Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 18:03, реферат
Главное место в социальном регулировании принадлежит государству, которое формулирует общую концепцию и основные направления социальной политики, обеспечивает законодательную и правовую основу. Помимо государства в решении социальных проблем принимают участие отдельные предприятия и фирмы, общественные, политические и профсоюзные объединения, а также организации, базирующиеся на благотворительных и добровольных началах, наконец, частные лица.
ВВЕДЕНИЕ
Социальная политика играет огромную роль во внутренней политике любого государства, так как проблемы, возникающие в социальной сфере, напрямую связаны с развитием экономической и политической жизни страны, а следовательно, являются своеобразным индикатором развития общества.
Как для России, так и для Республики Саха (Якутия) этот вопрос сегодня особенно актуален в связи с необходимостью формирования новой модели социальной политики. Процесс трансформации патерналистской модели, которая существовала в эпоху СССР, не простой, и прежде всего, требует решения вопрос о роли государства в новой социальной политике, его функциях и взаимодействии с общественными институтами.
В узком смысле социальная политика - это система мер, направленная на осуществление социальных программ, в частности, на поддержание доходов, уровня жизни населения, обеспечение занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращение социальных конфликтов.
В данной работе рассматриваются основные модели социальной политики на примере зарубежных стран, так как, анализируя опыт других стран, мы знакомимся как с основными достижениями, так и с трудностями в области социальной политики. Анализ моделей позволяет не слепо копировать ту или иную модель, а разрабатывать такую, которая бы максимально эффективно решала социальные проблемы именно в российском обществе и снизила социальную напряженность.
Главное место в социальном регулировании принадлежит государству, которое формулирует общую концепцию и основные направления социальной политики, обеспечивает законодательную и правовую основу. Помимо государства в решении социальных проблем принимают участие отдельные предприятия и фирмы, общественные, политические и профсоюзные объединения, а также организации, базирующиеся на благотворительных и добровольных началах, наконец, частные лица.
Степень участия государственного сектора в социальной сфере во многом определяет масштабы и характер проводимой социальной политики. Расширенная социальная политика означает общедоступность социальных программ, универсальность социальных выплат, всеобъемлющий характер перераспределенной деятельности государства. Ограничительная социальная политика предполагает сведение к минимуму ее масштабов, содержания и объектов.
Существуют
различные классификации
Также
в работе будет рассмотрена социальная
политика на примере нашей республики,
ее особенности, основные проблемы и
перспективы.
ГЛАВА
1. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Социальное государство – это такой тип государства, при котором в государственной политике главными приоритетами являются социальное благополучие каждого человека и соответственно всего общества. Понятие «социального государства», «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека», было впервые сформулировано в Конституции Российской Федерации 1993 года (ст. 7).
Однако,
в практическом плане российское
общество еще далеко от устройства
социально-экономической жизни, отвечающей
требованиям социального
Социальная политика - это, прежде всего, деятельность государства в социальной сфере, которая направлена на объединение усилий всех субъектов хозяйственных и управленческих структур, всего населения в целях решения социальных задач1.
В
определение “социальная
В
более широкой трактовке
Как показывает практика, управленческие воздействия (социальная политика) могут усиливать свое воздействие в отдельных звеньях процессов социального структурирования или в определенные периоды развития.
Наиболее предпочтительным способом решения социальных проблем являются реформаторские меры и целостная политика социального управления, направленная на модернизационные преобразования общества.
Соответственно, роль социальной политики в период реформ, кризисного развития, выбора альтернатив, определяющих будущее состояние социальной структуры, существенно возрастает2. Параллельно возникает коллизия, когда управленческое воздействие неадекватно тем целям, которое оно преследует, так как в целостном процессе социального структурирования имеют место естественно-спонтанные реакции и процессы. Можно согласиться с мыслью, что факторы являются «лишь возможностью, а какие из них и в какой последовательности окажут влияние на реальный процесс, зависит от особенностей конкретной ситуации».
С анализом сущности социальной политики тесно связан вопрос о ее социальной функции, споры о которой продолжаются до сих пор. Первоначально считалось, что социальная политика выполняет функцию “регулятора труда и потребления”. Впоследствии к указанной функции были добавлены “функция повышения благосостояния народа” и “функция оказания социальных услуг населению”. В последние десятилетие тенденции таковы, что объем и содержание функции социальной политики во всем мире расширяются. Каковы же основные функции социальной политики?
Во-первых,
это функция регулирования
Во-вторых,
функцией социальной политики является
поощрение прогрессивных
В-третьих,
к числу функций социальной политики
относится социальная защита населения.
Если социальная политика защищает индивидов
от нужды и унижения и одновременно
способствует согласию между социальными
группами, то она справляется с
процессом регулирования
Социальная
политика призвана дополнять принцип
индивидуальной ответственности гражданина
принципом солидарности и объединять
их. В частности федеральные и
региональные органы власти должны направлять
свои усилия на поддержку социальных
групп, способных создать необходимые
структуры социального
Свободное
выражение суждений представителей
всех групп и слоев общества по
вопросам социальной политики призвано
стать важным средством “обратной
связи” органов управления с массами,
надежным защитным механизмом от разного
рода проявлений волюнтаризма и субъективизма
в социальной политике. Всеобъемлющий
народный контроль над социальной политикой
должен стать орудием против коррумпирования
должностных лиц, установления социально
неоправданных законов, неуплаты или
занижения налогов и т.д.
Существующие сегодня модели социальной политики при всех их различиях в разных странах мира в целом реализуют два основных подхода.
Государственный патернализм - ориентирован на определение государством качественных (идеология) и количественных (социальная сфера) параметров всех без исключения форм отношений в обществе и элиминирование (недопущение возникновения) альтернативных видов этих отношений.
Данный подход к социальной политике предполагает принятие на себя государством полной ответственности за уровень доходов граждан (домохозяйств), их социального обеспечения при отсутствий девиантного (отличающегося от принятой властными структурами идеологии) поведения гражданина. Все расходы, связанные с социальной политикой, при использовании данного подхода финансируются из государственных источников - государственного бюджета, специальных фондов социального назначения.
Либеральный подход к социальной политике базируется на постулате о разделении членов общества на экономически сильных и экономически слабых. Обязанностью общества является забота о слабых и создание условий для раскрытия экономического потенциала сильных. Т.е. экономически слабые вправе рассчитывать на социальную поддержку, финансируемую из бюджетных ресурсов. Экономически слабым гарантируется получение из бюджета различных социальных пособий, включая пособия по нуждаемости, пенсии по инвалидности, социальные пенсии, назначаемые при отсутствии трудового стажа, и некоторые другие выплаты.
Что
касается экономически сильных домохозяйств,
то они в большинстве случаев
исключаются из систем социальной поддержки,
финансируемых из государственного
бюджета. Она оказывается за счет
обязательных взносов на социальное
страхование. В период своей занятости
работник и работодатель являются обязательными
участниками государственных
Общее между рассмотренными подходами к социальной политике заключается в том, что в случае возникновения экстремальных (форс-мажорных) ситуаций по природным (землетрясения, наводнения) или техногенным причинам (аварии, теракты) помощь из государственного бюджета оказывается всем без исключения домохозяйствам вне зависимости от уровня их доходов3.
Мировая
экономика сформировала несколько
общих моделей социально-
Особый интерес представляют модели социальной политики, сложившиеся в развитых зарубежных странах. Европейский Союз, чьей задачей является разработка унифицированной модификации социальной политики для Единой Европы, выделяет две основные модели - «бисмарковскую» и «бевериджскую» и те их разновидности, которые формируются на основании разных критериев.
1. Первая модель, часто называемая «бисмарковской», устанавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и успешностью (длительностью) профессиональной деятельности. Социальные права обусловливаются теми отчислениями, которые выплачиваются на протяжении всей активной жизни, то есть социальные выплаты принимают форму отложенных доходов (страховых взносов). Ответственность за финансовое равновесие и сохранность средств несут правления касс (фондов). Они не должны субсидироваться из бюджета любою уровня, так как налоговое перераспределение, реализуемое через универсальный бюджетный подход, противоречит логике трудового (страхового) участия. Здесь социальная защита должна быть принципиально независима от «финансовых инъекций» со стороны госбюджета.