Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 18:03, реферат
Главное место в социальном регулировании принадлежит государству, которое формулирует общую концепцию и основные направления социальной политики, обеспечивает законодательную и правовую основу. Помимо государства в решении социальных проблем принимают участие отдельные предприятия и фирмы, общественные, политические и профсоюзные объединения, а также организации, базирующиеся на благотворительных и добровольных началах, наконец, частные лица.
В рамках первого блока можно выделить следующие основные моменты.
Во-первых, коренное изменение экономических основ жизни общества, переход от административно-командных к рыночным экономическим моделям требует радикального изменения принципов социальной политики, подходов к их реализации.
Во-вторых, Российское государство может стать действительно социальным, только если три его элемента – эффективная экономика, сильная власть (законодательная, исполнительная, судебная) и общественные институты (система социального партнерства, согласование интересов главных субъектов трудовых отношений) – будут постоянно и эффективно взаимодействовать.
В-третьих, коренная перестройка всей социальной сферы должна основываться на базовых принципах демократического социального государства:
В-четвертых, при разработке государственных социальных программ должен доминировать перспективный, комплексный и социально ориентированный подход.
В-пятых, как показывает мировой опыт, огромную роль играют усилия государства, направленные на становление среднего класса, адресную помощь неимущим и прогрессивное налогообложение богатых.
Эффективная социальная политика не может быть не целостной: ни одну из ее задач нельзя отсечь или проигнорировать без ущерба для развития страны. Однако целостность не только не отрицает, но и предлагает реализацию другого принципа – выделение приоритетов с учетом остроты социально-политическим проблем7.
В рамках второго блока проблем центральное внимание уделяется двум взаимосвязанным аспектам – политике занятости и политике доходов.
Центр тяжести корректировки реформ должен сместиться, с одной стороны, на структурные преобразования в сфере труда и социально-трудовых отношений, с другой, на обеспечение реального приоритета отраслей социальной сферы (науки, образования, здравохранения, культуры), которые должны гарантировать воспроизводство работника, способного своим трудом обеспечит достойный уровень жизни.8
Настоятельная
необходимость разработки принципиальных
подходов к решению проблем, относящихся
к третьему блоку, определяется не только
тем фактом, что сегодня в социальной
защите нуждается значительная часть
россиян, но и тем обстоятельством,
что действующая система
В настоящее время в России действует около тысячи различных нормативных актов, предусматривающих те или иные виды социальных льгот, пособий, дотаций и компенсационных выплат для более чем 200 категорий граждан (ветераны, инвалиды, дети, безработные, учащаяся молодежь и т.д.). Различные доплаты получают почти 100 миллионов человек из 148 миллионов человек, или около 70% жителей России, в то время как доля действительно нуждающихся не превышает 30% населения.
При
этом государственная социальная помощь
нуждающимся будет иметь смысл
только в том случае, если она
удовлетворят базовые потребности
человека. Отсюда вытекает необходимость
отказаться от использования минимальной
оплаты труда в качестве регулятора
уровня социальных выплат, заменив
его прожиточным минимумом с
учетом региональных различий.
2.2.
Социальная политика в Республике Саха
(Якутия)
Рассмотрев модели социальной политики стран Запада, нельзя не задаться вопросом о месте российской социальной политики в этих структурах. Советская социальная модель характеризовалась главенствующей ролью государства в социальной сфере. В стране существовала система государственного бесплатного здравоохранения, образования и социального обслуживания. Социальная защита основывалась не на институте социального страхования, как в большинстве развитых стран, а на государственном социальном обеспечении. Считалось, что в плановой экономике социальные риски отсутствуют, а социальное страхование относится к атрибутам исключительно рыночной экономики.
Переход к новой социальной политике сегодня предполагает отказ от патернализма, где государство жестко детерминирует поведение человека в социальной сфере. Необходимым условием системного изменения модели социальной политики является также перераспределение роли государства и местного самоуправления.
