Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 19:35, реферат
Элементы народного представительства зародились на Руси еще в Х-XI веках. С древнейших времен на Руси существовало вече как верховный орган самоуправления в древнерусских землях. Вече представляло собой собрание народа, принимавшее решения по наиболее важным политическим вопросам.
История Московского государства знает и такие своеобразные общегосударственные сословно-представительные органы, как созывавшиеся государями с XVI в. земские соборы - совещания государя со своим окружением и представителями "всей земли".
Введение 2
1. Зарождение парламентаризма 3
2. Советский период парламентаризма 6
3. Современный этап развития государственной власти в Российской Федерации 10
Заключение 14
Список использованной литературы.
Содержание
Введение
1. Зарождение парламентаризма
2. Советский период
3. Современный этап развития
государственной власти в
Заключение
Список использованной литературы.
Введение
Тема данной контрольной работы - «Основные этапы становления парламентаризма в России».
Парламентаризм - неотъемлемая черта демократии.
Парламентаризм – государственная власть, в которой существенная роль принадлежит народному представительству-парламенту.
Парламент –
высший законодательный орган,
в котором депутаты
В общественно-политической жизни России деятельность законодательных и представительных учреждений занимает важное место. И хотя исторически исполнительная власть в нашей стране преимущественно доминировала над законодательной властью, еще со времен вечевых собраний те или иные правители вынуждены были считаться с народным мнением.
Объектом исследования
в данной работе является
Целью данной контрольной работы является процесс становления парламентаризма в России.
Элементы народного представительства зародились на Руси еще в Х-XI веках. С древнейших времен на Руси существовало вече как верховный орган самоуправления в древнерусских землях. Вече представляло собой собрание народа, принимавшее решения по наиболее важным политическим вопросам.
История Московского государства знает и такие своеобразные общегосударственные сословно-представительные органы, как созывавшиеся государями с XVI в. земские соборы - совещания государя со своим окружением и представителями "всей земли".
Идея парламента как регулярно действующего представительного органа получила хождение в России в начале XIX в. Это было связано с появлением пока ещё узкого круга европейски образованных людей, убежденных в необходимости законодательного закрепления самодержавной власти.
Ближайший советник Александра I М.М.Сперанский в числе прочих преобразований государственного строя предложил создать выборную Государственную Думу с предоставлением ей исключительного права принятия основных гражданских, уголовных и иных законов. Однако проект М.М.Сперанского остался на бумаге из-за сопротивления дворянства. Важным шагом в развитии представительных учреждений стали земские и городские реформы 60-70 годов XIX века.
Начало XX века ознаменовалось появлением общегосударственного парламентского органа, на который были возложены задачи законотворчества, рассмотрения вопросов государственной политики, парламентский контроль в отношении правительственного аппарата. Манифест 17 октября 1905 г. даровал России законодательный выборный парламент - Государственную Думу.
Дореволюционная Государственная
Дума просуществовала более
Порядок выборов в первую Думу определял закон о выборах, изданный в декабре 1905 г. Согласно закону, были учреждены четыре избирательные курии - землевладельческая, городская, крестьянская и рабочая. Парламентские выборы не были всеобщими (избирательного права были лишены женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие, ряд национальных меньшинств), равными (один выборщик приходился в землевладельческой курии на две тысячи избирателей, в городской - на четыре, в крестьянской - на тридцать, в рабочей - на девяноста), прямыми (двухступенчатыми, а для рабочих и крестьян - соответственно трех- и четырехступенчатыми). Кроме того, от рабочей курии к выборам допускались лишь те пролетарии, которые были заняты на предприятиях с числом работающих не менее 50: в результате от участия в голосовании автоматически отсекались около двух миллионов мужчин-рабочих.
23 апреля 1906 г. император Николай II утвердил свод основных государственных законов, который Дума могла изменить только по инициативе самого монарха. Все принимаемые законы подлежали утверждению самодержцем. Вся исполнительная власть в стране также подчинялась только ему. Царь назначал министров, единолично определял внешнюю политику страны, руководил вооруженными силами. Он объявлял войну, заключал мир, мог вводить в любой местности военное или чрезвычайное положение.
