Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 19:46, контрольная работа
В самом общем виде прогнозирование это опережающее отражение действительности.
Способность прогнозирования является интеллектуальной деятельностью человека, одной из главных функции человеческого сознания. Основная причина, побуждающая человека заниматься прогнозированием, состоит в том, что существуют явления, будущее которых он не знает, но они имеют важное значение для решении, принимаемых им сегодня. Поэтому он стремится проникнуть глазами ума в будущее (Платон).
Для успешного прогнозирования на основе законов необходимо глубокое знание их системы, механизма действия и использования.
История развивается по объективным законам, но творят ее люди. Они либо ускоряют, либо замедляют развитие истории в зависимости от того, учитываются ими эти законы или нет. Можно хорошо знать законы, но не уметь их использовать. Наблюдается и нежелание считаться с законами развития общественных процессов, что в конечном итоге ведет к субъективизму и авантюризму в политике.
Процесс познания законов весьма сложен хотя бы потому, что отношения людей, выражаемые законами, непрерывно изменяются. Например, политические отношения проявляются прежде всего как политические интересы. Поэтому в механизме действия системы социально-политических законов важную роль играет такой объективный фактор, как социально-политические интересы, потребности и стимулы, которые не являются раз и навсегда данные в неизменном виде. В прогнозировании важнейшее значение имеет информация о всех интересах, потребностях и стимулах различных слоев населения.
Важно учитывать и то обстоятельство,
что законы, действующие в социально-
Если политические притязания класса, социальной группы, направляемые политическими партиями, учитывают объективный ход исторического процесса, то политические процессы будут развиваться без общественных потрясений. Чем меньше согласуются политические интересы с объективными закономерностями развития, тем больше вероятность непрогнозируемых потрясений и политических конфликтов.
Механизм действия социально–политических законов и механизм их использования различаются между собой, но следует четко представлять меру этого различия, его относительность. Механизм действия законов объективен, так как он будет функционировать независимо от того, знают о нем люди и пытаются ли его применить.
Механизм использования
Механизм действия и использования законов складывается из следующих основных звеньев:
• выработка политики, основанной на познанных законах;
• планирование и прогнозирование;
• выявление и разрешение противоречий;
•привлечение, активизация и организация людей для реализации требований законов и разрешения противоречий;
•использование многообразных конкретных форм и методов осуществления требовании законов.
Прогнозирование является обязательным условием в механизме действия законов, который предполагает целенаправленную деятельность людей. Для прогнозирования политических событий, процессов большое значение имеет знание политической обстановки, политической ситуации. Политическая обстановка – это совокупность факторов и обстоятельств, определяемая состоянием отношений “противоборствующих” сторон (политические партии, социальные группы и т.п.) и условий, в которых осуществляется процесс противоборства
Объективной основой прогнозирования является и системное строение исследуемого политического явления, процесса. Понятие “система” означает совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство. Система обладает определенными признаками. Во-первых, система есть определенная целостность, из чего, в частности, следует принципиальная несводимость ее свойств к сумме свойств ее элементов. Во-вторых, система иерархична по своей природе (каждый ее элемент в свою очередь может рассматриваться как система, а сама исследуемая система представляет собой лишь один из компонентов более широкой системы).
Критерием выделения элементов политической системы является наличие автономности, специфических задач, ролей, функций, норм, традиций, стереотипов. Все ее элементы находятся в постоянном изменении, развитии. Поэтому речь может идти не только о прогнозировании политических событий, но и о прогнозировании политических процессов. Насколько многообразна политическая жизнь общества, настолько многообразны и политические процессы. И каждый из них является объектом прогнозирования.
Затронутые в этой теме проблемы прогнозирования не исчерпывают всего комплекса вопросов. Прогнозирование – это многоступенчатый процесс научного исследования. Он предусматривает постановку цели, получение информации, ее обработку, оценку и анализ, определение перспектив и вероятности реализации прогноза. Эффективное политическое прогнозирование возможно только при условии постоянной корректировки прогнозов с учетом самой последней информации. Поэтому требования времени таковы: политический руководитель должен знать больше, видеть дальше, быть проницательным и расчетливым в своих действиях.
