Национальные отношения и национальная политика в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 11:50, реферат

Описание работы

Цель работы охарактеризовать национальные отношения и национальную политику в России.
Задачи:
Охарактеризовать национальные отношения в России
Рассмотреть основы национальной политики.
Определить основные аспекты национальной политики.

Файлы: 1 файл

Национальные отношения и национальная политика в Российской Федерации.docx

— 36.77 Кб (Скачать файл)

  Стало фактом, что  в современной политической борьбе  предпочтение отдаётся интересам  нации перед личностью, национальное  противопоставляется личному, национальными  интересами прикрываются сейчас  все акции, как политические, так  и экономические. Это исторический  тупик,  оправдание неоконсерватизма

Национальная политика приобретает  особо значимый характер в полиэтнических обществах в условиях переходного  периода, перестройки властных отношений, модернизации и преобразования экономического и политического укладов. Национальные силы, осуществляя эти процессы, всегда выражали большой спектр политических концепций, и они никогда не были однородными ни по своим целям, ни по средствам их достижения.

Источником политического  творчества, имеющего в своей основе национальные идеи, является реальное политическое сознание этнических групп. В настоящее время ведущей  характеристикой этнополитического  сознания является этноцентризм, смысл которого заключается в отношении к другим народам с позиций собственной культуры. Этноцентрические взгляды особенно ярко выражены в миссионерской деятельности.

В условиях коренной реконструкции  российского общества этноцентризм становится преобладающим мировоззрением, оценивающим все аспекты развития общества – от экономики до культуры – сквозь призму деления людей  на две категории: своих, этнически  идентичных, и инородцев, этнических чужих. Этноцентризм практически всех народов бывшего союза характеризуется, прежде всего, положительной оценкой  и защитой привилегий «своих»  в социальной и политической сферах, и этим он враждебен демократическим  ценностям индивидуальной свободы  и равенства.

Национальная политика осуществляется на региональном уровне, в рамках местного самоуправления7. Как правило, в России нет «чисто» русских областей, городов, районов, как нет «чисто» татарских, бурятских, якутских. Все административные единицы имеют население, которое только в исключительных случаях является однородным. Именно полиэтничность территориальных образований требует создания специальных государственных учреждений, занимающихся  национальными проблемами в рамках данной административной единицы. В большинстве случаев это проблемы культурной автономии – языка, обучения, культуры. Для местной администрации особенно важно отслеживать реальную ситуацию, складывающуюся во взаимоотношениях между представителями различных национальностей, предупреждать возможные конфликты и особо заботиться, чтобы на уровне межличностных отношений не складывалась предубеждённость, этнонеприязнь, и другие формы взаимодействия, способные породить этническую напряжённость.

 

 

§3. Аспекты национальной политики.

 

Сегодня следует четко  обозначить государственное понимание  того, чти национальная политика, отвечающая за состояние и самочувствие народов, за обеспечение прав и свобод человека и гражданина единой страны, вкупе  с соответствующей позицией и  деятельностью органов власти в  центре и на местах затрагивает глубинные  основы состояния и перспектив развития наций и межнациональных отношений. А значит, и всей системы отношений  государственного строительства и  государственной безопасности многонациональной  России, безопасности духовного развития и социально-политического самочувствия народов, права и свободы российских граждан всех национальностей. Дискомфорт в самочувствии гражданина в социальной и экономической сфере легче  преодолеть, если он не ощущает дискомфорта  этнонационального. Соответственно выработка  и осуществление последовательно  демократической национальной политики в Российской Федерации - это одна из коренных задач реформирования российской государственности, неотъемлемая часть  работы по демократическому совершенствованию  всех сфер жизни российского общества. В России еще крайне слабо гражданское  общество.

Возможности и перспективы  национальной политики в России всегда зависели и зависят прежде всего  от позиции и понимания сложнейших проблем обустройства народов и  культур в российском государстве  первым руководителем страны. И в  нынешних условиях от Президента страны во многом зависит, какой быть национальной политике, какая модель обустройства народов и культур будет в современной России8.

