Основные черты современной Российской бюрократии и общественное отношение к ней

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 07:34, реферат

Описание работы

Цель работы: выявить основные черты современной Российской бюрократии и общественное отношение к ней.

Задачи:
Изучить особенности Российской бюрократии
Рассмотреть взаимосвязь бюрократии, власти и демократии
Проанализировать эффективность бюрократии современной России и общественное мнение.

Содержание работы

Введение 3
1. История возникновения бюрократии 4
2 .Основные признаки бюрократии 6
3. Развитие бюрократии в России 7
4. Бюрократия и власть на современном этапе 11
5. Бюрократия и демократия 13
6. Эффективность бюрократии в оценках россиян 14
Заключение 16
Список используемой литературы: 17

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 46.12 Кб (Скачать файл)

В контексте борьбы вотчинных  и государственных начал складывалась русская государственная бюрократия. Основной задачей княжеских (еще  в киевской Руси), а затем и  царевых назначенцев на местах был  сбор тягла (налогов), которое несло прежде всего крестьянское сословие России. Величина оклада для чиновника определялась скорее традицией и экономическими возможностями того территориального округа, в котором он исполнял свои функции. Но здесь важна и другая сторона деятельности бюрократии, именно, ее отношение к государственным интересам. Своеобразное положение бюрократии в том, что она не является самостоятельной политически организованной силой, выражающей определенную идеологию, и по сути не может существовать в таком качестве.

Какой бы ни была бюрократия, принципиально антигосударственной  по ментальности она быть не может  уже в силу того, что она существует как часть государства, и разрушение такового есть для нее самоликвидация. Бюрократия же, как показывает история, в том числе история "перестройки", никак к самоликвидации не склонна, более того, всякие процессы в обществе она стремиться использовать для  упрочения своего положения. В этом, можно сказать, своеобразный инстинкт ее столь же своеобразной синергии, ее "самоорганизации". Что же касается "градуса" ее государственности, то он определяется как социальным и культурным воспитанием, полученным в процессе обучения и профессионального созревания, так в еще большей, возможно в решающей степени характером политической власти, характером задач и требований, которые власть ставит перед бюрократией. Совесть пассажира - лучший контролер, писали в советском общественном транспорте. Для бюрократии лучший контролер ментальная установка, формируемая целым рядом факторов.

По своему положению бюрократия не может принадлежать к какой-либо другой партии, кроме партии власти.

Податливая в определенных отношениях, но все-таки не бесформенная бюрократия, сохраняющая ментальные установки, характерные для бюрократии российского общества, так или  иначе, включена в политические процессы. Опасение "аппаратной контрреволюции" стояло за ельцинским призывом "боритесь с аппаратом!"3. В этой связи в действиях команды нынешнего президента по централизации власти и назначению губернаторов также можно видеть стремление исключить "аппаратный бунт" на корабле, когда возможности мародерского разворовывания станут минимальными. По мере укрепления в России влияния транснациональных корпораций, которые будут превращаться в ключевых собственников на ее территории, изменится и положение бюрократии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Бюрократия и власть на современном этапе

 

Становится все более  очевидным факт, что отечественная  бюрократия за 15 лет российских реформ заметно изменилась, усилила свое влияние на жизнь страны, овладела многообразием инструментов по защите и продвижению своих интересов  в новых экономических и политических условиях. Что практически не меняется, а если и меняется, то в худшую сторону, – так это негативное отношение к бюрократии со стороны  общества.4

Всякий раз, когда в  стране возникает потребность в  переменах, вопросы чиновничества, его проблемы неэффективности и  коррумпированности выходят на передний план. Так было двадцать лет назад, когда началась перестройка М. Горбачева, в таких же условиях продолжил  политическую деятельность Б. Ельцин5. И сегодня, судя по результатам различных исследований , антибюрократические умонастроения в обществе заметно усиливаются.

При этом потребность ограничить всевластие бюрократического аппарата традиционно в России сочетается с запросом на сильное государство, справедливость и порядок. Отсюда двойственное отношение наших сограждан к  бюрократии. Большинство россиян, хотя и не ставят знак равенства между  чиновничеством и государством, признают важность бюрократии. Во всяком случае, большинство признают, что управление страной должно находиться в руках  опытных, квалифицированных специалистов. Причем, эту точку зрения в равной степени разделяют  и граждане и сами чиновники. Значительное число россиян считают, что чиновничий аппарат неплохо было бы подсократить и «почистить», однако немало среди населения, а еще больше среди чиновников, тех, кто сомневается в этом деле.

