Мусульманское уголовное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 16:03, контрольная работа

Описание работы

Мусульманское право оказало глубокое влияние на историю развития государства и права целого ряда стран Востока. Причем из более, чем 120 стран мира, где имеются мусульманские общины, почти в 40 последователи ислама представляют большинство населения, а в ряде других государств представляют весьма заметное и влиятельное меньшинство. Однако в целом роль, которая в настоящее время отводится мусульманскому праву в правовом развитии, политике и идеологии стран Востока, наглядно подтверждает, что она сохранила еще достаточно широкие возможности активно действовать в новой исторической обстановке. Важное значение мусульманского права в качестве нормативного регулятора и идейно-политического фактора заставляет обратиться к исследованию его

Файлы: 1 файл

Подробное оглавление.doc

— 158.50 Кб (Скачать файл)

 

На третьем этапе ребенок  достигает возраста, когда он способен осознать свое положение по закону и полностью отвечать за свои действия, а также карается за них обычными наказаниями.

 

Из вышеизложенного становится ясным, что правила, выработанные шариатом, касающихся ответственности субъекта преступления 13 веков назад, это также правила, на которых базируется ответственность подростков в современных законодательствах. Также становится очевидным, что в нормах шариата присутствует гибкость, которая позволила шариат опережать другим законодательствам, и брать все новое даваемое опытом и знанием, из средств исправления и воспитания подростков, в частности, для общины в целом.

 

§ 2. Классификация  преступлений по шариату и по действующим

 

уголовным кодексам мусульманских  стран

 

Мусульманские правоведы средневековья  и современные исследователи  разработали немало классификаций  правонарушений, анализ которых помогает лучше понять специфику мусульманского уголовного права. В основе большинства из них два основных критерия: характер нарушенных интересов и прав и степень определенности наказания за тот или иной проступок. На этой основе деликтное право, отражая зависимость оценки поведения мусульманина от степени соответствия его воли Аллаха, закрепленной тем или иным образом в праве, подразделяет все правонарушения на три большие группы:

Преступления, представляющие наибольшую опасность и посягающие на «права Аллаха» и вместе с тем и  на интересы мусульманской общины в  целом, наказываются точно определенной санкцией «хадд»;

Преступления, нарушающие право отдельных  лиц, также влекущие фиксированное  наказание («кисас»), «кавад» или  «дия»;

 

3)    Все иные правонарушения, точная мера наказания, за которые  не установлена («тазир») и которые могут затрагивать как «права Аллаха», так и частные интересы.

 

Направленное на защиту пяти основных ценностей ислама – религии, жизни, разума, продолжения рода и собственности, деликтное право классифицирует правонарушения также в зависимости  от возможности достижения примирения с правонарушителем и помилования его.

 

Так, к первой группе преступлений, т.е. к преступлениям против Аллаха и общества, относятся семь наиболее опасных общественных деяний: вероотступничество, преступление против власти (бунт), прелюбодеяние, разбой, кража, употребление спиртных напитков, ложное обвинение в прелюбодеянии. Виновные в их совершении должны быть строго наказаны и не могут быть прощены.

 

Ко второй группе преступлений, т.е. к нарушениям прав отдельных лиц, правовая доктрина ислама относит убийство и телесные повреждения необратимого характера. Основной критерий наказания за указанные преступления – принцип талиона. Согласно положению Корана: «Предписано вам возмездие за убитых: свободный – за свободного, и раб – за раба, и женщина – за женщину», «и предписали мы им, что душа за душу, и око за око, и нос за нос, и ухо за ухо и раны – отмщение» (2:173/178; 5:49/45).

 

Вместе с тем по этой группе преступлений мусульманское право допускает  замену талиона другим наказанием. Так, предусмотренная высшая мера наказания за умышленное убийство, мусульманское право допускает и иную возможность. Согласно Сунне в этом случае пророк предполагает пострадавшей стороне выбрать одного из трех – «кисас» (смертная казнь), «дия» – прощение преступника или принятие от него выкупа за кровь. Право выбора предоставляется наследникам убитого, но правитель, к которому переходит право на наказание в случае отсутствия наследников убитого, не может простить убийство, хотя в праве заменить смертную казнь выкупом за кровь.