Животрепещущие, близкие  для многих людей этнонациональные проблемы должны звучать прежде всего  из уст руководителей государства, чтобы они не стали достоянием толпы и провокаторов. Важно, чтобы  глава государства российского  чаще использовал в своих выступлениях и докладах терминологию "многонациональный народ Российской Федерации", "российский народ" и "россияне", "дружба народов", "единство России". Важно ввести в традицию уважительное отношение к самобытности истории и традиций народов страны, к равноправию и равным возможностям народов и граждан Российской Федерации во всех сферах государственной и общественной жизни. И большая надежда тут на главу государства.

На фоне трагедии в Чечне, роста межнационального недоверия, враждебности, массового нарушения  прав человека (русских и нерусских) по национальному признаку в различных  регионах страны, взбудораженности национального  самосознания соотечественников в  бывших республиках Советского Союза  люди должны увидеть в Президенте Российской Федерации своего заступника, гаранта справедливости и равноправия  во всех сферах жизнедеятельности общества. Руководители государства, руководители субъектов Федерации должны как  можно чаще говорить о дружбе, сотрудничестве, о духовном сотворчестве, общности и близости народов, культур и  религий России, а не науськивать  их друг против друга, как это иногда, к сожалению, происходит. В этом плане  предстоит более убедительно  и более корректно проработать  вопросы исторической значимости процессов  самобытного развития каждого народа, а также формирования многонационального, но единого в своей государственности  и духовности российского народа. Только при обеспечении полной гарантии развития каждого этноса как нации  мы имеем шанс стать нацией - государством.

В Российской Федерации концептуально  и конституционно определены базовые  принципы демократической национальной политики, ее основные цели и задачи на современном этапе, конкретные направления  и механизмы реализации государственной  национальной политики. На смену политике колонизации, ассимиляции, унификации и патронажа должна прийти политика паритета и партнерства как в  отношениях друг с другом, так и  в отношениях с властью. Нет необходимости  вновь писать очередную концепцию национальной политики.Теперь все будет зависеть от позиции и практических усилий Президента и всех органов власти в центре и на местах в сфере федеративных и национальных отношений. Российский гражданин любой национальности должен быть уверен в том, что Президент России - это гарант самобытного и равноправного развития всех народов страны, гарант единства и общности их духа как представителей одного народа, одного государства. Таков статус и каждого руководителя в краях, областях, автономиях и в республиках. Пока, к сожалению, не все соответствуют этому статусу даже в своих намерениях.

Президент Российской Федерации, оставаясь русским, призван быть и первым россиянином. Мозаика российского  общества очень богата в национальном, религиозном, демографическом, социальном, профессиональном и в иных измерениях. И задачи органов власти в центре и на местах: необходимо дойти до каждой национальности, до каждого  человека, почувствовать их боль и  надежды, помочь им найти свое место  в многонациональном российском обществе. Чтобы человек стал патриотом  страны, важно, чтобы он чувствовал себя ее полноценной частью, равноправной во всех измерениях, в т.ч. и в национальном, языковом, культурном, религиозном  и т.д. Гражданин не может быть патриотом своей страны, государства  в полном смысле этого слова, если он в осуществлении своих повседневных гражданских прав сталкивается с  дискриминацией по национальному, культурному, языковому, религиозному и прочим признакам. Гражданин России, являясь представителем той или иной национальности, по сути и по делу - россиянин. Российский поэт, дагестанец Расул Гамзатов сказал мне по этому поводу буквально  следующее: "Многонациональность  в целом, как и отдельные национальные образования, - это для России вопрос сущности, а не формы". То есть Многонациональность  присуща каждой клеточке российского  общества. Отсюда комплексный, всеобъемлющий  характер самой национальной политики. "политикам, государственным деятелям, законодателю!, чиновникам Российской Федерации важно это: внять, если мы хотим действительно построить в России демократическое, стабильное, благополучное государство. Как говорил в начале века В. Соловьев:

"Национальный вопрос  в России - это вопрос не о  существовании, а о достойном  существовании".

