Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 11:50, реферат
Цель работы охарактеризовать национальные отношения и национальную политику в России.
Задачи:
Охарактеризовать национальные отношения в России
Рассмотреть основы национальной политики.
Определить основные аспекты национальной политики.
Стало фактом, что
в современной политической
Национальная политика приобретает особо значимый характер в полиэтнических обществах в условиях переходного периода, перестройки властных отношений, модернизации и преобразования экономического и политического укладов. Национальные силы, осуществляя эти процессы, всегда выражали большой спектр политических концепций, и они никогда не были однородными ни по своим целям, ни по средствам их достижения.
Источником политического
творчества, имеющего в своей основе
национальные идеи, является реальное
политическое сознание этнических групп.
В настоящее время ведущей
характеристикой
В условиях коренной реконструкции
российского общества этноцентризм
становится преобладающим мировоззрением,
оценивающим все аспекты
Национальная политика осуществляется на региональном уровне, в рамках местного самоуправления7. Как правило, в России нет «чисто» русских областей, городов, районов, как нет «чисто» татарских, бурятских, якутских. Все административные единицы имеют население, которое только в исключительных случаях является однородным. Именно полиэтничность территориальных образований требует создания специальных государственных учреждений, занимающихся национальными проблемами в рамках данной административной единицы. В большинстве случаев это проблемы культурной автономии – языка, обучения, культуры. Для местной администрации особенно важно отслеживать реальную ситуацию, складывающуюся во взаимоотношениях между представителями различных национальностей, предупреждать возможные конфликты и особо заботиться, чтобы на уровне межличностных отношений не складывалась предубеждённость, этнонеприязнь, и другие формы взаимодействия, способные породить этническую напряжённость.
§3. Аспекты национальной политики.
Сегодня следует четко
обозначить государственное понимание
того, чти национальная политика, отвечающая
за состояние и самочувствие народов,
за обеспечение прав и свобод человека
и гражданина единой страны, вкупе
с соответствующей позицией и
деятельностью органов власти в
центре и на местах затрагивает глубинные
основы состояния и перспектив развития
наций и межнациональных
Возможности и перспективы национальной политики в России всегда зависели и зависят прежде всего от позиции и понимания сложнейших проблем обустройства народов и культур в российском государстве первым руководителем страны. И в нынешних условиях от Президента страны во многом зависит, какой быть национальной политике, какая модель обустройства народов и культур будет в современной России8.
Животрепещущие, близкие
для многих людей этнонациональные
проблемы должны звучать прежде всего
из уст руководителей государства,
чтобы они не стали достоянием
толпы и провокаторов. Важно, чтобы
глава государства российского
чаще использовал в своих
На фоне трагедии в Чечне,
роста межнационального недоверия,
враждебности, массового нарушения
прав человека (русских и нерусских)
по национальному признаку в различных
регионах страны, взбудораженности национального
самосознания соотечественников в
бывших республиках Советского Союза
люди должны увидеть в Президенте
Российской Федерации своего заступника,
гаранта справедливости и равноправия
во всех сферах жизнедеятельности общества.
Руководители государства, руководители
субъектов Федерации должны как
можно чаще говорить о дружбе, сотрудничестве,
о духовном сотворчестве, общности
и близости народов, культур и
религий России, а не науськивать
их друг против друга, как это иногда,
к сожалению, происходит. В этом плане
предстоит более убедительно
и более корректно проработать
вопросы исторической значимости процессов
самобытного развития каждого народа,
а также формирования многонационального,
но единого в своей
В Российской Федерации концептуально и конституционно определены базовые принципы демократической национальной политики, ее основные цели и задачи на современном этапе, конкретные направления и механизмы реализации государственной национальной политики. На смену политике колонизации, ассимиляции, унификации и патронажа должна прийти политика паритета и партнерства как в отношениях друг с другом, так и в отношениях с властью. Нет необходимости вновь писать очередную концепцию национальной политики.Теперь все будет зависеть от позиции и практических усилий Президента и всех органов власти в центре и на местах в сфере федеративных и национальных отношений. Российский гражданин любой национальности должен быть уверен в том, что Президент России - это гарант самобытного и равноправного развития всех народов страны, гарант единства и общности их духа как представителей одного народа, одного государства. Таков статус и каждого руководителя в краях, областях, автономиях и в республиках. Пока, к сожалению, не все соответствуют этому статусу даже в своих намерениях.
