Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 10:55, реферат
В данной работе я намерен рассмотреть: во-первых, как зарождались молодежные организации в России; во-вторых, как зарождался и развивался комсомол в городе Шадринске; в-третьих, познакомиться с деятельностью современных молодежных организаций. Рассматриваемые вопросы для нас сегодня актуальны, так как молодежные организации заново переживают период становления и в этот период важно знать и учитывать исторический опыт молодежных организаций.
Введение
1. Первые молодежные объединения
2. История Шадринского комсомола
3 Молодежные организации на современном этапе
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
МОУ «Гимназия №9»
Реферат
по истории на тему:
«Молодежные организации России»
Форма работы: реферативно-исследовательская
Артемьев Андрей
Учитель истории
Токарева Нина Ивановна
г. Шадринск 2009 г
Содержание
Введение
1. Первые молодежные объединения
2. История Шадринского комсомола
3 Молодежные организации на современном этапе
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
В 2008 году исполнилось 90 лет Всесоюзному Ленинскому Коммунистическому Союзу Молодежи! Солидный, умудренный жизненным опытом возраст, достойный уважения. Свидетельством этого являются прошедшие юбилейные мероприятия, посвященные комсомолу, поддержанные как центральной, так и местной властью. В настоящее время, когда многие ценности советского периода отвергнуты и, более того, подвергаются критике, традиции и принципы, заложенные комсомолом, воспринимаются официальной властью в основном позитивно.
Но что знаем мы о комсомоле, современное поколение мальчиков и девочек, юношей и девушек? Наследуем ли мы дела, идеи, мысли и чувства своих героических предшественников? Как зарождался комсомол в нашем городе? Чем отличаются комсомольцы от сегодняшней молодежи? Кто пришел на смену комсомолу?
Когда я задумался над этими вопросами и попытался найти на них ответы, то обратился к бабушке с дедушкой, которые охотно вспоминают свою комсомольскую юность и рассказывают о ней с огоньком в глазах, теплотой и вдохновением. Из их воспоминаний я понял, что комсомол для миллионов людей был школой борьбы за свои убеждения, школой мужества, школой становления личности. Для того чтобы расширить свои знания о комсомоле и найти ответы на интересующие меня вопросы, я решил подробней изучить эту тему.
Для этого я познакомился с литературой центральной городской библиотеки, материалами музеев гимназии № 9, Дома детского творчества и архивными материалами Шадринского краеведческого музея. С большим интересом рассматривал фотографии, грамоты, награды, читал старые газеты.
В данной работе я намерен рассмотреть: во-первых, как зарождались молодежные организации в России; во-вторых, как зарождался и развивался комсомол в городе Шадринске; в-третьих, познакомиться с деятельностью современных молодежных организаций. Рассматриваемые вопросы для нас сегодня актуальны, так как молодежные организации заново переживают период становления и в этот период важно знать и учитывать исторический опыт молодежных организаций.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1.Изучить литературу по теме: «Молодежные организации России»
2.Познакомиться с
3.Собрать материал о современных молодежных организациях России.
4.Познакомиться с деятельностью молодежных организаций в нашем городе.
5.Провести опрос с целью изучения отношения к молодежным организациям.
6.Обработать и проанализировать собранный материал.
7.Оформить материал в реферат.
В начале обзора темы, не лишним будет заметить, что история молодёжного движения практически не известна сегодня ни специалистам, ни широкой общественности и все потому, что, к сожалению, пока в России не существует серьёзного научного исследования истории молодежного движения. В советский период разработка проблем истории молодежного движения, в том числе и начала XX в., велась достаточно активно, но исследовалось, главным образом, пролетарское и коммунистическое юношеское движение, а также революционно-демократическое студенчество. Как правило, проблемы молодежи и молодежного движения исследовались в них с классовых позиций.
Для большинства современников история молодежного движения в России представляет собой историю комсомола. Справедливо утверждать, что история молодежного движения - это и история комсомола, но совершенно несправедливо утверждать обратное: что история комсомола - это и есть история, собственно, молодежного движения. А ведь при том – есть, что открывать в истории молодежного движения и в истории комсомола. Историческая справедливость пока не восторжествовала и ответ на этот вопрос пока не найден. Тайны в истории комсомола, несмотря на изменившееся время, остаются.
