Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 19:51, практическая работа
Политические учения Китая отражали ожесточенную борьбу богатых и бедных, рабовладельцев и рабов. Конфуций придает большое значение воспитанию, просвещению, проповедует необходимость морального самоусовершенствования.
В отличие от конфуцианства, легисты основную роль в управлении государством отводили не этике, а праву. По их мнению, правитель должен поддерживать свою власть при помощи системы жестоких наказаний, которые зафиксированы в законах, созданных самим правителем, и которые обязательны для исполнения всеми без исключения его подданными.
Практическое занятие № 1. Основные этапы становления и развития политической науки.
- Политические учения Китая отражали ожесточенную борьбу богатых и бедных, рабовладельцев и рабов. Конфуций придает большое значение воспитанию, просвещению, проповедует необходимость морального самоусовершенствования.
В отличие от конфуцианства, л
Вероучители буддизма не призывали, однако, к активной борьбе с несправедливостью. Социальные требования буддизма, по существу, сводились к уравнению каст в религиозной сфере и не затрагивали основ общественного строя. При всей своей очевидной ограниченности это учение подрывало авторитет наследственных брахманов, их притязания на идейное и политическое руководство обществом.
Социально-политическая концепция даосизма представляла собой реакционную утопию. Ее питали умонастроения тех слоев родовитой знати и общинной верхушки, положение которых было подорвано растущим имущественным и социальным расслоением.
Политическая мысль Аристотеля гласит «Государство, состоящее из средних людей будет самой успешной государственной формой, а его граждане будут в наибольшей безопасности».
Политическая мысль Цицерона «Государство определяется как дело, достояние народа. Таким образом, Цицерон стоял у истоков той юридизации понятия государства, которая в последующем имела много приверженцев, вплоть до современных сторонников идеи «правового режима».
Мистический реализм Платона. Идеальному типу государства у Платона противопостовляется отрицательный, в котором всем движут материальные стимулы. Все существующие государства Платон относит к этому – отрицательному типу: «Каково бы не было государство, в нем всегда есть два государства, враждебные друг другу:- государство богатых, другое бедных.
Полибий особо выделял политическое
устройство Рима, где представлены все
три основных элемента: монархический
(консулат), аристократический (сенат)
и демократический (народное собрание).
Правильным сочетанием и равновесием
этих властей Полибий и объяснял могущество
Рима.
Политическая концепция Полибия послужила
одним из связующих звеньев между политико-правовыми
учениями Древней Греции и Древнего Рима.
В своих рассуждениях о смешанной форме
правления мыслитель предвосхитил идеи
буржуазной концепции "издержек и противовесов".
Политические идеи Аль-Фараби имели явно выраженный геополитический подтекст. Он, как и Аристотель, объяснял политические явления и процессы естественными, природными причинами, постоянно связывая политику и географию. «Великое общество — это совокупность многих народов, которые объединяются и помогают друг другу. Аль-Фараби особое внимание уделял нравственному аспекту и связывает достижение идеального состояния государства при активной позиции и развитости нравственных качеств правителя
Политическая мысль Низами Ганджеви состоит в том, что он выступал против шахов, феодальных угнетателей и тиранов, в защиту бедных, трудящихся масс. Низами был пламенным поборником равноправия народов и рас: «И белый и чёрный — все дети земли», «Эфиоп — чёрный, как железо, у него черна кожа, по чиста душа».
Убеждённый гуманист, борец против средневекового деспотизма и произвола, Алишер Навои обличал злоупотребления вельмож, корыстолюбие взяточников, выступал защитником народа перед султаном и решал дела в пользу несправедливо обиженных.
4.Становление и развитие политической мысли Казахстана. Воззрения Юсуфа Баласагуни, Коркыт-Ата, Ходжи Ахмеда Яссауи.
Политическая мысль Юсуфа Баласагуни является, что добродетельная форма государства напрямую зависит от нравственной чистоты и возвышенности правителя, от добродетельных, нравственных взаимоотношений его подданных.
Большой вклад в распространение ислама среди кочевого населения внес основатель суфийского ордена Яссавия – Ходжа Ахмед Яссави. Значительное место в общественно-политической мысли Казахстана занимает Ходжи Ахмеда Яссауи , вобравший в себя все духовно-нравственные ценности своего народа.
Коркыт — это реальный человек, бек огузо-кыпчакского племени кият, который считается основоположником эпического жанра и музыкальных произведений для кобыза. Эпос «Коркыт-Ата» состоит из 12 поэм и рассказов о похождениях огузских богатырей и героев. В нём упоминаются такие тюркские племена, как усуней и канглы.
Поэма «Огузнаме» посвящена детству тюркского правителя Огуз-хана, его подвигам и победам, женитьбе и рождению сыновей, которых звали Солнце, Луна, Звезда, Небо, Гора и Море. Став правителем уйгур, Огуз вёл войны с Алтыном (Китаем) и Урумом (Византией). Также в этом сочинении обсуждается вопрос о происхождении славян, карлуков, кангаров, кыпчаков и других племён.
5.Фольклор – источник политической мысли казахского народа.
Составной частью духовной культуры казахов являются многообразные формы народного поэтического творчества – фольклор, включающий в себя сказки, предания, легенды, песни, поговорки, загадки. Особое место занимают в поэтическом творчестве казахов героический и социально-бытовой эпос, айтысы, в которых содержится информация об условиях кочевого быта, патриархально-родового уклада предков.
6.Законы Тауке хана. «Жеты Жаргы» – важнейший политико-правовой документ.