Пока для России остается открытым вопрос о том, какая именно модель социальной политики будет наиболее адекватной для развития страны. Но уже сегодня очевидна необходимость коренных изменений в обязанностях государства, предприятий и личности, активизация роли государства в социальной сфере и регулировании социальных процессов.
Правильный,
разумный выбор стратегии социальной
политики, отвечающей всем реалиям
сегодняшнего дня и в то же время
базирующийся на традициях государства,
собственном историческом опыте
и опыте зарубежных стран, является
главной задачей на пути построения
социально ориентированной
Особенности реализации социальной политики мною рассмотрены на примере Республики Саха (Якутия), которая является крупнейшим субъектом Российской Федерации. Республика, входящая в состав Дальневосточного федерального округа, занимает огромную территорию (3083,5 тыс. кв. км), отличается экстремально-суровым климатом и неразвитой инфраструктурой. Экономика РС (Я) является индустриально-аграрной. Важнейшая особенность Якутии – развитое сельское хозяйство по сравнению с другими
северными территориями. Основной интерес республика представляет как сырьевой регион: на территории находятся богатейшие запасы полезных ископаемых (по приблизительным подсчетам - 1/3 мировых) и природных ресурсов. Численность населения РС (Я) на 31 декабря 2010 г. года составила 958,3 тыс. человек. Из регионов Дальневосточного федерального округа - это третье место9. Особенностью республики можно считать крайне малую плотность населения - 0,31 чел.на 1 кв. км.
Оценка социальной политики в регионе диктует необходимость обратиться к системе параметров, «в ряду которых используются показатели экономической активности (занятости и безработицы), разнообразные уровневые и структурные показатели номинальных и реальных заработков и
доходов, показатели стоимости жизни (прожиточный минимум, достаток и
др.), обеспеченность жильем, уровень благоустройства жилищ и населенных пунктов, уровень социального обслуживания, характеристики личного имущества и др.».
За январь-июнь доходы жителей республики увеличились на 9,7 % и составили 127 525,4 млн. рублей.
На покупку товаров и оплату услуг население потратило в этот период 80 430 млн. рублей, что опять же больше, чем в прошлом году, на 9,6 %, сообщает органы Статистики Республики Саха (Якутия).
Отмечается рост сбережений населения, который стал возможен благодаря увеличению средств на счетах индивидуальных предпринимателей. Этот факт интересен тем, что позволяет не предполагать, а утверждать об успешно развивающемся в республике малом и среднем бизнесе.
В июне 2011 года номинальные доходы на одного человека составили в среднем более 27 тыс. рублей. Они прибавились к уровню прошлого года на 9 %, а по сравнению с первым полугодием выросли почти на 10 %.
Величина прожиточного минимума в Республике Саха (Якутия) на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения определяется ежеквартально. Величина прожиточного минимума за II квартал 2011 года в расчете на душу населения по сравнению с предыдущим кварталом увеличилась на 2,2%, в том числе для трудоспособных – 2,2%, пенсионеров – 2,1%, для детей – 2,2%10.
В целом, социальная структура в Якутии по сравнению с доперестроечными временами претерпела серьезные, глубинные трансформации.
Ее можно разделить на несколько слоев (моделей) по образу жизни.
1.
Модель (образ) жизни Высшей
2.
Модель жизни среднего
3. Модель (образ) жизни базового городского слоя – самого «густонаселенного» (рабочие и мелкие служащие). Слой представлен главным образом рабочими, 73% - со средне-специальным и средним образованием (строительные рабочие, водители, полиграфисты, огранщики
алмазов, уборщики мусора и др.) Из служащих: инженеры и младшие научные сотрудники. Этот образ жизни весьма демократичен, широко распространен в обществе. Представители базового городского слоя посредственно и не всегда последовательно участвуют в трудовой, политической, культурной жизни, хотя они являются ядром наемного персонала предприятий, основными производителями материальных благ социума.
4.
Маргинальный образ жизни.