Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 23:00, контрольная работа
Цель данной работы – рассмотреть монархию как форму правления на примере нескольких стран. В связи с поставленной целью предполагается решение следующих задач:
· Представить теоретические аспекты монархии как формы правления;
· Определить понятие, сущность, признаки и типы монархии;
· Дать сравнительный анализ исторических разновидностей монархии;
· Рассмотреть институт монархии как системообразующий элемент высшего государственного управления.
Введение
1. Понятие, сущность и признаки монархии
2. Типы монархии
3. Юридическое положение носителей власти в условиях монархии
4. Институт монархии в современном мире
Заключение
Список литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РТ
АЛЬМЕТЬЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ ИНСТИТУТ
Кафедра гуманитарного образования и социологии
Контрольная работа
по курсу: «Политология»
на тему: «Монархии в современном мире»
Выполнил студент группы: 61-11
Альметьевск 2013 г.
Содержание
Введение
1. Понятие, сущность и признаки монархии
2. Типы монархии
3. Юридическое положение носителей власти
в условиях монархии
4. Институт монархии в современном мире
Заключение
Список литературы
По форме правления различают монархию
абсолютную (монарх обладает всей полнотой
власти) и ограниченную (власть монарха
ограничена выборным органом): сословно-представительную
(ограничение власти сословий), дуалистическую
(формально-юридическое разделение государственной
власти между монархом и парламентом),
парламентарную (власть короля ограничена
парламентом), конституционную (полномочия
монарха ограничены конституцией), и республику.
В переводе с греческого данный термин
означает «единовластие» - не просто власть
одного, а власть наследуемая. Эта власть
нередко обожествлялась (монарх — помазанник
Божий). В Японии Император до 1945 г. считался
сыном богини Солнца Аматерасу. Ныне божественное
происхождение власти монарха мало кого
волнует: из истории известно, что феодалы
становились монархами и добывали трон
для себя и своих потомков в результате
иногда выборов, чаще насилия, изредка
приглашения, т. е. вполне земных процедур.
Из этого исходит и большинство действующих
конституций монархических государств.
Актуальность
темы определена тем, что монархия была господствующей
формой правления в мире на протяжении
нескольких столетий. В специфической
форме она сохраняется и сегодня почти
в трети странах мира.
Цель данной работы – рассмотреть монархию как форму правления на примере нескольких стран. В связи с поставленной целью предполагается решение следующих задач:
· Представить теоретические аспекты монархии
как формы правления;
· Определить понятие, сущность, признаки
и типы монархии;
· Дать сравнительный анализ исторических
разновидностей монархии;
· Рассмотреть институт монархии как системообразующий
элемент высшего государственного управления.
1. Понятие, сущность
и признаки монархии
Чтобы получить исчерпывающую характеристику конкретного государства как особой политической организации, необходимо проанализировать всю совокупность его признаков и выделить среди них важнейшие. Форма правления характеризует порядок формирования и организацию высших органов государственной власти. Эту сторону государства определяют: структура и полномочия высших органов государственной власти страны; порядок их образования и взаимоотношений между собой; степень участия населения в формировании этих органов и влияния на принимаемые ими решения. По формам правления государства подразделяются на монархии и республики.
Монархией (греч. - единовластие)
называется такое государство, в котором
верховная власть в стране сосредоточена
(полностью или частично) в руках единоличного
главы государства и обычно передается
по наследству от отца к старшему сыну,
реже — к дочери или родственнику по боковой линии, и
ни один орган власти не вправе повлиять
на этот процесс. Правда, современные формы
государства в отдельных случаях предусматривают
выборы монарха на определенный срок,
однако обычно такие монархии утрачивают
один из главных своих признаков и не могут
быть в полной мере отнесены к данному
типу правления. Примером абсолютной монархии
сегодня могут служить Оман, Бутан, Бруней.
В Ватикане и Саудовской Аравии отмечена
теократическая монархия – это форма
правления, при которой глава государства
одновременно представляет светскую и
религиозную власть. Дуалистическая монархия
может быть охарактеризована как переходная.
