Основные этапы становления и развития политической науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 19:51, практическая работа

Описание работы

Политические учения Китая отражали ожесточенную борьбу богатых и бедных, рабовладельцев и рабов. Конфуций придает большое значение воспитанию, просвещению, проповедует необходимость морального самоусовершенствования.
В отличие от конфуцианства, легисты основную роль в управлении государством отводили не этике, а праву. По их мнению, правитель должен поддерживать свою власть при помощи системы жестоких наказаний, которые зафиксированы в законах, созданных самим правителем, и которые обязательны для исполнения всеми без исключения его подданными.

Файлы: 1 файл

политология.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

Практическое занятие  № 1. Основные этапы становления  и развития политической науки.

 

  1. Политическая мысль Древнего Востока (буддизм, конфуцианство, даосизм, легизм).

 

- Политические учения Китая  отражали ожесточенную борьбу  богатых и бедных, рабовладельцев  и рабов. Конфуций придает большое значение воспитанию, просвещению, проповедует необходимость морального самоусовершенствования.

 В отличие от конфуцианства, легисты основную роль в управлении государством отводили не этике, а праву. По их мнению, правитель должен поддерживать свою власть при помощи системы жестоких наказаний, которые зафиксированы в законах, созданных самим правителем, и которые обязательны для исполнения всеми без исключения его подданными.

Вероучители буддизма не призывали, однако, к активной борьбе с несправедливостью. Социальные требования буддизма, по существу, сводились к уравнению каст в религиозной сфере и не затрагивали основ общественного строя. При всей своей очевидной ограниченности это учение подрывало авторитет наследственных брахманов, их притязания на идейное и политическое руководство обществом.

Социально-политическая концепция даосизма представляла собой реакционную утопию. Ее питали умонастроения тех слоев родовитой знати и общинной верхушки, положение которых было подорвано растущим имущественным и социальным расслоением.

  1. Политическая мысль Древней Греции и Древнего Рима (Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон).

Политическая мысль Аристотеля  гласит «Государство, состоящее из средних людей будет самой успешной государственной формой, а его граждане будут в наибольшей безопасности».

Политическая мысль Цицерона «Государство определяется как дело, достояние народа. Таким образом, Цицерон стоял у истоков той юридизации понятия государства, которая в последующем имела много приверженцев, вплоть до современных сторонников идеи «правового режима».

Мистический реализм Платона. Идеальному  типу государства у Платона противопостовляется отрицательный, в котором всем движут материальные стимулы. Все существующие государства Платон относит к этому – отрицательному типу: «Каково бы не было государство, в нем всегда есть два государства, враждебные друг другу:- государство богатых, другое бедных.

Полибий особо выделял политическое устройство Рима, где представлены все три основных элемента: монархический (консулат), аристократический (сенат) и демократический (народное собрание). Правильным сочетанием и равновесием этих властей Полибий и объяснял могущество Рима. 
 Политическая концепция Полибия послужила одним из связующих звеньев между политико-правовыми учениями Древней Греции и Древнего Рима. В своих рассуждениях о смешанной форме правления мыслитель предвосхитил идеи буржуазной концепции "издержек и противовесов".

 

 

 

 

 

 

  1. Политическая мысль средневекового Востока (аль-Фараби, Низами, Алишер Навои).

 

Политические идеи Аль-Фараби имели явно выраженный геополитический подтекст. Он, как и Аристотель, объяснял политические явления и процессы естественными, природными причинами, постоянно связывая политику и географию. «Великое общество — это совокупность многих народов, которые объединяются и помогают друг другу. Аль-Фараби особое внимание уделял нравственному аспекту и связывает достижение идеального состояния государства при активной позиции и развитости нравственных качеств правителя

Политическая мысль Низами Ганджеви состоит в том, что он выступал против шахов, феодальных угнетателей и тиранов, в защиту бедных, трудящихся масс. Низами был пламенным поборником равноправия народов и рас: «И белый и чёрный — все дети земли», «Эфиоп — чёрный, как железо, у него черна кожа, по чиста душа».

Убеждённый гуманист, борец против средневекового деспотизма и произвола, Алишер Навои обличал злоупотребления вельмож, корыстолюбие взяточников, выступал защитником народа перед султаном и решал дела в пользу несправедливо обиженных.

