Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 09:47, реферат
Никколо Макиавелли можно смело причислить к первопроходцам государственно-правовой мысли. Макиавелли заложил неведомые ранее представления о праве и государстве. При этом он относится к политике с прагматической точки зрения, он называет ее «опытной наукой», при этом мало внимания уделяя правовой теме и разработке понятийного аппарата. Тем не менее, в описываемый им политический опыт включены такие положения, которые будут служить в дальнейшем основой для разработки последующими мыслителями идей естественного права и правового государства.
1. Биография …………………..……………………………………………….3
2. Мировоззрение и идеи. Политическая концепция Макиавелли…………6
3. Заключение……………………………………………………………………13
4. Список использованных источников………………………………………14
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра политологии
РЕФЕРАТ
по дисциплине: политология
на тему: Никколо Макиавелли
Студент(ка) Ю.А. Лепешкевич
ФМЭО, 3 курс, УВЭД-1 (подпись)
(дата)
МИНСК 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Макиавелли Никколо ди Бернардо - итальянский политический деятель, писатель и дипломат. Секретарь комиссии Десяти Флорентийской республики (1498-1512). Автор политических сочинений, в которых развивал свою теорию дипломатии и государственного управления: "Государь" (1513), "Рассуждения по поводу первой декады Т. Ливия" (1513-1519), "История Флоренции" (1520-1525) и др.
Никколо Макиавелли родился 3 мая 1469 года в семье юриста. Его отец, Бернардо Макиавелли, получал также небольшой доход от своих земельных участков. Мать - донна Бартоломеа.
В семь лет Никколо поступил в школу магистра Маттео, затем его отдали в городскую школу. К концу обучения он очень хорошо знал латынь и прошел курс латинской стилистики.
Средний достаток семьи Макиавелли не позволил Никколо поступить в университет. Бернардо Макиавелли сам ознакомил сына с основами юридической науки и практики.
В 1498 году Макиавелли появился на государственной службе, как секретарь и посол. Он был включён в Совет, ответственный за дипломатические переговоры и военные дела. Между 1499 и 1512 годами он предпринял множество дипломатических миссий к Папскому двору в Риме, ко двору Фердинанда II и двору Людовика XII во Франции,.
Во время пребывания во Франции великий флорентиец не только выполнял официальные инструкции, но внимательно наблюдал и оценивал обстановку, людей, обычаи. Макиавелли посетил Лион, Невер, Мелея, Париж. Его сообщения флорентийской Синьории были не менее важны, чем ведение переговоров. "Французы ослеплены своим могуществом, - писал Макиавелли, - и считаются лишь с теми, кто обладает оружием или готов давать деньги". Вскоре Макиавелли остался единственным представителем республики при французском дворе. Он не только изучал французскую политику, но и пытался оказать на нее влияние. Когда однажды кардинал Руанский заявил, что итальянцы ничего не понимают в военном деле, Макиавелли ответил ему, что "французы ничего не понимают в политике, так как если бы понимали, то не позволили бы папству достичь такого могущества". Совет флорентийца заставил французский двор серьезнее относиться к политике папства.
В сентябре 1502 года во Флорентийской республике была введена должность пожизненного гонфалоньера, которым стал Пьеро Содерини. Он был главой Синьории, имел право законодательной инициативы и вмешательства в судебные дела. Содерини был хорошим оратором, но не обладал какими-либо значительными дарованиями. Макиавелли стал постоянным советником Содерини и приобрел его неограниченное доверие.
Несмотря на высокий занимаемый пост, Макиавелли продолжал выполнять сложные дипломатические поручения. И Синьория высоко ценила его дипломатические дарования: "Поистине, в последних двух ваших письмах столько силы, в них так ярко сказывается Ваш ум, что их даже нельзя похвалить так, как они того заслуживают. В частности, я говорил об этом с Пьеро Содерини. Он находит совершенно невозможным отозвать Вас оттуда... Ваши рассуждения и описания вызывают самую лестную похвалу. Теперь все признают то, что я лично подметил в Вас: ясность, точность, достоверность ваших известий, на которую можно вполне положиться".
Поэтому в трудные моменты итальянской и европейской истории именно Макиавелли посылали в другие государства и чужие страны.
В 1502-1503 году он находился в войске Цезаря Борджа, занявшего Перуджу, Ассизи, сиенские замки. Затем его срочно направили в Рим в связи со смертью Александра VI и выборами нового папы Юлия II.
В 1504 году он вторично прибыл во Францию, в Лион, с новыми инструкциями флорентийскому послу при Людовике XII Никколо Валори, который в письмах к Десяти лестно отзывался о Макиавелли, помогавшем ему советами.
В следующем году он был послан с дипломатическими поручениями к синьору Перуджи Бальони, к маркизу Мантуи и синьору Сиены Пандольфо Петруччи, а еще через год представляет республику при Юлии II, который во главе своих войск выступил против Перуджи и Болоньи. Флорентийский посол должен был в дипломатичной форме сообщить воинственному папе, что Флоренция, хотя и является его союзником, пока не может оказать ему помощи в его "святом деле".
В декабре 1507 года Макиавелли направили в Тироль к императору Максимилиану с новыми инструкциями для флорентийского посла. Результатом его ознакомления с обстановкой в немецких землях был доклад "Описание событий, происходящих в Германии".
