Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 21:29, реферат
Потребности человека в социально-политической сфере, где действуют большие социальные группы: социальные движения, политические партии, лоббистские организации в большей степени удовлетворяются рамках этих групп или при помощи этих групп. В социально-политической сфере и, особенно, в политической сфере удовлетворение потребностей приобретает массовый характер. Это не значит, что в политической сфере не существует индивидуальных потребностей в лидерстве или творчестве, например. Это означает, что мы имеем здесь дело с реальностями политики, где действуют большие и сверхбольшие группы людей. Еще более заметна эта закономерность в международных отношениях и, в первую очередь, в отношениях между государствами. Если во внутренней политике интересы личности представляют партии и группы давления, то на международной арене национальные интересы представляют национальные государства. Теме национальных интересов и посвящена данная работа.
Введение
1. Национальные интерес и его факторы
2. Национальные интересы России и их защита во внешней политике
3. Стратегия формирования имиджа России в аспекте национальных интересов
Заключение
Литература
Исходя из географического принципа, национальные интересы России могут быть дифференцированы по следующим группам:
Рассмотрим их теперь более подробно.
Во
внутриполитической области национальные
интересы России состоят в создании
эффективной государственной
Национальные интересы в области духовной жизни, культуры и науки во многом связаны с сохранением и развитием образовательного и интеллектуального потенциала России, утверждением в обществе идеалов высокой нравственности и гуманизма, развитием многовековых духовных традиций Отечества.
Первоочередного внимания требуют национальные экономические интересы. Они призваны обеспечить устойчивый экономический рост с увеличением ВВП страны до уровня передовых стран (по его совокупному размеру мы уступаем США в 10 с лишним раз, Китаю – в 5 раз; в пересчете же ВВП на душу населения показатель России, составляющий примерно 3500 долларов, в 5 раз ниже среднего показателя стран «большой семерки»)4.
«На территории СНГ сосредоточены наши главные жизненные интересы в области экономики, обороны, безопасности, защиты прав россиян, обеспечение которых составляет основу национальной безопасности страны»5.
Реализация
национальных интересов Российской
Федерации непосредственно
К
источникам угроз национальным интересам,
а в некоторых ситуациях и
безопасности России, можно отнести
кризисные ситуации и вооруженные
конфликты на территории стран ближнего
зарубежья и государств сопредельных
регионов. К ним же следует относить
попытки вмешательства
Безусловно
наносящими ущерб интересам России
являются процессы продолжающегося
отхода правящих элит ряда стран ближнего
зарубежья от России и усиления их
переориентации на развитие связей и
стратегического сотрудничества с
другими государствами. На этой почве,
как показывает жизнь, нередко возникают
острые конфликтные ситуации. Буквально
рядом с предыдущим источником угроз
российским интересам следует поставить
трудности развития интеграционных
процессов в рамках СНГ, формирующие
предпосылки дальнейшего
Новым и, безусловно, серьезным источником угроз для национальных интересов и безопасности России является развернувшееся соперничество и борьба различных государств за контроль над стратегическими запасами энергетического и другого сырья на пространстве государств ближнего зарубежья, за обеспечение свободы доступа к этим ресурсам и беспрепятственного их вывоза на внешние рынки.
К другим источникам угроз интересам России относятся процессы неконтролируемой миграции граждан стран ближнего зарубежья в Россию, незаконного оборота через российские границы наркотиков и наркосодержащих веществ, контрабандной торговли и незаконных валютных операций. К ним же надо относить приобретающее заметные масштабы распространение регионального бандитизма и терроризма, незаконного оборота оружия, возможное расползание в соседних с СНГ регионах оружия массового уничтожения.
Особое место занимают угрозы национальным интересам России на Кавказе.
Геополитическое значение Южного направления и его части – Кавказского в системе геополитических приоритетов России с начала 90-х годов существенно возросло. Это обусловлено главным образом высокой концентрацией возникших на Северном Кавказе и в Закавказье межнациональных и межгосударственных противоречий и образовавшихся на этой почве очагов военной напряженности и вооруженных конфликтов, представляющих непосредственную угрозу национально-государственным интересам и безопасности России.