Комсомол выработал обширный опыт работы с молодежью. Достоинства этих наработок были признаны современной Россией. На основе опыта комсомольской работы сегодня разрабатываются все программы молодежной политики.
Российские реформы и преобразования вызвали к жизни много различных общественных движений. И хотя количественный их рост отнюдь не адекватен качественному составу, следует особо отметить значимость молодежных общественных организаций в процессе становления Российского государства.
Первыми
формами русской молодёжи были объединения
русских соколов (Приложение 1) в 1909 году,
получивших всенародное призвание,
государственную регистрацию, своих документов
и благословение высшего общества на работу
с молодым поколением. Организации
русских соколов были созданы в Санкт-Петербурге,
Москве, Екатеринославле, Орле, Воронеже,
Новороссийске, Полтаве, Харькове,
Новочеркасске, Чернигове и в других городах.
Кроме того, Союз Русского Сокольства
в 1912 году был включён в Международный
Союз Славянского сокольства.
Международное движение
соколов было задумано и организационно
ещё в конце XIX века чешским доктором философии
и эстетики Мирославом Тыршем, который
задумывал движение как всемирный союз
молодых славян, основанный на постоянном
совершенствовании своего тела и своего
духа на пользу своего народа. Русские
соколы воспитывались на основе верности
своему народу, и соответственно своими
задачами определяли а) физическое
и духовное воспитание русских людей и
поддержание в них бодрости; б) борьбу
с их отнародованием (денационализацией);
в) создание кадра русских сокольских
деятелей. В короткое время русские соколы
снискали себе доверие у народа, а их организация
стала весьма популярной у русской молодёжи,
- это притом, что помимо Союза Русского
Сокольства в России было ещё движение
русских скаутов.
В 1908 году Император
Николай II ознакомился с книгой
английского офицера, генерал-
Скауты имели свой девиз — «будь готов!», галстук, символику и эмблему (Приложение 4). Скаутская эмблема — лилия (трилистник) (Приложение 5). Лилия стала символом Скаутинга с момента его зарождения. Сейчас она используется 16 миллионами скаутов во многих странах мира. Три конца лилии представляют три элемента скаутской клятвы: долг перед собой, перед ближними, перед Богом. На лилиях многих русских скаутских организаций изображен Святой Георгий. Он является покровителем русских скаутов.
Повсеместно
в России молодые скауты ходили в походы,
ночевали у костра, учились походной медицине,
занимались физкультурой, посещали церковь
и - учились. Учились самодисциплине и
непритязательности, усердию и настойчивости,
физической выносливости и душевному
очищению - всем качествам настоящего
скаута, записанным в правилах организации
юных скаутов: "…Исполнять свой долг
перед Богом, Родиной и Государем; ...Любить
свою Родину и всеми силами стремиться
быть полезными и честными гражданами
России; ...Оказывать услуги и помогать
всем, особенно старым людям, детям и женщинам;
...Быть всегда правдивыми и верными данному
слову; ...Беспрекословно исполнять
приказания своих начальников; ... Быть
другом животных; ...Быть веселым и никогда
не падать духом; ...Быть вежливым и аккуратным;
...Быть верным законам разведчиков; ...Подчиняться
Суду Чести" (См. "Правила организации
юных скаутов", 1910 г., а также "Правила
потешных пятой сибирской стрелковой
дивизии", 1911г.(3)).
Известно, что посетивший
в 1910 г. Россию Р. Баден - Пауэлл был приятно
поражен увиденным им интересом к скаутскому
движению, о чем упомянул в беседе с Николаем
II. В это время уже выходил специальный
научный журнал "Ученик", и первым
скаутом России был назван цесаревич Алексей,
а спустя еще некоторое время было создано
специальное "Общество содействия организации
юных разведчиков (скаутов)", покровительство
над которым взяла сестра Императрицы,
Великая княгиня Елизавета Федоровна.
