Мировой политический процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 21:22, контрольная работа

Описание работы

Для современной мировой политики характерны обострение конфликтов и противоречий, поэтому необходимо обеспечить международный порядок, который обеспечивал бы потребности государств и других институтов, создавать и поддерживать условия их существования, безопасности и развития.

Содержание работы

Введение 2
1. Понятие международного порядка 3
2. Исторические типы международного порядка 4
3. Особенности современного этапа международного порядка 8
Заключение 17
Список литературы 18

Файлы: 1 файл

Мировой полит процесс.docx

— 48.56 Кб (Скачать файл)

СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

Дисциплина:

Социология международных  отношений

Тема: «Исторические типы международного порядка»

 

 

 

 

Проверил: Федорова С.А.

Выполнил: студент 5 курса

СЗ-081 Манвелова Р.Р.

 

 

 

 

 

 

г. Ставрополь 2012г.

Содержание

Введение 2

1. Понятие международного порядка 3

2. Исторические типы международного порядка 4

3. Особенности современного этапа международного порядка 8

Заключение 17

Список  литературы 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Для современной мировой политики характерны обострение конфликтов и  противоречий, поэтому необходимо обеспечить международный порядок, который обеспечивал бы  потребности государств и других институтов, создавать и поддерживать условия их существования, безопасности и развития.

  Поэтому одно из центральных мест в международной политики занимает международный порядок. Под международным порядком подразумевается порядок, складывающийся между всеми странами мира, совокупность которых условно именуется международным сообществом. Отношения между членами международного сообщества и, значит, международный порядок определяются взаимодействием разнородных факторов, наиболее важную роль, среди которых играет соотношение совокупных потенциалов отдельных игроков и построенная на нем иерархия, взаимное положение стран, чаще всего условно понимаемое как вертикальное соподчинение. 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие международного порядка

Проблема международного порядка  занимает одно из центральных мест в геополитике. В ней концентрируются  представления о содержании и принципах взаимодействия  международной политики. В научной литературе представлены различные интерпретации понятия «международный порядок». Согласно одной из них международный порядок — это принципы, нормы и институты, регулирующие поведение и деятельность международных актов. Устройство международных отношений определяет форму организации, протекания и воспроизводства политического процесса.  

 Существует и иной подхода  феномену международного порядка,  ограничивающий его межгосударственными  отношениями. По мнению сторонников  такого подхода, субъектами мирового  порядка выступают только и  исключительно государства. В  19-20 веках организация международных  отношений осуществлялась в рамках  последовательно сменявших друг  друга систем мировых порядков1:

1. Венская система международных  отношений структурой межгосударственных  отношений в Европе, сложившаяся  после войн Наполеона I (1799–1814; 1815) и просуществовавшая, с серьезными  изменениями, до первой мировой  войны (до 1914). Ее принципы были  заложены решениями Венского  конгресса (1814–1815) – первого общеевропейского (за исключением Турции) мирного  урегулирования. Эта система основывалась  на общем согласии наиболее  могущественных европейских монархий (великих держав, включая Россию) относительно территориального  и политического статус-кво (положения,  существующего в данный момент) в Европе; она предполагала возможность  коллективного вмешательства в  дела тех государств, которым  угрожают революции, равно как  и требование дипломатических  консультаций по территориальным  и пр. проблемам. 

2.  Версальско-вашингтонская система мирного урегулирования. Версальский мирный договор (1919 год) завершивший первую мировую войну. Подписан в Версале 28 июня державами победительницами - США, Британской империей, Францией, Италией, Японией Бельгией и др., с одной стороны, и побеждённой Германией - с другой. Изменение соотношения сил между крупнейшими державами, происшедшее в результате первой мировой войны, не изменило империалистического характера новой системы международных отношений, хотя и изменило расстановку сил в ней. Однако при всем этом в новой системе международных отношении появились, пусть еще не очень сильно оформившиеся, элементы нового качества. После первой мировой войны со всей силой проявилась необходимость кардинального реформирования капитализма, его приспособления к потребностям общественного развития, когда в мире развернулось мощное движение народов за национальное освобождение, когда возникла серьезная угроза социалистической альтернативы капитализму. Все это потребовало внесения существенных корректив в систему международных отношений. 

