Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 13:06, контрольная работа
Для того чтобы раскрыть роль общественно-политических объединений в политическом процессе, необходимо понять, что же такое общественные и политические объединения, а также политический процесс.
В данной работе будет раскрыто сходство и разница между политической партией и общественной организацией, покажем, почему общественные организации наравне с политическими партиями должны принимать участие в политических процессах.
Введение 3
1. Понятие общественных и политических объединений 4
2. Понятие политического процесса и его основные этапы 5
2.1. Понятие политического процесса 5
2.2. Основные этапы политических процессов в России 9
3. Роль общественных объединений в политическом процессе современного общества 11
4. Роль политических объединений в политическом процессе современного общества 13
Вывод 17
Список использованной литературы 18
Таким образом, политические и общественные институты, приспособленные к авторитарному характеру власти, оказались неспособными к саморазвитию в направлении к демократии. Пришедшая к власти новая элита, к сожалению, мало отличается от прежней. К порокам последней добавилась еще некомпетентность и тяготение к механическому перенесению зарубежных политических структур на нашу страну. При таком подходе надо было ожидать негативного отношения большинства к политическому курсу и отторжения многими слоями начатых реформ, основанных на противоположных по своей направленности, по сравнению с прежними, ценностях.
В России общественные объединении участвуют в выработке и реализации политики государства. Они непременные участники всех политических кампаний, в том числе таких, как всенародное обсуждение проектов законов и других вопросов, выборы депутатов, народных заседателей. Общественные объединения делегируют своих представителей в состав целого ряда государственных органов. Многие вопросы жизни общества, его политической системы решаются органами государства с учетом их мнения или совместно с общественными организациями. Они участвуют в контроле за деятельностью государственных органов, в лице своих фракций и депутатов имеют право законодательной инициативы в Государственной Думе.
Общественные объединения
Взаимоотношения государства с профсоюзами, молодежными организациями, творческими союзами строятся при отсутствии государственного руководства, тогда как деятельностью таких общественных организаций, как потребительская кооперация, ряд добровольных обществ, государство руководит. Но это не означает какого то ни было «включения» общественных организаций в систему государственного аппарата. Общественные организации это не «филиалы» государства, а самостоятельные звенья политической системы, имеющие свои самостоятельные функции, свое социальное назначение. Все задачи должны решаться путем сочетания мероприятий по государственной линии и по линии различных общественных организаций, причем действуют они не изолированно, а в тесном контакте и при постоянной взаимной поддержке.
Таким образом, возникающие в российской действительности общественные объединения и движения учитывают в своей политической деятельности фундаментальные человеческие ценности. Наряду с политическими партиями они служат дополнительными каналами выражения интересов и мнений, формулирования требований в адрес правительства. В силу своей внутренней структуры они были и остаются практической лабораторией, так как повышают политическую восприимчивость и потенциал граждан, формируют политических лидеров, готовят их к участию в большой политике и вообще стимулируют тягу индивида к демократии. Но самое важное, пожалуй, в том, что такие автономные объединения встают на пути изначального стремления государственной власти к распространению и централизации своего господства, к выходу из-под контроля общества. В этом смысле они призваны обеспечить альтернативные каналы оглашения политических взглядов, контроль за законодательной, исполнительной и судебной властями.
Большое значение в демократическом обществе имеют общественные объединения: беженцев, лингвистические группы, расовые, религиозные, национальные.
В формировании общественного мнения
важную роль играют объединения по
интересам. Можно выделить «экономические
группы по интересам», например, профсоюзы,
ассоциации производителей и коммерсантов,
торговые палаты, группы производителей
в сельском хозяйстве и др. Наиболее сильное
влияние на политику среди перечисленных
групп оказывают профсоюзы.
Важную роль играют также профессиональные
ассоциации, такие как медицинские общества,
ассоциации адвокатов, инженерные, географические
общества, объединения артистов, писателей
и т.д. Членство в таких группах способствует
профессиональному росту и тем самым формирует
профессиональные и клановые политические
ценности.
Вопросы формирования и деятельности
политических партий в России особенно
актуальны в современных
Российская многопартийная система переживает в настоящий момент период своего становления. Политические партии уже в состоянии с той или иной степенью эффективности выполнять ряд предназначенных им функций: в частности, инновационную функцию и функцию политического рекрутирования. Вместе с тем уровень связи российской многопартийной системы с обществом и органами государственной власти еще недостаточно высок, а политико-организационные формы незрелы. Что касается связи с обществом, то российские политические партии еще не способны взять на себя конституирующую и интегрирующую функции. Связь с властными структурами выражается пока в основном в участии партийных фракций в деятельности органов представительной власти, их влияние на исполнительную власть пока минимально. В организационном плане подавляющее большинство российских партий представляют собой малочисленные организации с неразвитой региональной сетью и ограниченным уровнем формализации внутрипартийных отношений. С точки зрения политико-организационных форм структура российской многопартийной системы представляет собой многослойный конгломерат - в одном политическом времени и пространстве функционируют объединения, возникшие в различные «исторические эпохи» и потому предназначенные для достижения различных целей. Наконец, особенности конфигурации политического спектра в посттоталитарной России таковы, что при его анализе невозможно использовать принятую в политологии схему «правые – левые». В связи с этим идеологические и политические ниши, занимаемые российскими партиями и движениями, зачастую невозможно расположить по традиции линейно. Взаимоотношения российских партий имеют многоплановый характер и не исчерпываются лишь идейными разногласиями. Большинство российских политических партий стремится выйти за ими же обозначенные пределы идеологической ниши и скорректировать программные положения в соответствии с изменившейся ситуацией. Поэтому реальное политическое поведение российских партий во многом зависит от таких факторов, как степень поддержки ими правящего режима или, наоборот, оппозиционности ему, ориентация на различные группировки политической элиты, особенности подходов к решению проблем общественно-политической жизни и т.д.