Политическое прогнозирование, являясь важнейшим элементом управления, определяет основные направления развития политики, отражает всю совокупность сложных внешних и внутренних связей и зависимостей между различными сферами политической жизни. Поэтому политическое прогнозирование должно основываться на принципах: альтернативность, системность прогнозирования, непрерывность, верификация (проверяемость).
Принцип альтернативности связан с возможностью развития политической жизни и ее отдельных звеньев по разным траекториям, при разных взаимосвязях и структурных отношениях. Необходимость построения альтернатив, т.е. определения возможных путей развития политических отношений возникает всегда при переходе от имитации сложившихся процессов и тенденций к предвидению их будущего. Альтернативность нельзя “смешивать” с вероятностным характером прогнозирования. Вероятность представляет собой меру подтверждения прогноза, основаиного на достоверном знании законов, а также начальных и конечных условий. Альтернативность же исходит из предположения о возможности качественно различных вариантов развития политических событий. Основная задача практической реализации принципа альтернативности состоит в том, чтобы отделить осуществимые варианты развития от вариантов, которые при сложившихся и предвидимых условиях не могут быть реализованы. Это предполагает различение отдельных альтернатив по вероятности их практической реализации. Необходимо отметить то обстоятельство, что каждой альтернативе развития политического процесса соответствует “своя” совокупность проблем, которые нужно учитывать при прогнозировании.
Каков же источник возникновения альтернатив? В первую очередь им служат возможные качественные сдвиги, например, при переходе к новому политическому курсу. Сегодня практически все события, процессы, явления (как внутриполитические, так и внешнеполитические) рассматриваются с позиций альтернативности. Следует учитывать и то, что на формирование альтернатив влияют конкретные цели политики. Они определяются сложившимися тенденциями развития общественных потребностей, необходимостью решения конкретных политических проблем. Тем самым принцип альтернативности взаимодействует с принципом целенаправленности прогнозирования.
Принцип системности прогнозирования означает, что, с одной стороны, политика рассматривается как единый объект, а с другой – как совокупность относительно самостоятельных направлений (блоков) прогнозирования.
Системный подход предполагает построение прогноза на основе системы методов и моделей, характеризующейся определенной иерархией и последовательностью. Под системностью методов и моделей прогнозирования в области политики следует понимать их совокупность. Она позволяет разработать согласованный и непротиворечивый прогноз (по каждому направлению) политической жизни. Однако построить целостную систему моделей политического прогнозирования на данном этапе, на данном этапе, практически невозможно, поскольку это сопряжено с рядом трудностей методологического характера. Решение задачи возможно достигнуть на основании унификации блочных моделей, вычислительных способов решения, создания информационного банка данных. Специфика же отдельных политических объектов может быть адекватно выражена лишь при максимальном приближении к внутренним особенностям отдельных блоков прогнозирования, наиболее рациональным представляется использование “блочного” принципа при формировании комплексного прогноза политического развития.
Принцип непрерывности прогнозирования. Основное требование принципа вытекает из самого названия. В задачу субъекта, разрабатывающего прогноз, входит непрерывное корректирование прогнозных разработок по мере поступления новой информации. Например, любой долгосрочный прогноз в первоначальном варианте неизбежно носит крупномасштабный характер. С течением времени та или иная тенденция проявляется более явственно и обнаруживает себя со многих сторон. В связи с этим информация, поступающая к прогнозисту и содержащая новые данные, позволяет с большей точностью предсказать наступление политического события: необходимость созыва съезда политической партии, проведение различных . политических акций, митингов, забастовок и т.д.
В качестве примера непрерывного прогнозирования следует назвать разработки Института социально-политических исследований РАН (5).
Принцип верификации (проверяемости) направлен на определение достоверности разработанного прогноза. Верификация может быть прямой, косвенной, консеквентной, дублирующей, инверсной.
Все названные принципы прогнозирования нельзя брать изолированно, в отрыве друг от друга.
Информация о работе Необходимость и сущность политического прогнозирования