Место и сущность политики и политической жизни в обществе. Политика как общественное явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 00:47, контрольная работа

Описание работы

«Политика» в переводе с греческого означает «государственные дела», «искусство управления государством». Зачем нужно такое искусство? В любом неоднородном обществе, где существуют разнообразные противоречивые интересы наций, социальных слоев, классов и т. д., возникает потребность в регулировании отношении между ними, а значит, в деятельности государства. Ведь государство, как правило, выполняло и выполняет ряд общественно значимых функции, и прежде всего таких, как поддержание общественного порядка и стабильности в обществе; использование имеющихся возможностей для экономического развития; защита безопасности страны.

Файлы: 1 файл

Политология.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

Миф о справедливом высшем существе основан на том, что Бог  все видит и обязательно нам  поможет. На небе у нас есть покровители  и они не оставят нас в беде. За наши страдания они нас вознаградят.

Миф о героическом  прошлом нации, народа говорит о том, что на этой земле жили наши великие предки. Они были особенными людьми, они совершали подвиги, доблестные деяния. Они отличались умом, смекалкой и находчивостью. Мы гордимся ими, они делали все, чтобы будущим поколениям (нам) жилось лучше.

Эти семь мифов являются универсальными для использования  их в любой избирательной кампании. С помощью этих мифов можно  «перевести» большинство избирательных  сюжетов на картинки упрощенного  порядка. Мифологические интерпретации  существенно облегчают для массового сознания оперирование с образом политика, делают его более понятным и предсказуемым.

Таким образом, анализ закономерностей  и форм коммуникации с помощью  «подключения» к архетипическим мифам в избирательной кампании заслуживает пристального внимания и изучения. В теоретическом плане он может внести существенный вклад в разработку подходов к избирательным технологиям, объяснить причины прихода к власти определенных политических сил, помочь понять психологию масс, а в практическом - успешно разрабатывать стратегию, тактику и отдельные сообщения в рамках избирательных кампаний.

 

Исторический миф - сильное политическое оружие при том еще, что в истории, пожалуй, больше мифов, чем достоверных  фактов, преданий и легенд - мифов, которые  сами стали фактами истории.

Сублимация истории («героический подвиг») - это усилие сознания возвыситься  над реальностью, и прежде всего  убрать из прошлого негативное и недостойное, что и без особых вымыслов уже  превращает историю в миф о  прошлом. Миф в истории обеспечивает «связь времен»: героизация прошлого готовит героическое настоящее и будущее. Миф оказывается средством социальной мобилизации, если общество оказывается неспособным решать свои задачи рационально и без невротических усилий, а следовательно, без их мифологизации. Когда организующим и мобилизующим общественным началом становится тот или иной миф, можно говорить об эффективности мифологии, но приходится признавать и несомненную слабость общества, которое не может без нее обойтись.

Побуждающие свойства мифов во многом объясняются эмоциональностью мифа, его непосредственной чувственностью, что и позволяет заменять действительные формы социального стимулирования превращенными, отчего миф и становится сильным индивидуальным и коллективным допингом, заставляет жить и трудиться в состоянии аффекта, в постоянном напряжении. «Пятилетка - в четыре года», «перевыполнение плана», «догоним и перегоним», мифология нарастающего пафоса: «передовик производства», «ударник», «герой труда», «стахановец» превращали деловую жизнь общества в «накал страстей», которого оно долго выдержать не могло и он становился фиктивным, превращаясь в миф, тем более, что мифы-однодневки возникали и исчезали на фоне грандиозных исторических мифов о строительстве нового общества, создания нового народа (советского) и новой общественной формации. Связь между этими двумя уровнями мифологии обеспечивалась особыми инструментальными мифами среднего уровня: из арсенала мифов о героях - «маяках», труда, мифами о выдающихся производственниках, о мудром всезнающем руководстве, его направляющей силе, могуществе государства и т.д.

