Международные отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 19:53, контрольная работа

Описание работы

Международные отношения: субъекты и формы взаимодействия
Независимые государства не развиваются в вакууме, они взаимодействуют друг с
другом и выступают субъектами политики более высокого уровня — мировой
политики. То есть государства действуют в сфере международных отношений.

Содержание работы

1. Международные отношения: субъекты и формы взаимодействия....2
2. Основные теории международной политики ..............7
3. Современные тенденции развития международных отношений ......9
4. Россия в системе международных отношений...........14
5. Литература...........................17

Файлы: 1 файл

Международные_отношения.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

последние десятилетия получил промышленный шпионаж.

Пропагандистские средства включают в себя весь арсенал современных средств

массовой информации, пропаганды и агитации, которые используются для

укрепления авторитета государства на международной арене, способствуют

обеспечению доверия со стороны союзников и возможных партнеров. С помощью

средств массовой информации формируется положительный образ своего государства,

чувство симпатии к нему, а в случае необходимости — антипатии и осуждения по

отношению к другим государствам. Часто пропагандистские средства используются,

чтобы завуалировать те или иные интересы и намерения.

                    2. Основные теории международной политики                   

Путь научного обоснования международных отношений связан с созданием

общеметодологических теорий, призванных сформулировать ключевые принципы и

приемы научного анализа этих отношений. К числу основных таких теорий

относятся: марксистская теория мирового революционного процесса, теория

прагматизма и политического реализма, модернистские теории международных

отношений и геополитическая теория.

Заметное место среди теорий международной политики занимает концепция

революционной трансформации мирового порядка, разработанная К. Марксом, Ф.

Энгельсом и В. И. Лениным. Для нее характерны: классовый подход к анализу

мировых проблем, изучение внешней политики государства в связи с внутренней,

рассмотрение международных отношений в каждую историческую эпоху в

соответствии с закономерностями развития конкретных общественно-экономических

формаций, исследование объективных и субъективных факторов расстановки сил.

Считая эпоху после 1917 г. переходной от капитализма к социализму,

марксисты-ленинцы выдвинули положение о мировом революционном процессе, об

антиимпериалистической борьбе.

Согласно В. И. Ленину, содержанием внешней политики империализма является

мировое господство, при капитализме невозможна иная основа, иной принцип

дележа, кроме силы.

Теория политического реализма и прагматизма во внешней политике была

разработана в середине XX в. Дж. Кеннаном, 3. Бже-зинским, У. Ростоу, Г.

Киссинджером и другими учеными и политиками. Признанным авторитетом данного

направления является Г. Моргентау.

Рассматривая несовершенство положения в мире как результат действия сил,

заложенных в человеческой природе, «реалисты» призвали не противостоять этим

силам. Согласно Г. Моргентау, «моральные принципы никогда не могут быть

полностью осуществлены и должны в любом случае приблизительно соответствовать

друг другу через неизменно временный баланс интересов и всегда непрочное

урегулирование конфликтов». Международная политика понимается «реалистами»

как борьба за власть, начатая суверенными государствами в погоне за

превосходством. Из борьбы за власть выводится «политический детерминизм»

мировых процессов.

Значительное внимание «реалисты» уделяли определению целей и задач международной

политики: что движет деятельностью государств на международной арене, во имя

чего они вступают во взаимоотношения друг с другом. Реалисты считают, что если

в политике всегда выражаются общезначимые или групповые интересы, то в

международной политике — преимущественно национальные интересы. Поэтому в их

работах получила основательную разработку концепция национальных интересов.

Национальный интерес представляет собой осознание и отражение в деятельности

его лидеров коренных потребностей национального государства. К постоянным

интересам относятся «национальная безопасность» (защита от внешней опасности),

«экономические интересы» (сохранение связей с партнерами, наращивание

экспортного потенциала и заграничных инвестиций, защита внутреннего рынка),

«интересы поддержания мирового порядка». Существуют интересы, играющие

подчиненную роль или возникающие одновременно.

