Национальные интересы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 21:29, реферат

Описание работы

Потребности человека в социально-политической сфере, где действуют большие социальные группы: социальные движения, политические партии, лоббистские организации в большей степени удовлетворяются рамках этих групп или при помощи этих групп. В социально-политической сфере и, особенно, в политической сфере удовлетворение потребностей приобретает массовый характер. Это не значит, что в политической сфере не существует индивидуальных потребностей в лидерстве или творчестве, например. Это означает, что мы имеем здесь дело с реальностями политики, где действуют большие и сверхбольшие группы людей. Еще более заметна эта закономерность в международных отношениях и, в первую очередь, в отношениях между государствами. Если во внутренней политике интересы личности представляют партии и группы давления, то на международной арене национальные интересы представляют национальные государства. Теме национальных интересов и посвящена данная работа.

Содержание работы

Введение
1. Национальные интерес и его факторы
2. Национальные интересы России и их защита во внешней политике
3. Стратегия формирования имиджа России в аспекте национальных интересов
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Национальные интересы России.docx

— 51.05 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  теме: «Национальные  интересы России»

 

      Содержание 

Введение

1. Национальные интерес и его факторы

2. Национальные интересы России и их защита во внешней политике

3. Стратегия формирования имиджа России в аспекте национальных интересов

Заключение

Литература 

 

      Введение 

     Потребности человека в социально-политической сфере, где действуют большие  социальные группы: социальные движения, политические партии, лоббистские организации  в большей степени удовлетворяются  рамках этих групп или при помощи этих групп. В социально-политической сфере и, особенно, в политической сфере удовлетворение потребностей приобретает массовый характер. Это  не значит, что в политической сфере  не существует индивидуальных потребностей в лидерстве или творчестве, например. Это означает, что мы имеем здесь  дело с реальностями политики, где  действуют большие и сверхбольшие группы людей. Еще более заметна  эта закономерность в международных  отношениях и, в первую очередь, в  отношениях между государствами. Если во внутренней политике интересы личности представляют партии и группы давления, то на международной арене национальные интересы представляют национальные государства. Теме национальных интересов и посвящена данная работа.

 

      1. Национальные интерес  и его факторы 

     Категория «национальные интересы» – одна из наиболее распространенных и в  то же время трудно поддающихся точному  определению. Особенно трудно это сделать  ныне, поскольку данное понятие широко используется различными политическими  силами утилитарно-идеологически как  своего рода освящение предлагаемых программ и курсов действия. «Национальные  интересы» понимаются как некое  олицетворение высших ценностей  и целей государства, сообщества, общественного движения. Столь общее  определение, естественно, поддается  неоднозначным толкованиям, что  и происходит в реальной политике и в ее идеологических отражениях.

     Появились также некоторые дополнительные факторы, отнюдь не проясняющие смысл  этой категории. Среди них два  наиболее существенны. Во-первых, это  интенсивная глобализация общественного  развития, которая выдвигает на передний план общечеловеческое содержание интересов всех наций и государств, затушевывая собственно национальное. Во-вторых, это нарастающее многообразие взглядов, точек зрения, позиций, что ставит под сомнение саму возможность выведения общенационального знаменателя в том или ином конкретном сообществе.

     Тем не менее, категория национальных интересов  отнюдь не продукт мифотворчества. Она отражает вполне определенные общественные реальности и играет важную роль в  политике, в том числе в определении  национальной и всеобщей безопасности.

     Национальные  интересы можно понимать по-разному. Г. Моргентау определяет их как долговременные, жизненно важные для всей нации выражения  общности1. В таком случае национальные интересы воплощаются в стремлении представителей одной нации к объединению на основе общности культуры, т.е. языка, семейных, религиозных моральных этических традиций и обычаев на основе общей политической системы, общей политики.

     Ганс  Моргентау включал в понятие  «национальный интерес» следующее:

     1. Национальный интерес – объективная  данность. Он основан, во-первых, на своеобразии геополитического  положения государства и связанных  с ним особенностях геоэкономического  и социокультурного развития; во-вторых, опосредуется особенностями человеческой  природы. 

