Международные отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 19:53, контрольная работа

Описание работы

Международные отношения: субъекты и формы взаимодействия
Независимые государства не развиваются в вакууме, они взаимодействуют друг с
другом и выступают субъектами политики более высокого уровня — мировой
политики. То есть государства действуют в сфере международных отношений.

Содержание работы

1. Международные отношения: субъекты и формы взаимодействия....2
2. Основные теории международной политики ..............7
3. Современные тенденции развития международных отношений ......9
4. Россия в системе международных отношений...........14
5. Литература...........................17

Файлы: 1 файл

Международные_отношения.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

Реферат: Международная политика и международные отношения   

Содержание

1.     Международные отношения: субъекты  и формы взаимодействия....2

2.     Основные теории международной  политики ..............7

3.     Современные тенденции развития международных отношений ......9

4.     Россия в системе международных  отношений...........14

5.     Литература...........................17

           1. Международные отношения: субъекты  и формы взаимодействия          

Независимые государства не развиваются в вакууме, они взаимодействуют друг с

другом и выступают субъектами политики более высокого уровня — мировой

политики. То есть государства действуют в сфере международных отношений.

     Международные отношения — это совокупность экономических, политических,

правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей

и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене.

Главной особенностью международных отношений является отсутствие в них

единого центрального ядра власти и управления. Они строятся на принципе

полицентризма и полииерархии. Поэтому в международных отношениях большую

роль играют стихийные процессы и субъективные факторы.

Международные отношения выступают тем пространством, на котором сталкиваются

и взаимодействуют на разном уровне (глобальном, региональном, многостороннем

и двустороннем) различные силы: государственные, военные, экономические,

политические, общественные и интеллектуальные.

Все международные отношения можно подразделить на два основных типа:

отношения соперничества и отношения сотрудничества.

Международная или мировая политика является ядром международных отношений.

     Мировой политикой называют процессы выработки, принятия и реализации

решений, затрагивающих жизнь мирового сообщества.

В современной мировой политике действует огромное количество различных

участников. Но до сих пор преобладающим остается взгляд, что основными

субъектами мировой политики являются государства и группы (союзы) государств.

Однако сегодня обозначилась объективная тенденция расширения участников

международных отношений. Все более важными субъектами в международных

отношениях становятся международные организации. Они обычно разделяются на

межгосударственные или межправительственные и неправительственные

организации.

Межгосударственные организации являются стабильными объединениями государств,

основанными на договорах, обладают определенной согласованной компетенцией и

постоянными органами.

Сложность межгосударственных отношений в политической сфере, потребность

регулировать международную жизнь привели к созданию неправительственных

организаций. Неправительственные организации имеют более сложную структуру,

чем межгосударственные. Они могут быть и чисто неправительственными, а

могут иметь смешанный характер, то есть включать и правительственные

структуры, и общественные организации, и даже индивидуальных членов.

Как субъекты международных отношений международные организации могут вступать

в межгосударственные отношения от своего собственного имени и в то же время

от имени всех государств, входящих в них. Число международных организаций

постоянно растет.

Международные организации охватывают самые разные аспекты международных

отношений. Они создаются в экономической, политической, культурной,

национальной областях, имеют определенные особенности и специфику. В

качестве примера различных международных организаций можно привести:

— региональные организации, такие как Ассоциация Государств Юго-Восточной

Азии (АСЕАН), Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС, Общий рынок), Лига

Арабских Государств (ЛАГ) и т. д.;

— организации экономического характера, охватывающие сферу финансов, торговли

и так далее, например: Международная Торговая Палата (МТП), Международный

Валютный Фонд (МВФ), Международный Банк Реконструкции и Развития (МБРР);

— организации в области отдельных отраслей мирового хозяйства, например:

Международное Энергетическое Агентство (МЭА), Международное Агентство по

Атомной Энергии (МАГАТЭ), Организация Стран Экспортеров Нефти (ОПЕК) и т. д.;

— политико-экономические организации, например: Организация Африканского

Единства (ОАЕ);