Подчеркивая значимость понятий «национальные» и «государственные» интересы

следует отметить, что между ними существуют и определенные различия. При

некоторых обстоятельствах национальные и государственные интересы могут не

совпадать.

Борьба за реализацию интересов позволяет державе занять в мире положение,

соответствующее ее силе. «Международная политика, как и всякая другая, —

подчеркивает Г. Моргентау, — есть борьба за силу. Каковы бы ни были

абсолютные цели международной политики, сила всегда является

непосредственной целью».

«Модернистские» теории, созданные в противовес традиционной теории реализма,

заявили о намерении связать процессы и достижения НТР с моделями

международных отношений. Формирование данных теорий происходило под сильным

влиянием количественным методов исследований. Представители данного течения

сконцентрировали свои усилия на сборе фактических данных и создании таких

моделей, которые можно было бы анализировать с помощью ЭВМ.

Пионерами «модернизма» выступали К. Райт, К. Дойч, М. Ка-план. В русле этого

направления сложились школы структурно-функционального и системного анализа

внешней политики. Модернисты иначе, чем реалисты, анализируют политику

государства. Если реалисты рассматривали государства как цельные единицы,

определяющие свой курс на основе национальных интересов, то модернисты

рассматривают государства как системы, подверженные влиянию извне и изнутри.

Г. аллисон.и Дж. Розенау описали социальные и политико-психологические факторы,

действующие на формирование и осуществление внешнеполитического процесса. Это

позволило выделить во внешней политике три области: бюрократическая сфера с ее

вниманием к особенностям функционирования действующих в этой сфере

организаций; специфика принятия решений по вопросам внешней политики

государственным руководством; роль элит и групп давления в формировании

внешней политики. Все они объединялись изначально концепцией

внутриполитических истоков внешней политики.

Повышенное внимание модернисты уделяют международным организациям,

транснациональным корпорациям и другим субъектам международных отношений,

влияющим на формирование мировой политики.

Если с традиционной точки зрения угроза силой наиболее эффективное средство

внешней политики, то модернисты делают упор на стимулирование или

препятствование развитию процессов взаимной зависимости.

Введение в научный оборот самого термина «геополитика» связывают с именем

шведского исследователя и политического деятеля Р. Челлена (1846-1922). Он

характеризовал геополитику как «науку, которая рассматривает государство как

географический организм или феномен в пространстве».

Отцами-основателями и главными адептами геополитики считаются американский

историк А. Т. Мэхен, британский географ и политик Г. Маккиндер, британский

географ Дж. Фейргрив, американский исследователь международных отношений Н.

Спайкмен, германский исследователь К. Хаусхофер.

В трактовке отцов-основателей геополитики центральное место в детерминации

международной политики того или иного государства отводилась его

географическому положению. Смысл геополитики виделся в выдвижении на

передний план пространственного, территориального начала.

По мнению Г. Маккиндера: «Тот, кто управляет Восточной Европой, руководит

Хартлендом (срединной землей) Евразии; кто управляет Хартлендом, руководит

мировым островом Европы, Азии, Африки, а тот кто управляет мировым островом,

руководит миром». Хартленду противостоит «островной комплекс» (Америка,

Австралия, Океания, Великобритания), родина либерализма.

Идея значения географических: факторов для положения государств, их политики

и исторической судьбы может считаться плодотворной. Все эти аспекты имеют

существенное значение в распределении ресурсов держав и при планировании ими

внешней политики.

Главный недостаток этой модели международных отношений, как, впрочем, и

многих других, — в абсолютизации какого-то одного из разнообразных

компонентов уравнения мировой политики.

Таковы основные теории внешней политики, лежащие в основе политической науки

о международных отношениях и внешней политике. Многие из них в той или иной

степени берутся на вооружение политическими деятелями, оказывают влияние на

формирование внешнеполитического курса государств нашей планеты.

Разумеется, ни одна из этих теорий не является исчерпывающей и не обладает

монополией на истину в последней инстанции. Однако, взятые вместе, они с

разных сторон и по-разному проливают свет на сложный и противоречивый мир

внешней политики.