 

В случае нанесения телесных повреждений  пострадавший также имеет право  заменить наказание для преступника  по принципу талиона уплатой соответствующего выкупа за кровь или прощение. Причем в своем историческом развитии доктрина мусульманского деликтного права постепенно склонялось к тому, что прощение преступника по этой категории преступления предпочтительнее его наказания. («А если вы извините, то это ближе к богобоязненности. И не забывайте благости между собой, – ведь Аллах видит то, что вы делаете. И устремляйтесь к прощению от вашего Господа… но кто простит и уладит, награда его у Аллаха. Он ведь не любит несправедливых»). (2:238/237; 3:127/133; 42:38/40). В результате членовредительские наказания за нанесение телесных повреждений со временем практически перестали применяться в большинстве мусульманских стран и, как правило, заменялись уплатой «дия».

 

И, наконец, в определении третьей, последней группы правонарушений категории  «тазир», в отличие от преступлений предыдущих двух категорий, существуют значительные разногласия между знатоками права. По мнению большинства мусульманских правоведов, к этой группе относятся те преступления, которые одновременно совершаются против общества и против личности. В то время как ответственность за преступления «хадд» и «кисас» определяются с учетом преимущественно признаков объективной стороны. Но, в определении наказания за совершение правонарушений «тазир» значительную роль играет и субъективная сторона правонарушения. Принципиальная возможность тазира мусульманскими правоведами выводится и основывается на отдельных положениях Корана, Сунны и подтверждается единогласным мнением муджтахидов (мусульманских богословов – правоведов).

 

Согласно мусульманской правовой традиции, к правонарушениям категории «тазир» относятся правонарушения, за которые мусульманским правом не устанавливаются точные санкции «хадд» «ил-кисас», а также в качестве единственной санкции «кафрара», т.е. религиозное искупление. Это очень обширная категория правонарушений. В их числе многие религиозные правонарушения, неисполнение религиозных обязанностей, например, неуплата закята, отказ от совершения молитвы, несоблюдение поста и многие другие, представляющие собой посягательства на «право Аллаха», многочисленные, преимущественно умышленные, преступления против собственности отдельных лиц -нанесение им любого материального ущерба. За исключением кражи и разбоя, относящихся к преступлениям против Аллаха и наказываемых санкций «хадд»; нарушением обязательств по сделкам, неуплата выкупа за кровь, обмер, обвес и мошенничество, растрата средств сирот, взяточничество.

 

Некоторые преступления против государственной (общественной) собственности –  растрата средств казны и т.п.; преступления, направленные против порядка  управления в государстве – к ним можно отнести взяточничество должностного лица, притеснение подданных или произвол по отношению к подчиненным и т.д.; преступление против правосудия – лжесвидетельство (за исключение ложного обвинения женщины в прелюбодеянии, наказываемого санкций «хадд»), вынесение неправомерного судебного решения и т.д.; нарушение правил поведения в обществе (общественных местах), особенно касающееся поведения морали женщин, преступления против государства и его безопасности – шпионаж. В число преступлений группы «тазир» входят и такие отдельные религиозные преступления — отрицание основополагающих выводов догматики ислама и колдовство, по которым у исламских богословов существуют значительные разночтения по поводу отнесения их к категории «хадд» или «тазир».

 

Преступления можно также разделить  на виды, исходя из их направленности на те или иные интересы, характера  нанесенного ущерба и мотивов  совершения преступлений. На этом основании  можно построить следующую классификацию:

 

-    Преступления против  публичных интересов и преступления против частных лиц. К преступлениям против публичных интересов отнесены все преступления категории «хадд»;

 

К преступлениям против частных  лиц относятся преступления против личности (преступления категории «кисас»).

 

-    Классификация преступлений осуществляется также по способу совершения деяния, характеру материального результата и моменту окончания преступления.

 

На этой основе различаются позитивные (активные) и негативные (пассивные) преступления; кратковременные и  длящиеся; “простые и многозвеньевые преступления.

 

Преступление считается позитивным, если составляющее его деяние является позитивным и осуществляется, хотя закон и запрещает совершение этого деяния.

 

Что касается негативного преступления, то оно совершается, если составляющее его деяние является негативным (пассивным), когда закон предписывает совершать определенное действие, а лицо отказывается это сделать, т.е. занимает позицию воздержания от выполнения того, что предписано законом. Например, свидетель отказывается предстать перед судом, чтобы дать свидетельские показания. Или лицо воздерживается от уведомления о совершении преступления, или отказывается оказать необходимую помощь другому лицу, которому угрожает опасность. Такое преступление может быть умышленным, как в указанных примерах, и неумышленным, как, например, при личной небрежности в деле принятия мер предосторожности, в результате чего какой-либо человек получил травму.

 

Кратковременным (относящимся к  какому-либо определенному моменту) преступлением называется деяние, материальная основа которого создается в результате деяния, продолжающегося в течение незначительного периода времени. Это, например, такие преступления как убийство, воровство, мошенничество, изнасилование. Все это кратковременные преступления, оканчивающиеся совершением активного деяния.

