Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 21:29, реферат
Потребности человека в социально-политической сфере, где действуют большие социальные группы: социальные движения, политические партии, лоббистские организации в большей степени удовлетворяются рамках этих групп или при помощи этих групп. В социально-политической сфере и, особенно, в политической сфере удовлетворение потребностей приобретает массовый характер. Это не значит, что в политической сфере не существует индивидуальных потребностей в лидерстве или творчестве, например. Это означает, что мы имеем здесь дело с реальностями политики, где действуют большие и сверхбольшие группы людей. Еще более заметна эта закономерность в международных отношениях и, в первую очередь, в отношениях между государствами. Если во внутренней политике интересы личности представляют партии и группы давления, то на международной арене национальные интересы представляют национальные государства. Теме национальных интересов и посвящена данная работа.
Введение
1. Национальные интерес и его факторы
2. Национальные интересы России и их защита во внешней политике
3. Стратегия формирования имиджа России в аспекте национальных интересов
Заключение
Литература
КУРСОВАЯ РАБОТА
по теме: «Национальные интересы России»
Содержание
Введение
1. Национальные интерес и его факторы
2. Национальные интересы России и их защита во внешней политике
3. Стратегия формирования имиджа России в аспекте национальных интересов
Заключение
Литература
Введение
Потребности
человека в социально-политической
сфере, где действуют большие
социальные группы: социальные движения,
политические партии, лоббистские организации
в большей степени
1. Национальные интерес
и его факторы
Категория «национальные интересы» – одна из наиболее распространенных и в то же время трудно поддающихся точному определению. Особенно трудно это сделать ныне, поскольку данное понятие широко используется различными политическими силами утилитарно-идеологически как своего рода освящение предлагаемых программ и курсов действия. «Национальные интересы» понимаются как некое олицетворение высших ценностей и целей государства, сообщества, общественного движения. Столь общее определение, естественно, поддается неоднозначным толкованиям, что и происходит в реальной политике и в ее идеологических отражениях.
Появились также некоторые дополнительные факторы, отнюдь не проясняющие смысл этой категории. Среди них два наиболее существенны. Во-первых, это интенсивная глобализация общественного развития, которая выдвигает на передний план общечеловеческое содержание интересов всех наций и государств, затушевывая собственно национальное. Во-вторых, это нарастающее многообразие взглядов, точек зрения, позиций, что ставит под сомнение саму возможность выведения общенационального знаменателя в том или ином конкретном сообществе.
Тем не менее, категория национальных интересов отнюдь не продукт мифотворчества. Она отражает вполне определенные общественные реальности и играет важную роль в политике, в том числе в определении национальной и всеобщей безопасности.
Национальные интересы можно понимать по-разному. Г. Моргентау определяет их как долговременные, жизненно важные для всей нации выражения общности1. В таком случае национальные интересы воплощаются в стремлении представителей одной нации к объединению на основе общности культуры, т.е. языка, семейных, религиозных моральных этических традиций и обычаев на основе общей политической системы, общей политики.
Ганс Моргентау включал в понятие «национальный интерес» следующее:
1.
Национальный интерес –
2.
Государственные деятели
3.
Национальный интерес
Национальные интересы Моргентау делил на постоянные и преходящие. Постоянные интересы являются основополагающими и включают в себя:
К преходящим национальным интересам он отнес:
Другой
подход к определению национальных
интересов можно
Наконец, третий подход к характеристике национальных интересов исходит из географического принципа. В этом случае интересы нации, обычно, формулируют и располагают по признаку убывающей географической дальности.
Изложенное позволяет понять, что интерес – это, прежде всего отношение потребности к условиям ее реализации. В частности, национальный интерес проявляется через сознательную деятельность лидеров, отражающую потребности государства. Чем более активно и целеустремленно политические лидеры позиционируют национальные интересы, тем более четкий образ государства формируется в сознании собственной и зарубежной общественности.
Как
показывает анализ литературы, посвященной
проблемам национального
Очевидно,
что первые два фактора обычно
не противоречат друг другу: общественное
мнение страны чаще всего исходит
из традиционных представлений о
ее основных приоритетах и положении
на мировой сцене. Разумеется, полного
соответствия между этими факторами
нет – курс, направленный на сохранение
традиционного положения
Генетически
национальные интересы связаны с
этническим основанием. Первоначально
они формируются на национально-этнической
базе. Но никогда не сводятся к этому
основанию, тем более не детерминируются
им. Эта роль принадлежит социально-
Формирование национального интереса в любом обществе представляет собой чрезвычайно сложный и динамичный процесс, так как любое общество являет собой картину многослойного переплетения многообразных противоречивых интересов. В нем сталкиваются, взаимодействуют, противоборствуют частные специфические интересы различных общественных, в том числе и национально-этнических групп. Через это взаимодействие частных интересов различных уровней происходит весьма трудная интеграция потребностей, устремлений и запросов социальных, этнических, культурных данного общества в систему общих национальных интересов. При этом неизбежны противоречия и конфликты, временами довольно напряженные.
Главный политический институт выражения и защиты национальных интересов – государство. Это одна из его важнейших функций. Любое государство в той или иной степени опирается на общенациональный интерес, т.е. выражает потребности представляемой социокультурной общности. В конечном счете, именно на этом базируется легитимность государственной власти. Вместе с тем национальные интересы отнюдь не монополия государства. Государственные и национальные интересы вовсе не тождественны. Политическая мобилизация населения, его приобщение к политике осуществляется также и гражданским обществом. Именно здесь формируются гражданское сознание и гражданская ответственность, способные влиять на выработку основных параметров общенациональных интересов. Поэтому институты гражданского общества играют исключительно важную роль в сознании, реализации и защите национальных интересов.
По
сути дела, национальные интересы воплощают
в себе двуединство гражданского
общества и государства, взаимодействие
между ними. Нарушение этого
Оптимальный
вариант выражения национальных
интересов в государственной
политике достигается тогда, когда
государство приобретает в
В
России, где исторически государство
доминирует над гражданским обществом,
а последнее недостаточно развито,
достижение хотя бы минимального согласия
в понимании национального
Национальные интересы – исходное ключевое понятие для определения содержания национальной безопасности, смысл которой собственно в том и заключается, чтобы обеспечить защиту национальных интересов.
2. Национальные интересы
России и их защита
во внешней политике
Существует
различная классификация
К преходящим интересам России на данном этапе ее развития можно отнести: