Основные этапы становления и развития политической науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 19:51, практическая работа

Описание работы

Политические учения Китая отражали ожесточенную борьбу богатых и бедных, рабовладельцев и рабов. Конфуций придает большое значение воспитанию, просвещению, проповедует необходимость морального самоусовершенствования.
В отличие от конфуцианства, легисты основную роль в управлении государством отводили не этике, а праву. По их мнению, правитель должен поддерживать свою власть при помощи системы жестоких наказаний, которые зафиксированы в законах, созданных самим правителем, и которые обязательны для исполнения всеми без исключения его подданными.

Файлы: 1 файл

политология.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

Поведенческий подход

Социологический подход

Природа власти объясняется биологическими и психическими особенностями человека

Природа власти объясняется через  определенную систему социального взаимодействия


Практическое занятие  № 4. Социально-этнические общности и  национальная политика.

 

  1. Два подхода к пониманию категории «нация»: этнолингвистический и государственно-правовой.

 

В полиэтническом сознании и политической практике доминирует классическое понимание нации как этнолингвистического образования. Такое понимание имеет право на существование, но лишь в определенном контексте, где речь идет о различиях народов, населяющих государство.

При переходе в политическую сферу  адекватным становится гражданско-правовое толкование нации, акцентирующее не на различиях, а на том, что объединяет народы страны. В этом контексте каждый гражданин выступает как представитель единой политической нации определенной этнической принадлежности.

 

2.Национальный и этнические отношения в обществе.

 

Следует отождествлять понятия нации и этноса. Нация — понятие более широкое и может включать многообразные этносы страны, так что тезис о том, что современный мир — это «мир наций», нуждается в уточнении. Население большинства государств не только полиэтнично, но нередко включает в себя и нации. В эпоху модернизации, когда во многих странах образуются суперэтнические пространства, понятие нации также нуждается в уточнении.

Казахстан является полиэтническим государством, в котором преодолен кризис идентичности. В таком государстве народ выступает как единый политический субъект, единое политическое сообщество. В этом контексте гражданско-правовое толкование нации и соответствующее ему понятие «казахстанская нация» являются адекватными. При таком понимании нация — это совокупность всех граждан страны, это сообщество индивидов, единая гражданская идентичность которых доминирует над этническими, конфессиональными и культурными различиями.

Нация как суперэтническая общность консолидируется благодаря государству, а государство может быть только национальны

Национальный вопрос и его структура. Принципы решения национального  вопроса.

 

3.Культура межнационального общения и его роль в укреплении гражданского мира и межнационального согласия.

 

Культура межнационального общения - совокупность специальных знаний и умений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся  в межличностных контактах и  взаимодействии представителей различных  этнических общностей и позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах

Человеку с развитой культурой  межнационального общения присущи  следующие наиболее типичные черты  личности: навыки общения в многонациональном  трудовом коллективе, умение пользоваться ими в своей практической деятельности; уважительное отношение к национальному достоинству других людей, к национальным культурам, к прогрессивным национальным традициям, национальным обычаям; непримиримое отношение к проявлениям национального эгоизма и национального тщеславия, национального нигилизма; умение освобождаться от предрассудков прошлого не только в мировоззрении, но и в чувствах; уважительное отношение к языку народа, на территории которого он проживает.

Культура межнационального общения,  в укреплении гражданского мира способствует  интеграции наций, народностей страны, укреплению их дружбы и сотрудничества, воспитывая такт и взаимоуважение людей разных национальностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Институты политической системы: государство, политические партии, группы интересов и не правительственные организации.

 

Государство - организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность. Государство как институт политической системы, орудие публичной власти. В обществе без государства политические функции не монополизируются на постоянной основе привилегированной его частью. В обществе с государством власть централизованной группы, опирающейся на иерархический административный аппарат и строящей свою деятельность на базе юридических норм. Здесь действует четко установленная иерархия – разделение на лиц, владеющих политической властью и подчиняющихся ей, то есть существуют отношения управления и подчинения, где организованное меньшинство обладает монополизированной централизованной политической властью.

Политическая партия — стабильная иерархическая политическая организация, объединяющая на добровольной основе лиц с общими социально-классовыми, политико-экономическими, национально-культурными, религиозными и иными интересами и идеалами, ставящая перед собой цель завоевания политической власти или участие в ней.

По сравнению с общественно-политическими  движениями и избирательными блоками  политические партии отличаются большей  идейной и организационной общностью и долговременностью действия.

Неправительственные организации - это некоммерческие добровольные группы граждан, созданные на местном, национальном и международном уровнях, включая научные органы и профессиональные ассоциации. Оказывают аналитические и экспертные услуги, служат в качестве средства раннего оповещения и помогают контролировать и выполнять международные соглашения. Некоторые из них организованы вокруг конкретных вопросов, таких как права человека, окружающая среда или здоровье.

 

  1. Политическая система РК.