Король и помещики уже не в состоянии безраздельно
управлять государством, а буржуазия не
в силах взять всю полноту власти. Примеры
такой монархии – Иордания и Марокко.
В условиях парламентарной монархии действует
принцип «королева царствует, но не правит».
Монарх является лишь главой государства
и выполняет сугубо представительские
функции. Вся законодательная власть принадлежит
парламенту, правительство формируется
парламентом и ответственно перед ним.
Все акты монарха подлежат скреплению
подписью соответствующего министра,
то есть министр принимает на себя политическую
и юридическую ответственность за данный
акт. Сохранение этой разновидности монархии
обусловлено доверием к монарху, верностью
традициям и особенностями национального
менталитета. Таковы Австралия, Бельгия,
Великобритания, Люксембург, Монако, Испания,
Канада, Дания, Норвегия, Швеция, Япония.
Монархическая форма правления - «власть
одного, единовластие» - весьма древняя
форма правления. Она впервые зародилась
в раннеклассовых обществах, государственную
власть в которых захватывали военачальники,
представители разросшихся семейных или
соседских общин, предводители дружин,
главы династий, руководители храмов,
жрецы, организаторы тех или иных социальных
классовых движений. Свои истоки монархическая
форма правления имела в той достаточно
простой, социально не слишком расчлененной
организации общества, которая появилась
на рубеже IV-III тыс. до н.э. в итоге «неолитической
революции». В этих обществах ранних земледельческих
культур организация власти, осуществляемая
на жестко централизованной основе, сверху
вниз, была наиболее эффективной, понятной,
соответствовала строжайшей регламентации
сельскохозяйственного производства,
духовному миру земледельцев-общинников.
Как правило, монарх признавался посредником
между предками и народом, выступал в этой
религиозной роли носителем священных
традиций, опыта, благоденствия. Он - непременный
участник религиозных ритуалов и обрядов.
Он - обязательный посредник между народом
и верховным божеством, его представитель
в духовной жизни. Его правление освящается
божественными предначертаниями, решения
подкрепляются религиозными санкциями.
Таким образом, первичные формы монархи
во многих регионах земного шара окрашены
в теократические тона, являются, по сути,
специфической формой теократического
правления (Африка, Америка, Европа и др.).
Исследования теократии как религиозно-политической
системы, проведенное Е.Н. Салыгиным, показало,
что первичные раннеклассовые государства
в силу сращивания светских и религиозных
начал в монархической форме правления,
в силу религиозно-политической регламентации
были по сути теократическими. Монархия
обеспечивала эффективно немногочисленные
общесоциальные и классовые функции государственного
управления: учет труда и распределение
его результатов, создание страховых запасов
(фондов), организацию совместных работ
(ирригационные, культовые сооружения),
ведение войн и защиту от нападения, создание
информационных служб, религиозно-культовые
отправления, взимание налогов, дани и
т.п. Монарх назначал чиновников по управлению
регионами или функциональными службами,
те, в свою очередь, назначали более мелких
руководителей работ. Такая вертикальная
иерархия власти позволяла строить весьма
эффективную систему управления, при которой
земледельцы-общинники, ремесленники,
купцы и другие члены этих раннеклассовых
обществ могли решать свои споры на том
или ином уровне управления или последовательно
передавать их на более высокие уровни,
если были неудовлетворены первоначальными
решениями. Сам же монарх в нормальном
режиме правления решал вопросы, связанные
с организацией и осуществлением государственной
власти. Среди его советников на ранних
этапах этой формы правления было много
предсказателей, пророков, культовых служителей.
Знает монархическая форма правления
и многочисленный аппарат чиновников,
обеспечивающий монарха необходимой информацией,
предложениями, советами, а также и принудительной
силой для исполнения решений монарха.
Впоследствии монархические формы правления
были реализованы в разных обществах и
в разные времена и дали целый спектр самых
разнообразных организаций власти, а сами
монархи вошли в историю государственности
под разными наименованиями: короли, князья,
шахи, эмиры, раджи, императоры, султаны,
цари, фараоны, государи, инки и т.д. Монарх
персонифицирует государство, выступает
во внешней и внутренней политике как
глава государства, представитель народа,
«отец» нации, лицо, которое сплачивает
граждан, объединяет их в государство.
