Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 07:34, реферат
Цель работы: выявить основные черты современной Российской бюрократии и общественное отношение к ней.
Задачи:
Изучить особенности Российской бюрократии
Рассмотреть взаимосвязь бюрократии, власти и демократии
Проанализировать эффективность бюрократии современной России и общественное мнение.
Введение 3
1. История возникновения бюрократии 4
2 .Основные признаки бюрократии 6
3. Развитие бюрократии в России 7
4. Бюрократия и власть на современном этапе 11
5. Бюрократия и демократия 13
6. Эффективность бюрократии в оценках россиян 14
Заключение 16
Список используемой литературы: 17
Оглавление
Введение 3
1. История возникновения бюрократии 4
2 .Основные признаки бюрократии 6
3. Развитие бюрократии в России 7
4. Бюрократия
и власть на современном этапе
5. Бюрократия и демократия 13
6. Эффективность
бюрократии в оценках россиян 1
Заключение 16
Список используемой литературы: 17
В последние годы довольно много говорят и пишут о роли бюрократии и ее социальном облике, при этом делается немало попыток все свести к традиционному образу российского чиновничества (жадность, грубость, чванливость, высокомерие и т. п.). Однако есть и стремление попробовать разобраться в природе нынешней бюрократии, выяснить, как повлияли на нее современные российские реформы.
Это действительно очень важно, поскольку роль государственной бюрократии в современной России существенно усилилась, особенно на фоне трансформации ряда политических и демократических институтов.
Как реагирует на сложившуюся ситуацию общество? Естественно, реакция россиян в этом вопросе далеко не однозначна.
Сегодня не отрицается факт наличия в обществе антибюрократических умонастроений и приобретение слова «чиновник» нарицательного значения. Однако очевиден факт, что социальная и правовая незащищенность граждан усиливает роль государства и его институтов для значительной части общества. Поэтому оно без значительного сопротивления, передает государству свои прерогативы, такие, например, как выборы местной власти, формирование партийной системы, социальная и трудовая защита.
Поэтому актуальность
заявленной проблематики
Цель работы: выявить основные черты современной Российской бюрократии и общественное отношение к ней.
Задачи:
Изучить особенности Российской бюрократии
Рассмотреть взаимосвязь бюрократии, власти и демократии
Проанализировать
Бюрократия (от франц. bureau – канцелярия и греч. кратос – власть) – это система управления, основанная на вертикальной иерархии и призванная выполнять поставленные перед нею задачи наиболее эффективным способом.
Бюрократия – это направление,
которое принимает
«Бюрократией» часто называют не только систему управления, осуществляемую специальным властным аппаратам, но и сам этот аппарат. Термины «бюрократия» и «бюрократизм» могут также использоваться в негативном смысле для обозначения неэффективной, чрезмерно формализованной системы управления. Уже в рабовладельческом обществе существовала сложная иерархия бюрократических органов и должностей. Большой чиновничье-бюрократический аппарат имели феодальные государства, в которых особое место занимала церковная бюрократия. Наибольшее развитие бюрократия получает в капиталистическом обществе, где наряду с широкой сетью административных и военно-полицейских органов возникают политической партии политические и другие негосударственные компании буржуазии, обладающие расчлененным управленческим аппаратом.
Впервые понятие «бюрократия»
возникло в 1745. Термин был образован
французским экономистом
Первым, кто продемонстрировал достоинства бюрократии как системы управления, был немецкий социолог Макс Вебер.
Он предложил понимать
под ней рациональную работу учреждений,
в которой каждый элемент работает
максимально эффективно. После этого
в ситуациях плохой работы чиновников
(волокита, требующая оформления многих
лишних документов и долгого ожидания
решения) стали вести речь не о
бюрократии, а о бюрократизме, разведя
два этих понятия. Если первоначально
понятие «бюрократия» употребляли
только в связи с правительственными
учреждениями, то сейчас его используют
при определении любой крупной
фирмы, имеющей большой и
Формы бюрократия менялись на протяжении истории в связи со сменой эксплуататорских общественно-экономических формаций. Её зачатки возникают в связи с обособлением сферы государственного управления в рабовладельческих государствах Древнего Востока. Наиболее развитой бюрократия в этот период была система власти в Китайской Народной Республике (КНР). Сложные бюрократические системы управления существовали в Римской империи и Византии. В средние века в феодальных государствах Западной Европы бюрократический аппарат имели королевская власть и церковь во главе с папской курией. Усиление королевской власти и абсолютизма сопровождалось ростом.
С развитием капитализма и приходом к государственной власти буржуазии бюрократический режим утверждается в сфере политической жизни. Огромное влияние на степень бюрократизации политической жизни в отдельных странах имели социально-политические традиции: формирование централизованных феодальных государств и абсолютизм служили исторической базой для формирования буржуазно бюрократической машины государственной власти. Так было в 19 в. в Европе, в отличие, например, от США, где буржуазно-демократические порядки возникли в «чистом» виде и некоторое время препятствовали всестороннему развитию бюрократия в политической жизни страны1.
Если в докапиталистических
формациях бюрократия
В России бюрократия развивалась в тесной связи с централизацией государства и ростом аппарата самодержавия, превратившись в 18—19 вв. в военно-полицейскую государственную машину, душившую революционное движение рабочего класса и крестьянства.
Описывая идеальную
Специализация и разделение труда. Каждый сотрудник имеет определенные обязанности и сферу деятельности, которые не могут дублировать сферу полномочий других членов фирмы.
