Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 22:04, контрольная работа
Конфликт принимает разные формы на разных уровнях, начиная с нас самих. Внутри нас гнездятся стрессы, злость, иногда ненависть к себе и угнетающая зависимость. Мы не можем преодолеть определенные желания. Внутренний конфликт переходит с личностного уровня на конфликт между людьми. Мы обнаруживаем конфликт между мужем и женой, среди членов семьи, с соседями и друзьями, на работе и т.п. Существует очень много различного рода человеческих конфликтов. От них берут начало конфликты более высокого уровня в форме споров, конфликтов между этническими группами, с применением силы и, в конце концов, заканчивающихся войной.
Введение…………………………………………………………………..
3
Глава 1.
Национальные общности ………………….…………………
4
Глава 2.
Национальные движения………………………………………
7
Глава 3.
Межнациональные конфликты. Причины……………………
8
Глава 4.
Пути разрешения межнациональных конфликтов………….
17
Глава 5.
Национальная политика………………………………………
19
Заключение……………………………………………………………….
23
Список используемой литературы………
При возникновении межнационального конфликта внутри одного государства есть два варианта поведения официальных властей:
1. Когда власти, сохраняя равновесие, остаются над конфликтом, пытаясь допустимыми силами и средствами потушить возникший конфликт, как это например, делалось российскими властями в конфликте между североосетинами и ингушами.
2. Когда власти сами втягиваются в конфликт, выступая за сохранение территориальной целостности страны или на стороне титульного народа, как это наблюдалось в Азейбарджане в конфликте между азербайджанцами и армянами, в Грузии – в конфликте между грузинами и югоосетинами, между грузинами и абхазами. В аналогичные ситуации в конечном счёте втягивались и российские власти в Чечне.
Серьёзным же барьером для удержания конфликта на мирном уровне является отсутствие соответствующих групп, пытающихся решить межнациональные противоречия насильственным путём. В таких случаях стороны воздерживаются от острых ситуаций, которые могут послужить серьёзными поводами для насилия. Аналогичные формы межнационального конфликта пока наблюдаются в Эстонии, Латвии, Казахстане между титульными нациями и русскоязычным населением, которое сохраняет цивилизованное поведение в условиях постоянного попирания их прав националистически настроенными властями.
Можно различным образом типологизировать причины межнациональных конфликтов. Приведенная ниже их классификация имеет общетеоретическое значение.
Политические причины. Рассмотрим, в качестве примера СССР. В первую очередь это кризис, а затем распад СССР – крупной транснациональной мировой державы. Данная причина имеет универсальный характер, поскольку противостояние этнических, а также конфессиональных групп всегда обостряется в периоды распада многонациональных асимметричных государств. Советская национальная политика была с функциональной точки зрения весьма эффективной. Режим искусно замораживал и подавлял конфликтный потенциал межнациональных отношений. В выборе средств он, разумеется, не стеснялся, но при этом действовал достаточно изощренно и разносторонне. Использовались не только прямые репрессии и тотальные переселения целых народов, но и более тонкие методы, например, перемешивание и «разбавление» этносов (наиболее очевидный пример – целенаправленное заселение Прибалтики выходцами из славянских регионов). Со временем давление нарастало, и в конце концов наружу вышли многочисленные исторические обиды - давнишние и новые, реальные и мнимые. Особенно это характерно для Кавказского и Прибалтийского регионов. При этом даже то хорошее, что действительно было у нас в межнациональных отношениях (пусть это было интернационализмом коммунальной квартиры или общей тюремной камеры), разлетается на куски, покрываясь националистической пеной.
Экономические причины тесно связаны с политическими. С одной стороны, здесь происходит во многом аналогичная политическая борьба за передел национального богатства, с другой, регионы традиционно бедные, обделенные природными ресурсами и не располагающие развитой экономикой, но получавшие определенную централизованную поддержку, теперь, лишившись ее, пытаются как-то выйти из положения путем апелляции к категориям национального выживания, сохранения национального очага и т.д., прибегая при этом к любым доступным им средствам экономического давления или даже шантажа. Кроме того, экономически более мощные регионы стремятся блокировать тенденции национального сепаратизма, тоже используя для этого экономические и финансовые рычаги. Строго говоря, во многих случаях все эти факторы нельзя отвести к сфере чистой экономики. Они носят скорее экономико-психологический характер, поскольку в их основе лежат субъективные, зачастую этнически окрашенные представления о несправедливом национально-региональном распределении общественного богатства и соответственно о несправедливости различий в уровне жизни населения тех или иных регионов.