Не случайно один из монархов-королей
Франции заявлял: «Государство-это я».
Но это означало только юридическую персонификацию
государства, а не фактическое положение
дел. Как правило, монархи имели всегда
свое дворцовое хозяйство, свою персональную
собственность: земли, рабов, крепостных
(временами огромное количество), которые
давали имущественное обеспечение монархическому
дворцу, семейству монарха, а по отношению
к государству монарх выступал как его
глава, представитель, руководитель и
т.п.
Монарх осуществляет единоличное правление. Конечно, это не означает, что монарх сам решает все дела в государстве. Управление делами государства ведут многочисленные советники, министры, чиновники, служащие, объединенные в различные органы государства. Монарху же приходится принимать решения по самым важным, принципиальным государственным вопросам. Он обладает всей полнотой власти. Власть монарха верховна и суверенна. Это означает, что даже при распределении полномочий, сфер управления между различными государственными органами монарх может взять к своему рассмотрению любой вопрос, если он сочтет его достойным своего внимания. Он - высшая власть в государстве. Как правило, его власть объявлялась священной, наделялась религиозным ореолом. Она распространялась на все сферы государственной жизни, в том числе на судебную сферу. В процессах обжалования судебных решений монарх являлся высшей и последней инстанцией. Таким образом, власть монарха не знает ограничений и может распространяться на различные сферы государственной деятельности: законодательную, исполнительную и судебную, объединять в лице монарха все ветви государственной власти. Вместе с тем, хотя при решении вопросов монарх является формально юридически независимым, практически он испытывает всегда влияние различных международных, политических и национальных сил, и во многих государствах возможность такого влияния закрепляется юридически. Свои решения ему приходится сообразовывать, прежде всего, с экономическими возможностями, но зачастую принятие решения определяется случайными, субъективными факторами, даже личными пристрастиями. Монархическая власть отличается порядком своей легитимации: эта власть, как правило, передается по наследству. В разных странах устанавливается различный порядок наследования власти (например, наследование только по мужской линии, наследование власти по старшинству наследников и т.д.). Общим же является тот факт, что народ не имеет никакого отношения к переходу власти от одного лица к другому, не участвует в этом раз и навсегда установленном порядке. Монарх имеет бессрочную и пожизненную власть. Это отнюдь не означает, что только естественная смерть монарха может прервать его полномочия. Напротив, пожизненное занятие престола нередко приводило к тому, что время властвования и даже сама жизнь монарха укорачивалась внеправовыми и противогосударственными способами. Бессрочность монархического правления означает лишь то, что срок правления не устанавливался заранее. Впрочем, история изобилует примерами, когда неугодные монархи оказывались свергнутыми, убитыми, замененными другими лицами. Монарх считается свободным от ответственности. Но «безответственный монарх» - это отнюдь не человек, не заботящийся о державе и пустивший все на самотек. Монарх, как правило, не несет конкретной политической и юридической ответственности за результаты своего правления, а за ошибки и злоупотребления в государственном управлении отвечают его советники, другие чиновники. Впрочем, история знает Примеры и таких ситуаций, как правило, революционных, когда монарха народ привлекал к ответственности. Монархию как форму правления весьма красноречиво характеризуют не только юридические, но и социально-психологические признаки. Можно указать на следующие. Власть монарха воспринимается как нечто божественное, а монарх - как человек, осененный божьей благодатью, наделенный властью от бога. Монархия основана и держится на патриархальном сознании, представлении, что «каждый за себя, один царь - за всех», признании неравенства людей, их ранжированное по имущественному положению, званию, месту в социальной иерархии. Монархическая власть сопровождается доверием к монарху, провозглашением верности и любви к нему, надеждами на доброго царя-батюшку. Вместе с тем монархия держится и на принуждении, жестокой дисциплине и субординации, наконец, монархическое сознание в целом является консервативным. Разумеется, приведенные выше юридические признаки монархической формы правления - это как бы идеал, типичная формы монархии. В конкретной исторической действительности, конечно же, были различные исключения и отступления от перечисленных юридических признаков. Различные сочетания этих признаков дают и различные виды монархий: например, монархию неограниченную и ограниченную, в том числе конституционную.