Другое дело – высшее чиновничество, к которому у россиян  отношение резко негативное. И  прежде всего – к альянсу высшей бюрократии с «капитанами российского  бизнеса». Именно в «унии» крупного олигархического капитала и властвующей  элиты россияне видят главный  «механизм торможения», препятствующий выходу России на траекторию устойчивого  развития. Не случайно на вопрос о том, что сегодня препятствует быстрому экономическому росту страны, почти  половина россиян (49,9%) отмечают коррумпированность нынешней экономической и политической элиты. Эту позицию на первое место  ставит и низовое чиновничество. 

В то же время, россияне не склонны  демонизировать российское чиновничество, в частности, считать, что оно  окончательно узурпировало власть в  стране. Впрочем, многие наши сограждане не вполне уверены в том, что и  Президент России и другие федеральные  органы власти (правительство, парламент) обладают всей полнотой власти. В современной  России власть, по мнению населения, достаточно равномерно распределена в своеобразном треугольнике: «федеральная власть (президент, парламент и правительство) –  бюрократия – олигархи».

Многие придерживаются мнения о том, что  президент России, сохраняя «командные высоты» в политике, заметно  уступает бюрократии в уровне влияния  на экономическую жизнь в стране. То есть там, где интересы бюрократии и бизнеса особенно тесно соприкасаются.

Обеспокоенность населения  и самих чиновников вызывает не столько  громоздкость и неэффективность  государственного аппарата и «засилье бюрократии», сколько его тотальная коррумпированность и сращивание с криминалом.

Таким образом , современное российское чиновничество, при всем его влиянии, россияне рассматривают в качестве «второго номера», ведомого более могущественной общественной силой в лице крупного капитала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Бюрократия и демократия

 

То, что отечественная  бюрократия за последние 10–15 лет нарастила  не только политическую, но и экономическую  мощь, и, соответственно, усилила свое влияние на все сферы жизни  общества, связано с тем, что демократические  институты, которые призваны выступать  альтернативой и противовесом произволу  и всевластию бюрократии, не получили должного развития в России. Это прежде всего относится к законодательным органам власти, судебной системе, средствам массовой информации, политическим партиям и профсоюзам.

Государственные и общественные институты не пользуются поддержкой и доверием россиян. Они не рассматриваются  ими в качестве инструментов реализации общественных и личных интересов. Характерны в этом отношении оценки россиянами деятельности исполнительных органов  власти, различных социальных служб, с одной стороны, и тех институтов, которые принято относить к гражданскому обществу (местные парламенты, суды, СМИ, партии и профсоюзы) – с другой. Единственным более или менее  дееспособным институтом гражданского общества, по мнению россиян, являются местные СМИ.

На фоне критичного отношения  населения к деятельности большинства  демократических институтов не случайной  выглядит и общая негативная оценка того, как работает демократия в  России. Лишь 13,8% россиян в целом  удовлетворены работой демократических институтов в стране (причем, только 4,1% удовлетворены полностью)., а 30,1% вообще отказывают нынешней России в праве называться демократическим государством.6

Неслучайно, когда речь заходит  об угрозе отхода России от демократических  завоеваний, большинство населения  видят  ее не столько в концентрации власти в руках президента или  отсутствии оппозиции, сколько в  колоссальном разрыве между богатством и бедностью в отсутствии равенства  всех перед законом и в сращивании власти и капитала, высшей бюрократии и олигархов.

Единственное, что сегодня  продолжает поддерживать большая часть  россиян – это отделение церкви от государства и отсутствие государственного контроля над СМИ.