Именно таким должно быть понимание основ национальной политики в Российской Федерации, ее целей  и задач. Достойное существование  каждого гражданина России в российском государстве, обществе - это основа и конечный результат осуществления  национальной политики. А насколько  мы в своих чувствах, мыслях и  в действиях далеки от этого идеала?!

Это вопрос, содержание ответа на который может во многом определить перспективы России - и как общества, и как государства. Нынешнему  национальному патриотизму во многом присуще разобщение народов и  отдельных людей по национальному  и религиозному признакам. Истинный национальный и государственный  патриотизм раскрывает творческий потенциал  каждого народа и объединяет его  в общегосударственном масштабе. Государство не может и не должно оставаться посторонним наблюдателем. Россия действительно нуждается  в безопасном и созидающем, способном  собирать многонациональное российское общество и государство патриотизме. Нам нужен просвещенный патриотизм, патриотизм достоинства каждого  народа, каждой культуры, каждого гражданина, патриотизм собирания России, ее возвеличивания созидательными делами, достойным существованием и сосуществованием народов, культур  и граждан страны. Для обеспечения  господства в общественном и индивидуальном сознании ценностей такого патриотизма  необходимы: демократизация государственной  и общественной жизни страны, внимательный учет и согласование интересов, потребностей и достоинства всех национальностей  страны, выявление и объединение  их самобытного потенциала, налаживание  межнационального сотрудничества и  сотворчества, укрепление единства и  жизнеспособности всего российского  государства и общества. Отсюда роль и значимость последовательной и систематической работы органов власти и гражданского общества в центре и на местах по выработке и реализации национальной политики современной России. Демократическое обустройство в едином государстве всех народов страны - это коренной вопрос российского государства и общества. В связи с этим считаю необходимым обозначить и учесть в современных условиях следующие направления государственной национальной политики.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итог, важно понимать, что Россия исторически складывалась как многонациональная страна. И  проблема национализма решалась, как  могла бы решаться и сейчас, потому что она лежит не в плоскости  этнической неприязни, а из-за вполне конкретных проблем правопорядка.

В идеале, все люди в России, любой национальности и веры, должны иметь возможность спокойно жить и работать.

В первую очередь, надо решать проблему миграции. Выносить из Москвы и Петербурга ряд правительственных  и экономических функций в  другие города, в другие регионы.

На бытовом уровне все  сводится к проблеме безопасности и  права, решать ее должны органы правопорядка. В противном случае, такие события, как на Манежной площади, в Кондопоге  и Сагре, неизбежно будут повторяться  и могут перерасти во что-то большее.

Россия активно  накапливает миротворческий опыт при  урегулировании этнополитических конфликтов на территории государств СНГ. Наша страна внесла свой вклад в смягчение конфликта и их перевод в фазу переговоров, выступая посредником между Арменией и Азербайджаном, Абхазией и Грузией, Южной Осетией и Грузией. Благодаря России было остановлено кровопролитие в Приднестровье, она служит сдерживающим фактором в гражданской войне в Таджикистане.

Без разрешения существующих и упреждения новых  конфликтов политико-правовыми средствами невозможно успешное осуществление социально-экономических реформ, обеспечение демократии во всех сферах жизни и максимальной интеграции СНГ.

1 Преамбула Конституции Российской Федерации от 12.12.1993//Российская газета №7, 21.01.2009.

2 Политология: Учебник/ Под ред. В.И. Буренко, В.В Журавлева. М.,2004.

3 Политология: Учебное пособие/ Под ред. А.С. Тургаева, А.Е. Хренова. Спб., 2005.

4 Наумова Н.И. Национальная политика России: История и современность. М., 1997.

5 Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 559 с.

6 Наумова Н.И. Национальная политика России: История и современность. М., 1997.

7 Политология: Курс лекций/ Под ред. М.Н. Марченко. М., 2003

8 Гаджиев К. С. Политология. Учебник. М., 2007.


Информация о работе Национальные отношения и национальная политика в Российской Федерации