Причины социально-культурные и социально-психологические. За семь послереволюционных десятилетий в стране сложилась новая метаэтническая общность, так называемый, советский народ. В социально-психологическом плане это несомненная реальность, которая проявляется очень часто даже среди людей, полностью отрицающих свою принадлежность к «советскому народу». Для тех же, кто прожил всю свою жизнь с хотя бы относительно позитивным или даже ценностно-нейтральным чувством советской самоидентификации, события последних лет - тяжелая и болезненная психологическая травма. Отсюда психологически объяснимо стремление части общества к восстановлению прежнего могучего государства.
Разумеется, эта идея носит отчетливый характер консервативной утопии. Она практически неосуществима и политически опасна как вследствие неизбежной острой реакции отторжения на любые попытки реставрации, так и потому, что ее стремятся «оседлать» реакционные и безответственные политические силы. Однако было бы и несправедливо, и психологически неверно пытаться сделать из этих людей отверженных. Общество должно не списывать этих людей, а пытаться помочь им обрести новую психологическую идентичность, адаптироваться к новой реальности. Иначе они попросту опасны. Здесь есть поле деятельности и для законодателя, и для органов социальной реабилитации.
Процессы, происходящие в последние годы, стимулировали рост национального самосознания у ряда народов, причем как у относительно слабых и действительно прошедших через унижения и притеснения (особенно в сталинские времена), так и у таких этнических гигантов, как украинская нация. Некоторые из этих этносов сейчас вошли, используя выражение Соловьева, в «стадию исключительной народности», в рамках которой рациональные аргументы, имеют немного шансов быть услышанными. К тому же некоторые этносы, уровень социально-экономического и социально-культурного развития которых по тем или иным причинам не может обеспечить им полноправного диалога и обменов в рамках нормальных межнациональных контактов, парадоксальным образом стремятся к изоляционизму, даже в ущерб собственному развитию. Здесь наблюдается консервативно-охранительная защитная реакция на объективные интеграционные процессы. С точки зрения таких хранителей национального очага, сохранение национальной самобытности важнее, чем полноценное развитие народа.
Глава 4. Пути разрешения межнациональных конфликтов.
Даже в самых острых
конфликтных ситуациях (а может
быть, особенно в них) одной из первых
промежуточных фаз
- прекращение насилия,
- организацию диалога между сторонами конфликта,
- обеспечение участия в таком диалоге полномочных и ответственных представителей каждой стороны, лучше всего – государственных органов (а не, скажем, лидеров экстремистских групп или «полевых командиров»),
- формулирование требований и претензий каждой из сторон в категориях, хотя бы в принципе подлежащих юридическому переформулированию и правовой оценке,
- юридическую фиксацию
итогов каждой из стадий
- максимально определенное формулирование условий итогового соглашения, придание этому соглашению легитимности с помощью какой-либо из форм его ратификации или народного одобрения.
Из вышеперечисленного, думается, ясно, что среди ключевых фигур участников переговоров должны быть юристы. Но, разумеется, само по себе подписание каких-либо соглашений еще не гарантирует погашения конфликта Определяющей является готовность сторон их выполнять, а не использовать в качестве «дымовой завесы» для продолжения попыток добиваться своих целей не правовыми средствами.
А для этого, в свою
очередь, необходимо хотя бы частичное
преодоление конфликта
Таким образом, в социально-политическом
плане пути к преодолению конфликтов
лежат либо через хотя бы частичное
удовлетворение требований сторон, либо
через понижение для них
Многие межнациональные конфликты можно в известном смысле назвать ложными, поскольку в их основе лежат не объективные противоречия, а непонимание позиций и целей другой стороны, приписывание ей враждебных намерений, что порождает неадекватное чувство опасности, угрозы. Примеров здесь можно привести очень много: это и недоверие к русскоязычной диаспоре в странах ближнего зарубежья, и боязнь кавказцев или уроженцев Средней Азии и Центральной России. Естественно, такие чувства рационализируются через различный подбор бытовых и иных примеров; воздействующих на обыденное сознание. И, разумеется, эту благодатную почву всячески стараются использовать разыгрывающие национальную карту политиканы. Действительно, феномен психологического противопоставления «мы» и «они» коренится в глубоких слоях общественного подсознания, и бороться с ним очень непросто, хотя и абсолютно, необходимо. В нашей теории это обозначается как снятие или хотя бы ослабление ложного конфликта. Его, в частности, можно достичь с помощью образовательной, воспитательно-разъяснительной работы среди населения. Причем апеллировать следует не только к рациональным, интеллектуальным уровням человеческой психики, но и к эмоциям, к массовым настроениям.