Президент Российской Федерации,
оставаясь русским, призван быть
и первым россиянином. Мозаика российского
общества очень богата в национальном,
религиозном, демографическом, социальном,
профессиональном и в иных измерениях.
И задачи органов власти в центре
и на местах: необходимо дойти до
каждой национальности, до каждого
человека, почувствовать их боль и
надежды, помочь им найти свое место
в многонациональном российском
обществе. Чтобы человек стал патриотом
страны, важно, чтобы он чувствовал
себя ее полноценной частью, равноправной
во всех измерениях, в т.ч. и в национальном,
языковом, культурном, религиозном
и т.д. Гражданин не может быть
патриотом своей страны, государства
в полном смысле этого слова, если
он в осуществлении своих
"Национальный вопрос в России - это вопрос не о существовании, а о достойном существовании".
Именно таким должно быть понимание основ национальной политики в Российской Федерации, ее целей и задач. Достойное существование каждого гражданина России в российском государстве, обществе - это основа и конечный результат осуществления национальной политики. А насколько мы в своих чувствах, мыслях и в действиях далеки от этого идеала?!
Это вопрос, содержание ответа
на который может во многом определить
перспективы России - и как общества,
и как государства. Нынешнему
национальному патриотизму во многом
присуще разобщение народов и
отдельных людей по национальному
и религиозному признакам. Истинный
национальный и государственный
патриотизм раскрывает творческий потенциал
каждого народа и объединяет его
в общегосударственном
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог, важно понимать, что Россия исторически складывалась как многонациональная страна. И проблема национализма решалась, как могла бы решаться и сейчас, потому что она лежит не в плоскости этнической неприязни, а из-за вполне конкретных проблем правопорядка.
В идеале, все люди в России, любой национальности и веры, должны иметь возможность спокойно жить и работать.
В первую очередь, надо решать проблему миграции. Выносить из Москвы и Петербурга ряд правительственных и экономических функций в другие города, в другие регионы.
На бытовом уровне все сводится к проблеме безопасности и права, решать ее должны органы правопорядка. В противном случае, такие события, как на Манежной площади, в Кондопоге и Сагре, неизбежно будут повторяться и могут перерасти во что-то большее.
Россия активно накапливает миротворческий опыт при урегулировании этнополитических конфликтов на территории государств СНГ. Наша страна внесла свой вклад в смягчение конфликта и их перевод в фазу переговоров, выступая посредником между Арменией и Азербайджаном, Абхазией и Грузией, Южной Осетией и Грузией. Благодаря России было остановлено кровопролитие в Приднестровье, она служит сдерживающим фактором в гражданской войне в Таджикистане.
Без разрешения существующих и упреждения новых конфликтов политико-правовыми средствами невозможно успешное осуществление социально-экономических реформ, обеспечение демократии во всех сферах жизни и максимальной интеграции СНГ.
1 Преамбула Конституции Российской Федерации от 12.12.1993//Российская газета №7, 21.01.2009.
2 Политология: Учебник/ Под ред. В.И. Буренко, В.В Журавлева. М.,2004.
3 Политология: Учебное пособие/ Под ред. А.С. Тургаева, А.Е. Хренова. Спб., 2005.
4 Наумова Н.И. Национальная политика России: История и современность. М., 1997.
5 Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 559 с.
6 Наумова Н.И. Национальная политика России: История и современность. М., 1997.
7 Политология: Курс лекций/ Под ред. М.Н. Марченко. М., 2003
8 Гаджиев К. С. Политология. Учебник. М., 2007.
Информация о работе Национальные отношения и национальная политика в Российской Федерации