В 1510 году Макиавелли в третий раз отправился с дипломатической миссией во Францию для переговоров о совместной борьбе против Венецианской республики. После этой поездки появились его "Описания событий во Франции". Через несколько месяцев его снова послали во Францию через Милан для обсуждения вопроса о Пизанском церковном соборе, который организовал Людовик XII против папы Юлия II. Этот собор открылся в ноябре 1511 года, и Макиавелли был послан туда республикой, чтобы наблюдать за развитием событий.
Макиавелли женился в тридцать три года на Мариетте Корсини, в тридцать четыре стал отцом первого ребенка. Он очень заботился о семье, в шутку называя ее своей "командой".
В 1503—1506 гг. Макиавелли был ответственен за флорентийскую стражу, включая защиту города. Он не доверял и предпочитал ополчение, сформированное из граждан. В августе 1512 после запутанного ряда сражений, соглашений и союзов Медичи с помощью Папы римского Юлия II восстановили власть во Флоренции и республика была отменена. Пьеро Содерини бежал из Флоренции, где была восстановлена синьория Медичи; в результате переворота Макиавелли лишился должности и был выслан на год из города.
Макиавелли оказался в опале и в 1513 году был обвинен в заговоре против Медичи и арестован. Он вышел из заключения только благодаря амнистии, объявленной в связи с избранием на папский престол Джованни Медичи, принявшего имя Льва Х. Как неблагонадежному ссыльному Макиавелли разрешили проживать в принадлежавшем ему небольшом имении Сант-Андреа в Перкуссино, расположенном недалеко от Флоренции.
Макиавелли был обречен на вынужденное
бездействие. Он переписывался со своими
друзьями - Содерини и Веттори. "Так
долго продолжаться не может, - писал
Макиавелли, - такая бездеятельная
жизнь подтачивает мое
Тем не менее Медичи не доверяли Макиавелли и в течение пятнадцати лет не допускали его к политической деятельности.
Макиавелли занялся
Он не отказывался от незначительных деловых поручений, вроде поездок в Карпи во францисканский монастырь, который он в письме к Гвиччардини назвал "республикой деревянных сандалий", или в Венецию для защиты интересов флорентийских купцов.
4 мая 1527 года Рим был захвачен
немецкими ландскнехтами.
58-летний Макиавелли выдвинул
свою кандидатуру на пост
21 июня 1527 года Николо Макиавелли скончался, а еще через день его похоронили в церкви Санта-Кроче.
Никколо Макиавелли можно смело причислить к первопроходцам государственно-правовой мысли. Макиавелли заложил неведомые ранее представления о праве и государстве. При этом он относится к политике с прагматической точки зрения, он называет ее «опытной наукой», при этом мало внимания уделяя правовой теме и разработке понятийного аппарата. Тем не менее, в описываемый им политический опыт включены такие положения, которые будут служить в дальнейшем основой для разработки последующими мыслителями идей естественного права и правового государства.
Оценки творчества Н. Макиавелли были
самыми разнообразными и даже противоречивыми
- от буквального прочтения и
Автор также считает, что подобные оценки несправедливы, так как они в своих суждениях оценивают труды Макиавелли не с точки зрения рациональной политики, а с точки зрения обывательской морали. При этом сам Макиавелли неоднократно подчеркивает противоречие, возникающее между требованиями морали и долгом государя. Так, например, он рассуждает о милосердии и жестокости правителя: «…государь, если он желает удержать в повиновении подданных, не должен считаться с обвинениями в жестокости. Учинив несколько расправ, он проявит больше милосердия, чем те, кто по избытку его потворствуют беспорядку. Ибо от беспорядка страдает все население, тогда как от кар, налагаемых государем, страдают лишь отдельные лица».
В своих трудах Макиавелли определяет границы собственно политики, отделяет ее от морали и религии. Американский политолог В. Эденстайн так определяет особенности подхода Макиавелли: «До Макиавелли для всех политиков-теоретиков главным вопросом была цель государства. Власть мыслилась только средством достичь справедливости, благосостояния, свободы или Бога. Макиавелли утверждает, что целью является сама власть, и обсуждает только средства взять, удержать и распространить ее. Макиавелли отделяет власть от морали, религии и философии, устанавливая государство как автономную систему ценностей, не зависимую от других источников».
В своих работах великий
Конечно, Н. Макиавелли не формулировал свою проблематику в такой форме, но он установил вехи, по которым двигалась в дальнейшем политико-правовая мысль европейских юристов и философов.
Сам же Макиавелли видел свое основное предназначение в обучении государей тому, как завоевать власть, удержать и распространить ее. «Я же, - писал Н. Макиавелли Лоренцо де Медичи, - вознамерившись засвидетельствовать мою признательность Вашей светлости, не нашел среди того, чем владею, ничего более дорогого и более ценного, нежели познания мои в том, что касается деяния великих людей, приобретенных мною многолетним опытом в делах настоящих и непрестанным изучением дел минувших».
Основной совет Макиавелли государю можно сформулировать следующим образом: «Политической власти достоин тот, кто в большей мере прилагает волевые усилия в ее завоевании и удержании».
Такой взгляд на источники власти и ее сущность был новаторским для того времени, ведь в средневековой политической практике считалось, что властью человек наделялся свыше.