3. Ялтинско-Потсдамская система международных отношений, вторая мировая война завершила крушение Версальско-Вашингтонского мирового порядка и способствовала появлению нового, Ялтинско-Потсдамского. В этой системе международных отношений принципиальным стало соперничестве двух сверхдержав, двух основных полюсов силы – Советского Союза и Соединенных Штатов. Борьба между этими державами и обусловила дальнейшее формирование политической карты мира. В послевоенные годы наибольшие изменения происходили уже не в европейской и в меньшей мере в латиноамериканской подсистеме международных отношений, а в периферийных. Именно в этот период окончательно складывается политическая карта Ближнего и Среднего Востока, Африки, Восточной и Южной Азии. Из наиболее значительных событий следовало бы выделить образование независимой Индии, раскол Кореи и Китая на две части, кровавая деколонизация в Индокитае, образование государства Израиль и появление хронического «палестинского» вопроса... Список можно продолжать до бесконечности. Здесь, пожалуй, было бы уместно привести статистику по сравнению с началом века.

Всего к началу XX века существовало 57 государств. Из них 24 – в Европе, 9 – в Азии, 4 – в Африке, 20 –  в Америке. В 1947 году в мире насчитывалось уже 76 суверенных государств, свыше 50 из которых входили в Организацию Объединенных Наций. В 2000 году в мире насчитывалось уже 192 государства, почти в три раза больше, чем полвека назад. Такое обилие государств связано не только с процессами деколонизации, но и с трансформацией системы международных отношений.  

 Английский ученый X. Булл определяет  мировой порядок как устройство межгосударственных отношений: «Под международным порядком понимается характер или направление внешней активности, обеспечивающей незыблемость тех целей сообщества государств, которые являются для него, с одной стороны, элементарно необходимыми, с другой — жизненно важными, с третьей — общими для всех».  

 Согласно Буллу, иерархия  этих целей такова:  

1. Сохранение самой системы и сообщества государств, нейтрализация существующих и потенциальных угроз. В прошлом такие угрозы возникали со стороны государств, стремящихся к доминированию.  

2. Обеспечение независимости и суверенитета каждого государства.  

3. Сохранение мира, понимаемого как возможность войн лишь при особых обстоятельствах и в соответствии с принципами, разделяемыми мировым сообществом.   

4. Наличие и функционирование общих установок для всей социально-политической сферы независимо от того, затрагивают ли они взаимоотношения между индивидуумами, обществом и государством или взаимоотношения между государствами (ограничение насилия, верность соглашениям и договорам, политическая и социально-экономическая стабильность, легитимность действий на международной арене).  

Международный порядок можно определить как такое устройство международных отношений, которое призвано обеспечить основные потребности субъектов мировой политики в безопасном существовании и реализации своих интересов.

  1. Исторические  типы международного порядка

В науке о международных отношениях существует согласие относительно того, что современный международный порядок и современная система межгосударственных отношений ведут свое начало с 1648 года, когда Вестфальский мирный договор положил конец Тридцатилетней войне в Западной Европе и санкционировал распад Священной Римской империи на 355 самостоятельных государств. Именно с этого времени в качестве главной формы политической организации общества повсеместно утверждается национальное государство, а доминирующим принципом международных отношений становится принцип национального суверенитета.2 До этого времени, как подчеркивал известный юрист-международник прошлого века Ф. Мартене, международные отношения характеризовались разобщенностью их участников, бессистемностью международных взаимодействий, главным проявлением которых выступали кратковременные вооруженные конфликты или длительные войны.

Вестфальский договор  имел целью закрепить сложившееся  в результате войны соотношение  сил и, закрепив границы национальных государств, создать противодействие  их стремлению установить свое господство над территориями. Таким образом, вместе с государством-нацией и правовым закреплением национально-государственного суверенитета в международных отношениях закрепляется система политического равновесия. Основной ее смысл - компромисс между принципом суверенитета и принципом общего интереса.

Одним из главных средств  поддержания равновесия является тот  или иной вид коалиции: либо объединение "всех против одного", либо - когда  этот "один" предусмотрительно  окружил себя союзниками, - коалиция блокады, в которую вступают те, кто  хочет сохранить сложившееся  соотношение сил. Коалиция направлена на устрашение государства, которое  потенциально в той или иной форме  нарушает политическое равновесие. В  случае неудачи устрашения, средством  обуздания такого государства, используемым коалицией, становится локальная война  за ограниченные цели. Таким образом, в этой системе одностороннее  использование силы является фактором создания беспорядка, тогда как ее коллективное использование рассматривается как инструмент поддержания порядка.

