Молодежные организации России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 10:55, реферат

Описание работы

В данной работе я намерен рассмотреть: во-первых, как зарождались молодежные организации в России; во-вторых, как зарождался и развивался комсомол в городе Шадринске; в-третьих, познакомиться с деятельностью современных молодежных организаций. Рассматриваемые вопросы для нас сегодня актуальны, так как молодежные организации заново переживают период становления и в этот период важно знать и учитывать исторический опыт молодежных организаций.

Содержание работы

Введение

1. Первые молодежные объединения

2. История Шадринского комсомола
3 Молодежные организации на современном этапе
Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Файлы: 1 файл

Реферат по истории на тему- «Молодежные организации России».doc

— 458.50 Кб (Скачать файл)

 

МОУ «Гимназия №9» 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по истории на тему:

«Молодежные организации  России»

 

Форма работы: реферативно-исследовательская

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Выполнил ученик 8Б класса 

Артемьев Андрей

      Учитель  истории 

Токарева Нина Ивановна

 

 

 

 

 

г. Шадринск 2009 г

 

 

Содержание

 

Введение 

 

1. Первые молодежные  объединения 

 

2. История Шадринского  комсомола 

3 Молодежные организации  на современном этапе 

Заключение 

 

Список использованной литературы

 

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     В 2008 году исполнилось 90 лет Всесоюзному Ленинскому Коммунистическому Союзу Молодежи! Солидный, умудренный жизненным опытом возраст, достойный уважения. Свидетельством этого являются прошедшие юбилейные мероприятия, посвященные  комсомолу, поддержанные как центральной, так  и местной властью. В настоящее время, когда многие ценности советского периода отвергнуты и, более того, подвергаются критике,  традиции и принципы, заложенные комсомолом, воспринимаются  официальной властью в основном позитивно.

     Но что знаем мы  о комсомоле,  современное поколение мальчиков и девочек, юношей и девушек? Наследуем ли мы дела, идеи, мысли и чувства своих героических предшественников? Как зарождался комсомол в нашем городе? Чем  отличаются  комсомольцы  от  сегодняшней  молодежи? Кто  пришел  на  смену комсомолу?

     Когда я задумался над этими вопросами и попытался найти на них ответы, то обратился к бабушке с дедушкой, которые охотно вспоминают свою комсомольскую юность и рассказывают о ней с огоньком в глазах, теплотой и вдохновением. Из  их  воспоминаний я понял,  что комсомол  для миллионов людей был школой борьбы за свои убеждения, школой мужества, школой становления личности.  Для того чтобы расширить свои  знания  о комсомоле и найти ответы  на интересующие  меня  вопросы,  я решил подробней изучить эту тему.

     Для  этого  я познакомился  с  литературой центральной городской библиотеки,  материалами музеев  гимназии № 9, Дома  детского  творчества  и архивными материалами Шадринского краеведческого музея. С большим интересом   рассматривал фотографии, грамоты, награды,  читал  старые  газеты.      

     В данной работе я намерен рассмотреть: во-первых, как зарождались молодежные организации в России; во-вторых, как зарождался  и  развивался  комсомол  в городе Шадринске; в-третьих, познакомиться  с деятельностью современных молодежных организаций. Рассматриваемые  вопросы  для нас сегодня актуальны, так как молодежные организации заново переживают период становления и в этот период  важно  знать  и учитывать исторический опыт  молодежных организаций.

     Для  достижения поставленных  целей необходимо решить следующие  задачи:

1.Изучить  литературу по теме: «Молодежные организации России»

2.Познакомиться  с краеведческими  материалами по  истории Шадринского   комсомола.

3.Собрать  материал  о современных   молодежных  организациях России.

4.Познакомиться  с деятельностью молодежных организаций  в нашем городе. 

5.Провести  опрос с целью изучения отношения к молодежным  организациям.

6.Обработать  и  проанализировать  собранный  материал.

7.Оформить  материал  в   реферат.

     В начале обзора темы,  не лишним будет заметить, что  история молодёжного движения   практически не известна сегодня ни специалистам, ни широкой общественности  и все потому, что,  к сожалению, пока в России не существует серьёзного научного исследования истории молодежного движения.   В советский период разработка проблем истории молодежного движения, в том числе и начала XX в., велась достаточно активно, но исследовалось, главным образом, пролетарское и коммунистическое юношеское движение, а также революционно-демократическое студенчество.  Как правило, проблемы молодежи и молодежного движения исследовались в них с классовых позиций. 

     Для большинства современников история молодежного движения в России представляет собой историю комсомола. Справедливо утверждать, что история молодежного движения - это и история комсомола, но совершенно несправедливо утверждать обратное: что история комсомола - это и есть история, собственно, молодежного движения.  А ведь при том – есть,  что открывать в истории молодежного движения  и в истории комсомола.  Историческая справедливость пока не восторжествовала и ответ на этот вопрос пока не найден. Тайны в истории  комсомола,  несмотря на изменившееся время, остаются. 

