Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 23:00, контрольная работа
Цель данной работы – рассмотреть монархию как форму правления на примере нескольких стран. В связи с поставленной целью предполагается решение следующих задач:
· Представить теоретические аспекты монархии как формы правления;
· Определить понятие, сущность, признаки и типы монархии;
· Дать сравнительный анализ исторических разновидностей монархии;
· Рассмотреть институт монархии как системообразующий элемент высшего государственного управления.
Введение
1. Понятие, сущность и признаки монархии
2. Типы монархии
3. Юридическое положение носителей власти в условиях монархии
4. Институт монархии в современном мире
Заключение
Список литературы
Предостережения в отношении ущербности количественного
критерия классификации форм правления
постоянно следовали и от многих других
авторов. Это подтолкнуло ряд исследователей
к тому, чтобы не ограничиваться только
данным критерием, а разрабатывать и другие.
Еще Платон пытался свести различие форм
правления к различию добродетелей мудрости,
мужества и умеренности, из которых каждая
может преобладать то в одном, то в другом
государстве. Вслед за ним Аристотель,
рассматривая форму государства как политическую
систему, которая олицетворяется верховной
властью, в процессе классификации форм
правления использовал наряду с количественным
критерием также и другие критерии. В частности,
он широко применял такие, как общая польза,
благо и интерес.
В более поздний период Монтескье, рассматривая
в качестве критериев классификации форм
правления различные принципы организации
и деятельности государственной власти,
считал, что добродетель лежит в основе
демократии, умеренность — в основе аристократии,
честь — в основе монархии и страх — в
основе деспотии. Помимо названных критериев
в отечественной и зарубежной литературе,
в особенности ранних лет, довольно широко
использовались так называемые юридические
критерия. Суть их, по общему признанию,
сводилась к тому, что в процессе классификации
форм правления за основу брались не количественные
или любые иные факторы, а юридическое
положение (статус) высших государственных
органов и «правящих лиц». Различие между
монархической и республиканской формами
правления, констатировал в связи с этим
Н. Коркунов, заключается не в различии
по числу правящих или в иных второстепенных
по своему характеру особенностях, а в
различном «юридическом положении» правящих
лиц.
При республиканской
форме правления, пояснял автор,
все лица, «участвующие в распоряжении властью»,
ответственны перед народом «от последнего
избирателя до президента», стоящего во
главе республики и призванного действовать
от ее имени. В монархии же все обстоит
как раз наоборот — «имеется безответственный
орган власти», называемый монархом. «Именно в этом различии ответственности
и безответственности, — подытоживал
Н. Коркунов, — заключается различие президента
республики и монарха, а не в объеме и характере
их функций», как это иногда утверждается
в литературе. В самом деле, президент
США пользуется большей властью, нежели
английская королева. Однако президент
«ответственен перед конгрессом и потому
— не монарх». Английская же королева,
напротив, «безответственна и потому,
несмотря на всю ограниченность своей
власти, остается все же монархиней».
Юридические критерии классификации форм
правления широко использовались также
известным русским ученым-юристом Ф. Кистяковским.
В своих лекциях по общему государственному
праву, изданных в 1912 г., он всячески подчеркивал,
что «юридическое различие между монархией
и республикой нужно искать не в компетенции
правительственной власти, а в ее организации,
именно в юридическом положении носителя
этой власти». Рассмотрим, в чем конкретно
выражается это «юридическое положение».
Согласно представлениям Ф. Кистяковского
и других авторов, многократно подтвержденным
самой жизнью и политико-правовой практикой,
оно может выражаться, во-первых, в выборности
(в условиях республики) или наследственности
(в условиях монархии) высших органов государства
и самой государственной власти. Указывая
на то, что «обыкновенно отличительным
признаком монархической власти считают
наследственность ее монарха, а отличительным
признаком высшей правительственной власти
в республике — ее выборность», Ф. Кистяковский
в то же время вполне справедливо утверждал,
что многие теоретики государства и права
не разделяют данную точку зрения. Основная
причина этого заключается в том, что история
знает не только наследственные, но и выборные
монархии. Однако выборные монархии, замечает
автор, составляют не столько само правило,
сколько исключение из него. А, кроме того,
по наблюдениям автора, «избирательная
монархия» везде, где бы она ни существовала,
«оказалась учреждением весьма неустойчивым
и нецелесообразным». Она «или приводила
к разложению государственного строя,
иди превращалась в наследственную монархию».
Выборность и наследственность как критерии
подразделения форм правления государства
на республики и монархии органически
сочетаются с такими их немаловажными
признаками, как срочность пребывания
у власти главы государства в условиях
республики и соответственно бессрочность
— в условиях монархии. Данные критерии,
впрочем, как и многие другие, имеют, естественно,
относительный и к тому же формально-юридический
характер, поскольку в реальной жизни
иногда бывает все наоборот. Тем не менее,
они довольно широко использовались раньше
в процессе классификации форм правления
как дополнительные критерии. В качестве
таковых они могут быть использованы и
сейчас.
