Основные черты современной Российской бюрократии и общественное отношение к ней

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 07:34, реферат

Описание работы

Цель работы: выявить основные черты современной Российской бюрократии и общественное отношение к ней.

Задачи:
Изучить особенности Российской бюрократии
Рассмотреть взаимосвязь бюрократии, власти и демократии
Проанализировать эффективность бюрократии современной России и общественное мнение.

Содержание работы

Введение 3
1. История возникновения бюрократии 4
2 .Основные признаки бюрократии 6
3. Развитие бюрократии в России 7
4. Бюрократия и власть на современном этапе 11
5. Бюрократия и демократия 13
6. Эффективность бюрократии в оценках россиян 14
Заключение 16
Список используемой литературы: 17

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 46.12 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

Введение 3

1. История  возникновения бюрократии 4

2 .Основные  признаки бюрократии 6

3. Развитие  бюрократии в России 7

4. Бюрократия  и власть на современном этапе 11

5. Бюрократия  и демократия 13

6. Эффективность  бюрократии в оценках россиян 14

Заключение 16

Список используемой литературы: 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В последние годы довольно много говорят и пишут о  роли бюрократии и  ее социальном облике, при этом  делается немало попыток все свести к традиционному образу российского чиновничества (жадность, грубость, чванливость, высокомерие и т. п.). Однако есть и стремление попробовать разобраться в природе нынешней бюрократии, выяснить, как повлияли на нее современные российские реформы.

Это действительно очень  важно, поскольку роль государственной  бюрократии в современной России существенно усилилась, особенно на фоне трансформации ряда политических и демократических институтов.

 Как реагирует на  сложившуюся ситуацию  общество? Естественно, реакция россиян  в этом вопросе далеко не  однозначна.

Сегодня не отрицается факт наличия в обществе антибюрократических умонастроений и приобретение  слова «чиновник»  нарицательного значения.  Однако очевиден факт, что социальная и правовая незащищенность граждан усиливает роль государства и его институтов для значительной части общества. Поэтому оно без значительного сопротивления, передает государству свои прерогативы, такие, например, как выборы местной власти, формирование партийной системы, социальная и трудовая защита.

 Поэтому актуальность  заявленной проблематики очевидна.

 

Цель работы: выявить основные черты  современной Российской бюрократии  и  общественное отношение к ней.

 

Задачи:

Изучить особенности Российской бюрократии

Рассмотреть взаимосвязь  бюрократии,  власти и демократии

Проанализировать эффективность  бюрократии современной России и  общественное мнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. История возникновения бюрократии

 

Бюрократия (от франц. bureau – канцелярия и греч. кратос – власть) – это система управления, основанная на вертикальной иерархии и призванная выполнять поставленные перед нею задачи наиболее эффективным способом.

Бюрократия – это направление, которое принимает государственное  управление в странах, где все  дела сосредоточены в руках органов  центральной правительственной  власти, действующих по предписанию (начальства) и через предписание (подчиненным).

«Бюрократией» часто называют не только систему управления, осуществляемую специальным властным аппаратам, но и сам этот аппарат. Термины «бюрократия» и «бюрократизм» могут также использоваться в негативном смысле для обозначения неэффективной, чрезмерно формализованной системы управления. Уже в рабовладельческом обществе существовала сложная иерархия бюрократических органов и должностей. Большой чиновничье-бюрократический аппарат имели феодальные государства, в которых особое место занимала церковная бюрократия. Наибольшее развитие бюрократия получает в капиталистическом обществе, где наряду с широкой сетью административных и военно-полицейских органов возникают политической партии политические и другие негосударственные компании буржуазии, обладающие расчлененным управленческим аппаратом.

Впервые понятие «бюрократия» возникло в 1745. Термин был образован  французским экономистом Винсентом  де Гурне, в момент своего образования слово имело уничижительный смысл – им подразумевалось, что бюрократы-чиновники отнимают реальную власть у монарха (при монархии) или у народа (при власти народа).

Первым, кто продемонстрировал  достоинства бюрократии как системы  управления, был немецкий социолог Макс Вебер.

Он предложил понимать под ней рациональную работу учреждений, в которой каждый элемент работает максимально эффективно. После этого  в ситуациях плохой работы чиновников (волокита, требующая оформления многих лишних документов и долгого ожидания решения) стали вести речь не о  бюрократии, а о бюрократизме, разведя  два этих понятия. Если первоначально  понятие «бюрократия» употребляли  только в связи с правительственными учреждениями, то сейчас его используют при определении любой крупной  фирмы, имеющей большой и разветвленный  штат управленцев («корпоративная бюрократия», «профсоюзная бюрократия» и др.)

