Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 22:38, курсовая работа
Историю современной российской многопартийности можно подразделить на несколько относительно коротких периодов: 1) развитие неформальных общественных организаций (1986-88 гг.); 2) период действия народных фронтов и создания протопартийных структур (1988-89 гг.); 3) "первая волна" партиобразования (1990-91 гг.); 4) "вторая волна" партиобразования после августовских событий 1991 г. (1991-93 гг.); 5) радикальная ломка сложившейся системы протопартий в результате политического кризиса 1993 г. и образования новых политических партий в период деятельности I Государственной Думы (конец 1993 - конец 1995 гг.); 6) период после выборов во II Государственную Думу (с конца 1995 г.); 7) переход от многопартийной политической системы к системе с доминирующей партией (2007 г.)
Выборы в Государственную думу Федерального Собрания России четвертого созыва состоялись 7 декабря 2003 года. 5%-ый барьер при пропорциональных выборах половины депутатов преодолели 4 списка: "Единая Россия", КПРФ, ЛДПР и "Родина". Явка составила 54,7 %.
Всего 223 места получила "Единая Россия" (120 по списку и 103 в одномандатных округах), 52 КПРФ (40 и 12), 37 "Родина" (29 и 8), 36 ЛДПР (36 и 0), 17 НПРФ (0 и 17). Фракции в ГД утратили СПС и "Яблоко".
На выборах 2003 года партия "Единая Россия" получила относительное большинство голосов и для получения абсолютного большинства в парламенте приняла в состав своей фракции депутатов, прошедших по одномандатным округам, и перебежчиков из других фракций, но для реализации конституционных решений ей требовалась некоторая поддержка иных партий.
Выборы в Государственную думу РФ пятого созыва состоялись 2 декабря 2007. Это первые выборы, на которых барьер для партий, проходящих в Думу по партийным спискам, повышен с 5 % до 7 %. Кроме того, законодательно убраны нижний порог явки и возможность голосовать против всех, отменена мажоритарная система и голосование по одномандатным округам, членам одной партии запрещено проходить по спискам другой, а партиям запрещено объединяться в выборные блоки; были запрещены независимые российские наблюдатели (оставлены только от партий).
Наблюдателями от ОБСЕ и ПАСЕ, а также некоторыми оппозиционными российскими партиями и общественными деятелями выборы оценены как несвободные, несправедливые и прошедшие с многочисленными нарушениями; оппозиционные партии обвиняют власти в фальсификации их итогов. С другой стороны, наблюдатели от стран СНГ и Шанхайской организации сотрудничества оценивают выборы как свободные, честные и демократические. ЦИК РФ также не считает, что имели место фальсификации.
Согласно результатам голосования, сильных изменений в распределении мест в Государственной думе не произошло. "Единая Россия" сохранила квалифицированное большинство, достаточное для единоличного принятия любых решений в Госдуме без учёта мнения других депутатов.
И по результатам данных выборов можно с уверенностью утверждать, что наша страна перешла от многопартийной политической системы к системе с доминирующей партией.
Выборы в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации VI созыва состоятся 4 декабря 2011 года (в случае, если не будет введено чрезвычайное или военное положение). Впервые Государственная дума будет избираться на пять лет. Во второй и последний раз для полноценного представительства в Государственной Думе партиям будет необходимо преодолеть 7%-й барьер.
В этом году, появится ряд новшеств в избирательной компании:
При
распределении депутатских
"Единая Россия" впервые примет участие в теледебатах на федеральных выборах.
И
опять, как и несколько лет
подряд, ожидается доминирование "Единой
России" (около 71% голосов). А вот перед
ЛДПР и "Справедливая Россия" стоит
извечный вопрос "быть или не быть?".
Заключение
Парадокс,
но сама по себе многопартийность в
России, призванная стать легитимирующим
хребтом российской политической системы,
не всегда тождественна демократии. Если
убрать обложки с названиями, программы
различных партий не сумеют различить
даже эксперты. Российские партии все
более дискредитируются в глазах населения
именно потому, что сами по себе не представляют принципиальных
Партийная политика в современной России является не состязанием партий и социальных интересов разных общественных групп, а прежде всего борьбой за перманентное перераспределение ресурсов внутри элит. Поэтому не стоит ожидать, что открытые модели публичной борьбы в ближайшей перспективе смогут преодолеть закрытые коалиционные и договорные варианты внутриэлитных соглашений. Ведущие федеральные партии - это во многом продолжения кремлевских политических кланов возникших еще в советское время. В том числе и "конструктивная оппозиция" - представленная КПРФ и ЛДПР, - четко знающая границы "возможного" и "допустимого". Поэтому в случае претензий на принципиальные альтернативы статус-кво любая оппозиция быстро и легко нейтрализуется. Такова судьба и Валерия Гартунга (бывшего председателя "Российской партии пенсионеров"), и Дмитрия Рогозина (бывшего лидера "Родины"), не говоря уже о печальном финале Михаила Ходорковского.
Российские партии не являются идеологическими, то есть не выражают четко обозначенных социальных интересов, а лишь символически присоединяют, "захватывают" в свои орбиты разные группы общества потребления, отказавшегося от классовых репрезентаций. Популистские партии не борются за собственную трактовку социальных универсалий. Они лишь прагматично встраиваются в уже имеющуюся повестку дня. Поэтому, в частности, заранее обречены на неудачу бесконечные попытки отыскать в речах президента РФ и нижестоящих политических VIP-фигур признаки классических идеологий, будь то либерализм, консерватизм или социализм. Российские политики, как, впрочем, и Тони Блэр, Ангела Меркель или Николя Саркози, лишь эффективно отражают массовые ожидания, актуальные запросы общества на определенные идеологические высказывания на "злобу дня".
И
возможно предположить, что и дальнейшее
развитие политической системы в России
будет определяться ситуацией в экономике
страны и доверием избирателей к власти
в целом.
Размещено на Allbest.ru