В конце XIX — начале XX века для
России была характерна некоторая специфика
политической жизни. Наличие неограниченной
монархии, положение российской буржуазии;
многонациональность и целый ряд других
факторов
не могли не наложить отпечаток на политическую
структуру российского государства. В
отличие от многих других государств политические
партии в
России возникли во второй половине XIX
века. В 1905-1907 гг. в России насчитывалось
уже около 50 партий различной идеологической
и политической ориентации; к 1917 году количество
партий практически удвоилось.
Среди крупнейших партий следует выделить
- Социал-демократическую
(трудовики), образовавшуюся в период деятельности
первой государственной Думы, Общероссийскую
политическую партию социал-революционеров
(эсеры). Эти партии объединяло стремление
к коренным преобразованиям в России.
В принципе все перечисленные партии,
кроме большевистской, в той или иной степени
можно отнести к партиям парламентского
типа.
Правящие круги России долгое время
не имели политических партий. Царизм
не видел необходимости в организации
политических сил даже для собственной
поддержки, поэтому российские помещики
и дворяне создавали сначала сословные
организации для поддержания самодержавия
по типу «партий-клубов». Примером подобных
партий-клубов могут служить «Русское
собрание» и «Монархическая партия». Позже
были созданы «Союз русского народа» и
«Союз русских людей». Их основными программными
требованиями
были; православие, самодержавие и народность
(т.е. только русская народность представлялась
державной).
Революция 1905-1907 гг. ускорила процесс формирования буржуазных партий либеральной ориентации. Крупнейшими среди них являлись «Союз 17 октября» (октябристы) и Конституционно- демократическая партия (кадеты). Эти партии тоже можно отнести к партиям парламентского типа.
Революция 1917 года прервала деятельность
большинства российских политических
партий. В результате чего на протяжении
более чем 70 лет в
России была однопартийная система, не
допускавшая никакой оппозиции.
Переход от тоталитаризма к
Законодательная основа для формирования многопартийности в современной России была заложена Третьим Съездом народных депутатов СССР в марте 1990 года. Закон СССР «Об общественных организациях» закреплял порядок образования, права и принципы деятельности общественных организаций и объединений. С марта 1991 года началась регистрация партий и общественных организаций. Российским Министерством юстиции были зарегистрированы: Демократическая партия России; Либерально-демократическая партия России; Социал-демократическая партия Российской Федерации; Республиканская партия Российской Федерации; Крестьянская партия России; Движение демократических реформ; Народная партия России; Партия экономической свободы; Российское христианско-демократическое движение; Русский национальный собор; Свободная демократическая партия России; Фронт национального спасения; Конституционно-демократическая партия; Социалистическая партия трудящихся; Российская коммунистическая рабочая партия; Марксистская партия; Коммунистическая партия Российской Федерации и другие.
Эти и другие партии, имеющиеся сегодня в России, неоднозначны по своему влиянию, имеют различные социальные и политические ориентиры, опираются на различные социальные слои населения. «Демократическая Россия», например, объединила в своё время более 30 различных партий, групп, движений и на сегодняшний день представляется нам наиболее значительной общественно-политической силой страны. В конце 1991 — начале 1992 г. сформировались Международное движение демократических реформ, а также Российское движение демократических реформ. Оба эти движения, как и Демократическая партия России, выступают за реальные крупномасштабные экономические, социальные и политические преобразования в стране. Они ориентируются на предпринимателей, фермеров, творческую интеллигенцию, имеют значительную поддержку среди молодёжи.
Русский национальный собор объединяет
довольно пёстрый спектр движений монархического
и национально-патриотического толка.
Существует
несколько партий коммунистической ориентации,
например, Российская коммунистическая
партия, Трудовая Россия и др. Все эти движения,
группы,
партии объединяет жёсткая, порой непримиримая
оппозиция стратегии реформ. Особую популярность
получила Либерально-демократическая
партия, пытающаяся соединить либеральные
и национально-патриотические лозунги.
Смогут ли эти и другие политические партии обрести черты парламентских, будут ли в честной политической борьбе стремиться к завоеванию поддержки со стороны избирателей — покажет время. Но уже сейчас очевидно, что возрождение многопартийной системы — это первый шаг к демократии, который сделала Россия. Следующие шаги — это расширение и углубление демократических принципов. Это путь, по которому должны идти все политические партии и движения.
Из сказанного видно, что партии
столь же разнообразны, как и общества,
в которых они действуют. Но самая
важнейшая функция политических партий
в демократическом обществе заключается
в том, чтобы предоставить мирный и
справедливый способ, посредством которого
граждане смогут отдать предпочтение
тому или иному лидеру, делегировать через
него свое непосредственное участие в
демократическом процессе.
Итак, важную роль в политическом процессе играют общественно-политические объединения, потому что развитие политических процессов направленно на постоянное повышение благосостояния всего населения и всех лиц на основе их активного, свободного и конструктивного участия в создании и справедливом распределении благ. Таким образом, международные нормы связывают права человека и гражданина непосредственно с политическими свободами и экономическим развитием общества. Цель общественно-политических объединений заключается еще и в помощи страны избежать катастрофы, сохранить целостность российской государственности, предотвратить дальнейшее обнищание народа.
Но для того чтобы завоевать
поддержку избирателей, необходимо
общественно-политическим партиям стремиться
к честной, мирной и
справедливой политической борьбе, расширение
и углубление демократических принципов.
Это путь, по которому должны идти все
политические партии и движения.