Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 13:06, контрольная работа
Для того чтобы раскрыть роль общественно-политических объединений в политическом процессе, необходимо понять, что же такое общественные и политические объединения, а также политический процесс.
В данной работе будет раскрыто сходство и разница между политической партией и общественной организацией, покажем, почему общественные организации наравне с политическими партиями должны принимать участие в политических процессах.
Введение 3
1. Понятие общественных и политических объединений 4
2. Понятие политического процесса и его основные этапы 5
2.1. Понятие политического процесса 5
2.2. Основные этапы политических процессов в России 9
3. Роль общественных объединений в политическом процессе современного общества 11
4. Роль политических объединений в политическом процессе современного общества 13
Вывод 17
Список использованной литературы 18
Общественно-политические объединения и их роль в политическом процессе современного общества
СОДЕРЖАНИЕ
Политика - важнейшая сфера
Политическим общественным объединением является общественное объединение, в уставе которого в числе основных целей должны быть закреплены участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов.
Для того чтобы раскрыть роль общественно-политических объединений в политическом процессе, необходимо понять, что же такое общественные и политические объединения, а также политический процесс.
В данной работе будет раскрыто сходство и разница между политической партией и общественной организацией, покажем, почему общественные организации наравне с политическими партиями должны принимать участие в политических процессах.
Политические партии (политические организации) – это организованное объединение части населения на основе определённой политической программы для участия в организации власти и руководстве государственными делами.
Политические партии характеризуются следующими атрибутами: во-первых, особыми организационными принципами; во-вторых, идеологией, выраженной в политической программе; и в третьих, стремлением к реализации своих целей посредством борьбы за государственную власть.
В структуре политической системы общества наряду с государством, политическими партиями важное место занимают две основные формы общественных объединений – общественные организации и движения граждан.
В отличие от партий они не претендуют на непосредственное участие в осуществлении власти и не берут на себя связанных с этим обязательств. Они занимаются политической деятельностью постольку, поскольку это необходимо для выполнения задач, лежащих в иной сфере общественной жизни (экономической, социальной, культурной).
Но если повнимательнее рассмотреть, то можно убедиться, что экономическая, социальная и культурная сфера выходят теперь на передний план. Таким образом, грань между политической партией и общественной организацией фактически стирается. И те и другие борются за одну и туже цель – решение потребностей общества – одними и теми же средствами – путём участия в управлении обществом т.е. при помощи власти. Также обе имеют структуру, т.е. построение по каким-либо признакам, устав и др. документы. Значит, даже в теоретическом обоснований партий и общественных движений существуют столь весомые аналоги, что различие между ними стираются и есть смысл говорить об общественно-политических объединениях. Рассмотрим теперь, что происходит на практике.
Если проанализировать деятельность существующих общественных и политических организаций (рознящихся на первый взгляд) таких как «Зелёные» и «Коммунисты», то можно заметить, что в парламентах многих стран существуют весомые фракции как одних, так и других. И на выборах общественные организации поддерживают политиков наравне с партиями. Не существует общественной организации, которая в какой-либо мере не была связана с политикой. И политические деятели, в свою очередь часто прибегают к помощи общественных организаций (наиболее яркий пример - профсоюзы) в своей деятельности.
В теории, конечно, должно существовать различие между общественными организациями, но как показывает практика такое практически невозможно. И общественные организации, в конце концов, или становятся политическими или совсем прекращают свою деятельность из-за отсутствия финансирования или по другим причинам.
Таким образом, общественные организации участвуют и должны участвовать в политических процессах, и это несколько не противоречит их целям и условиям существования.
Политический процесс - вид политической деятельности субъектов и их взаимоотношений. Применительно к общественно-политическим объединениям, политический процесс характеризует их взаимодействие, функционирование и развитие. Изучение политического процесса, поэтому позволяет более полно познать свойства и возможности политических институтов и субъектов, роль политического сознания и культуры в политической жизни.