Монархии делятся на
абсолютные и ограниченные. В абсолютных
монархиях вся полнота
Для абсолютистской монархии характерно
полное бесправие народа, отсутствие каких-либо
представительных учреждений, сосредоточение
всей государственной власти в руках монарха.
Он издает законы, назначает чиновников,
ведет внешнюю и внутреннюю политику,
собирает и расходует налоги, причем делает
это без всякого участия народа в законодательной
деятельности, без контроля со стороны
народа за управлением государством. Абсолютистская
форма монархии, как правило, сопровождается
произволом, жестокой эксплуатацией народа,
безудержным господством классов, выразителем
и защитником интересов которых и выступает
чаще всего монарх.
Так, в рабовладельческом обществе монархия зачастую выступает как неограниченная деспотия, но расцвет абсолютистской монархии как формы правления приходится в основном на средневековье. Разновидностью абсолютистской монархии является теократическая монархия, глава государства одновременно представляет и светскую, и религиозную власть. С развитием буржуазных отношений абсолютистская монархия в некоторых государствах эволюционирует в монархию конституционную, приспосабливаясь, таким образом, к интересам нового господствующего класса — буржуазии.
В ограниченных монархиях власть монарха ограничена выборным
органом — парламентом — либо особым
правовым актом — конституцией. В большинстве
ограниченных монархий налицо сочетание
обоих способов ограничения власти монарха
— конституции и парламента. Но, например,
Великобритания имеет парламент и не имеет
конституции в ее традиционном виде —
единого писаного документа. Поэтому монархии,
ограниченные таким способом, принято
именовать парламентарными. Примерами
подобных монархий являются многие европейские
государства — помимо названной выше
Великобритании также Бельгия, Дания,
Нидерланды и др. С одной стороны, сохранение
в этих государствах монархии — дань традиции,
поскольку монарх в них выполняет чисто
номинальные, представительские функции,
а власть в стране принадлежит выборному
органу — парламенту. С другой стороны,
сохранение поста главы государства в
лице монарха служит символом единства
и стабильности этих государств, их уважения
к историческому прошлому и собственной
государственности.
Ограниченная монархия имеет разные формы.
В поздний период средневековья Европы
наличие монархии уже сопровождалось
появлением парламентов - представительных
учреждений «третьего сословия». Возникала
своеобразная двойственность государственной
власти, которая выражалась в том, что,
хотя монарх юридически и фактически был
независим от парламента в сфере исполнительной
власти, вместе с тем он зачастую был вынужден
считаться с деятельностью парламента.
Он назначал правительство, которое несло
ответственность перед ним, но деятельность
этого правительства могла подвергаться
обсуждению, критике в парламенте. Монарх
имел сильное влияние на парламент: мог
наложить вето на его законы, имел право
назначения депутатов в верхнюю палату,
мог распустить парламент. Однако представительное
учреждение при монархии приобретает
контрольные функции, выступает законосовещательным
органом, с которым вынужден считаться
монарх. В ряде стран Азии и Африки ограниченные
монархии действуют в виде дуалистических
монархий (например, в Марокко и Иордании).
Их отличие от парламентских состоит в
сосредоточении в руках монарха больших
полномочий в сфере государственной власти.
Ему принадлежит не только вся полнота
исполнительной власти, но и значительная
часть власти законодательной, выражающейся
в праве налагать абсолютное вето (от лат.
velo — запрещаю) на законы, принятые парламентом.
Этот акт не позволяет закону вступить
в силу, зато монарх в дуалистической монархии
обладает неограниченным правом на издание
указов, подменяющих собой законы либо
имеющих даже большую нормативную силу
по сравнению с ними. В некоторых монархических
государствах (например, в Саудовской
Аравии) их глава возглавляет не только
светское, но и религиозное управление
страной. Такие монархии носят название
теократических. Степень участия населения
в формировании органов власти монархии
составляет пропорцию, обратную объему
власти, сосредоточенной в руках монарха.
