Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 22:05, контрольная работа
Номенклатуру нужно рассматривать в числе важнейших институциональных факторов, оказывавших наибольшее влияние на политическую власть.
Среди них можно выделить структуры государственной и партийной власти. Несмотря на их теснейшую взаимосвязь и взаимозависимость, это различающиеся структуры, имеющие свои собственные законы функционирования и сферы действия.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Номенклатура как политический институт……………………………5
2. Становление и этапы развития………………………………………….7
3. Состав и численность номенклатуры………………………………....14
Заключение………………………………………………………………..20
Список использованной литературы…………………………………….22
После 1970 г. постепенно
исчезает в биографических данных высшей
номенклатуры графа «социальное
происхождение», такие сведения засекречиваются.
Скорее всего, это связано с появлением
нового класса «служащих», крайне разнородной
смеси больших социальных групп.
Это образование, оказавшееся между
высшей номенклатурой и работниками
материального и духовного
Показательны и изменения в образовательном уровне номенклатуры.
Брежневская номенклатура, в основном, имеет техническое, военное или сельскохозяйственное образование. Важной особенностью является отсутствие юристов. Их профессионализм был крайне опасен установившемуся корпоративному режиму.
Положение номенклатурного работника в 70-е годы было более комфортным, чем в 30-е. Он уже не жил в постоянном страхе за свой пост. Ведь в сталинское время как легко люди оказывались на вершине власти, так же легко они могли быть от нее отстранены. Очень частым явлением были «чистки» как партийных рядов, так и госаппарата. При всех неудачах было традицией искать виновных – «врагов народа», «вредителей». «Перетряхивание» парт- , госаппарата, кооперативных и общественных организаций проводилось в период с 1925 по 1932 годы специальными комиссиями из представителей партийных, профсоюзных и советских органов. «Вычищено» было примерно 10 % от общего числа проверенных.
От «чисток» перешли к более радикальным мерам - репрессиям, которые коснулись всех слоев общества. Это были самые сложные годы для номенклатуры. Судьба назначенцев находилась в руках уже не номенклатурных органов, а карательных. Об этом свидетельствуют воспоминания Н.С. Хрущева: «... руководители не чувствовали себя руководителями. Руководящие органы, которые выбирались, зависели уже не от тех, кто их выбирал, а от чекистских органов, какую оттуда дадут характеристику... Кандидатуры были, с точки зрения внутрипартийной демократии, подставные. Органы безопасности, которые должны быть под контролем партии, стали, наоборот, над партией, над выборными органами и творили, что хотели».
Репрессии действительно
оказались сильным потрясением
для номенклатуры, запомнившей, что
власть ее не вечна. Поэтому особенно
важной вехой в истории номенклатуры
стало подчинение ей КГБ. В составе
Отдела административных органов ЦК
КПСС существовал сектор органов
КГБ - единственный сектор, фамилию
заведующего которым не печатали
даже в служебном списке телефонов
ЦК, просто было написано «зав, сектором».
Затем Ю.В. Андропова, председателя
КГБ, включили в число членов Политбюро,
а затем избрали его
К этому времени в номенклатуре вырастает классовое сознание, она чувствует свою общность. Как замкнутая каста, правящий класс СССР начинает переходить к самопроизводству. Номенклатурная должность не наследуется, но принадлежность к классу номенклатуры становится фактически наследственной.
Приведем несколько примеров. Сын Л.И. Брежнева Юрий, несмотря на свою молодость, стал первым заместителем министра внешней торговли СССР. Сын А.А. Громыко - Анатолий, пробыв некоторое время в Институте США и Канады Академии Наук, оказался вдруг на номенклатурном посту советника - посланника в Вашингтоне, потом в ГДР, а затем его назначили директором Института Африки АН СССР, хотя об Африке он знал к тому времени только то, что она существует.