     2. Государственные деятели обязаны  исходить из того, что хорошая  политика – это рациональная  политика, опирающаяся на правильно  понятый национальный интерес.  База такой политики – чётко  выстроенный имидж государства,  через который происходит восприятие  национального интереса.

     3. Национальный интерес кардинально  отличается от общественного  интереса. Национальные интересы  обеспечиваются внешней политикой,  а общественные – внутренней. Они не должны ни противопоставляться,  ни сливаться. 

     Национальные  интересы Моргентау делил на постоянные и преходящие. Постоянные интересы являются основополагающими и включают в себя:

  • защиту территории, населения, государственных институтов от внешней опасности;
  • развитие внешней торговли;
  • обеспечение роста инвестиций;
  • защита частного капитала за границей;
  • взаимоотношения с союзниками;
  • выбор внешнего курса.

     К преходящим национальным интересам он отнес:

  • интересы выживания нации и государства;
  • безопасность и благосостояние общества;
  • периферийные, локальные интересы.

     Другой  подход к определению национальных интересов можно сформулировать, отталкиваясь от таких понятий психологии, как «нужды» т.е. жизненно необходимые  потребности и «интересы», как  потребности вообще, неудовлетворение которых не приведет к деградации или гибели человека. Тогда по отношению  к любой нации можно сформулировать жизненно необходимые интересы и  интересы вообще, интересы на перспективу, интересы развития.

     Наконец, третий подход к характеристике национальных интересов исходит из географического  принципа. В этом случае интересы нации, обычно, формулируют и располагают по признаку убывающей географической дальности.

     Изложенное  позволяет понять, что интерес  – это, прежде всего отношение потребности к условиям ее реализации. В частности, национальный интерес проявляется через сознательную деятельность лидеров, отражающую потребности государства. Чем более активно и целеустремленно политические лидеры позиционируют национальные интересы, тем более четкий образ государства формируется в сознании собственной и зарубежной общественности.

     Как показывает анализ литературы, посвященной  проблемам национального интереса2, при выявлении степени соответствия некоего политического курса национальным интересам государства в большинстве случаев используются четыре фактора. Когда политик либо публицист пишет об адекватности той или иной политики национальному интересу, он, как правило, подразумевает, что она:

  • отражает общественное мнение или выраженную публично позицию политической и экономической элиты данной страны;
  • отвечает культурным традициям страны, устойчивым представлениям о ее геополитической, конфессиональной и т.д. идентичности, ее роли в мировой истории;
  • способствует укреплению военно-стратегических позиций государства;
  • ведет к улучшению его социально-экономического положения.

     Очевидно, что первые два фактора обычно не противоречат друг другу: общественное мнение страны чаще всего исходит  из традиционных представлений о  ее основных приоритетах и положении  на мировой сцене. Разумеется, полного  соответствия между этими факторами  нет – курс, направленный на сохранение традиционного положения государства  в международной системе, вполне может оказаться непопулярным в  обществе, если требует от населения  несоразмерных затрат. Аналогичным  образом, несомненная корреляция между  двумя последними – материальными  – факторами: военной и экономической  мощью государства (как, в частности, показывает опыт нашей недавней истории) также далеко не однозначна.

     Генетически национальные интересы связаны с  этническим основанием. Первоначально  они формируются на национально-этнической базе. Но никогда не сводятся к этому  основанию, тем более не детерминируются  им. Эта роль принадлежит социально-культурному  фактору. В ходе исторического развития общества роль этого фактора в  формировании национальных интересов  возрастает, а роль этнического фактора  во все большей степени отходит  в тень. В современных развитых обществах этническое основание  уже не играет сколько-нибудь значительной роли в определении национальных интересов. Эти общества становятся этнически смешанными, национальная принадлежность деполитизируется и  уже мало влияет на гражданское положение  и, следовательно, на понимание национальных интересов.

