Методология социальной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 18:03, реферат

Описание работы

Главное место в социальном регулировании принадлежит государству, которое формулирует общую концепцию и основные направления социальной политики, обеспечивает законодательную и правовую основу. Помимо государства в решении социальных проблем принимают участие отдельные предприятия и фирмы, общественные, политические и профсоюзные объединения, а также организации, базирующиеся на благотворительных и добровольных началах, наконец, частные лица.

Файлы: 1 файл

ЗАЕБИСЬ РЕФЕРАТ МОДЕЛИ СОЦ ПОЛИТИКИ ЗАКОНЧИЛА.docx

— 58.47 Кб (Скачать файл)
  • Общеметодологические подходы к формированию социального государства6
  • Регулирование занятости, рынка труда, цены труда и заработной платы
  • Социальная защита населения, регулирование отношений в социальной сфере

     В рамках первого блока можно выделить следующие основные моменты.

     Во-первых, коренное изменение экономических  основ жизни общества, переход  от административно-командных к  рыночным экономическим моделям  требует радикального изменения  принципов социальной политики, подходов к их реализации.

     Во-вторых, Российское государство может стать  действительно социальным, только если три его элемента – эффективная  экономика, сильная власть (законодательная, исполнительная, судебная) и общественные институты (система социального  партнерства, согласование интересов  главных субъектов трудовых отношений) – будут постоянно и эффективно взаимодействовать.

     В-третьих, коренная перестройка всей социальной сферы должна основываться на базовых  принципах демократического социального  государства:

  • приоритете прав человека и его основных свобод в сочетании с принципом индивидуальной ответственности гражданина за свое материальное благосостояние
  • солидарности, обусловленной взаимосвязностью и взаимоответственностью общества и его членов
  • оптимальной поддержки как непосредственно со стороны самого государства, так и со стороны свободных ассоциаций людей, способных во все большей степени брать на себя решение многих социальных задач.

     В-четвертых, при разработке государственных  социальных программ должен доминировать перспективный, комплексный и социально  ориентированный подход.

     В-пятых, как показывает мировой опыт, огромную роль играют усилия государства, направленные на становление среднего класса, адресную помощь неимущим и прогрессивное налогообложение богатых.

     Эффективная социальная политика не может быть не целостной: ни одну из ее задач нельзя отсечь или проигнорировать без  ущерба для развития страны. Однако целостность не только не отрицает, но и предлагает реализацию другого  принципа – выделение приоритетов  с учетом остроты социально-политическим проблем7.

     В рамках второго блока проблем  центральное внимание уделяется  двум взаимосвязанным аспектам –  политике занятости и политике доходов.

     Центр тяжести корректировки реформ должен сместиться, с одной стороны, на структурные  преобразования в сфере труда  и социально-трудовых отношений, с  другой, на обеспечение реального  приоритета отраслей социальной сферы (науки, образования, здравохранения, культуры), которые должны гарантировать воспроизводство работника, способного своим трудом обеспечит достойный уровень жизни.8

     Настоятельная необходимость разработки принципиальных подходов к решению проблем, относящихся  к третьему блоку, определяется не только тем фактом, что сегодня в социальной защите нуждается значительная часть  россиян, но и тем обстоятельством, что действующая система гарантий и льгот не просто ведет к неэффективности  государственных расходов на социальную помощь, но и вступает в противоречие с общим направлением реформирования социальных отношений. До сих пор в ней заложена определяющая роль государственных структур власти, федерального и местных бюджетов в сборе и распределении местных бюджетов. В рыночной экономике, как известно, основными регуляторами, обеспечивающими процессы воспроизводства, служат заработная плата и развитие системы социального страхования.

     В настоящее время в России действует  около тысячи различных нормативных  актов, предусматривающих те или  иные виды социальных льгот, пособий, дотаций  и компенсационных выплат для более чем 200 категорий граждан (ветераны, инвалиды, дети, безработные, учащаяся молодежь и т.д.). Различные доплаты получают почти 100 миллионов человек из 148 миллионов человек, или около 70% жителей России, в то время как доля действительно нуждающихся не превышает 30% населения.

     При этом государственная социальная помощь нуждающимся будет иметь смысл  только в том случае, если она  удовлетворят базовые потребности  человека. Отсюда вытекает необходимость  отказаться от использования минимальной  оплаты труда в качестве регулятора уровня социальных выплат, заменив  его прожиточным минимумом с  учетом региональных различий. 
 

     2.2.   Социальная политика в Республике Саха (Якутия) 

     Рассмотрев  модели социальной политики стран Запада, нельзя не задаться вопросом о месте  российской социальной политики в этих структурах. Советская социальная модель характеризовалась главенствующей ролью государства в социальной сфере. В стране существовала система государственного бесплатного здравоохранения, образования и социального обслуживания. Социальная защита основывалась не на институте социального страхования, как в большинстве развитых стран, а на государственном социальном обеспечении. Считалось, что в плановой экономике социальные риски отсутствуют, а социальное страхование относится к атрибутам исключительно рыночной экономики.

     Переход к новой социальной политике сегодня  предполагает отказ от патернализма, где государство жестко детерминирует  поведение человека в социальной сфере. Необходимым условием системного изменения модели социальной политики является также перераспределение  роли государства и местного самоуправления.