Формы бюрократия менялись на протяжении истории в связи  со сменой эксплуататорских общественно-экономических  формаций. Её зачатки возникают в  связи с обособлением сферы государственного управления в рабовладельческих  государствах Древнего Востока. Наиболее развитой бюрократия в этот период была система власти в Китайской Народной Республике (КНР). Сложные бюрократические системы управления существовали в Римской империи и Византии. В средние века в феодальных государствах Западной Европы бюрократический аппарат имели королевская власть и церковь во главе с папской курией. Усиление королевской власти и абсолютизма сопровождалось ростом.

С развитием капитализма  и приходом к государственной  власти буржуазии бюрократический  режим утверждается в сфере политической жизни. Огромное влияние на степень  бюрократизации политической жизни  в отдельных странах имели  социально-политические традиции: формирование централизованных феодальных государств и абсолютизм служили исторической базой для формирования буржуазно  бюрократической машины государственной  власти. Так было в 19 в. в Европе, в отличие, например, от США, где буржуазно-демократические порядки возникли в «чистом» виде и некоторое время препятствовали всестороннему развитию бюрократия в политической жизни страны1.

 Если в докапиталистических  формациях бюрократия существовала, прежде всего, как форма политической  компании, то в период владычества  капиталистических отношений она  становится также формой фирмы  экономической жизни. Переход  от эпохи свободной конкуренции  к монополистическому капитализму  привёл к возникновению бюрократия  и в области экономики. С  развитием государственно-монополистического  капитализма бюрократия превратилась  в универсальную форму социальной  буржуазной компании, начиная с  монополистов и кончая различного  рода добровольными организациями.

В России бюрократия развивалась  в тесной связи с централизацией государства и ростом аппарата самодержавия, превратившись в 18—19 вв. в военно-полицейскую  государственную машину, душившую революционное  движение рабочего класса и крестьянства.

 

 

 

 

 

2 .Основные признаки бюрократии

 

Описывая идеальную бюрократическую  компанию, Вебер выделил несколько  ее типичных особенностей. Важнейшими из них являются:

 Специализация и разделение труда. Каждый сотрудник имеет определенные обязанности и сферу деятельности, которые не могут дублировать сферу полномочий других членов фирмы.

Вертикальная  иерархия. Структуру бюрократической компании можно сравнить с пирамидой: большинство находится в ее основании, а меньшинство – в верхней части. Каждый человек, входящий в эту вертикальную иерархию, руководит нижестоящими людьми и в свою очередь, подчиняется людям повыше, благодаря чему осуществляется контроль над деятельностью каждого элемента фирмы.

Четкие правила. Деятельность каждого члена компании регламентирована правилами, цель которых – это рационализация всего процесса управления. В идеале эти правила должны сделать предсказуемой деятельность каждого работника и всей фирмы. Хотя правила и могут видоизменяться, в целом они должны быть устойчивы в течение долгого времени.

Обезличенность взаимоотношений. В идеальной бюрократии личные симпатии, чувства и предпочтения не играют роли. Этот принцип является единым для взаимоотношений внутри компании, и в ее отношениях с внешними для фирмы партнерами. Условием идеальной бюрократии также является то, что набор новых сотрудников проводится на основе соответствия определенным объективным критериям вне зависимости от личных знакомств и привязанностей.

Множество правил, которые охватывают всю деятельность чиновников, с одной стороны, существенно ограничивают их инициативу и творчество, но, с другой стороны, предохраняют клиентуру от личного произвола сотрудников. Обезличенный подход к подбору персонала позволяет подобрать людей, обладающих стандартной подготовкой и компетентностью, хотя при этом велик риск нестандартно мыслящих и талантливых кандидатов на должность.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Развитие бюрократии в России

 

Система управления, в которой  карьера зависит от личных профессиональных качеств, возникла еще в допетровской России. Когда в 16 веке в Московском государстве начали возникать функционально-специализированные органы государственного управления, «приказы», то работающие в них незнатные  дьяки постепенно стали играть не менее важную роль, чем знатные  бояре. «Приказные» чиновники сильно отличались от обрисованного Вебером  идеального западного чиновника  ( см табл. 1). Многие из этих особенностей устойчиво сохранялись и в последующие века.

