Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 15:10, реферат
Политика издавна связывается или даже отождествляется с насилием. Как уже отмечалось, ее важнейшим отличительным признаком является применение организованного насилия. Легальное политическое насилие на своей территории осуществляет лишь государство, хотя его могут применять и другие субъекты политики: партии, террористические организации, группы или отдельные личности.
Насилие представляет собой преднамеренное действие, направленное на уничтожение человека (или других живых существ) или нанесение ему ущерба и осуществляемое вопреки его воле. Насилие может быть физическим, экономическим, психологическим и др. Применительно к политике, говоря о насилии, обычно имеют в виду физическое насилие (или ненасилие) как средство ее осуществления.
Гражданское неповиновение
проявлялось в игнорировании
законов и распоряжений колониальной
администрации, в проведении политических
забастовок и харталов (прекращение
деловой активности, закрытие торговых
заведений и т.п.), неуплате налогов.
Во взаимоотношении с
Суть концепции ненасилия в политике заключается в отказе от применения силы при разрешении конфликтов и в урегулировании спорных вопросов на основе принципов гуманизма и нравственности. Она рассчитана на действие более высоких мотивов человеческого поведения, чем страх перед физическим наказанием или экономическими санкциями, — на силу духа, нравственной убежденности, героического примера. Основой насилия, — пишет политолог Д. Фейхи, — является власть ненависти или, по крайней мере, страха, в отличие от ненасилия, основой которого служит сила бесстрашия и любви. Ненасилие «не ранит, не разрушает и не убивает, как физическое оружие, а исцеляет, объединяет и содействует сближению судеб угнетенного и угнетателя».
Ненасилие в политике традиционно
служило специфическим
Ненасильственные методы
учитывают особенности
Философия ненасилия утверждает верховенство личности, ее духовно-нравственного мира по отношению к власти. Она исходит из того, что внутренний голос совести выше законов государства. «Неужели гражданин должен, хотя бы на миг или в малейшей степени, передавать свою совесть в руки законодателя? — писал Генри Торо. — К чему тогда каждому человеку совесть? <...> Мы должны быть сперва людьми, а потом уж подданными правительства. Желательно воспитывать уважение не столько к закону, сколько к справедливости».
Философия политического
ненасилия существенно
Концепция ненасилия претворяется
в жизнь с помощью
В узком значении понятие
«ненасильственные действия»
Способы (средства) ненасильственных действий разнообразны. Многие из них применялись уже в глубокой древности. Так, еще в 494 г. до н.э., чтобы заставить правителей Рима выполнить свои требования, проживавшие там плебеи оставили работу и покинули город.
В России ненасильственные способы политической борьбы — стачки, демонстрации, народные собрания и др. — широко использовались в 1905—1906 гг. с целью заставить самодержавие учредить парламент. Их результатом стал созыв Государственной Думы.
В современном мире арсенал ненасильственных способов политической борьбы чрезвычайно разнообразен. Американская исследовательница проблем ненасилия Джин Шарп в своей получившей широкую известность книге «Политика ненасильственных действий» (1973) описывает 198 ненасильственных способов борьбы. Это — публичные выступления, заявления, письма протеста или поддержки, выставление лозунгов, депутации, пикетирование, надоедание официальным лицам, остракизм отдельных людей, забастовки, ненасильственная оккупация зданий, невыполнение законов, чрезмерная загрузка административной системы и т.д.
Все эти и многие другие способы ненасильственных действий этически нейтральны и могут использоваться не только в нравственных, но и в безнравственных целях. В последнем случае они прямо противоречат гуманистическому духу и сути концепции ненасилия. Нравственная направленность ненасильственных средств политики во многом зависит от характера общественного строя. В авторитарных и тоталитарных государствах, не позволяющих гражданам свободно выражать свои требования, использование ненасильственных средств борьбы служит, как правило, нравственным целям.
Установление в обществе
демократии в значительной степени
устраняет почву не только для
применения социального насилия, но
и для ненасильственных средств
политической борьбы. По своему замыслу
демократия базируется на идеях социальной
и особенно политической справедливости
— запрете нелегитимного
Взамен предоставления каждому гражданину таких прав и тем самым реализации важнейших принципов политической справедливости правовое государство требует от личности выполнения определенного минимума нравственных обязанностей. Как пишет немецкий ученый Иосиф Изензее, «этический минимум, который гражданин должен вносить в демократию, является как бы «спортивным» поведением: признание правил игры честного политического соревнования и готовность, в случае чего, признать свое поражение».
Иными словами, правовое государство
требует определенного уровня нравственного
развития общества, предполагающего
уважение достоинства и равенства
прав каждого человека, готовность
предъявлять к себе такие же нравственные
требования, как к другим, законопослушание
и ответственность перед
Эти этические требования
в полной мере касаются и ненасильственных
средств политического влияния,
многие из которых нравственно
Вместе с тем происходившие
примерно в тот же период забастовки
ряда социально ущемляемых общественных
групп (учителей, врачей и т.д.) были
вполне справедливыми, не только по методу
борьбы, но и по характеру требований
соответствовали идеалам
В зависимости от конкретной
ситуации противоположную с точки
зрения нравственности оценку могут
носить и кампании гражданского неповиновения.
Они предполагают неисполнение законов
и распоряжений властей, а нередко
включают активные действия, нарушающие
нормальную работу транспорта или других
общественных и государственных
служб и учреждений. Такие действия,
особенно когда они не влекут за
собой серьезного наказания, по существу
есть нарушение нравственного
Таким образом, при оценке
с точки зрения идеала демократического
правового государства не только
насильственные, но и нарушающие закон
ненасильственные средства политической
борьбы аморальны (хотя последние безнравственны
в меньшей мере). Однако реальная
политическая жизнь современных
государств весьма далека от демократических
идеалов и изобилует законами
и, особенно, практическими действиями
властей, противоречащими социальной
справедливости и морали в целом.
Недостаточная эффективность
Несмотря на то, что ненасильственные средства могут использоваться не только в нравственных, но и в безнравственных целях, в целом их применение несравненно гуманнее, чем использование насилия. Их широкое внедрение в политику за счет вытеснения из нее насилия было бы огромным шагом на пути ее очеловечивания. В последние десятилетия такой процесс, несмотря на свою противоречивость, становится заметным политическим явлением. На международной арене он проявляется, в частности, в стремлении к созданию нового мирового порядка, основанного на неприменении силы для разрешения спорных вопросов и на равноправном сотрудничестве государств. В современном мире ограничение и исключение насилия из жизни общества стало общей задачей многих религиозных и светских движений, международных институтов, демократических партий и других объединений.
Как отмечается в «Заявлении
о ненасилии» конференции ЮНЕСКО
(1986 г.), современная наука доказала,
что война или какая-нибудь другая
насильственная деятельность не запрограммирована
генетически в человеческой природе.
Биологическая конструкция