Национализм в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 08:06, реферат

Описание работы

Национализм считают одной из мощных сил современности, идеи его по степени влияния сравнивают с идеями либерализма и демократии. Национализму посвящены, особенно на Западе, многочисленные работы политологов, антропологов, политических и социальных психологов.
Тема данной работы актуальна, так как возникновение этнических конфликтов и столкновений стали частым явлением для России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Националистические движения и организации на рубеже XX-XXI веков……………………………...………………………..……………….………4
1.1. Классификация политических партий по их отношению к национа-лизму………………………………………………………………………….4
1.2. Умеренные националисты и ультранационалисты…………………...4
Глава 2. Национализм в условиях глобализации……………………………….8
2.1. Девальвация суверенитета………………………………………......….8
2.2. Дрейф лояльности……………………………………………………....9
2.3. Умножение сообществ идентичности……………………………..…10
2.4. Влияние информационных технологий на национализм.…………..11
2.5. Неолиберлизм и национализм………………………………………...13
Заключение……………………………………………………………….………14
Список использованных источников и литературы……………..……………15

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ по политологии (для сайта).docx

— 48.64 Кб (Скачать файл)

 

2.3. Умножение сообществ  идентичности

 

Глобализация  ведет как к стиранию различий, т.е. культурной унификации, так и к появлению новых. Появление новых различий происходит в двух формах:

  • форсирование субкультурных особенностей, подведение жизненно-стилевых характеристик групп под фундаментальные различия «культур»;
  • углубление уже существующих национальных различий, связанных, с религиозной принадлежностью.

Государства, становясь  вместилищами для более, чем одной культуры, не в силах остановить процесс культурной диверсификации на собственной территории. Политика нациостроительства, нацеленная на формирование однородного культурного сообщества, оказывается слишком дорогостоящим и не приносящим желаемых результатов предприятием.

Национальное государство  как институт утрачивает контроль над самоидентификацией индивидов. Нация постепенно перестает быть тем «воображаемым сообществом», членство в котором переживается как личностное средоточие, как нечто констутивное для индивидуальной идентичности.

Среди сообществ  идентичности, основанных на религии, наиболее мощными на сегодняшний день являются группы исламистов. Исламизм, или политический ислам, состоит из огромного количества различных группировок с различными политическими и религиозными взглядами. Менее заметны на политическом поле, но не менее значимы для людей, в них входящих, организации религиозных фундаменталистов — мусульманских, христианских, а также группы приверженцев НРД (новых религиозных движений).

Из сообществ  идентичности, основанных на идеологии, следует выделить энологизм и феминизм.

Наконец, на современную  политическую и культурную ситуацию оказывают все большее влияние сообщества идентичности, основанные на знании. Это, прежде всего, международные экспертные объединения, а также международные ассоциации ученых.

 

2.4. Влияние информационных  технологий на национализм

 

Как показал В. Андерсон, прародитель национализма — печатный капитализм. Победное шествие националистических идей с XIX—XX вв. было обеспечено массовой печатью — многотиражными газетами и книгоизданием, создававшим и скреплявшим «воображаемые сообщества». Современный человек, однако, живет в эпоху электронных СМИ. Какие изменения влечет за собой их появление?

Телевидение делает возможным одновременное распространение одних и тех же образов на огромных территориях поверх национально-государственных границ. Можно без преувеличения сказать, что телевидение произвело своего рода бескровную революцию, обеспечив трансляцию знаков и символов, поддающихся декодированию независимо от наличия лингвистических барьеров. Кроме телевидения немалую роль в этой революции сыграло такое изобретение как видеокассеты, циркуляция которых имела массовый характер. За телевизионной революцией, начавшейся в 1960-е гг., в 1990-е гг. последовала еще более радикальная социокультурная трансформация: Интернет. Интернет сделал возможной одновременную личную коммуникацию миллионов людей.

Существует версия, что дальнейшее распространение информационных технологий приведет к ослаблению уз национальной солидарности и тем самым, к ослаблению, а в перспективе и к исчезновению, национализмов. Однако она поспешна. Сеть, в самом деле, ведет к появлению новых воображаемых сообществ. Однако национальный способ их воображенности обнаружил высокую конкурентоспособность. Этому способствуют:

  1. мощные институциональные, финансовые и символические ресурсы, находящиеся в распоряжении наций-государств;
  2. то, что активисты националистических движений получают благодаря новейшим технологиям (от электронной почты до электронного банковского обслуживания) новые возможности. Украинские националисты могут жить в Торонто, алжирские — в Париже, а сикхские — в Лондоне, что не мешает им воздействовать на ситуацию на исторической родине. 4

Поэтому хоронить национализм было бы не просто преждевременным, но и неверным шагом.

2.5. Неолиберлизм и национализм

 

Доминирующей  идеологией на глобальном уровне в наши дни является неолиберализм — специфическая комбинация идей индивидуализма и экономической свободы. В этой ситуации все идеологии, способные бросить вызов неолиберальной идеологической гегемонии, дискредитируются. Не исключение и национализм, который усилиями международных массмедиа и популярной публицистики начал пугать общественность. «Националисты» в рамках неолиберальной картины мира — это все государственные деятели, которые не хотят:

  • приватизировать предприятия, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;
  • снять или снизить до минимума пошлины на импорт;
  • отказаться от мер по поощрению национального производителя;
  • открыть свою финансовую систему мировой бирже.

Обладание словом «национализм» становится мощным политическим и идеологическим орудием. С его помощью очень легко если не обезвредить противника, то ощутимо уменьшить его влияние. В реальной большой политике поведение основных игроков определяется установками, имеющими прямое отношение к идеологии национализма. На международном уровне стратегия так называемого «экономического национализма» оказывается более эффективной, чем ориентация на неолиберальные идеалы «свободного рынка».

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Национальная идеология  складывается на основе реальных национальных общностей людей, однако гипертрофирует, преувеличивает значение национальных различий и достоинств собственной нации. Используя национальное самосознание, патриотические чувства, лингвистическое и иное этническое родство, она трансформирует их во враждебную, агрессивную позицию по отношению к другим нациям.

В современном мире ее распространение  базируется на методах манипулирования сознанием людей, изощренных технологиях массового обмана с помощью СМИ.

В целом, в настоящее время  непосредственная угроза для демократических свобод, исходящая от радикально настроенного националистического движения, представляется несущественной. В то же время, существует возможность постепенного сдвига режима в сторону более радикальных форм националистической идеологии в силу некоторых экономических и социальных причин.

В итоге следует отметить, что решение проблем, связанных  с этническими конфликтами, столкновениями, основанными на национальной вражде, не безнадежно, и выход из этих проблем возможен при последовательной политике государства. Необходимо подчеркнуть, что люди разных национальностей вполне могут уживаться друг с другом, если одна нация не ставит себя выше другой, или национальная принадлежность человека не выпячивается, как главная и основная характеристика, если язык и культура каждой нации могут свободно развиваться, если люди разных национальностей уважительно относятся к обычаям и традициям друг друга.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

Малахов В.С. Национализм как политическая идеология: Учебное пособие. – М.: КДУ, 2005. – 320 с. (Политический разум и практика политики. Отв. ред. Б. Г. Капустин).

1 Малахов В.С. Национализм как политическая идеология: Учебное пособие. С. 299.

2 Малахов В.С. Национализм как политическая идеология: Учебное пособие. С. 303.

3 Малахов В.С. Национализм как политическая идеология: Учебное пособие. С. 306.

4 Малахов В.С. Национализм как политическая идеология: Учебное пособие. С. 310.

 


Информация о работе Национализм в современном мире