Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 19:53, контрольная работа
Международные отношения: субъекты и формы взаимодействия
Независимые государства не развиваются в вакууме, они взаимодействуют друг с
другом и выступают субъектами политики более высокого уровня — мировой
политики. То есть государства действуют в сфере международных отношений.
1. Международные отношения: субъекты и формы взаимодействия....2
2. Основные теории международной политики ..............7
3. Современные тенденции развития международных отношений ......9
4. Россия в системе международных отношений...........14
5. Литература...........................17
Содержание
1. Международные отношения: субъекты и формы взаимодействия....2
2. Основные теории международной политики ..............7
3. Современные тенденции развития международных отношений ......9
4.
Россия в системе
5.
Литература....................
1. Международные отношения: субъекты
и формы взаимодействия
Независимые государства не развиваются в вакууме, они взаимодействуют друг с
другом и выступают субъектами политики более высокого уровня — мировой
политики. То есть государства действуют в сфере международных отношений.
Международные отношения — это совокупность экономических, политических,
правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей
и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене.
Главной особенностью международных отношений является отсутствие в них
единого центрального ядра власти и управления. Они строятся на принципе
полицентризма и полииерархии. Поэтому в международных отношениях большую
роль играют стихийные процессы и субъективные факторы.
Международные отношения выступают тем пространством, на котором сталкиваются
и взаимодействуют на разном уровне (глобальном, региональном, многостороннем
и двустороннем) различные силы: государственные, военные, экономические,
политические, общественные и интеллектуальные.
Все международные отношения можно подразделить на два основных типа:
отношения соперничества и отношения сотрудничества.
Международная или мировая политика является ядром международных отношений.
Мировой политикой называют процессы выработки, принятия и реализации
решений, затрагивающих жизнь мирового сообщества.
В современной мировой политике действует огромное количество различных
участников. Но до сих пор преобладающим остается взгляд, что основными
субъектами мировой политики являются государства и группы (союзы) государств.
Однако сегодня обозначилась объективная тенденция расширения участников
международных отношений. Все более важными субъектами в международных
отношениях становятся международные организации. Они обычно разделяются на
межгосударственные или межправительственные и неправительственные
организации.
Межгосударственные организации являются стабильными объединениями государств,
основанными на договорах, обладают определенной согласованной компетенцией и
постоянными органами.
Сложность межгосударственных отношений в политической сфере, потребность
регулировать международную жизнь привели к созданию неправительственных
организаций. Неправительственные организации имеют более сложную структуру,
чем межгосударственные. Они могут быть и чисто неправительственными, а
могут иметь смешанный характер, то есть включать и правительственные
структуры, и общественные организации, и даже индивидуальных членов.
Как субъекты международных отношений международные организации могут вступать
в межгосударственные отношения от своего собственного имени и в то же время
от имени всех государств, входящих в них. Число международных организаций
постоянно растет.