Во-вторых, различное
юридическое положение
От его имени отправляется правосудие. Он назначает «всех высших должностных лиц суда и управления». В отношении к законам «ему принадлежит обыкновенно право абсолютного вето и всегда право их обнародования и обращения к исполнению». Разумеется, заключает автор, все эти функции могут принадлежать и президенту республики, но, конечно, огромная разница при этом состоит в том, осуществляются ли они «безответственным монархом или же ответственным перед народом должностным лицом».
В ответственности
Наконец, в-третьих, различное юридическое
положение носителей власти в условиях
республики и монархии проявляется в том,
что в первом случае в организации и деятельности
высших и местных государственных органов
преобладают принципы коллегиальности,
а во втором — едино личность. При монархической
форме правления, замечал по этому поводу
Н. Коркунов, «властвование по собственному
праву плохо мирится с разделением этого
властвования между несколькими лицами».
Правительство в монархии «всегда стремится
принять единоличную форму)». Республике
же, напротив, «более соответствует коллегиальная
организация правительства, так как этим
лучше обеспечивается подчинение делегированной
правительственной власти народу». Там
же, где при республиканской форме имеется
«единоличная организация» правительственной
власти, это объясняется, по мнению автора,
влиянием монархических идей.
Абсолютная монархия как форма правления типична для позднего феодализма, когда в глубинах аграрного строя вызревают зачатки индустриального.
Характеризуется она
тем, что в руках монарха
В современных условиях
абсолютная монархия — раритет (чрезвычайная
редкость). В качестве примера можно
упомянуть Саудовскую Аравию, Оман,
Такие государства могут
Монархи в Саудовской Аравии, Омане считаются
также высшими духовными лицами, что еще
более усиливает их власть. Однако все
же эта власть не безгранична: особая роль
принадлежит правящей семье, которая на
своем совете решает, в частности, вопросы
престолонаследия (наследует не обязательно
сын прежнего монарха) и может заставить
монарха отречься от престола.
Для абсолютной монархии
характерен авторитарный политический
режим, а государственный режим именуется абсолютизмом.
Дуалистическая монархия - это первоначальная
форма ограниченной, или конституционной,
монархии. Здесь мы наблюдаем уже возникающее
или даже довольно развитое разделение
властей, во всяком случае, отделение законодательной
власти от исполнительной. Законодательная
власть принадлежит в принципе парламенту,
который избирается подданными или определенной
их частью, если избирательное право —
цензовое, т. е. избирателями становятся
те, кто отвечает определенным условиям:
обладает определенной массой имущества,
имеет определенный уровень образования
и т. п. Исполнительная власть принадлежит
монарху, который может осуществлять ее
непосредственно или через назначаемое
им правительство. Судебная власть принадлежит
монарху, но может быть и более или менее
независимой.
Однако разделение властей при данной
форме правления обычно урезанное. Хотя
законы принимаются парламентом, монарх
пользуется правом абсолютного, или резолютивного,
вето, т. е. без его утверждения закон в
силу не вступит (лат. veto — запрещаю). Кроме того, монарх обычно
может издавать чрезвычайные указы, имеющие
силу закона и даже более высокую, а главное,
может распускать парламент, заменяя фактически
дуалистическую монархию абсолютной.
Например, в Иордании после роспуска парламента
в 1974 г. очередные парламентские выборы
состоялись лишь в 1989 г.
Правительство, если таковое есть, за свою
деятельность несет ответственность лишь
перед монархом, но отнюдь не перед парламентом.
Последний может воздействовать на правительство,
только используя свое право устанавливать
бюджет государства. Рычаг этот, хотя и
достаточно мощный, может, однако, использоваться
лишь раз в году, а, кроме того, депутаты,
вступая в конфликт с правительством и
через него — с монархом, не могут не ощущать
постоянной угрозы роспуска парламента.
Как и для абсолютной монархии, для монархии
дуалистической типичен авторитарный
политический режим. Государственный
же режим может характеризоваться как
ограниченный дуализм власти. Дуалистическая
монархия есть выражение компромисса
между властвующей феодальной верхушкой
общества и остальной его частью, главным
образом имущей. В рамках этого компромисса
преобладание все же остается за монархом
и его окружением.
Парламентарная монархия
как форма правления существует
обычно в высокоразвитых государствах,
где переход от аграрного строя к индустриальному
сопровождался преимущественно не коренной ломкой
прежних институтов власти, а постепенным
их преобразованием и приспособлением
к новым условиям (Соединенное Королевство,
Япония, Нидерланды, Швеция, Канада, Австралия
и др.).
Здесь мы наблюдаем развитое разделение
властей при признании принципа верховенства
парламента над исполнительной властью,
демократический или, по крайней мере,
либеральный политический режим.