Главное условие предотвращения любых конфликтов, в том числе вооруженных, - гармонизация национальных отношений в стране.
Для этого необходимо следующее:
- наличие демократического
правового государства.
- обеспечение единства
страны, отказ регионов и национальных
меньшинств от сепаратизма,
- предоставление компактно
проживающим меньшинствам
- признание культурной
автономии территориально
- максимальное перемещение
центра тяжести принятия
- проведение политики
упреждения перерастания против
- демократизация
- координация (компромисс)
национальных интересов как
- равноправие всех наций, удовлетворение их национально-культурных, языковых, религиозных и иных потребностей, интернационализм и патриотизм, укрепление демократии и централизма.
Глава 5. Национальная политика
Составной частью политической деятельности государства, призванной регулировать межнациональные отношения в различных сферах жизни общества - является национальная политика.
Национальная политика - всесторонне обоснованная система мер, осуществляемых государством в сфере национальных отношений, направленная на реализацию национальных интересов разрешение национальных противоречий. Национальные отношения вместе с нациями, народностями и другими этническими общностями являются объектами национальной политики. А ее субъектами становятся государство, органы государственной власти, политические партии, общественные организации и т.п.
В теории и на практике нужно учитывать, что национальная политика, социальная политика, экономическая политика, демографическая политика и другие виды политической деятельности тесно взаимосвязанные между собой. В разных системах связи они соотносятся как общее и особое, целое и часть. Социальные, экономические, языковые, демографические аспекты национальной политики превращают ее в составную часть этих видов политики. Вместе с тем национальная политика как система является концентрированным выражением социальной, экономической, языковой, демографической политики.
В национальной политике нужно различать стратегические и текущие задачи. Стратегические задачи в сфере национальных отношений являются общими для всех наций и народностей любого государства и рассчитанные на определенный исторический период. Что касается политики текущего момента, то она определяет цели и задача, которые вытекают из сегодняшней ситуации.
Важной функцией национальной политики есть разработка эффективных образов и методов решения межнациональных конфликтов, их прогнозирование и предотвращение таких. В национальной политике важно не только своевременно «снять» уже существующие разногласия, а и их предусмотреть.
Национальная политика в сложных современных условиях основывается на следующих научно обоснованных принципах.
Первый принцип. Национальная политика должны базироваться на научном анализе и творческом осмыслении передового в этой области опыта как отечественного, так и мирового. За отправные точки для такого подхода надо брать равноправие народов и их взаимовыгодное сотрудничество, взаимное уважение к интересам и общественным ценностям всех народов, непримиримость к национализму в любых его формах.
Вторым принципом является принцип стабильности территориальных границ суверенных государств. Политическая практика убедительно свидетельствует, что территориальные претензии ныне все больше становятся взрывоопасным фактором и без того напряженного современного жизни. Территориальные претензии приводят не только к обострению межгосударственных отношений, а даже и к войнам. Таких примеров в современном мире много — довольно указать на вражеские отношения между Ираном и Ираком, Индией и Пакистаном.
Третьим принципом можно назвать принцип органического единства национальной, экономической, социальной, политической и духовной сфер развития общества. Национальную политику можно рассматривать как концентрированное выражение экономической, социальной, духовно-культурной та других видов политики. Вместе с тем национальная политика относительно самостоятельна и активно влияет на экономику и социальную жизнь общества. А потому недооценка как зависимости национальной политики от других направлений политики, так и относительной ее самостоятельности приводит к значительным просчетам в решении национальных проблем.
Четвертый принцип - целостность национальной политики, учет взаимосвязи всех ее компонентов. Разрабатывая государственную национальную политику, необходимо учитывать географические факторы, демографические процессы, исторические особенности формирования данной наций, народности и других этнических групп, особенности формирования национальной государственности, национальный состав населения, соотношение коренного и некоренного населения, религиозность населения и наличие разных конфессий и религиозных групп, особенности национальной психологии народа, его национальные традиции и обычаи, взаимоотношения данного государства со своими соседями.
Информация о работе Межнациональные конфликты: причины возникновения и пути разрешения