На деле же система стимулирования, которую можно было бы признать одним  из действенных методов управления, оказывается мифотворчеством, она  обеспечивала, наряду с реальными достижениями, гиперэксплуатацию, манипуляцию, жестокое принуждение и безудержную демагогию.

В эпохи высокой и тем более  спазматической политической активности присутствие мифа глубоко определяет состояние общественного и индивидуального  сознания, особенно же сильны всплески мифотворчества в кризисные периоды исторической ломки - войн, революций, реформ. Мифологическое сознание в такие эпохи наиболее подвижно и дифференцированно.

Современный миф (в отличие от традиционного, архаического) сталкивается со свободой индивидуального сознания, которое может его принимать или отвергать. В достаточно активном индивидуальном сознании миф может возникать и функционировать, прежде чем он способен стать коллективным. Миф и мифотворчество могут быть осознанными, индивидуальными по происхождению, исходить от того или иного лица (лидера, идеолога, инициатора) или группы лиц, представляющих какую-либо политическую или иную силу, поскольку возможна рационализация мифа и мифотворчества. Если говорить о современном мифе и тем более политическом, то он может быть целенаправленным, предназначенным культивировать иллюзии, героику, величие вождя или какой-либо идеи, создавать фиктивную, иллюзорную реальность, с которой приходится считаться, а значит, уходить от действительности. Поэтому в мифологии и прошлого и нашего времени сочетаются сознательное и бессознательное, рациональное и иррациональное. Рациональное начало в этом случае обычно связано с обдуманным замыслом, иррациональное - с неосмысленным восприятием и распространением мифа. На стадии бессознательного сказывается эмоциональность мифа, тяга к иллюзиям, жажда утешения и ощущения надежности.

Будучи символической, превращенной формой действительности, миф оказывается, как считает Э. Кассирер, одной  из символических форм культуры, создаваемой воображением и переосмыслением реальности, подобно созданию искусства. Мифология, мифотворчество - это своеобразное искусство создавать вымышленные подобия подлинной реальности.

К рациональным формам мифа можно  отнести интернациональные мифологические универсалии, такие, как всесилие Разума у просветителей, культ природы и истории у романтиков, связь религии и национального начала (А. Шлегель), исторических и общественных функций чувства и эстетики у Новалиса, сочетание всесильного государя и его безвольного окружения, космизм и рационализм политики и власти, подобие небесного и земного.

Один из распространенных мифов  о власти, наряду с самыми древними - мифами народоправия, непререкаемости  закона, суверенитета народа, властителя, непогрешимости (римского папы, современного политического вождя) и мн.др. - миф о государстве. Он играл и продолжает играть важнейшую роль в политике и получил фундаментальное политико-философское обоснование. Суть его - в доказательстве необычной природы государства, его трансцендентного характера, т.е. способности восходить к высшим ценностям, воплощать их и превосходить функции других политических образований.

У культа государства богатые традиции - от божественного предопределения  государственной власти до апологии абсолютизма и тоталитаризма.

 

Список литературы

 

1. Политология. Учебное пособие  / Под ред. О.В.Бабкинои. - К., 1998.

2. Шляхтун П.П. Политология. - К., 2002.

3. Гелей С.Д., Рутар С.М. Политология.  Учебное пособие. - К., 2004.

4. Брандес, М.Э. Идеология и миф: общие черты./ М.Э. Брандес.// Политическая наука.- №4.- 2003.- с.45 - 59.

5. Кравченко, И.И. Политическая мифология: вечность и современность./ И.И. Кравченко.// Вопросы философии.- №1 .- 1999.- с.3 - 17.

6. Ситников, А.П. Мифы и их роль в электоральном поведении./ А.П. Ситников, Е.В. Гришин.// Философские науки.- №11.- 2008.- с.135 - 143.


Информация о работе Место и сущность политики и политической жизни в обществе. Политика как общественное явление