Международные организации охватывают самые разные аспекты международных
отношений. Они создаются в экономической, политической, культурной,
национальной областях, имеют определенные особенности и специфику. В
качестве примера различных международных организаций можно привести:
— региональные организации, такие как Ассоциация Государств Юго-Восточной
Азии (АСЕАН), Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС, Общий рынок), Лига
Арабских Государств (ЛАГ) и т. д.;
— организации экономического характера, охватывающие сферу финансов, торговли
и так далее, например: Международная Торговая Палата (МТП), Международный
Валютный Фонд (МВФ), Международный Банк Реконструкции и Развития (МБРР);
— организации в области отдельных отраслей мирового хозяйства, например:
Международное Энергетическое Агентство (МЭА), Международное Агентство по
Атомной Энергии (МАГАТЭ), Организация Стран Экспортеров Нефти (ОПЕК) и т. д.;
— политико-экономические организации, например: Организация Африканского
Единства (ОАЕ);
— профессиональные организации: Международная Организация Журналистов (МОЖ);
Международная Организация Криминальной Полиции (ИНТЕРПОЛ);
— демографические организации: Международная Демократическая Федерация
Женщин (МДФЖ), Всемирная Ассоциация Молодежи (ВАМ);
— организации в области культуры и спорта: Международный Олимпийский Комитет
(МОК),
Организация Объединенных
Культуры (ЮНЕСКО);
— военные организации: Организация Северо-Атлантического Договора (НАТО),
Тихоокеанский Пакт Безопасности (АН-ЗЮС);
— профсоюзные организации: Международная Конфедерация Свободных Профсоюзов
(МКСП), Всемирная Конфедерация Труда (ВКТ);
— различные организации в поддержку мира и солидарности: Всемирный Совет
Мира (ВСМ), Пагоушское Движение, Международный Институт Мира;
— религиозные организации: Всемирный Совет Церквей (ВСЦ), Христианская Мирная
Конференция (ХМК);
— Международный Красный Крест (МКК) — организация, целью которой является
помощь военнопленным, другим жертвам войны, катастроф и стихийных бедствий;
— экологические организации: Гринпис и др.
Самую значительную роль в системе международных отношений играет Организация
Объединенных Наций (ООН). Она стала практически первым в истории механизмом
широкого многогранного взаимодействия различных государств в целях
поддержания мира и безопасности, содействия экономическому и социальному
прогрессу всех народов.
Созданная в 1945 г., ООН превратилась в неотъемлемую часть международной
структуры. Ее членами являются 185 государств, что свидетельствует о том,
что она достигла практически полной универсальности. Ни одно крупное событие
в мире не остается вне поля зрения Организации Объединенных Наций.
В рамках ООН сложился целый ряд организаций, которые органически вошли в
систему международных отношений и как структуры ООН, и как самостоятельные
организации. К ним относятся:
— ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения);
— МОТ (Международная Ассоциация Труда);
— МВФ (Международный Валютный Фонд);
— ЮНЕСКО (Организация, занимающаяся вопросами культуры и науки);
— МАГАТЭ (Международная Организация по Атомной Энергии);
— ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию);
— Международный суд.
Международные правительственные организации имеют больше рычагов воздействия
на международную политику и отдельные государства, чем общественные
организации, которые воздействуют, в основном, через формирование
международного общественного мнения.
Огромным влиянием на мировой арене пользуются международные монополии или
транснациональные корпорации (ТНК). К ним относятся предприятия, учреждения и
организации, целью которых является получение прибыли и которые действуют
через свои филиалы одновременно в нескольких государствах. Крупнейшие ТНК
обладают огромными экономическими ресурсами, дающими им преимущества в этом
отношении не только перед малыми, но даже и крупными державами.
Важными субъектами мировой политики выступают религиозные организации.
Чрезвычайно влиятельным субъектом формирования и функционирования мировой
политики выступают сами люди, которым по праву должна принадлежать решающая
роль в выработке основных принципов внешнеполитической стратегии как своих
стран, так и мира в целом.
Но все же роль всех вышеназванных субъектов остается пока несоизмеримой с
ролью государств, которые имеют полномочия представлять в мировой политике
общество в целом, а не какую либо отдельно взятую социальную группу или
политическую организацию. Вопросы, связанные с общенациональными задачами
обеспечения суверенитета, безопасности, территориальной целостности,
находятся в ведении именно государства. Политологи подчеркивают, что
государство — единственный общенациональный институт, имеющий легитимные
полномочия участвовать в отношениях с другими государствами, заключать
договоры, объявлять войну. Государства по-прежнему остаются основными
субъектами мировой политики и международных отношений.
Влияние, силу государства на мировой арене можно представить как его
способность, защищая собственные интересы, воздействовать на другие
государства, на ход событий в мире.