 

4.Становление и развитие политической мысли Казахстана. Воззрения Юсуфа Баласагуни, Коркыт-Ата, Ходжи Ахмеда Яссауи.

 

Политическая мысль Юсуфа Баласагуни является, что добродетельная форма государства напрямую зависит от нравственной чистоты и возвышенности правителя, от добродетельных, нравственных взаимоотношений его подданных.

Большой вклад в распространение  ислама среди кочевого населения  внес основатель суфийского ордена Яссавия – Ходжа Ахмед Яссави. Значительное место в общественно-политической мысли Казахстана занимает Ходжи Ахмеда Яссауи , вобравший в себя все духовно-нравственные ценности своего народа.

Коркыт — это реальный человек, бек огузо-кыпчакского племени кият, который считается основоположником эпического жанра и музыкальных произведений для кобыза. Эпос «Коркыт-Ата» состоит из 12 поэм и рассказов о похождениях огузских богатырей и героев. В нём упоминаются такие тюркские племена, как усуней и канглы.

Поэма «Огузнаме» посвящена детству  тюркского правителя Огуз-хана, его подвигам и победам, женитьбе и рождению сыновей, которых звали Солнце, Луна, Звезда, Небо, Гора и Море. Став правителем уйгур, Огуз вёл войны с Алтыном (Китаем) и Урумом (Византией). Также в этом сочинении обсуждается вопрос о происхождении славян, карлуков, кангаров, кыпчаков и других племён.

 

5.Фольклор – источник политической мысли казахского народа.

Составной частью духовной культуры казахов являются многообразные  формы народного поэтического творчества – фольклор, включающий в себя сказки, предания, легенды, песни, поговорки, загадки. Особое место занимают в поэтическом творчестве казахов героический и социально-бытовой эпос, айтысы, в которых содержится информация об условиях кочевого быта, патриархально-родового уклада предков.

 

6.Законы Тауке хана. «Жеты Жаргы» – важнейший политико-правовой документ.

Тауке-хан объявил свод законов  «Жеты Жаргы», ставший первым сводом общеказахского права. Все важнейшие вопросы страны, в т.ч. военные, решались на этих советах. Жеты жаргы включал в себя следующие разделы: земельный, семейно-брачный, военный, положение о судебном процессе, уголовный, закон о куне, закон о вдовах.

 

 

Практическое занятие  № 2. Политика в системе общественной жизни.

  1. Разновидности политики:
  2. , военная, национальная, международная и т.д.

Экономическая политика — это проводимая правительством система мер, действий в области управления экономикой, придания определенной направленности экономическим процессам в соответствии с целями, задачами, интересами государства.

Социальная политика - это совокупность принципов, методов и способов воздействия государства на социальную сферу жизни общества.

Демографическая политика - система мер, осуществляемых государством в отношении населения страны или района, направленных на достижение сознательно поставленных демографических целей повышения или снижения естественного прироста населения. 
Аграрная политика - стратегическая концепция государства, направленная на повышение эффективности сельскохозяйственного производства и защиту экономических интересов представителей аграрного сектора.

Культурная политика, в широком понимании – это система постоянно возобновляющихся взаимодействий государственной власти, негосударственных структур (политические партии, религиозные конфессии, общественные объединения), личностей или социальных групп по вопросам культурного развития общества.

Техническая политика направлена на повышение технической и экономической эффективности производственной деятельности с целью обеспечения конкурентоспособности производимых товаров и услуг.

Военная политика — составная часть общей политики государства и иных субъектов власти, непосредственно связанная с созданием и развитием военной организации, её подготовкой, способностью и готовностью к применению средств вооруженной борьбы для защиты государства и достижения других его политических целей.

Национальная Политика - политика государства по отношению к различным национальностям, живущим в одной стране. В разное время и в разных государствах может менять характер от национального террора («погромы», этнические чистки и т. п.), искусственной ассимиляции до предоставления полной культурной и частично политической автономии различным народам в рамках единого государства.

Международная политика регулирует отношения данного государства с другими государствами и народами в соответствии с его принципами и целями, достигаемыми применением различных средств и методов. Важнейшее средство внешней политики — дипломатия.