Верховенство парламента выражается в
том, что правительство, которое обычно
назначается монархом, должно пользоваться
доверием парламента (или его нижней палаты),
а монарх, следовательно, вынужден назначать
главой правительства лидера партии, имеющей
в парламенте (нижней палате) большинство
мест, либо лидера коалиции партий, таким
большинством располагающей.
Монарх при данной
форме правления «царствует, но не
правит». Правом вето в отношении законов,
принятых парламентом, даже когда оно
ему принадлежит, он либо на практике не
пользуется, либо осуществляет это право
по указанию правительства. Как правило, он лишен возможности действовать
самостоятельно, и все исходящие от него
акты обычно подготавливаются правительством
и контрасигнуются (скрепляются) его главой
или соответствующим министром, без чего
не имеют юридической силы. Тем самым глава
правительства или министр принимают
на себя ответственность за данный акт
монарха, ибо сам монарх неответственен
(в Соединенном Королевстве это выражается
принципом «Король не может быть неправ»).
Главный отличительный признак парламентарной
монархии — политическая ответственность
правительства перед парламентом (нижней
палатой) за свою деятельность. Если парламент
(нижняя палата) выразит правительству
недоверие или откажет в доверии, правительство
должно уйти в отставку либо должно быть
уволено в отставку монархом. Однако, обычно
это полномочие парламента уравновешивается
правом правительства предложить монарху
распустить парламент (нижнюю палату)
и назначить новые выборы, с тем чтобы
конфликт между законодательной и исполнительной
властью разрешил народ: если он поддержит
правительство, то в результате выборов
в парламенте образуется большинство
из его сторонников, если же избиратели
с правительством не согласны, то и состав
парламента окажется соответствующим,
а правительство будет сменено.
Изложенная система отношений между монархом,
парламентом и правительством характеризует
парламентарный режим, или парламентаризм.
Однако этот государственный режим действует
только при условии, что в парламенте ни
одна политическая партия не имеет абсолютного
большинства и не может сформировать однопартийное
правительство. Такая ситуация традиционно
существует, например, в Дании, Нидерландах
и некоторых других странах. Чем шире партийная
коалиция, сформировавшая правительство,
тем это правительство менее устойчиво,
ибо тем сложнее достигать согласия между
партнерами по коалиции относительно
различных политических вопросов. Подчас
стоит какой-либо партии отозвать своих
представителей из правительства, как
оно утрачивает необходимое большинство
в парламенте (нижней палате) и зачастую
вынуждено уйти в отставку.
Напротив, в странах, где
существует двухпартийная система
(Соединенное Королевство, Канада, Австралия
и др.) или многопартийная система
с одной доминирующей партией (Япония
в 1955—1993 гг.) и правительства в принципе однопартийные, парламентарная
модель отношений между парламентом и
правительством практически превращается
в свою противоположность. Юридически
парламент осуществляет контроль за правительством,
однако на деле правительство, которое
состоит из лидеров партии, обладающей
в парламенте (соответственно в его нижней
палате) большинством, через эту партийную
фракцию полностью контролирует работу
парламента. Такой государственный режим
получил название системы кабинета, или
министериализма.
Следовательно, при одной и той же форме
правлении — парламентарной монархии
— возможны два государственных режима:
парламентаризм и министериализм. Это
зависит от существующей в стране партийной
системы.
Из развивающихся стран к числу парламентарных
монархий можно отнести Малайзию, Таиланд,
Непал, однако в последнем, учитывая реальное
влияние монарха, приходится констатировать
наличие элементов дуалистического государственного
режима.
Заключение
Таким образом, монархия
как форма правления - это сложный конгломерат власти, юридических
основ ее организации и осуществления,
социально-психологического состояния
общества. Не следует считать, что это
какая-то отжившая, прошедшая форма правления,
которая с неизбежностью уступит место
иным формам в развитии государственности.
Признаки монархии: высшая власть (власть
монарха) передается по наследству; осуществляется
бессрочно; не зависит от воли избирателей.
Современный мир насчитывает немало государств
с монархической формой правления. В иных
государствах политические лидеры, носящие
иные наименования, фактически также обладали
властью и статусом монарха. Кроме того,
наследственный характер власти при монархии
обеспечивает легитимность каждого нового
монарха, представляет весьма стабильный
и удобный способ перехода власти, «работает»
на спокойствие, сплоченность соответствующего
общества в критических ситуациях. Монархия
— весьма традиционная у многих народов
система организации и осуществления
власти, к которой привыкли, которую уважают,
которая, наконец, полезна до такой степени,
что может реставрироваться неоднократно
после революционных перемен, устраняющих
монархию.
Конкретный тип монархии, установившийся
в стране, зависит в первую очередь от
степени развития в ней производственно-экономических
отношений. Подразделение форм правления
на монархию и республику является исторически
первой и самой общей их классификацией.
Противоположность между монархической
и республиканской формациями проявляется
уже на самых ранних ступенях развития
государственной жизни. Та и другая выступают
в истории как первичные, и притом основные,
формы организации жизни государства.