Вертикальная иерархия. Структуру бюрократической компании можно сравнить с пирамидой: большинство находится в ее основании, а меньшинство – в верхней части. Каждый человек, входящий в эту вертикальную иерархию, руководит нижестоящими людьми и в свою очередь, подчиняется людям повыше, благодаря чему осуществляется контроль над деятельностью каждого элемента фирмы.
Четкие правила. Деятельность каждого члена компании регламентирована правилами, цель которых – это рационализация всего процесса управления. В идеале эти правила должны сделать предсказуемой деятельность каждого работника и всей фирмы. Хотя правила и могут видоизменяться, в целом они должны быть устойчивы в течение долгого времени.
Обезличенность взаимоотношений. В идеальной бюрократии личные симпатии, чувства и предпочтения не играют роли. Этот принцип является единым для взаимоотношений внутри компании, и в ее отношениях с внешними для фирмы партнерами. Условием идеальной бюрократии также является то, что набор новых сотрудников проводится на основе соответствия определенным объективным критериям вне зависимости от личных знакомств и привязанностей.
Множество правил, которые охватывают всю деятельность чиновников, с одной стороны, существенно ограничивают их инициативу и творчество, но, с другой стороны, предохраняют клиентуру от личного произвола сотрудников. Обезличенный подход к подбору персонала позволяет подобрать людей, обладающих стандартной подготовкой и компетентностью, хотя при этом велик риск нестандартно мыслящих и талантливых кандидатов на должность.
Система управления, в которой
карьера зависит от личных профессиональных
качеств, возникла еще в допетровской
России. Когда в 16 веке в Московском
государстве начали возникать функционально-
Таблица 1
Особенности бюрократии в России
Характеристики идеального западного чиновника |
Характеристики российского «приказного» 17 в. |
Изменение характеристик российского чиновничества |
Чиновник считается слугой общества |
Чиновник стоит над обществом и навязывает подданным волю правящей элиты |
Чиновники постоянно рассматриваются как стоящие над обществом |
Свобода выбора службы |
Обязательность службы |
С 1762 служба становится личным выбором |
Служебная иерархия |
Отсутствие единой иерархии государственных служащих |
|
Служебная специализация и |
Чиновник может исполнять |
Профессиональная |
Вознаграждается стабильным денежным окладом |
Основной доход - поборы с просителей, жалование не фиксировано и выдается не регулярно |
К 1763 завершается перевод чиновников на постоянное жалование |
Продвижение по службе согласно твердым критериям (прежде всего, в зависимости от квалификации) |
Продвигается по службе согласно стажу, происхождению и усмотрению начальства. |
Постоянно сохраняется зависимость служебной карьеры от качеств, не связанных с профессиональной компетентностью |
Подлежит единой служебной дисциплине |
Отсутствие единых дисциплинарных требований |
Дисциплинарные требования различны для чиновников разных рангов |
Поддерживает безличностные, формально-рациональные отношения с коллегами и с управляемыми |
Поддерживает глубоко |
Постоянно воспроизводится личностный характер служебных отношений |
Новый импульс развитию бюрократии
в России был дан реформами
Петра I, который стремился, ориентируясь
на опыт стран Западной Европы, заменить
потомственных бояр профессиональными
чиновниками. Высшими бюрократическими
органами стали Сенат, пришедший
на смену боярской Думе, и коллегии,
которые заменяли прежние приказы.
Стремясь законодательно зафиксировать
происходящие с аппаратом управления
изменения, Петр I подписал Генеральный
регламент коллегий (1720). Этот документ
содержал правила функционирования
государственного аппарата как бюрократической
организации: выстраивал иерархию, устанавливая
подчиненность нижестоящих
Хотя Россия всегда считалась страной бюрократов, их доля в общей численности населения была невелика, чем в развитых странах Западной Европы. По своим характеристикам бюрократия императорской России тяготела к восточному варианту: была подконтрольна вышестоящим чиновникам, но не обществу, отличалась коррумпированностью и невысокой эффективностью. Кроме того, в российской бюрократии неформальные отношения часто выходили на первый план, из-за чего отсутствовала как четкая профессиональная специализация, так и зависимость продвижения чиновника по службе от служебной компетентности.
Управленческий аппарат СССР унаследовал основные особенности бюрократии дореволюционной России. Советская администрация не превратилась в европейскую бюрократию, а сформировала в 1920-1930-е особый тип чиновничества - номенклатуру. Карьера члена номенклатуры зависела не столько от его деловых качеств, сколько от политической лояльности (при Сталине) и от личных связей (при преемниках Сталина). Резко возрос сам штат управленцев, что, однако, не способствовало росту качества управления.2
Речь идет о российской бюрократии и об ее участии в строительстве исторического будущего России. Весьма характерно его суждение о том, что в борьбе царизма и либерализма в период первой русской революции победителем, точнее, социальной группой, более всего выигравшей от этих событий, была русская бюрократия. К этому можно лишь добавить, что на ментальность бюрократии в каждом обществе накладывает отпечаток культурная и социальная история этого общества, и в этом ментальном контексте бюрократия везде разная и различно ее поведение как в спокойном течении жизни, так и в экстремальных ситуациях. Есть много общих черт у бюрократии разных стран (например, коррупция традиционно сопровождает управленческую деятельность бюрократии), но есть и существенные различия даже в коррупции. Не одно и то же представляют собой бюрократ китайский, русский и европейский.
Информация о работе Основные черты современной Российской бюрократии и общественное отношение к ней