 

3.Функции политики: управленческая и регулятивная, обеспечения ценности и стабильности общества.

 

Управленческая и регулятивная функции. Политика не только выражает значимые интересы и потребности различных групп общества, но и обеспечивает их взаимодействие, оказывает на них влияние путем принятия политических решений. Политика управляет социальными процессами и регулирует их, используя социальное принуждение и насилие.

 Функция обеспечения целостности и стабильности общества – политика формирует общественные цели, определяет социальные ориентиры, ценности, изыскивает необходимые для этого ресурсы.

 

 

 

 

 

 

Практическое занятие № 3. Власть как политический феномен.

 

  1. Принципы организации и функционирования власти.

Политическая власть - особая разновидность общественной власти. Она включает в себя все властные отношения, складывающиеся между государством, партиями, движениями, группами давления и т. д. Посредством этих институтов выражается господствующая воля какого-то класса, слоя или большинства общества.

Принцип суверенитета означает верховенство и независимость государственной власти. Сосредоточение политической власти у государства означает его верховенство по сравнению с другими политическими институтами (партиями, движениями и т. д.).

Принцип легитимности связан с обоснованием правомерности тех решений, которые принимает власть, и добровольности их выполнения населением. Значение принципа легитимности:. позволяет отличать законно установленную власть от узурпированной, то есть насильственно захваченной.

Убежденность населения в правомерности  и справедливости существующих институтов власти, согласие подчиняться их решениям могут достигаться различными способами. М.Вебер выделил три идеальных типа легитимности власти: традиционный, харизматический и рационально-легальный.

 

    1. Типы легитимности: традиционный, харизматический и рационально-легальный, патриархальный, подданнический и активистский.

Традиционный тип легитимности основан на привычке подчиняться власти, вере в ее божественный характер и священность права престолонаследия; харизматический тип легитимности основывается на вере населения в исключительные качества политического деятеля.

Рационально-легальная легитимность основана на вере участников политической жизни в справедливостьтех правил, на основе которых формируется власть. Институты власти в своей деятельности подчиняются закону. Мотивом подчинения является рационально осознанный интерес избирателя, который высказывает его навыборах, голосуя за ту или иную партию, лидера;

Харизматический тип властвования развивается в условиях, где нет свободы, в революционных условиях. Харизматический авторитет не связан нормами или правилами. Он зависит не столько от идей, сколько от приверженности масс, их веры в особые качества вождя, от их преклонения перед ним.

Патриархальное господство. Союз господствующих представляет собой общность: тип начальника - "господин", штаб управления - "слуги", подчиненные - "подданные", послушные господину в силу пиетета. Патриархальный тип господства структурно во многом подобен семье, что делает особо прочным и устойчивым этот тип легитимности.

Подданнический тип культуры характерезуется пассивным отношением граждан к политической системе. Здесь личность уже ориентирована на политическую систему, связывает с ней свои ожидания, но в то же самое время опасается санкций с ее стороны.

Активистский тип, или политическая культура участия, отличается актвным включением индивидов в политическую жизнь.

3.Концепции власти.

Концепции

(ведущие 

представители)

Содержание

Теологическая

(ученые-богословы)

Власть – это божественное установление, потребность в ней обусловлена  «естественной греховностью» человека

Биологическая

(Ф. Ницше)

Власть – это механизм обуздания  биологической агрессии, заложенной в человеке

Бихевиоризм

(Ч. Мерриам, 

Г. Лассуэль)

В основе поступков человека лежит  стремление к власти, это доминирующий мотив политической активности

Психоаналитическая

(З. Фрейд, К. Хорни)

Власть – это способ господства бессознательного над человеческим сознанием

Структурно-функциональная

(Т. Парсонс)

Власть – это отношение неравноправных субъектов, чье поведение обусловлено  выполняемыми ролями (например, роль управляющих или управляемых)

Социальная 

конфликтология 

(потенциально-волевая) (К.  Маркс.)

Власть – это господство и  подчинение, возможность или способность  политического субъекта осуществлять (навязывать) свою волю

Дуалистическая(М. Дюверже)

Власть двойственна: 1) инструмент господства; 2) средство интеграции

Информация о работе Основные этапы становления и развития политической науки