            3. Современные тенденции развития  международные отношений           

Современный этап международных отношений характеризуется стремительностью

перемен, новыми формами распределения власти.

Ушло в прошлое противостояние двух сверхдержав — СССР и США. Разрушилась

старая система международных отношений, которая получила название биполярной

— двухполюсной.

В пестрой картине ломки старых и строительства новых международных отношений

все же можно выделить несколько четко просматривающихся тенденций развития.

Первая тенденция развития современных международных отношений —

рассредоточение власти. Идет процесс становления мультиполярного

(многополюсного) мира. Сегодня все большую роль  в международной жизни

приобретают новые центры. На мировую арену все активнее выходит Япония,

которая уже сегодня является «экономической сверхдержавой». Идут

интеграционные процессы в Европе. В Юго-Восточной Азии возникли новые

постиндустриальные государства — так называемые «Азиатские тигры». Есть

основания думать, что в обозримом будущем в мировой политике сильнее всего

заявит о себе Китай.

Среди политологов пока нет единого мнения о будущем системы международных

отношений. Одни склонны к мнению о том, что в настоящее время происходит

формирование системы коллективного лидерства США, Западной Европы и Японии.

Другие исследователи полагают, что надо признать США единственным мировым

лидером. Третьи не исключают возрождения биполярной системы, в которой место

СССР в идеологическом и военно-политическом противостоянии с США займет

Китай.

Второй тенденцией развития современных международных отношений стала их

глобализация (С1оЬе — земной шар), заключающаяся в интернационализации

экономики, развитии единой системы мировой связи, изменении и ослаблении

функций национального государств, активизации деятельности транснациональных

негосударственных образований. На этой основе формируется все более

взаимозависимый и целостный мир; взаимодействия в нем приняли системный

характер, когда мало-мальски серьезные сдвиги в одной части мира неизбежно дают

отзвук в других его частях, независимо от воли, намерений участников таких

процессов.

В международной области эта тенденция стремительно реализуется в форме

взрывоопасного роста международного сотрудничества, влияния международных

институтов — политических, экономических, гуманитарных, — а также создания по

своей сути наднациональных органов.

Третьей тенденцией развития международных отношений стало нарастание

глобальных проблем, а соответственно стремление государств мира к

совместному их решению.

Научно-техническая революция (НТР), зародившаяся в середине XX века, в

течение нескольких десятилетий произвела такие радикальные изменения в развитии

производительных сил, перед которыми блекнут тысячелетние достижения наших

предшественников. Она способствовала резкому повышению производительности

труда, привела к огромному приросту необходимой для людей продукции. Но

существует и другая сторона этой революции: возникло множество неординарных,

так называемых глобальных проблем, которые встали перед человечеством во весь

рост и показали, что наш неспокойный и полный противоречий мир есть в то же

время взаимосвязанный, взаимозависимый и во многом целостный мир. Мир,

императивно, повелительно требующий не разобщения и противостояния, а

объединения усилий всех стран и народов во имя сохранения цивилизации, ее

приумножения и благополучия как нынешнего, так и грядущих поколений людей.

Все глобальные проблемы, стоящие перед человечеством, можно разделить на

четыре основные группы: политические, экономические, экологические,

социальные.

Важнейшая из них, раньше всех заставившая человечество сначала почувствовать, а

затем и понять надвигающуюся угрозу, — появление, быстрое накопление и

совершенствование оружия массового поражения, которое в корне изменило

ситуацию в мире. Характер ядерного оружия не дает возможности любому

государству военными средствами обеспечить надежность своей обороны. Иначе

говоря, безопасности в мире можно добиться лишь совместными усилиями. Она может

быть либо общей для всех стран, либо ее вообще не может быть.

Положительные сдвиги в отношениях между ведущими странами мира, обладающими

наибольшим научным, экономическим и военно-техническим потенциалом и

сделавшими значительный шаг на пути к осознанию опасности гонки вооружений,

сняли былую напряженность в международных отношениях.

Важной проблемой, беспокоящей все человечество, становится международный

терроризм, среди различных форм которого наиболее опасной является

Информация о работе Международные отношения