Политический процесс в любой политической системе и любом обществе полон противоречий. И это понятно. В нем задействованы общественные группы, властные институты, элиты, многочисленные индивиды со своими интересами. Каждое действие политического института, организации затрагивает судьбы людей, сталкивается с необходимостью удовлетворения одних интересов и подавления других, проблемами управления людскими сообществами. Политика как деятельность призвана регулировать и разрешать противоречия между сообществами, их интересами, вводить эти интересы в русло общеобязательных норм и ценностей.
На динамику нынешнего политического процесса в стране, в значительной степени влияют традиционный образ мышления, а также укоренившийся в наше политическое бытие суперидеологизм, замешанный на коммунистических утопиях.
Политический процесс - ложное переплетение целенаправленных и нецеленаправленных действий, проявления сознания и воли различных субъектов и вместе с тем объективной логики общественных, политических отношений. Стоящие у власти силы или стремящиеся к ней желают управлять политическим процессом в интересах тех социальных групп, на которых они опираются и от имени которых они действуют. Для реализации этой цели они обращаются к политической теории, объясняющей закономерности политических явлений.
Каждой системе свойственны свои типы политического процесса. Демократический характер процесса, характеризующийся участием широких масс в управлении государством и реальной свободой индивидов в политической жизни, — неотъемлемая сторона демократической системы. Тоталитарная система предполагает иной тип политического процесса, исключающий реальное политическое участие и свободу социального и политического выбора.
Соотношение объективного и субъективного приобретает особое значение при анализе политического процесса. В современном обществе существует субъективистская и объективистская традиции.
Субъективистская традиция - результат сознательных усилий индивидов, вовлеченных в политическую деятельность. Объективистская традиция - взаимодействие институтов и субъектов, которое возникает и воспроизводится независимо от воли и сознания участников процесса. Одна базируется на концепции М. Вебера. Другая — на интерпретации марксизма в духе экономического материализма.
Политический процесс
На политическое поведение и деятельность субъектов влияют нормы, ценности, традиции, чувства, желания, менталитет. Кроме того, политический процесс происходит не в социальном вакууме, а в социальной среде, под влиянием многих объективных и субъективных явлений: экономических, социально-классовых, идеологических, культурных, психологических. Все это ограничивает поле сознательно организуемых и управляемых действий и отношений.
Существует две модели политического процесса: глобальный и частный. Глобальный политический процесс имеет своим содержанием совокупные действия субъектов политики, воплощающиеся в формировании, функционировании, изменении и развитии политической системы в целом. Частный политический процесс может выступать в виде процессов экономико-политических, структурообразующих, идеолого-политических, политико-правовых и других, ограниченных рамками отдельных сфер общества. Он используется также при анализе политических решений: стадий, этапов, хода реализации. Как при глобальном, так и частном подходах в понимании политического процесса речь идет об активности политической системы и ее институтов, о реализации ею своих способностей и функций. Как в том, так и в другом случаях проблема сводится к анализу осуществления политическими субъектами своих интересов и общих целей. И глобальные, и частные политические процессы - это процессы действия власти в качестве инструмента управления и руководства обществом.
Функционирование политической системы — другой аспект глобального политического процесса. Он включает постоянное воссоздание установленных политических отношений и институтов, субъектов, норм, ценностей, символов, политического языка, всех других механизмов и ролей осуществления власти.
Функционирование политической системы — это реализация ее институтами своих функций в их взаимосвязи и взаимодействии. Анализ процесса функционирования имеет своим содержанием выяснение того, как осуществляется регулирующая деятельность политических институтов, в частности, по поддержанию установленного порядка в обществе, в какой мере реализуется способность целенаправленно влиять на поведение социальных групп и отдельных граждан, регулировать возникающие противоречия и конфликты в обществе. Функциональный анализ позволяет выявить реальную возможность саморегуляции системы и ее адаптационный потенциал. Именно анализ функционирования политической системы, ее институтов в конечном счете дает ответ на коренной вопрос: соответствует ли их деятельность, с одной стороны, базовым нормам и ценностям системы, а с другой, потребностям и интересам общества, человека.