     Пока  для России остается открытым вопрос о том, какая именно модель социальной политики будет наиболее адекватной для развития страны. Но уже сегодня  очевидна необходимость коренных изменений  в обязанностях государства, предприятий  и личности, активизация роли государства  в социальной сфере и регулировании  социальных процессов.

     Правильный, разумный выбор стратегии социальной политики, отвечающей всем реалиям  сегодняшнего дня и в то же время  базирующийся на традициях государства, собственном историческом опыте  и опыте зарубежных стран, является главной задачей на пути построения социально ориентированной рыночной экономики. От этого выбора зависит благосостояние нации, а следовательно, и будущее России

     Особенности реализации социальной политики мною рассмотрены на примере Республики Саха (Якутия), которая является крупнейшим субъектом Российской Федерации. Республика, входящая в состав Дальневосточного федерального округа, занимает огромную территорию (3083,5 тыс. кв. км), отличается экстремально-суровым климатом и  неразвитой инфраструктурой. Экономика  РС (Я) является индустриально-аграрной. Важнейшая особенность Якутии –  развитое сельское хозяйство по сравнению  с другими

северными территориями. Основной интерес республика представляет как  сырьевой регион: на территории находятся богатейшие запасы полезных ископаемых (по приблизительным  подсчетам - 1/3 мировых) и природных  ресурсов.   Численность населения РС (Я) на 31 декабря 2010 г. года составила 958,3 тыс. человек. Из регионов Дальневосточного федерального округа  - это третье место9. Особенностью  республики можно считать крайне малую плотность населения - 0,31 чел.на 1 кв. км.

     Оценка  социальной политики в регионе диктует  необходимость обратиться к системе параметров, «в ряду которых используются показатели экономической активности (занятости и безработицы), разнообразные уровневые и структурные показатели номинальных и реальных заработков и

     доходов, показатели стоимости жизни (прожиточный  минимум, достаток и

     др.), обеспеченность жильем, уровень благоустройства  жилищ и населенных пунктов, уровень социального обслуживания, характеристики личного имущества и др.».

     За  январь-июнь доходы жителей республики увеличились на 9,7 % и составили 127 525,4 млн. рублей.

     На  покупку товаров и оплату услуг  население потратило в этот период 80 430 млн. рублей, что опять же больше, чем в прошлом году, на 9,6 %, сообщает органы Статистики Республики Саха (Якутия).

     Отмечается  рост сбережений населения, который  стал возможен благодаря увеличению средств на счетах индивидуальных предпринимателей. Этот факт интересен тем, что позволяет  не предполагать, а утверждать об успешно  развивающемся в республике малом  и среднем бизнесе.

     В июне 2011 года номинальные доходы на одного человека составили в среднем  более 27 тыс. рублей. Они прибавились  к уровню прошлого года на 9 %, а по сравнению с первым полугодием выросли  почти на 10 %.

     Величина  прожиточного минимума в Республике Саха (Якутия) на душу населения и  по основным социально-демографическим  группам населения определяется ежеквартально. Величина прожиточного минимума за II квартал 2011 года в расчете на душу населения по сравнению с предыдущим кварталом увеличилась на 2,2%, в том числе для трудоспособных – 2,2%, пенсионеров – 2,1%, для детей – 2,2%10.

     В целом, социальная структура в Якутии по сравнению с доперестроечными временами претерпела серьезные, глубинные трансформации.

     Ее  можно разделить на несколько  слоев (моделей) по образу жизни.

     1. Модель (образ) жизни Высшей городской  экономической страты, которая малочисленна, 55% составляют служащие государственных учреждений (МВД, Правительство, добывающие отрасли промышленности и жизнеобеспечивающие структуры- монополисты и т.п.) и частных фирм (директора, топ-менеджмент), 45% - бизнесмены. 100% представителей страты имеют высшее образование, и даже по 2 диплома. Здесь отмечается самый высокий доход по выборочной совокупности, то есть работников можно назвать обеспеченными и даже состоятельными.

     2. Модель жизни среднего городского  слоя, в который входят в основном рядовые городские служащие (бухгалтера, специалисты промышленных фирм, медицинские сестры, врачи, секретари-делопроизводители, мелкие предприниматели, шофера, директора фирм с небольшим доходом) и среднеквалификацированные рабочие. Средний слой обладает профессиями «средней степени престижности», получает относительно высокие заработки, которые, однако, свидетельствуют о малой и средней обеспеченности. Они демонстрируют также активную гражданскую позицию.

     3. Модель (образ) жизни базового  городского слоя – самого «густонаселенного» (рабочие и мелкие служащие). Слой представлен главным образом рабочими, 73% - со средне-специальным и средним образованием (строительные рабочие, водители, полиграфисты, огранщики

алмазов, уборщики мусора и др.) Из служащих: инженеры и младшие научные сотрудники. Этот образ жизни весьма демократичен, широко распространен в обществе. Представители базового городского слоя посредственно и не всегда последовательно участвуют в трудовой, политической, культурной жизни, хотя они являются ядром наемного персонала предприятий, основными производителями материальных благ социума.

     4. Маргинальный образ жизни. Объективно наиболее неизученный слой общества, объединяющий в себе студентов, пенсионеров, безработных среднего возраста, инвалидов). Несмотря на культурные различия всех представителей слоя объединяет отсутствие постоянной работы.

Информация о работе Методология социальной политики