 

Таблица 1

 

Особенности бюрократии в России

 

Характеристики  идеального западного чиновника

Характеристики  российского «приказного» 17 в.

Изменение характеристик  российского чиновничества

Чиновник считается слугой общества

Чиновник стоит над обществом  и навязывает подданным волю правящей элиты

Чиновники постоянно рассматриваются  как стоящие над обществом

Свобода выбора службы

Обязательность службы

С 1762 служба становится личным выбором

Служебная иерархия

Отсутствие единой иерархии государственных  служащих

 

Служебная специализация и профессиональная компетентность

Чиновник может исполнять обязанности  в разных профессиональных сферах

Профессиональная специализация  чиновников закрепилась в 19 в.

Вознаграждается стабильным денежным окладом

Основной доход - поборы с просителей, жалование не фиксировано и выдается не регулярно

К 1763 завершается перевод чиновников на постоянное жалование

Продвижение по службе согласно твердым  критериям (прежде всего, в зависимости  от квалификации)

Продвигается по службе согласно стажу, происхождению и усмотрению начальства.

Постоянно сохраняется зависимость  служебной карьеры от качеств, не связанных с профессиональной компетентностью

Подлежит единой служебной дисциплине

Отсутствие единых дисциплинарных требований

Дисциплинарные требования различны для чиновников разных рангов

Поддерживает безличностные, формально-рациональные отношения с коллегами и с управляемыми

Поддерживает глубоко личностные служебные отношения

Постоянно воспроизводится личностный характер служебных отношений


 

 

Новый импульс развитию бюрократии в России был дан реформами  Петра I, который стремился, ориентируясь на опыт стран Западной Европы, заменить потомственных бояр профессиональными  чиновниками. Высшими бюрократическими органами стали Сенат, пришедший  на смену боярской Думе, и коллегии, которые заменяли прежние приказы. Стремясь законодательно зафиксировать  происходящие с аппаратом управления изменения, Петр I подписал Генеральный  регламент коллегий (1720). Этот документ содержал правила функционирования государственного аппарата как бюрократической  организации: выстраивал иерархию, устанавливая подчиненность нижестоящих учреждений вышестоящим, закреплял обезличенность взаимоотношений посредством связей между инстанциями только письменным образом, устанавливал специализацию и обязанности всех служащих. Дополнительная проработка принципа иерархии была проведена посредством Табеля о рангах (1722), который устанавливал иерархию служащих и правила продвижения по служебной лестнице. Наконец, в 1763 повсеместно было введено регулярное жалование для чиновников.

Хотя Россия всегда считалась  страной бюрократов, их доля в общей  численности населения была невелика, чем в развитых странах Западной Европы. По своим характеристикам  бюрократия императорской России тяготела к восточному варианту: была подконтрольна  вышестоящим чиновникам, но не обществу, отличалась коррумпированностью и  невысокой эффективностью. Кроме  того, в российской бюрократии неформальные отношения часто выходили на первый план, из-за чего отсутствовала как  четкая профессиональная специализация, так и зависимость продвижения  чиновника по службе от служебной  компетентности.

Управленческий аппарат  СССР унаследовал основные особенности  бюрократии дореволюционной России. Советская администрация не превратилась в европейскую бюрократию, а сформировала в 1920-1930-е особый тип чиновничества - номенклатуру. Карьера члена номенклатуры зависела не столько от его деловых  качеств, сколько от политической лояльности (при Сталине) и от личных связей (при преемниках Сталина). Резко возрос сам штат управленцев, что, однако, не способствовало росту качества управления.2

Речь идет о российской бюрократии и об ее участии в строительстве  исторического будущего России. Весьма характерно его суждение о том, что  в борьбе царизма и либерализма  в период первой русской революции  победителем, точнее, социальной группой, более всего выигравшей от этих событий, была русская бюрократия. К этому  можно лишь добавить, что на ментальность бюрократии в каждом обществе накладывает  отпечаток культурная и социальная история этого общества, и в этом ментальном контексте бюрократия везде разная и различно ее поведение как в спокойном течении жизни, так и в экстремальных ситуациях. Есть много общих черт у бюрократии разных стран (например, коррупция традиционно сопровождает управленческую деятельность бюрократии), но есть и существенные различия даже в коррупции. Не одно и то же представляют собой бюрократ китайский, русский и европейский.

Информация о работе Основные черты современной Российской бюрократии и общественное отношение к ней