Силу государства, его положение в системе международных отношений
обусловливает целый ряд факторов. Еще недавно считалось, что главным для
этого является военная мощь. Безусловно, военный потенциал страны во многом
определяет ее могущество и соответствующее положение на международной арене.
Реальное положение государства на мировой арене определяется более широкими
показателями. К ним принято относить величину территории, природные и
людские ресурсы, структуру национальной экономики, объем и качество
промышленного и сельскохозяйственного производства, умение обеспечивать
поступательное развитие страны, гарантировать экономическую безопасность
обществ, а также способность страны оказывать прогрессивное влияние на
международное развитие.
Международные отношения как систему нельзя понять без взаимосвязи с такой
категорией, как «внешняя политика». В конечном итоге международные
отношения складываются, прежде всего, из совокупности внешнеполитической
деятельности государств, которые являются основными участниками международных
отношений и в качестве самостоятельных субъектов, и как члены каких-либо
организаций.
Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими
государствами, обеспечивает реализацию его потребностей и интересов на
международной арене.
Внешняя политика есть деятельность и взаимодействие официальных субъектов,
имеющих или присвоивших право выступать от имени общества, выражать интересы
общества, избирать определенные методы и способы их реализации.
Внешнеполитическая деятельность по достижению поставленных целей реализуется
различными средствами: политическими, экономическими, военными,
информационно-
К политическим средствам относится, в первую очередь, дипломатия.
Дипломатия — это официальная деятельность государства в лице специальных
институтов и при помощи специальных мероприятий, приемов, методов, допустимых с
позиций международного права и имеющих конституционно-правовой статус.
Дипломатия осуществляется в виде переговоров, визитов, специальных конференций
и совещаний, встреч, подготовки и заключения двухсторонних и многосторонних
соглашений, дипломатической переписки, участия в работе международных
организаций.
Экономические средства внешней политики подразумевают использование
экономического потенциала данной страны для достижения внешних политических
целей. Государство, обладающее сильной экономикой, финансовой мощью,
занимает и прочное положение на международной арене. Даже небольшие по
территории государства, небогатые материальными и людскими ресурсами, могут
играть видную роль на мировой арене, если у них сильная экономика, которая
базируется на передовых технологиях и способная распространять свои достижения
далеко за свои пределы. Действенными экономическими средствами являются
эмбарго, или наоборот, режим наибольшего благоприятствования в торговле,
предоставление инвестиций, кредитов и займов, другой экономической помощи или
отказ в ее предоставлении.
К военным средствам внешней политики принято относить военную мощь
государства, которая включает в себя армию, ее численность и качество
вооружения, моральное состояние, наличие
военных баз, обладание ядерным оружием. Военные средства могут использоваться
как средство прямого воздействия, так и косвенного. К первым относятся
войны, интервенции, блокады. Так, за последние 55 веков человечество жило в
мире всего 300 лет. На протяжении этих веков произошло 14,5 тысячи войн, в
которых погибло 3,6 млрд. человек. Большинство людей на Земле согласно со
словами Дж. Бернала, что «война — всегда преступление против человечества,
сейчас же она еще и безумие». Однако осознание губительности войн, а тем
более ядерных, не означает отсутствия других точек зрения. Например, Гегель
считал, что война — двигатель прогресса. А по мнению Мальтуса: «Война есть
естественнонаучный закон борьбы против избыточного населения». В современном
обществоведении и публицистике сохраняет влияние течение, по-прежнему
рассматривающее войну, включая ядерную, как допустимое средство политики.
К косвенным военным средствам относится гонка вооружений, включающая
испытание новых видов оружия, учения, маневры, угрозу применения силы.
Например, военные расходы всего мира в последнее время составляли 1000 млрд.
долларов в год, более половины ученых мира работали над созданием новых видов
оружия массового поражения.
К военным средствам внешней политики следует отнести разведку и шпионаж.
Сегодня здесь применяются новейшие достижения науки и техники, от
многотонных космических кораблей до микроаппаратов. Особое развитие в