Политическая система Казахстана уже прошла стадию политической мобилизации, которая, с одной стороны, привела  к установлению жесткой и сильной  исполнительной вертикали во главе  с президентом, благодаря чему и  были осуществлены достаточно успешные экономические реформы, и в то же время породила пять основных проблем:

1)Монотонность политического поля и ограниченные возможности для политического участия. Отсюда отсутствие такого важного актора, как электорат. 2)Дисбаланс между стремительной экономической либерализацией и политическим консерватизмом. 3) Отсутствие ясной и реализуемой стратегии дальнейшего политического развития у правящей элиты и у оппозиции. Тезисы последней о необходимости создания парламентской республики неплохи, но не соответствуют существующему политическому потенциалу страны и возможностям пока еще слабой партийной системы Казахстан.4)Отсутствие эффективных каналов взаимодействия с другими политическими участниками, в первую очередь, с оппозицией. Что касается опыта с ПДС, то он, к сожалению, оказался не удачным, хотя и поучительным. К плюсам можно отнести лишь то, что был создан прецедент формирования некоего подобия диалогового моста между властью и оппозицией, при этом некоторые представители последней смогли получить политическую трибуну, которой они сейчас практически лишены.5) Размытость такого понятия, как легитимность власти. Последняя проблема достаточно важная, так как речь идет о политической стабильности самой власти.

Практическое занятие  № 6. Государство и гражданское общество.

 

  1. Государство как ядро политической системы общества.

 

Государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость.

Центральным институтом политической системы является государство. В  его деятельности концентрируется основное содержание политики.

 

2.Понятия правового государства и его отличительные признаки.

 

Правовое государство - это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.

Теория и практика правового  государства позволяет выделить следующие его отличительные  признаки:

Суверенитет народа, конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета. Это означает, что именно народ является конечным источником власти, государственный же суверенитет носит представительный характер.

Верховенство закона, выражающего правовые принципы общества. Законы правового государства опираются на Конституцию страны

Всеобщность права, связанность правом самого государства и его органов.

Взаимная ответственность государства  и личности.

Разделение властей. В соответствии с принципом разделения властей  власть не должна быть сосредоточена  в руках одного лица или одного органа, а должна быть рассредоточена, чтобы избежать деспотизма, между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти.

Незыблемость свободы личности, ее прав, чести и достоинства.

Наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан, реализацией законов и других нормативных актов, гибкого механизма гарантий свободы народного волеизъявления.

 

3.Структура гражданского общества.

 

Структура — это внутреннее строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития.

В структуру гражданского общества входят семейные, экономические, религиозные  и нравственные отношения, а также  не опосредованные государством политические отношения между индивидами и  субъектами политической жизни.

 

 

Практическое занятие  № 7. Политические партии и общественные движения.

 

  1. Возникновение и сущность политических партий.

 

Политическая партия — стабильная иерархическая политическая организация, объединяющая на добровольной основе лиц с общими социально-классовыми, политико-экономическими, национально-культурными, религиозными и иными интересами и идеалами, ставящая перед собой цель завоевания политической власти или участие в ней.

Важное место в деятельности партии занимает представительство интересов классов, социальных групп и слоев. Содержанием этой функции является выявление, формулирование и обоснование интересов социальных сил, их интеграция и активизация.

 

  1. Партийные системы: основания классификации.

 

Классифицикацию политических партий обычно проводят по следующим критериям: 1) по социальной направленности программы и деятельности,

2) по идейным основаниям их  деятельности,

3) по методам выполнения программы,

4) по характеру политических  действий,

5) по представительству в высших  органах государственной власти и отношению к официальной политике,

6) по месту в политическом  спектре: левые, центристские  и правые;

7) по стилю общения между партийными  лидерами и рядовыми членами;  демократические и антидемократические,

8) по характеру членства: кадровые (отличающиеся немногочисленностью, свободным членством, организационной рыхлостью) и массовые (стремящиеся вовлечь в свои ряды как можно большее число членов, упрочить связи, укрепить структуру);

9) по организационной структуре.

 

 

Практическое занятие № 8. Политические режимы.

 

  1. Тоталитаризм и его разновидности.

Тоталитаризм это политический режим, который стремится к полному (тотальному) контролю государства над всеми сторонами жизни общества.

Разновидности, характерные для  тоталитарного режима:

  • чрезмерное огосударствление общественной жизни;
  • правовое закрепление руководящей роли одной партии;
  • осуществление насильственного господства власти над человеком во всех сферах жизни с помощью партийно-государственных институтов.
  1. Авторитаризм: типология форм.

Авторитаризм характеристика особых типов режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан.

Среди множества авторитарных порядков можно выделить следующие их основные типы:

-   Партийные

-  Военные

-   Национальные

-   Корпоративные

-   Режимы личной власти

3.Демократия и ее разновидности.

Демократия- власть народа.

Разновидности демократии: 
По приоритетным субъектам демократия бывает: 
 
• Либеральная (индивидуалистская). Признает источником власти индивида. 
• Плюралистическая. Предполагает, что главным субъектом политики являются различные группы людей. 
• Коллективистская (народная). Опирается на народ как единого субъекта, обладающего правом издавать законы и решать важнейшие проблемы общественной, государственной жизни. 
По способам властвования демократия бывает: 
 
• прямая (плебисцитарная); 
• представительная (репрезентативная); 
• партиципаторная (демократия участия). 
 
Условия формирования демократии: 
Экономические — многообразие форм собственности, рынок, конкуренция, определенный уровень благосостояния общества. 
Социальные — наличие гражданского общества, деятельность автономных ассоциаций и институтов, гражданских инициатив, свобода СМИ. 
Культурные — политическая грамотность населения, его доверие к институтам власти, готовность выдвигать требования представителям власти и сотрудничать с ними для решения своих насущных проблем.

Информация о работе Основные этапы становления и развития политической науки