Еще одной характерной чертой номенклатуры было обладание различными «благами», недоступными простым советским гражданам. Список этих благ довольно обширен: бесплатные или льготные путевки в дома отдыха и санатории, предоставление квартир в домах повышенной благоустроенности, спецбольницы и поликлиники, госдачи и т.д.
Несмотря на внешнее благополучие номенклатуры, система уже находилась на пути самораспада. Симптомы ее разложения очевидны: выхолащивание идеологии, ведомственная анархия, моральная деградация верхов. Отсутствие у номенклатуры адекватного самосознания - реальной оценки происходящего - означало, что конец ее существованию может положить любая допущенная ею серьезная ошибка. Так и произошло, когда в начале 80-х годов верхушка номенклатуры выдвинула лозунг гласности и тем самым дала выход накопившемуся массовому недовольству.
Распад номенклатуры
произошел в два этапа. 15 октября
1989 г. в газете «Правда» было объявлено,
что комиссия ЦК КПСС по вопросам партийного
строительства и кадровой политики
приняла решение о демонтаже
номенклатурного механизма, об упразднении
«учетно-контрольной
Распад номенклатуры проявился, главным образом, в крахе ее ядра - уникального образования Партия-Государство, которое потеряло свою важнейшую функцию - организаторскую.
3. Состав и численность номенклатуры
Политическая структура
номенклатуры образуется вследствие дифференциации
слоя людей, входящих в номенклатуру,
по признаку доступа к властным ресурсам.
Водораздел внутри номенклатуры проходит
по линии «власть – подчинение»
между теми, кто внутри номенклатуры
имеет право на руководство ее
поведением, составом, структурой («политическая
элита»), и собственно самой номенклатурой.
Структура данного деления во
многом совпадает с моделью
Социальная структура номенклатуры образуется на основе многих критериев.
Социальные группы внутри номенклатуры можно выделить по многим критериям: материальному достатку, отрасли деятельности, образованию и др. Однако главными среди них являются властные ресурсы и объем материальных благ, получаемых в результате распоряжения и пользования властными ресурсами.
Внутри номенклатуры
можно выделить разделение труда
по многим параметрам: по сферам деятельности,
по функциональным обязанностям во властных
отношениях, по уровням, по различному
отношению к власти, по способам
ее осуществления. Номенклатура в совокупности
не могла осуществлять власть непосредственно
– это было технологически невозможно.
Ни одна из существовавших форм представительства
(съезды партии, пленумы партийных
комитетов, сессии советов, партийно-хозяйственные
активы и др.) не могли бы претендовать
на полное представительство
«Совокупная» номенклатура, например, местного партийного комитета, осуществляла власть не как строго централизованный административный механизм, действующий на основании общих для всех его частей команд, а как «система систем» организаций и учреждений, предприятий и коллективов, для которых задавались общее направление развития и набор структурирующих его в общих чертах ориентиров. В рамках данной «системы систем» лишь партийные комитеты обладали правом «номенклатурной власти», непосредственно принимая решения по составу номенклатуры.
Номенклатурная система неразрывно связана с клиентелизмом, поскольку назначение на должность зависело от расположения одного или нескольких вышестоящих работников. От вышестоящих номенклатурных работников зависело и распределение ресурсов (властных, материальных, финансовых и др.), без которых номенклатурная должность теряла значительную часть своего влияния (номинальная значимость номенклатурной позиции определялась нормативными документами – государственными, партийными и др.).
Основу номенклатуры составляет властвующая элита советского общества. В данном случае в понятие «властвующая элита» вкладывается вполне определенное содержание (по Р.Миллсу). Номенклатура имела сложную внутреннюю структуру. В ней выделялись три уровня: уровень ЦК КПСС, областной и районный (городской, районный в городах, окружной). В позднесоветском обществе стал формироваться четвертый уровень – номенклатура первичных парторганизаций.