Широта Российской империи и богатство
ее культуры не могли не отразиться на
скаутском движении: где скаутов так и
называли - скаутами, где - разведчиками,
а где и вовсе - потешными. Так возникла
естественная необходимость проведения
объединительного союза.
В 1915 г. в Петрограде
прошел "Всероссийский съезд
После Октябрьской революции скаутское движение распадается. Наиболее стойкие из скаутских организаций дотянули до весны 1923 г., когда в мае прошел последний скаутский слет у села Всехсвятское под Москвой. Участники слета шли в форме и со знаменами. Слет был разогнан, а организаторы его — арестованы.
В 1990 году скаутское движение было официально разрешено. Началось возрождение русского скаутинга. Приблизительная численность Российского скаутинга на 2007 год — 30 000 человек. Сейчас в России нет единой скаутской организации.
Непременность почтительного
отношения к Богу роднит скаутов с другой
молодежной организацией России - Российским
Христианским Обществом Молодых Людей
"Маяк". Общество было зарегистрировано
в 1905 году в качестве отделения Международного
Союза Молодых Христиан.
По инициативе американского
гражданина Дж. Стокса в России
работу Общества организовывал
имперский чиновник барон П.Н.
Николаи, что придавало Обществу серьезный
общественный вес. Так же как и движения
скаутов и соколов, Общество молодых студентов-христиан
пользовалось широчайшей поддержкой народа,
ведь, не имея государственных дотаций,
оно, располагало значительными помещениями,
солидным бюджетом и техническими возможностями.
Провозглашая целью своей работы, содействие
молодежи "в достижении нравственного,
умственного и физического развития",
Общество всеми силами пропагандировало
христианские ценности в светской жизни.
В работе Общества в качестве попечителей
принимали участие лучшие русские философы
того времени. При том, Общество само, будучи
общественным, по форме и христианским
по культуре, было вне политики. Благотворительные
вечера и просветительские лекции, общественно-познавательные
занятия и социальные мероприятия, культурно-исторические
вечера и научно-популярные чтения - всем
этим занималось Общество. Всем, кроме
политики. Руководители Общества часто
говаривали про свою организацию, что
она "представляет из себя для скучающих
- клуб с полезными, приятными и нравственными
средствами времяпрепровождения, для
одиноких - домашний уют и товарищескую
семью, для ищущих знаний - неисчерпаемый
источник их, для слабых физически - место
укрепления здоровья, для слабых духовно
- источник бодрости и нравственного самосовершенствования»
(из обращения Христианского Союза молодых
людей к молодёжи Петрограда, 1917г.).
Общество первым в экономической истории
новой России стало выполнять роль
молодёжной биржи труда, организовывая
в своих отделениях для молодежи "бюро
для приискания занятий, определяющее
и предлагающее места: конторщиков, корреспондентов,
писцов, бухгалтеров и помощников их, артельщиков
и приказчиков разных специальностей"
(См. там же). Важно отметить, что работу
предлагалось делать далеко не последнюю,
не черную. Все поступления финансов
в Обществе были индивидуально-добровольные,
мероприятия же - всеобще-бесплатные. Это
вызывало особое уважение к рабочим сотрудникам
Общества, число которых росло так же стремительно,
как и число членов самого Общества. Подавляющая
часть Общества работала на общественных
началах - бесплатно! Обществу принадлежала
также идея агитационных поездов и пароходов,
- именно на них проводились просветительские
чтения и благотворительные вечера, благодарность
за проведение которых молодым христианам
высказывал сам Патриарх Тихон: "Христианским
Союзом Молодых Людей предпринят ряд мероприятий
и учреждений, поставивших своей целью
вносить оздоровление в нравственную
атмосферу русской жизни, проповедовать
Слово Божие и, воздерживаясь от политики,
содействовать культурно-просветительному
и экономическому благобыту русских людей...
В сочувствии всему, что может послужить
на духовную и материальную помощь нашему
русскому народу, мы преподаем совершителям
сего благого дела свое молитвенное благословение,
испрашивая им у Господа Его помощи к успешному
осуществлению его".