Модели демократии.Элитарный и марксистский (социалистический) подходы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 20:55, реферат

Описание работы

Демократию слишком часто понимают как нечто единое и внутренне непротиворечивое. Разве что немногим реже единственной или единственно правильной формой демократии считается то, что под этим обозначением существует в большинстве западных обществ (система регулярных и состязательных выборов, основанная на всеобщем избирательном праве). Иногда последнее понимание демократии конкретизируется добавлением эпитета «либеральная». Однако на самом деле существует несколько конкурирующих теорий, или моделей, демократии, каждая из которых предлагает свою собственную версию народовластия.

Содержание работы

1. Модели демократии…………………………………
1.1. Классическая демократия…………………………
1.2. Протективная демократия…………………………
1.3. Демократия развития…………………………………
1.4. Народная демократия…………………………………
2. Демократия на практике: точки зрения……………
2.1. Элитистский подход………………………………………………
2.2. Марксистская (социалистическая) демократия………
3. Приложение……………………………………………………………
4. Список литературы…………………………………………………

Файлы: 1 файл

модели демократии.docx

— 431.53 Кб (Скачать файл)

Как мы уже говорили, марксистский взгляд на демократию основан на классовом  анализе. Согласно марксизму, политическую власть нельзя понимать узко, с точки  зрения избирательной системы или  возможностей тех или иных групп  проталкивать свои интересы через лоббирование и демонстрации: следует смотреть гораздо глубже, ибо политическая власть отражает распределение экономической  власти, в особенности владение средствами производства. Марксистская критика  либеральной демократии отталкивается  от идеи внутренних противоречий между  демократией и капитализмом, то есть между политическим равенством, на словах провозглашаемым либеральной  демократией, и общественным неравенством, неизбежно порождаемым капиталистической  экономикой. Либеральная демократия поэтому здесь третируется как «капиталистическая» и «буржуазная» демократия, полностью подконтрольная всемогущему правящему классу (ruling class). Марксизм, следовательно, предлагает особую критику плюралистической демократии. Пока существует классовое неравенство, власть для него не может быть распределена в обществе равномерно. В известном отношении это перекликается с элитистской критикой плюрализма. В обоих подходах утверждается, что власть в конечном итоге сосредоточена в руках немногих, разница лишь в том, кто как понимает этих «немногих» — как «правящую элиту» или как «правящий класс». Правда, есть здесь и более серьезные различия. В то время как для элитизма власть идет от многих источников (образование, социальный статус, пребывание в органах власти, политические связи, богатство и т.д.) марксизм указывает на роль экономических факторов, а именно: на собственность и владение средствами производства. Более того, элитизм дает несколько расплывчатую картину «власти элиты», признавая, скажем, что когда внутри разобщенной элиты существует конкуренция, в политике остается и какое-то место для демократии. Марксизм же твердо стоит на том, что правящий класс всегда преследует собственные интересы, а на уступки другим классам идет лишь для того, чтобы сохранить капитализм, а с ним вместе и систему классового неравенства.

Современные марксисты, однако, отнюдь не усматривают в электоральной  демократии сплошную бутафорию и  надувательство. Еврокоммунисты (eurocommunists), например, отказались от идеи социальной революции и полностью перешли к идеологии мирного, законного и демократического «пути к социализму». Однако неомарксисты, такие, как Юрген Хабермас (Jiirgen Habermas) (см. с. 269) и Клаус Оффе (Claus Offe), по-прежнему указывают на противоречия и даже внутреннюю нестабильность капиталистической демократии. Они считают, что, с одной стороны, демократический процесс заставляет правительство как-то реагировать на требования общества, что неизбежно ведет к росту общественных расходов и расширению сферы ответственности государства, особенно в экономической и социальной жизни, с другой, — в долгосрочной перспективе стабильности капитализма угрожает фискальный кризис, когда высокие налоги подавляют деловую инициативу, а неуклонный рост правительственных заимствований порождает постоянно высокую инфляцию. Оказываясь перед выбором, реагировать ли ему на давление общества или спасать экономику, капиталистическая демократия, по Хабермасу (1973), сохраняет в себе все меньше возможностей для поддержания собственной легитимности.

  1. Приложение.

 

  1. Список литературы.

 

 

 

    1. Эндрю Хейвуд - «ППолитология» Москва.2005
    2. История и теория политических институтов в определениях, логических схемах и таблицах, учебно-методическое пособие Г.Я. Козлов, Рязань, 2006 г.
    3. О. Э. Лейст «История  политических  и правовых учений» Издательство "Зерцало", 1999
    4. Бернд Гуггенбергер  «Теория демократии»
    5. Джон Кин «Демократия и гражданское общество»
    6. Микко Лагерспетц «Краткий  словарь Гражданского  общества» 2007г.

Информация о работе Модели демократии.Элитарный и марксистский (социалистический) подходы