     Комсомол выработал обширный опыт работы с молодежью. Достоинства этих  наработок были признаны современной Россией. На основе опыта комсомольской работы сегодня разрабатываются все программы молодежной политики.

    Российские реформы и преобразования вызвали к жизни много различных общественных движений. И хотя количественный их рост отнюдь не адекватен качественному составу, следует особо отметить значимость молодежных общественных организаций в процессе становления Российского государства.

    1. ПЕРВЫЕ  МОЛОДЕЖНЫЕ  ОРГАНИЗАЦИИ  РОССИИ

     Первыми  формами русской молодёжи  были объединения  русских соколов (Приложение 1) в 1909 году, получивших  всенародное призвание, государственную регистрацию, своих документов и благословение высшего общества на работу с молодым поколением.   Организации русских соколов были созданы в Санкт-Петербурге, Москве, Екатеринославле, Орле, Воронеже, Новороссийске, Полтаве,   Харькове, Новочеркасске, Чернигове и в других городах.  Кроме того, Союз Русского Сокольства в 1912 году был включён в Международный Союз Славянского сокольства.                                                                                                                                                                                                                                

     Международное движение соколов было задумано и организационно ещё в конце XIX века чешским доктором философии и эстетики Мирославом Тыршем, который задумывал движение как всемирный союз молодых славян, основанный на постоянном совершенствовании своего тела и своего духа на пользу своего народа. Русские соколы воспитывались на основе верности своему народу, и соответственно своими задачами определяли   а) физическое и духовное воспитание русских людей и поддержание в них бодрости;  б) борьбу с их отнародованием (денационализацией);  в) создание кадра русских сокольских деятелей. В короткое время русские соколы снискали себе доверие у народа, а их организация стала весьма популярной у русской молодёжи, - это притом, что помимо Союза Русского Сокольства в России было ещё движение русских скаутов.                                                                                                                   

     В 1908 году Император  Николай II ознакомился с книгой   английского  офицера, генерал-майора  в отставке Роберта Баден-Пауэлла  (Приложение 2), «Scouting for Boys» («Разведка  для мальчиков»), в которой были  изложины основные принципы и методы внешкольного воспитания детей. Под впечатлением прочитанного император принял решение инициировать скаутское движения в России. Для этой цели Император предложил офицерам русской армии, вышедшим в отставку, заняться воспитанием молодого поколения России. Так, организовывать работу с юными поданными было решено на принципах офицерской чести, что, пожалуй, было почище любой идеологии или учения. В России скаутинг зарождается в 1909 году. Основатель российского скаутского движения — Полковник Олег Иванович Пантюхов (c 1919 года, имевший титул Старший Русский Скаут) (Приложение3). Первый скаутский костер был зажжен 30 апреля 1909 года в Павловском парке. В этом же году вышел русский перевод книги Роберта Баден-Пауэлла  (под названием "Юный разведчик") который был распродан в рекордные сроки, и сразу же потребовалось переиздать книгу заново, так как интерес к скаутам все более возрастал. В Москве и Санкт-Петербурге, на Дону и в Средней Азии, в Сибири и Малороссии - везде стали появляться группы, дружины и отряды юных скаутов, которым старшие товарищи старались "...привить юношам рыцарское отношение к окружающим, любовь и преданность к Родине, заботливое и благожелательное отношение ко всем людям" (из статьи скаут-мастера И.Н.Жукова "Краткие Сведения о Русской Организации юных разведчиков",1916г. (3)).

     Скауты  имели   свой  девиз — «будь готов!», галстук, символику и эмблему (Приложение 4). Скаутская эмблема — лилия (трилистник) (Приложение 5). Лилия стала символом Скаутинга с момента его зарождения. Сейчас она используется 16 миллионами скаутов во многих странах мира. Три конца лилии представляют три элемента скаутской клятвы: долг перед собой, перед ближними, перед Богом. На лилиях многих русских скаутских организаций изображен Святой Георгий. Он является покровителем русских скаутов.  

     Повсеместно в России молодые скауты ходили в походы, ночевали у костра, учились походной медицине, занимались физкультурой, посещали церковь и - учились. Учились самодисциплине и непритязательности, усердию и настойчивости, физической выносливости и душевному очищению - всем качествам настоящего скаута, записанным в правилах организации юных скаутов: "…Исполнять свой долг перед Богом, Родиной и Государем;  ...Любить свою Родину и всеми силами стремиться быть полезными и честными гражданами России;  ...Оказывать услуги и помогать всем, особенно старым людям, детям и женщинам;  ...Быть всегда правдивыми и верными данному слову;  ...Беспрекословно исполнять приказания своих начальников;  ... Быть другом животных;  ...Быть веселым и никогда не падать духом; ...Быть вежливым и аккуратным; ...Быть верным законам разведчиков; ...Подчиняться Суду Чести" (См. "Правила организации юных скаутов", 1910 г., а также "Правила потешных пятой сибирской стрелковой дивизии", 1911г.(3)).                                                                                                                                                   