     Формирование  национального интереса в любом  обществе представляет собой чрезвычайно  сложный и динамичный процесс, так  как любое общество являет собой картину многослойного переплетения многообразных противоречивых интересов. В нем сталкиваются, взаимодействуют, противоборствуют частные специфические интересы различных общественных, в том числе и национально-этнических групп. Через это взаимодействие частных интересов различных уровней происходит весьма трудная интеграция потребностей, устремлений и запросов социальных, этнических, культурных данного общества в систему общих национальных интересов. При этом неизбежны противоречия и конфликты, временами довольно напряженные.

     Главный политический институт выражения и  защиты национальных интересов –  государство. Это одна из его важнейших  функций. Любое государство в  той или иной степени опирается  на общенациональный интерес, т.е. выражает потребности представляемой социокультурной  общности. В конечном счете, именно на этом базируется легитимность государственной  власти. Вместе с тем национальные интересы отнюдь не монополия государства. Государственные и национальные интересы вовсе не тождественны. Политическая мобилизация населения, его приобщение к политике осуществляется также  и гражданским обществом. Именно здесь формируются гражданское  сознание и гражданская ответственность, способные влиять на выработку основных параметров общенациональных интересов. Поэтому институты гражданского общества играют исключительно важную роль в сознании, реализации и защите национальных интересов.

     По  сути дела, национальные интересы воплощают  в себе двуединство гражданского общества и государства, взаимодействие между ними. Нарушение этого взаимодействия, гегемония одного из начал и слабость, подавленность другого наносят  ущерб национальным интересам, деформируя их. Так, при деспотической форме  правления гражданское общество находится в подавленном состоянии  и тоталитарная власть навязывает обществу свое видение национальных интересов, в котором объективно-исторические тенденции и социокультурные потребности данной национальной общности отражаются односторонне и искаженно. В случае же гегемонии гражданского общества и слабости государства общий публичный интерес лишается институционной опоры и государственно-правовой зашиты. Тогда воцаряется «оргия» частных, по большей части корпоративных интересов, каждый из которых претендует на общенациональный статус. Общество ввергается в анархию и хаос.

     Оптимальный вариант выражения национальных интересов в государственной  политике достигается тогда, когда  государство приобретает в гражданском  обществе опору и находит противовес авторитарным и бюрократическим  тенденциям. В системе интересов  устанавливается более или менее  устойчивое равновесие.

     В России, где исторически государство  доминирует над гражданским обществом, а последнее недостаточно развито, достижение хотя бы минимального согласия в понимании национального интереса и соответственно более или менее  устойчивого баланса интересов  представляет собой особенно трудную  проблему. Ее кардинальное решение  требует развития современного гражданского общества, а до той поры нахождения временных политических и социальных механизмов согласования и координации  многообразных и еще не устоявшихся  частных интересов, прежде всего  на базе общенационального дискурса, т.е. конструктивного взаимодействия различных идейных и политических течений.

     Национальные  интересы – исходное ключевое понятие  для определения содержания национальной безопасности, смысл которой собственно в том и заключается, чтобы  обеспечить защиту национальных интересов.

 

      2. Национальные интересы  России и их защита во внешней политике 

     Существует  различная классификация национальных интересов России. Исходя из классификации Моргентау можно отнести к нашим постоянным интересам:

  • братские, дружеские, очень тесные отношения между этносами внутри российской нации;
  • обеспечение единства российской территории, российской нации;
  • создание и поддержание условий для развития и роста, а не упадка нации, роста ее экономики, науки, культуры;
  • всестороннее развитие человека: интеллектуальное и нравственное, индивидуальное и социальное;
  • развитие отношений с соседними странами, в первую очередь государствами СНГ;
  • поддержание мира, решение глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество.

     К преходящим интересам России на данном этапе ее развития можно отнести:

  • обеспечение интересов русскоязычного населения в странах СНГ;
  • поддержание наиболее тесных отношений с братскими народами Украины и Белоруссии;
  • укрепление стратегического союза с Арменией и Казахстаном, позволяющего России контролировать Закавказье и Среднюю Азию;
  • улучшение отношений с соседними странами (Китай, Монголия, Финляндия, страны Балтии, Средней Азии и др.)3.

Информация о работе Национальные интересы России