Как отмечалось выше, в абсолютных монархиях
не только население страны, но и ни один
орган государства, даже самый высший,
не вправе изменить выбор главы государства.
Исключение составляют лишь нелегитимные
способы устранения монарха путем заговора.
Говоря о конституционном закреплении
формы правления, следует отметить, что
абсолютная власть монарха опирается
исключительно на силу и поэтому какому-либо
правовому регулированию подвергнута
быть не может, поскольку любая попытка
опереться на закон означает ограничение
власти, введение ее в определенные рамки.
Поэтому большинство монархий приняли
на вооружение теорию божественного происхождения
государственной власти.
Население приобретает право на участие в формировании органов государственной власти в монархии только с момента ограничения власти монарха. Этот процесс набирает силу с появлением на политической арене нового класса — буржуазии. До ее появления абсолютная монархия была построена на балансе политических сил. Все общество было поделено как бы на две неравные части. С одной стороны — монарх и класс рабовладельцев или феодалов (дворянство, помещики), заинтересованных в укреплении и поддержке власти монарха, поскольку с его помощью они осуществляют эксплуатацию населения, а монарх через них осуществляет свою власть. С другой стороны — класс зависимого населения (рабы или крепостные крестьяне, ремесленники, посадский люд), образующий категорию подданных монарха, находящихся в его власти и власти более мелких эксплуататоров.
С вступлением общества в стадию
капиталистического развития полного
совпадения интересов буржуазии
и монарха, как это было в случае с дворянством
и помещиками, не происходит. Этот класс,
опираясь на частную собственность —
основу экономической самостоятельности,
начинает рваться к государственной власти.
И монарх, пытаясь сохранить свою власть,
идет или на сознательное ее ограничение
путем «дарования» (октроирования) Конституции,
или на создание коллегиального органа,
обладающего в той или иной мере властными
полномочиями (либо на то и другое одновременно).
Объем властных полномочий и, следовательно,
степень участия населения в формировании
такого органа находятся в прямой зависимости
от степени развития в стране капиталистических
отношений. В странах развитого капитализма
коллегиальный орган — парламент — приобретает
огромные полномочия, превращая монарха
в номинальный орган. А там, где эти отношения
развиты недостаточно, номинальный характер
приобретает деятельность органа, избираемого
населением. Из сказанного можно сделать
вывод, что конкретный тип монархии, установившийся
в стране, зависит в первую очередь от
степени развития в ней производственно-экономических
отношений. Ограниченные монархии являются
формой правления, близкой к республиканской.
Конституционной монархии свойственно
юридическое, законодательное ограничение
власти монарха в области как законодательной,
так и исполнительной деятельности. Несмотря
на то, что монарх формально назначает
главу правительства и министров, правительство
несет ответственность не перед ним, а
перед парламентом. Все исходящие от монарха
акты приобретают юридическую силу, если
они одобрены парламентом, основаны на
конституции. Монарх в конституционной
монархии играет главным образом представительную
роль, является своего рода символом, декорумом,
представителем нации, народа, государства.
Он царствует, но не правит. Вместе с тем
в современной теории государства основательно
снизилось критическое отношение к монархической
форме правления, произошло то, что получило
обозначение как «ренессанс монархии».
К этому подтолкнул исторический опыт
государств, потерпевших поражение в использовании
новых форм правления - военно-диктаторских,
республиканских. В таких кризисных ситуациях
призывы вернуться к монархической форме,
в том числе призвать на трон не только
изгнанных монархов, но и их наследников
в случае смерти экс-монарха, звучат все
чаще во многих государствах в конце XX
века. Многие политики, партии, национальные
движения видят в такой организации формы
правления избавление от бед, которые
в соответствующем государстве проистекают
из-за гражданских войн, безвластия, неразберихи
с передачей власти и т.п. Словом, монархия
вовсе не устаревшая и не отжившая форма
правления, и ее государствоведческий
и правовой потенциал не исчерпан.