     Известно, что посетивший в 1910 г. Россию Р. Баден - Пауэлл был приятно поражен увиденным им интересом к скаутскому движению, о чем упомянул в беседе с Николаем II. В это время уже выходил специальный научный журнал "Ученик", и первым скаутом России был назван цесаревич Алексей, а спустя еще некоторое время было создано специальное "Общество содействия организации юных разведчиков (скаутов)", покровительство над которым взяла сестра Императрицы, Великая княгиня Елизавета Федоровна. Широта Российской империи и богатство ее культуры не могли не отразиться на скаутском движении: где скаутов так и называли - скаутами, где - разведчиками, а где и вовсе - потешными. Так возникла естественная необходимость проведения объединительного союза.                                                                                         

     В 1915 г. в Петрограде  прошел "Всероссийский съезд инструкторов  и лиц, интересующихся скаутизмом", определивший следующую цель  русского скаутского движения: "Подготовить  новое поколение граждан России крепких физически и душевно, сильных волей, одухотворенных благородством предстоящего им служения нашей прекрасной Родине". Также было решено, что "скаутизм не может и не должен иметь целью, втягивать юные души школьников в политику с ее водоворотом страстей. Политика должна быть чужда юной, еще не окрепшей душе школьника" (См. "Документы первого всероссийского съезда инструкторов и лиц, интересующихся скаутизмом", 1915г.). У скаутов даже была введена своя  иерархия, включающая в себя: схему организации  скаутских патронирующих обществ; скаутские ранги; схему организации отрядов скаутов. 

     После Октябрьской революции скаутское движение распадается.  Наиболее стойкие из скаутских организаций дотянули до весны 1923 г., когда в мае прошел последний скаутский слет у села Всехсвятское под Москвой. Участники слета шли в форме и со знаменами. Слет был разогнан, а организаторы его — арестованы. 

     В 1990 году скаутское движение было официально разрешено. Началось возрождение русского скаутинга.   Приблизительная численность Российского скаутинга на 2007 год — 30 000 человек. Сейчас в России нет единой скаутской организации.

     Непременность почтительного отношения к Богу роднит скаутов с другой молодежной организацией России - Российским Христианским Обществом Молодых Людей "Маяк". Общество было зарегистрировано в 1905 году в качестве отделения Международного Союза Молодых Христиан.                                                                                                                                          

     По инициативе американского  гражданина Дж. Стокса в России  работу Общества организовывал  имперский чиновник барон П.Н.  Николаи, что придавало Обществу серьезный общественный вес. Так же как и движения скаутов и соколов, Общество молодых студентов-христиан пользовалось широчайшей поддержкой народа, ведь, не имея государственных дотаций, оно, располагало значительными помещениями, солидным бюджетом и техническими возможностями. Провозглашая целью своей работы, содействие молодежи "в достижении нравственного, умственного и физического развития", Общество всеми силами пропагандировало христианские ценности в светской жизни. В работе Общества в качестве попечителей принимали участие лучшие русские философы того времени. При том, Общество само, будучи  общественным, по форме и христианским по культуре, было вне политики. Благотворительные вечера и просветительские лекции, общественно-познавательные занятия и социальные мероприятия, культурно-исторические вечера и научно-популярные чтения - всем этим занималось Общество. Всем, кроме политики. Руководители  Общества часто говаривали про свою организацию, что она "представляет из себя для скучающих - клуб с полезными, приятными и нравственными средствами времяпрепровождения, для одиноких - домашний уют и товарищескую семью, для ищущих знаний - неисчерпаемый источник их, для слабых физически - место укрепления здоровья, для слабых духовно - источник бодрости и нравственного самосовершенствования» (из обращения Христианского Союза молодых людей к молодёжи Петрограда, 1917г.).  Общество первым в экономической истории новой России стало выполнять  роль молодёжной биржи труда, организовывая в своих отделениях для молодежи "бюро для приискания занятий, определяющее и предлагающее места: конторщиков, корреспондентов, писцов, бухгалтеров и помощников их, артельщиков и приказчиков разных специальностей" (См. там же). Важно отметить, что работу предлагалось делать далеко не последнюю, не черную.  Все поступления финансов в Обществе были индивидуально-добровольные, мероприятия же - всеобще-бесплатные. Это вызывало особое уважение к рабочим сотрудникам Общества, число которых росло так же стремительно, как и число членов самого Общества. Подавляющая часть Общества  работала на общественных началах - бесплатно! Обществу принадлежала также идея агитационных поездов и пароходов, - именно на них проводились просветительские чтения и благотворительные вечера, благодарность за проведение которых молодым христианам высказывал сам Патриарх Тихон: "Христианским Союзом Молодых Людей предпринят ряд мероприятий и учреждений, поставивших своей целью вносить оздоровление в нравственную атмосферу русской жизни, проповедовать Слово Божие и, воздерживаясь от политики, содействовать культурно-просветительному и экономическому благобыту русских людей... В сочувствии всему, что может послужить на духовную и материальную помощь нашему русскому народу, мы преподаем совершителям сего благого дела свое молитвенное благословение, испрашивая им у Господа Его помощи к успешному осуществлению его".                                                                                                                            

Информация о работе Молодежные организации России