Тауке-хан объявил свод законов «Жеты Жаргы», ставший первым сводом общеказахского права. Все важнейшие вопросы страны, в т.ч. военные, решались на этих советах. Жеты жаргы включал в себя следующие разделы: земельный, семейно-брачный, военный, положение о судебном процессе, уголовный, закон о куне, закон о вдовах.
Практическое занятие № 2. Политика в системе общественной жизни.
Экономическая политика — это проводимая правительством система мер, действий в области управления экономикой, придания определенной направленности экономическим процессам в соответствии с целями, задачами, интересами государства.
Социальная политика - это совокупность принципов, методов и способов воздействия государства на социальную сферу жизни общества.
Демографическая политика
- система мер, осуществляемых государством
в отношении населения страны или района,
направленных на достижение сознательно
поставленных демографических целей повышения
или снижения естественного прироста
населения.
Аграрная политика - стратегическая
концепция государства, направленная
на повышение эффективности сельскохозяйственного
производства и защиту экономических
интересов представителей аграрного сектора.
Культурная политика, в широком понимании – это система постоянно возобновляющихся взаимодействий государственной власти, негосударственных структур (политические партии, религиозные конфессии, общественные объединения), личностей или социальных групп по вопросам культурного развития общества.
Техническая политика направлена на повышение технической и экономической эффективности производственной деятельности с целью обеспечения конкурентоспособности производимых товаров и услуг.
Военная политика — составная часть общей политики государства и иных субъектов власти, непосредственно связанная с созданием и развитием военной организации, её подготовкой, способностью и готовностью к применению средств вооруженной борьбы для защиты государства и достижения других его политических целей.
Национальная Политика - политика государства по отношению к различным национальностям, живущим в одной стране. В разное время и в разных государствах может менять характер от национального террора («погромы», этнические чистки и т. п.), искусственной ассимиляции до предоставления полной культурной и частично политической автономии различным народам в рамках единого государства.
Международная политика регулирует отношения данного государства с другими государствами и народами в соответствии с его принципами и целями, достигаемыми применением различных средств и методов. Важнейшее средство внешней политики — дипломатия.
3.Функции политики: управленческая и регулятивная, обеспечения ценности и стабильности общества.
Управленческая и регулятивная функции. Политика не только выражает значимые интересы и потребности различных групп общества, но и обеспечивает их взаимодействие, оказывает на них влияние путем принятия политических решений. Политика управляет социальными процессами и регулирует их, используя социальное принуждение и насилие.
Функция обеспечения целостности и стабильности общества – политика формирует общественные цели, определяет социальные ориентиры, ценности, изыскивает необходимые для этого ресурсы.
Практическое занятие № 3. Власть как политический феномен.
Политическая власть - особая разновидность общественной власти. Она включает в себя все властные отношения, складывающиеся между государством, партиями, движениями, группами давления и т. д. Посредством этих институтов выражается господствующая воля какого-то класса, слоя или большинства общества.
Принцип суверенитета означает верховенство и независимость государственной власти. Сосредоточение политической власти у государства означает его верховенство по сравнению с другими политическими институтами (партиями, движениями и т. д.).
Принцип легитимности связан с обоснованием правомерности тех решений, которые принимает власть, и добровольности их выполнения населением. Значение принципа легитимности:. позволяет отличать законно установленную власть от узурпированной, то есть насильственно захваченной.
Убежденность населения в
Традиционный тип легитимности основан на привычке подчиняться власти, вере в ее божественный характер и священность права престолонаследия; харизматический тип легитимности основывается на вере населения в исключительные качества политического деятеля.
Рационально-легальная легитимность основана на вере участников политической жизни в справедливостьтех правил, на основе которых формируется власть. Институты власти в своей деятельности подчиняются закону. Мотивом подчинения является рационально осознанный интерес избирателя, который высказывает его навыборах, голосуя за ту или иную партию, лидера;
Харизматический тип властвования развивается в условиях, где нет свободы, в революционных условиях. Харизматический авторитет не связан нормами или правилами. Он зависит не столько от идей, сколько от приверженности масс, их веры в особые качества вождя, от их преклонения перед ним.
Патриархальное господство. Союз господствующих представляет собой общность: тип начальника - "господин", штаб управления - "слуги", подчиненные - "подданные", послушные господину в силу пиетета. Патриархальный тип господства структурно во многом подобен семье, что делает особо прочным и устойчивым этот тип легитимности.
Подданнический тип культуры характерезуется пассивным отношением граждан к политической системе. Здесь личность уже ориентирована на политическую систему, связывает с ней свои ожидания, но в то же самое время опасается санкций с ее стороны.
Активистский тип, или политическая культура участия, отличается актвным включением индивидов в политическую жизнь.
3.Концепции власти.
Концепции (ведущие представители) |
Содержание |
Теологическая (ученые-богословы) |
Власть – это божественное установление, потребность в ней обусловлена «естественной греховностью» человека |
Биологическая (Ф. Ницше) |
Власть – это механизм обуздания биологической агрессии, заложенной в человеке |
Бихевиоризм (Ч. Мерриам, Г. Лассуэль) |
В основе поступков человека лежит стремление к власти, это доминирующий мотив политической активности |
Психоаналитическая (З. Фрейд, К. Хорни) |
Власть – это способ господства бессознательного над человеческим сознанием |
Структурно-функциональная (Т. Парсонс) |
Власть – это отношение |
Социальная конфликтология (потенциально-волевая) (К. Маркс.) |
Власть – это господство и подчинение, возможность или способность политического субъекта осуществлять (навязывать) свою волю |
Дуалистическая(М. Дюверже) |
Власть двойственна: 1) инструмент господства; 2) средство интеграции |
Информация о работе Основные этапы становления и развития политической науки