 

Что касается продолжительного по времени, то оно состоит из уголовно наказуемого  преступления, которое продолжается относительно долгое время. Например, сокрытие вещей, полученных преступным путем, или отказ передать ребенка тому, кто имеет право на его воспитание, или лишение свободы человека без всякого на это права, или ношение оружия без специального разрешения.

 

Простым преступлением является преступление, состоящее из одного деяния, при  этом не имеет значения его характер, т.е. не важно, было ли оно активным или пассивным, кратковременным или продолжительным по времени. Однако преступление может принимать сложный вид, когда преступник совершает не одно деяние, а ряд следующих друг за другом, повторяющихся ради достижения одной цели. Например, слуга неоднократно крадет деньги из дома своего хозяина, или имело место неоднократное хищение у ведомства электроэнергии. Во всех этих случаях посягательство направлено против права, защищаемого законом. Речь идет о совершении нескольких тождественных действий в разное время, но для достижения одной цели. Преступник совершает одно преступление, которое подлежит одному наказанию, и, если обратиться к нашим примерам, наказанию за кражу и хищение.

 

Что касается преступления, нераскрытого сразу на месте его совершения, то речь в данном случае идет о преступлении, которое было совершено незадолго до этого или же по прошествии довольно значительного периода времени, когда преступник не схвачен на месте преступления.

 

По действующему УК Иордании классификация преступлений дается в соответствии с принципами, предусмотренными в континентальной системе права. Все уголовно-наказуемые деяния, в зависимости от наказания, делятся на три категории: преступления, проступки и нарушения.

 

При определении вида наказуемого  деяния принимаются во внимание максимально  возможная степень наказания, указанная  в законе, а не конкретный приговор, вынесенный судом по делу обвиняемого. Если изнасилованной меньше 15 лет, то карается тюремным заключением на срок до 10 лет (ст. 394, с.2 УК Ирака), а суд назначил обвиняемому тюремное заключение на срок 5 лет, то содеянное все равно считается преступлением.

 

Не меняется вид преступления и  в том случае, если суд заменил  предусмотренное за него наказание более мягким наказанием в связи со смягчающими обстоятельствами (ст. 24 УК).

 

Следует отметить, что указанная  тройственная классификация преступлений на основании тяжести наказания  не может считаться логичной. Прежде всего, следует принимать во внимание общественную опасность преступного деяния, а не ограничиваться, дав ему определение единственно на основании предусмотренных для него наказаний.

 

Иначе этот вопрос решается в УК Палестины. Классификация уголовно наказуемых деяний там дается не в отдельной  норме, а в статье, разъясняющей понятие отдельных терминов, используемых в УК (ст. 5). В соответствии с этой статьей преступления – это деяния, которые караются смертной казнью или арестом на срок более трех лет. К нарушениям относятся деяния, наказуемые лишением свободы сроком до одной недели. Все другие уголовно-наказуемые деяния считаются проступками.

 

Отнесение деяния к одному из этих видов определяет пределы ответственности  и порядок рассмотрения дела. Таким  образом, в УК Иордании и Палестины  классификация преступлений четко увязывается с определенными правовыми последствиями.

 

Совершенно очевидно, что при  таком подходе обеспечивается дифференциация уголовной ответственности с  учетом тяжести совершенного преступления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Мусульманское уголовное право  – сложное явление, имеющее долгую историю развития. Оно возникло в  период разложения родоплеменного строя  и становления раннефеодального государства на западе Аравийского  полуострова. Мусульманское право  как система юридических норм образовалась сразу. Она хотя и связана тесно с религией ислама, но не сливается с ней. Поэтому мусульманское уголовное право можно рассматривать в качестве юридического явления, которое относится к правовой, а не религиозной системе. Основное отличие норм мусульманского уголовного права от религиозных правил поведения – их обеспеченность принудительной силой государства. Вместе с тем, мусульманское уголовное право тесно взаимодействует с религиозными и моральными нормами, с обычаями в единой системе религиозно-нормативного регулирования.

 

В частности, характерной чертой мусульманского права является то, что государство  непосредственно не участвовало  в формировании большинства его  норм. Оно выполняло свою правотворческую  роль косвенно – путем санкционирования выводов мусульманско-правовых толков (масхабов). Роль основного источника мусульманского уголовного права в юридическом смысле принадлежала доктрине, а государство официально санкционировало ее выводы, назначая судей и налагая на них обязанности решать дела на основании учения определенного толка.

Информация о работе Мусульманское уголовное право