Номенклатуры различных уровней образуют многослойную, «многомерную» сеть, сходящуюся в конечном счете в политическом Центре. Важнейшими свойствами этой сети были:
1) наличие нескольких
«узлов» власти на каждом
2) Множественность
внутренних взаимосвязей между
членами номенклатурной сети
и дублирующих каналов
3) Относительная
независимость сети
Отметим также, что вопрос о Центре номенклатурной сети не столь однозначен, как предполагалось ранее. Высший орган партийной власти – Политбюро ЦК КПСС – в некоторые периоды советской истории лишь номинально выполнял функцию центра номенклатурной системы. Так, исследования О.В. Хлевнюка показывают, например, что в конце 1930-х годов «обнаружилась тенденция перемещения центра власти из Политбюро в Совнарком…».
Численность номенклатуры ЦК КПСС не оставалась неизменной, она постоянно подвергалась дополнениям, уточнениям, сокращениям, вызванными потребностями дня. Как известно, Управлением кадров ЦК ВКП(б) было подготовлено в сентябре 1946 г. и утверждено на Оргбюро решение «О номенклатуре должностей ЦК ВКП(б)».
Ее численность составляла:
в 1946 г. – около 42 000. чел.,
в 1954 г. – 23 576 чел.,
в 1956 г. – 26 210 чел.,
в 1957 г. – 12 645 чел.,
в 1958 г. – 14 342 чел.,
в 1991 г. – 19 500 чел., в августе 1991 г. – 3800 чел. (по другим данным – 7735 чел.).
Структура номенклатуры ЦК ВКП(б) образца 1946 года была ориентирована на контроль со стороны ЦК в первую очередь номенклатурные должности регионов – около 70% должностей номенклатуры. Специфика номенклатуры состояла также в том, что контроль над должностями касался главным образом РСФСР: «…руководители областных организаций включаются в номенклатуру ЦК, главным образом по РСФСР, по другим же союзным республикам включаются лишь очень незначительная часть этих руководителей».
Контроль над кадрами со стороны ЦК простирался до уровня первых лиц горкомов партии и председателей исполкомов городских Советов депутатов трудящихся областных и республиканских центров, а также городов РСФСР областного и республиканского подчинения, первых секретарей всех райкомов партии и председателей исполкомов районных Советов депутатов трудящихся по РСФСР (категория председателей исполкомов районных Советов депутатов трудящихся включалась в номенклатуру впервые). По сравнению с действовавшей до этого номенклатура сокращалась почти на 9 тыс. должностей.
В первой половине
1950-х гг. завершился период существования
крайне объемной номенклатуры ЦК КПСС.
В июле 1953 г. было принято постановление
ЦК КПСС, согласно которому сокращалась
номенклатура обкомов, крайкомов, республиканских
комитетов КПСС «в целях повышения
ответственности советских и
хозяйственных руководителей, райкомов
и горкомов партии за подбор и расстановку
кадров». Реально численность
Резкое сокращение
численности номенклатуры ЦК КПСС в
середине и во второй половине 1950-х
гг. было вызвано двумя группами
причин: с одной стороны, сложностью
контроля за такой объемной номенклатурой,
длительностью и
С другой стороны, сокращение
номенклатуры объяснялось изменением
политических институтов, новым раскладом
сил в обществе, модификацией методов
управления и поддержания господства
в стране со стороны КПСС. Изменения
в численности и составе
Окончательное разрушение партийной номенклатурной системы произошло в 1990 – 1991 гг.
Начало этому было положено изменением конституционных основ общества, в частности – отменой ст.6 Конституции СССР, закреплявшей руководящую роль КПСС в обществе. Но и после 14 марта 1990 г., когда ст. 6 была отменена, утверждение в номенклатурных должностях продолжалось. Лишь 20 сентября 1990 г. было принято постановление Политбюро ЦК КПСС «Об изменении порядка рассмотрения кадровых вопросов в ЦК КПСС», согласно которому было признано целесообразным упразднить номенклатуру должностей ЦК КПСС.
Этим трем периодам
в изменении численности