Идея равновесия как принцип  международных отношений и международного права просуществовала до 1815 г., когда поражение Наполеона и временная победа монархических реставраций были закреплены на Венском конгрессе в принципе "легитимизма", означавшем в данном случае попытку победителей восстановить феодальные порядки. 
"Легитимизм" как оправдание вооруженных интервенций европейских монархий с целью насаждения феодальных порядков не мог сохраниться длительное время. Уже во второй половине XIX в. рушится созданный в результате Венского конгресса Священный союз, а к концу столетия в Европе происходит формирование двух основных военно-политических группировок - Тройственного союза и Антанты, развязавших в начале XX в. первую мировую войну. Ее итогом стали новый раскол Европы и мира в целом, Октябрьская революция и образование СССР. К трем измерениям международного порядка, на которые указывал С. Хоффманн, добавилось четвертое - идеологическое измерение. Это отнюдь не способствовало стабилизации международных отношений, доказательством чего стала вторая мировая война. В результате раскол Европы и мира углубился, образовались два противостоящих друг другу лагеря, две общественно-политические системы, исповедующие противоположные идеологии. Шаткая стабильность между ними поддерживалась при помощи "холодной войны" и взаимного устрашения, подкрепляемого растущим ядерным арсеналом обеих сторон и ведущего к безудержной гонке вооружений, которая становилась все более обременительной для их экономик и для мировой экономики в целом. В структурном отношении сформировавшийся после второй мировой войны международный порядок предстает как явно выраженное биполярное устройство, усложняемое по всем измерениям целым рядом обстоятельств. Здесь же отметим, что ситуацию, сложившуюся в международных отношениях в послевоенное время и сохранявшуюся вплоть до конца 80-х годов, вряд ли правомерно рассматривать как сосуществование двух типов международного порядка - капиталистического и социалистического. В сущности, каждая из систем функционировала по одной и той же схеме, в соответствии с которой держава-гегемон фактически подчиняла своим интересам деятельность своих "клиентов" как внутри системы, так и за ее пределами.

После второй мировой войны  сложился международный порядок, отличавшийся двумя существенными особенностями.

Во-первых, это уже упоминавшееся  достаточно четкое разделение мира на две социально-политические системы, которые находились в состоянии  перманентной "холодной войны" друг с другом, взаимных угроз и гонки  вооружений. Раскол мира нашел свое отражение в постоянном усилении военной мощи двух сверхдержав - США  и СССР, он институализировался в  противостоящих друг другу двух военно-политических (НАТО и ОВД) и политико-экономических (БЭС и СЭВ) союзах и прошел не только по "центру", но по "периферии" международной системы.

Во-вторых, это образование  Организации Объединенных Наций  и ее специализированных учреждений и все более настойчивые попытки  регулирования международных отношений и совершенствования международного права. Образование ООН отвечало объективной потребности создания управляемого международного порядка и стало началом формирования международного сообщества как субъекта управления им. Вместе с тем, вследствие ограниченности своих полномочий, ООН не могла выполнить возлагаемой на нее роли инструмента по поддержанию мира и безопасности, международной стабильности и сотрудничества между народами. В результате сложившийся международный порядок проявлялся в своих основных измерениях как противоречивый и неустойчивый, вызывая все более обоснованную озабоченность мирового общественного мнения.

Для функционального измерения  послевоенного международного порядка характерно прежде всего выдвижение на передний план деятельности государств и правительств на международной арене экономических мероприятий. Основой этого явились глубокие экономические и социальные изменения в мире и повсеместное стремление людей к росту материального благосостояния, к достойным XX века условиям человеческого существования. Научно-техническая революция сделала отличительной чертой описываемого периода деятельность на мировой арене в качестве равноправных международных акторов неправительственных транснациональных организаций и объединений. Наконец, в силу ряда объективных причин заметно возрастает взаимозависимость различных частей мира. 
Однако на уровне идеологического измерения международного порядка периода холодной войны эта взаимозависимость не получает адекватного отражения. Противопоставление "социалистических ценностей и идеалов" "капиталистическим", с одной стороны, устоев и образа жизни "свободного мира" "империи зла", - с другой, достигли к середине 80-х годов состояния психологической войны между двумя общественно-политическими системами, между СССР и США.3

Информация о работе Мировой политический процесс