— профессиональные организации: Международная Организация Журналистов (МОЖ);

Международная Организация Криминальной Полиции (ИНТЕРПОЛ);

— демографические организации: Международная Демократическая Федерация

Женщин (МДФЖ), Всемирная Ассоциация Молодежи (ВАМ);

— организации в области культуры и спорта: Международный Олимпийский Комитет

(МОК), Организация Объединенных Наций  по Вопросам Образования, Науки и

Культуры (ЮНЕСКО);

— военные организации: Организация Северо-Атлантического Договора (НАТО),

Тихоокеанский Пакт Безопасности (АН-ЗЮС);

— профсоюзные организации: Международная Конфедерация Свободных Профсоюзов

(МКСП), Всемирная Конфедерация Труда (ВКТ);

— различные организации в поддержку мира и солидарности: Всемирный Совет

Мира (ВСМ), Пагоушское Движение, Международный Институт Мира;

— религиозные организации: Всемирный Совет Церквей (ВСЦ), Христианская Мирная

Конференция (ХМК);

— Международный Красный Крест (МКК) — организация, целью которой является

помощь военнопленным, другим жертвам войны, катастроф и стихийных бедствий;

— экологические организации: Гринпис и др.

Самую значительную роль в системе международных отношений играет Организация

Объединенных Наций (ООН). Она стала практически первым в истории механизмом

широкого многогранного взаимодействия различных государств в целях

поддержания мира и безопасности, содействия экономическому и социальному

прогрессу всех народов.

Созданная в 1945 г., ООН превратилась в неотъемлемую часть международной

структуры. Ее членами являются 185 государств, что свидетельствует о том,

что она достигла практически полной универсальности. Ни одно крупное событие

в мире не остается вне поля зрения Организации Объединенных Наций.

В рамках ООН сложился целый ряд организаций, которые органически вошли в

систему международных отношений и как структуры ООН, и как самостоятельные

организации. К ним относятся:

— ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения);

— МОТ (Международная Ассоциация Труда);

— МВФ (Международный Валютный Фонд);

— ЮНЕСКО (Организация, занимающаяся вопросами культуры и науки);

— МАГАТЭ (Международная Организация по Атомной Энергии);

— ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию);

— Международный суд.

Международные правительственные организации имеют больше рычагов воздействия

на международную политику и отдельные государства, чем общественные

организации, которые воздействуют, в основном, через формирование

международного общественного мнения.

Огромным влиянием на мировой арене пользуются международные монополии или

транснациональные корпорации (ТНК). К ним относятся предприятия, учреждения и

организации, целью которых является получение прибыли и которые действуют

через свои филиалы одновременно в нескольких государствах. Крупнейшие ТНК

обладают огромными экономическими ресурсами, дающими им преимущества в этом

отношении не только перед малыми, но даже и крупными державами.

Важными субъектами мировой политики выступают религиозные организации.

Чрезвычайно влиятельным субъектом формирования и функционирования мировой

политики выступают сами люди, которым по праву должна принадлежать решающая

роль в выработке основных принципов внешнеполитической стратегии как своих

стран, так и мира в целом.

Но все же роль всех вышеназванных субъектов остается пока несоизмеримой с

ролью государств, которые имеют полномочия представлять в мировой политике

общество в целом, а не какую либо отдельно взятую социальную группу или

политическую организацию. Вопросы, связанные с общенациональными задачами

обеспечения суверенитета, безопасности, территориальной целостности,

находятся в ведении именно государства. Политологи подчеркивают, что

государство — единственный общенациональный институт, имеющий легитимные

полномочия участвовать в отношениях с другими государствами, заключать

договоры, объявлять войну. Государства по-прежнему остаются основными

субъектами мировой политики и международных отношений.

Влияние, силу государства на мировой арене можно представить как его

способность, защищая собственные интересы, воздействовать на другие

государства, на ход событий в мире.