Угроза интересам и безопасности России на Кавказском направлении исходит в первую очередь от опасной нестабильности военно-политической обстановки на российском Северном Кавказе и в Закавказье. Существующие здесь межэтнические и межгосударственные конфликты могут приобрести затяжной характер. Они обладают свойством втягивать в свою орбиту в различных формах новых участников. В результате, как в южных регионах России, так и в непосредственной близости от ее границ могут образоваться устойчивые опасные очаги напряженности и создаваться ситуации, в которых будут возникать прямые вызовы национально-государственным интересам и безопасности Российской Федерации.
Безусловно, что на данном этапе наиболее выраженную, конкретную угрозу для России на Северном Кавказе представляет чеченский сепаратизм, опирающийся на собственную сильную военную организацию, сочувствие националистических группировок и движений горских народов Кавказа, а также на политическую, моральную и финансовую поддержку не только ряда мусульманских государств региона, но и западных стран.
Неурегулированные
очаги напряженности и
Стабильности обстановки в южных регионах России и дальше будут угрожать провокационные действия экстремистских националистических и фундаменталистских группировок и движений в ближнем и дальнем зарубежье, направленные на поддержку сепаратистских устремлений на Северном Кавказе и в Поволжье, продвижение идей исламского фундаментализма и пантюркизма во внутренние районы России, в Закавказские и центрально-азиатские государства СНГ.
Угрозу интересам России на Юге могут представлять и попытки реализации региональной внешнеполитической стратегии влиятельных экстремистских сил ряда государств Ближнего и Среднего Востока по втягиванию в сферу своего влияния государств ближнего зарубежья с перспективой полного отрыва их от России. Наличие такой угрозы вытекает из активной деятельностью таких государств по усилению своих позиций в Закавказье, а также замыслами по созданию к югу от российских границ различных группировок и союзов мусульманских государств.
Особую
угрозу национально-государственным
интересами и безопасности России на
Кавказском направлении и Юге
в целом уже сегодня
Национальные интересы России в оборонной сфере заключаются, прежде всего, в обеспечении военной безопасности и недопущении агрессии со стороны других государств, создании адекватной потенциальным и реальным угрозам военной организации, учитывающей изменение баланса сил на мировой арене и экономические возможности государства для эффективного реагирования на них.
Военные угрозы стратегического порядка сегодня для России, может быть, не так очевидны, как раньше, но большинство прежних угроз сохранились, причем к старым добавились новые. Этот вывод вытекает в первую очередь из того, что, например Запад сохранил свой мощный военный потенциал, продолжает совершенствовать и наращивать его. Далее, мы имеем дело не только с сохранившимся, но и расширяющемся к границам России блоком НАТО. Уже сегодня НАТО превосходит Россию по обычным вооружениям в три раза. Только на этом основании совершенно очевиден вывод о том, что Запад по-прежнему считает Россию своим стратегическим противником. Следует также обратить внимание на продолжающееся «ползучее» нарастание военного сотрудничества стран США и НАТО с возникшими на постсоветском пространстве новыми независимыми государствами.
Для обоснования глобальных интересов России, рассмотрим понятие «вызовов», которое вводят Галкин А. и Красин Ю.6 К ним они относят:
Успешный поиск ответов на глобальные вызовы национальной безопасности России напрямую зависит от того, справится ли российское общество с ними.
3. Стратегия формирования
имиджа России
в аспекте национальных
интересов
Имидж
государства был и остается значимым
феноменом индивидуального
Политика
образов – это целенаправленное
позиционирование и манипулирование
специализированными политико-
Рождение эффективного геополитического имиджа невозможно без теоретически обоснованной стратегии. Суть последней – пропаганда позитивного образа России, главные акценты которого базируются на максимально глубоком использовании национальной идеи, включающей идеологические и мифологические контексты, а также выработка различных механизмов, продуцирующих принципиально новые геополитические интерпретации.
Имидж государства имеет несколько модификаций – это обязательное условие его существования и развития. Речь идет о своеобразном спектре (или «бриколаже»7) особенностей восприятия различными субъектами национальных интересов, которые, в свою очередь, проистекают из национальной идеи.
Распределением
и проекцией образного спектра
необходимо управлять. Геополитика
образов, по сути, и означает «самонаведение
образов» в результате их беспрестанного
перемещения и
На динамизм национального интереса (а также и имидж России) оказывают существенное влияние общемировые цивилизационные тенденции, главными из которых являются: