насилие.

4. Функция рационализации. Учитывая групповые и индивидуальные  интересы, политика вырабатывает  общие правила и механизмы  их представительства и реализации. Тем самым политика рационализирует  конфликты и противоречия, предупреждает и осуществляет их цивилизованное разрешение.

5. Функция политической  социализации. Благодаря вовлеченности  индивида или группы политика  включает личность в социальные  отношения, наделяет ее опытом  и навыками преобразовательной деятельности и эффективного выполнения политических ролей и функций.

6. Интеграция различных  групп и слоев общества в  единое целое. 

7. Обеспечение инновационности  социального развития общества  и человека, расширение сферы  отношений между народами, человеком и природой.

8. Обеспечение целостности  общественной системы и порядка  в обществе.

 

Эти функции наиболее полно раскрывают сущность политики и включают ее рассмотрение в трех измерениях. Во-первых, институциональном, как совокупности институтов, в рамках которых осуществляется властвующая и управленческая деятельность, оформляются и функционируют властеотношения. Во-вторых, нормативном - как совокупности ценностей и норм, целей и задач политической деятельности, зависящих от общих интересов социальных групп. В-третьих, процессуальном - как системы действий по защите и реализации общих интересов и целей по осуществлению власти и управления государством.

Многогранность политики определяется и не менее сложной  типологией. В современной науке  выделяют различные типы политики:

1. директивная; 

2. функциональная;

3. коммуникативная. 

 

Директивная политика основана на прямом принудительном насилии. Это политика силы, в основе которой лежат принципы «игры с отрицательной суммой». Характерной чертой такой политики является ригоризм, означающий нетерпимость и нежелание «поступаться принципами».

Функциональная политика акцентирует  внимание на правилах игры, учитывающих  разнообразие существующих социальных ролей и институтов. Это – политика компромисса, основанная на логике «игры с нулевой суммой».

Коммуникативная политика – это  политика сотрудничества на принципах  игры «с положительной суммой».

Следующая классификация идет по следующим  основным критериям. Сферы общественной жизни – здесь выделяются такие типы: экономическая, социальная, национальная, научно-техническая, экологическая, культурная, военная. Объект воздействия – внутренняя и внешняя. Субъект политики – государственная политика, политика партий, политика общественных организаций и движений. Приоритет деятельности (цель) – политика нейтралитета, политика национального примирения, политика «открытых дверей», политика «большого скачка», политика компромиссов.

В жизни общества, особенно современного, большое значение имеет соотношение  политики и морали. Являясь сферой социального выбора группы, индивидов, организаций, политика органично связана с моралью. Как известно, выбор проектов желаемого, будущего, значимость тех или иных целей, определение средств и методов их достижения основываются на моральных представлениях человека о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести и достоинстве.

Между политикой и моралью есть то, что их сближает, одновременно есть и то, что их различает.

Сближает их то, что и та и  другая относятся к сфере социального выбора. Их содержание обусловлено влиянием множества факторов, начиная от исторических и социокультурных и кончая субъективными представлениями и случаем. Кроме того надо сказать, что упорядочение поведения людей осуществляется при помощи нравственных и политико-правовых норм, которые являются общеобязательными для всех людей. Вот что их сближает.

Теперь посмотрим, каковы различия между ними. Нравственные и политические нормы различаются способом формирования и средствами реализации. Нормы морали складываются в обществе на основе представлений людей о добре и зле, совести, справедливости. Они становятся обязательными для всех по мере осознания и признания их большинством членов общества. Политические нормы устанавливаются государством и закрепляются в законах. Нормы морали не закрепляются в специальных актах, а существуют в сознании людей. В большинстве случаев они соблюдаются добровольно на основе понимания людьми справедливости их предписаний, благодаря внутреннему убеждению и силе общественного мнения. Нравственные нормы выступают в виде обобщенных правил поведения, свойственных для всех ситуаций, а политические нормы более детализированы и специализированы для конкретных участников политической жизни. Мораль и политика также различаются механизмом воздействия на общество. Так мораль является разновидностью индивидуального регулирования с помощью наиболее общих правил поведения. Политика же обращена к общественным или групповым интересам и поэтому прямо не выражает индивидуальных особенностей.

В реальной практике взаимоотношения  политики и морали намного сложнее  и противоречивее. Как показывает исторический опыт многих цивилизованных государств, сбалансированного взаимодействия политики и морали можно добиться только в зрелом гражданском обществе, где соблюдение законов властью и индивидом является естественным следствием их культурного, цивилизованного и интеллектуального развития.

В истории чаще встречались  две крайности. Первая, когда политика полностью подчиняла себе нравственные нормы и ценности. При этом потребности  конкретного человека приносились  в жертву интересам общества. В  таком случае политическая целесообразность подменяла простые требования честности, порядочности, совести. Замена морали политикой привела к утверждению тоталитарных режимов. Вторая крайность выражается в слиянии политики и морали. Опираясь на вечные ценности, мораль снижает эффективность и результативность политических решений и при принятии решений политиками всякий раз приходится соизмерять их с нравственными нормами общества.

Макиавелли определил  сущность политики через «государственный интерес». Реализация «государственного  интереса» предполагала, по Макиавелли, использование различных средств, даже самых жестоких. Однако еще раньше Аристотель утверждал, что политика и мораль неразделимы, поскольку целью политики является достижение общего блага, счастливой жизни для всех граждан.

 

В наши дни мы часто встречается с выражением, что политика – это «слишком человеческое» или «вообще грязное дело». Ответить на поставленный вопрос однозначно невозможно и поэтому с древних времен идет вечный спор. Смысл этого спора можно сформулировать следующим образом – выяснить, как в реальности должны соотноситься цели, средства и главным образом результаты политической деятельности; можно ли добиваться решения самых благородных целей насильственными методами; следует ли во имя достижения счастья большинства общества принести в жертву жизнь одного человека?

Как было сказано выше, политика, как деятельность по руководству  и управлению может быть ориентирована  на реализацию интересов как всего  общества, так и отдельной группы или личности. Субъекты политики в своих действиях нередко руководствуются имеющимися у них представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, прекрасном и безобразном. Эти ценности задают порой определенную направленность конкретным политическим действиям. Однако, как показывает историческая действительность многих стран мира, подобное взаимодействие политики и морали существует скорее идеально, нежели реально. На практике порой оказывается, что даже самые честные и благородные люди, попадая в политику и наделенные властью, постепенно утрачивают свои лучшие благородные качества, деградируют сами и разлагающее воздействуют тем самым на свое окружение, способствуя и его деморализации. В литературе можно найти такой пример. Н Чаушеску, бывший руководитель Румынии, за 20 лет своего «правления» «сколотил» свое личное состояние в размере 3,8 млрд. фунтов стерлингов. Это состояние равно стоимости личного имущества английской королевы Елизаветы 11. Но здесь надо учесть одно обстоятельство – монархи накапливали эти богатства в течение нескольких поколений и имея при том определенные финансово-экономические основания. Вовсе не случайно Н. Чаушеску был расстрелян восставшим своим же народом прямо на центральной площади страны.

Информация о работе Место и сущность политики и политической жизни в обществе. Политика как общественное явление