Силу государства, его положение в системе международных отношений

обусловливает целый ряд факторов. Еще недавно считалось, что главным для

этого является военная мощь. Безусловно, военный потенциал страны во многом

определяет ее могущество и соответствующее положение на международной арене.

Реальное положение государства на мировой арене определяется более широкими

показателями. К ним принято относить величину территории, природные и

людские ресурсы, структуру национальной экономики, объем и качество

промышленного и сельскохозяйственного производства, умение обеспечивать

поступательное развитие страны, гарантировать экономическую безопасность

обществ, а также способность страны оказывать прогрессивное влияние на

международное развитие.

Международные отношения как систему нельзя понять без взаимосвязи с такой

категорией, как «внешняя политика». В конечном итоге международные

отношения складываются, прежде всего, из совокупности внешнеполитической

деятельности государств, которые являются основными участниками международных

отношений и в качестве самостоятельных субъектов, и как члены каких-либо

организаций.

Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими

государствами, обеспечивает реализацию его потребностей и интересов на

международной арене.

Внешняя политика есть деятельность и взаимодействие официальных субъектов,

имеющих или присвоивших право выступать от имени общества, выражать интересы

общества, избирать определенные методы и способы их реализации.

Внешнеполитическая деятельность по достижению поставленных целей реализуется

различными средствами: политическими, экономическими, военными,

информационно-пропагандистскими.

К политическим средствам относится, в первую очередь, дипломатия.

Дипломатия — это официальная деятельность государства в лице специальных

институтов и при помощи специальных мероприятий, приемов, методов, допустимых с

позиций международного права и имеющих конституционно-правовой статус.

Дипломатия осуществляется в виде переговоров, визитов, специальных конференций

и совещаний, встреч, подготовки и заключения двухсторонних и многосторонних

соглашений, дипломатической переписки, участия в работе международных

организаций.

Экономические средства внешней политики подразумевают использование

экономического потенциала данной страны для достижения внешних политических

целей. Государство, обладающее сильной экономикой, финансовой мощью,

занимает и прочное положение на международной арене. Даже небольшие по

территории государства, небогатые материальными и людскими ресурсами, могут

играть видную роль на мировой арене, если у них сильная экономика, которая

базируется на передовых технологиях и способная распространять свои достижения

далеко за свои пределы. Действенными экономическими средствами являются

эмбарго, или наоборот, режим наибольшего благоприятствования в торговле,

предоставление инвестиций, кредитов и займов, другой экономической помощи или

отказ в ее предоставлении.

К военным средствам внешней политики принято относить военную мощь

государства, которая включает в себя армию, ее численность и качество

вооружения, моральное состояние, наличие

военных баз, обладание ядерным оружием. Военные средства могут использоваться

как средство прямого воздействия, так и косвенного. К первым относятся

войны, интервенции, блокады. Так, за последние 55 веков человечество жило в

мире всего 300 лет. На протяжении этих веков произошло 14,5 тысячи войн, в

которых погибло 3,6 млрд. человек. Большинство людей на Земле согласно со

словами Дж. Бернала, что «война — всегда преступление против человечества,

сейчас же она еще и безумие». Однако осознание губительности войн, а тем

более ядерных, не означает отсутствия других точек зрения. Например, Гегель

считал, что война — двигатель прогресса. А по мнению Мальтуса: «Война есть

естественнонаучный закон борьбы против избыточного населения». В современном

обществоведении и публицистике сохраняет влияние течение, по-прежнему

рассматривающее войну, включая ядерную, как допустимое средство политики.

К косвенным военным средствам относится гонка вооружений, включающая

испытание новых видов оружия, учения, маневры, угрозу применения силы.

Например, военные расходы всего мира в последнее время составляли 1000 млрд.

долларов в год, более половины ученых мира работали над созданием новых видов

оружия массового поражения.

К военным средствам внешней политики следует отнести разведку и шпионаж.

Сегодня здесь применяются новейшие достижения науки и техники, от

многотонных космических кораблей до микроаппаратов. Особое развитие в

Информация о работе Международные отношения