 

 

 

 

 

6. Эффективность бюрократии в оценках россиян

 

Отношение населения к  общественному либо государственному институту во многом определяется тем, насколько эффективна в глазах общества его деятельность, справляется ли он, по мнению граждан, с возложенными на него задачами и функциями, или  нет. В России бюрократия всегда «славилась»  нерасторопностью и формальным подходом к любому делу, а в советское  время само понятие «бюрократ» официально определялось как «должностное лицо, выполняющее свои обязанности формально». Никакие реформы, начиная от петровских преобразований и заканчивая борьбой  с бюрократизмом последнего времени, не смогли изменить или хотя бы поколебать сложившийся в массовом сознании образ бюрократа-волокитчика. Проведенное  исследование еще раз подтвердило - большинство населения считает  деятельность российской бюрократии неэффективной (57,1%). И лишь каждый десятый оценивает  функционирование российской бюрократии в той или иной степени положительно (9,6%)7.

Утверждение о том, что  российская бюрократия неэффективна, приобрело характер некой константы  общественного мнения, присущей всем слоям и группам населения. Россияне разного возраста и уровня материальной обеспеченности, проживающие в различных поселениях и придерживающиеся самых разных идейно-политических предпочтений в большинстве своем дают негативную оценку работе российской бюрократии - от 50% молодежи до 56-62% респондентов других возрастных групп; от 53,1% хорошо обеспеченных до 57,6% плохо обеспеченных; от 52,8% живущих в селах до 66,9% жителей мегаполисов.8 При том, что представители некоторых групп (молодежь, хорошо обеспеченные люди, сторонники «партии власти») придерживаются несколько менее критичной позиции, даже среди них доля позитивных оценок деятельности бюрократии не поднимается выше 18-19%.

Сегодня редко можно услышать положительную характеристику российской государственной бюрократии. Чаще граждане и государствоведы отмечают низкую эффективность государственной службы, снижение ее престижа и доверия к ней, порочные принципы кадровой политики, непрофессионализм большинства государственных служащих, отсутствие профилактики коррупции в рядах российского чиновничества, а также борьбы с ней. Невооруженным взглядом видно, что в государственном аппарате оказалось много людей без каких-либо идей о путях улучшения положения народа и страны, обыкновенных проходимцев и жуликов, которые досконально изучили искусство манипулирования сознанием народа и извлекают из этого собственную выгоду.

Правящая государственная  бюрократия едва ли не ежедневно демонстрирует  факты предательства собственного народа. Она неадекватно реагирует  на изменения, происходящие в стране и мире. Похоже, что у нее затуплено  чувство будущего. Проводимая правящей группой политика ведет к проеданию капиталов, накопленных предыдущими поколениями, а что будет со страной в будущем - государственную бюрократию мало интересует. Главное для нее - удержать власть и самой во власти удержаться. Налицо разложение государственного аппарата, его ориентация на обслуживание интересов представителей крупного финансового, торгового и промышленного бизнеса, а также высшей бюрократии. Неудивительно, что, по результатам социологического исследования Института философии РАН, 70% россиян не чувствуют себя защищенными от произвола чиновников.

Механизм кадровой политики в сфере государственной службы насквозь проржавел. В стране нет  дефицита квалифицированных и по-государственному думающих граждан. Этот дефицит создан искусственно, поскольку умные и болеющие за Отечество граждане не востребованы существующей системой отбора и продвижения государственных служащих.

Бюрократия и коррупция  стали в настоящее время в  России тождественным понятием в  полном объеме рассматривается абсолютным большинством как источник дохода, а не как форма самореализации. 100%, только разные по форме, содержанию и объему. Входя в структурированную  систему, ты принимаешь (не принимаешь) условия структуризации. Промежуточные  состояния могут существовать незначительное время, как неустойчивые.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Рассмотрев поставленные задачи, оценив их основные положения  и решив поставленную задачу,  подведем итоги:

За годы российских реформ отношение в обществе к чиновникам ухудшилось. Треть россиян убеждены в том, что в результате осуществления  административной реформы самоуправство  высшей бюрократии и рядовых чиновников стало еще сильнее.

 Что главным образом  не устраивает россиян в нынешнем  поколении чиновничества? 

Ответ на этот вопрос практически  однозначен: откровенное слияние  бюрократии с экономическим капиталом, ее обширная коррумпированность, в  результате чего коренные интересы государства, населения преданы забвению.

 Власть, чиновничий аппарат,  бюрократия,  воспринимается основной  частью населения  как сосредоточение  всего негативного, что существует  в обществе.

В чем  сегодня заинтересована отечественная бюрократия?

Информация о работе Основные черты современной Российской бюрократии и общественное отношение к ней