Функционирование политической системы в любом типе общества выражает, с одной стороны, воспроизведение гегемонии определенных больших социальных групп (классов) или бюрократических групп, с другой, определенную степень интеграции, целостности общества на основе достигнутой меры согласования интересов слоев населения. Любая политическая система стремится быть универсальной в плане выражения, представления и реализации интересов всех социальных групп, способных быть субъектами политики. Хотя, конечно, мера выражения, репрезентации м реализации этих интересов всегда различна, что определяется влиянием, ролью тех или иных групп прежде всего в Экономике, а также в политической и духовной жизни. Универсализация (конечно, относительная) функционирования политической системы связана с ее демократизацией. Демократия ведь и есть способ отбора, артикуляций и удовлетворения максимально возможных групп интересов в рамках основ данной системы политических отношений.
Таким образом, процесс функционирования системы включает как обеспечение ее устойчивости, так и необходимых перемен.
В политических процессах, развернувшихся ныне в России и других странах СНГ, можно выделить следующие этапы:
- первый этап (1985-1991 гг.) - перестройка, утверждающая принцип гласности и демократии. В этот период зародились и быстро прогрессировали массовые движения, возникли некоторые политические партии, началось становление новой политической элиты, характеризующейся отказом от социалистических ценностей. Идеологическое раскрепощение общества стало большим достижением перестройки и ее политическим завоеванием. Были проведены первые в истории страны свободные выборы в высшие органы государственной власти. Период характеризовался отказом КПСС от монополии на власть, узаконением многопартийности, а также формированием и легальным действием независимых от властей политических сил. Политическое развитие приобрело в большей мере стихийный характер. Структуры КПСС оказались столь сильно скованными догматизмом, что не смогли начать динамическое качественное преобразование. Партийные чиновники, очевидно, ни в коей мере не хотели делить с кем-либо власть, недооценили возможности и силы нарастающего демократического процесса, равно как и силы антисоциалистической контрреформы. В результате правящая партия стала катастрофически терять доверие народа и была оттеснена на второй план политического процесса.
Второй этап - его отсчет ведется с августовских (1991 г.) событий вплоть до октября 1993 г. По существу он означает начало слома существовавшей политической системы, а также ускоренный переход к качественно иной системе социально-экономических отношений, базирующихся на доминировании частной собственности.
Ликвидация старых структур законодательной и исполнительной власти, основанных на монопольной роли КПСС, ее последующий запрет, распад прежнего Союза ССР как единого государства — таковы звенья после августовского политического процесса. После августовский период характеризовался развитием глубокого системного кризиса в российском обществе, возникшего еще на предшествующем этапе. Катастрофический спад производства, обвальное обнищание большинства населения, лавинообразный характер социальной и политической дифференциации общества, резкая поляризация политических сил, моральная деградация и люмпенизация многих социальных слоев — такой сложилась к концу 1993 г. социально-экономическая и политико-духовная ситуация, на фоне которой действовали субъекты политического процесса в этот период и разворачивался ход политической модернизации.
Главное, что отличает политический процесс на данном этапе, — это обострившийся кризис государственной власти, вылившийся в открытое противостояние президентской, исполнительной власти и высшего законодательного института страны, а также выступление президентских структур против Советов на всех уровнях.
Обострение политических противоречий в стране и достигший своего апогея на IX съезде народных депутатов кризис власти послужили причиной проведения всероссийского референдума. Одобрение на нем политики Президента России стало толчком форсирования исполнительной ветвью власти конституционного закрепления перемен, ликвидации существующих законодательных институтов власти на федеральном уровне и представительных органов на региональных уровнях. Это привело во второй половине 1993 г. к глубокому политическому кризису — к критической точке противостояния властей на федеральном уровне. Сложившийся политический конфликт был разрешен насильственным путем: разгоном Президентом Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета, прекращением действия Конституции РСФСР. Формально-юридическое закрепление совершенного переворота было осуществлено принятием новой Конституции на декабрьском (1993г.) всенародном референдуме. Дважды избран парламент страны; сформирован костяк новой государственности, системы государственного управления.
Создание и развитие в России принципиально иной демократической политической системы не устранили политических противоречий между режимом и левой оппозицией коммунистических и народно-патриотических сил, а сформировали новые условия для их дальнейшей эволюции.