Законопроекты, поступавшие в Думу из министерств, рассматривались думским совещанием, состоявшим из председателя Думы, его товарищей, секретаря Думы и его товарища. Совещание делало предварительное заключение о направлении законопроекта в одну из комиссий, которое затем утверждалось Думой.
Каждый проект рассматривался Думой в трех чтениях. В первом шло общее обсуждение законопроекта. По завершении прений председатель вносил предложение о переходе к постатейному чтению, после чего все принятые по законопроекту поправки сводились в один документ. Третье чтение являлось, по существу, вторым постатейным чтением. Смысл его состоял в нейтрализации тех поправок, которые могли пройти во втором чтении при помощи случайного большинства и не устраивали влиятельные фракции. По завершении третьего чтения председательствующий ставил на голосование законопроект в целом с принятыми поправками.
Собственный законодательный почин Думы ограничивался требованием, чтобы каждое предложение исходило не менее чем от 30 депутатов.
Во всех четырех Думах
(в разном, конечно, соотношении) преобладающее
положение среди депутатов зани
В результате Февральской и Октябрьской революций 1917 г. сложилась новая система представительной власти - Советы народных депутатов.
В мае 1917 г. состоялся I съезд советов крестьянских депутатов, а в июне - рабочих и солдатских. II съезд советов рабочих и солдатских депутатов, открывшийся 25 октября, провозгласил передачу всей власти в стране в руки советов (в декабре к рабочим и солдатским советам присоединились и крестьянские). Избранный съездом Всероссийский Центральный исполнительный комитет (ВЦИК) принял на себя высшие законодательные функции.
III Всероссийский съезд советов
в январе 1918 г. принял два акта
конституционного значения - Декларацию
прав трудящегося и
В июле 1918 г. V съезд советов принял Конституцию РСФСР. Документ предусматривал, что съезд советов является "высшей властью". Компетенция съезда никак не ограничивалась. Съезды должны были созываться не реже двух раз в год (с 1921 г. - один раз в год). В периоды между съездами их функции переходили к ВЦИКу, но и этот орган с осени 1918 г. перешел к сессионному порядку работы. Установленная Конституцией избирательная система была многоступенчатой: депутаты всероссийских съездов избирались на губернских и городских съездах. При этом один депутат от городских съездов приходился на 25 тысяч избирателей, а от губернских - на 125 тысяч, что давало преимущества рабочим.
В результате гражданской войны советская власть победила в провозгласивших ранее независимость Азербайджане, Армении, Белоруссии, Грузии, Украине. Азербайджан, Армения, Грузия объединились в Закавказскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику (ЗСФСР). 30 декабря 1922 г. I Всесоюзный съезд советов принял решение об объединении Белорусской ССР, ЗСФСР, РСФСР и Украинской ССР в единое федеративное государство - Союз Советских Социалистических Республик.
На II Всесоюзном съезде 31 января 1924 г. принята первая Конституция СССР. Установленный ею государственный механизм СCCР был аналогичен госмеханизму РСФСР. Высшим органом власти в стране провозглашался Всесоюзный съезд советов, который созывался один раз в год (с 1927 г. - один раз в два года). Двухпалатный Центральный исполнительный комитет (ЦИК) собирался на сессии три раза в год. В подчинении Президиума ЦИК находилось более 100 учреждений. С начала 1930-х гг. на сессиях ЦИК установилась специфическая процедура: депутаты утверждали списком (без обсуждения) постановления, принятые Президиумом.
5 декабря 1936 г. VIII Всесоюзный съезд
советов принял новую
Верховный Совет СССР являлся высшим органом государственной власти Советского Союза, принимавшим решения по важнейшим вопросам государственного строительства, экономики, социально-культурной сферы. Он определял основные направления внешней политики, осуществлял высший контроль над государственным аппаратом. На Верховный Совет СССР Конституция возлагала избрание Президиума Верховного Совета СССР, формирование Правительства СССР, избрание Верховного Суда СССР, назначение Генерального прокурора СССР. Верховный Совет СССР мог назначать следственные и ревизионные комиссии по любому вопросу.
Верховный Совет СССР избирался сроком на 4 года на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права. Депутатом мог быть избран гражданин СССР не моложе 23 лет.
Верховный Совет СССР состоял из двух равноправных палат - Совета Союза и Совета Национальностей. Совет Союза избирался по норме: один депутат на 300 тыс. человек. В Совет Национальностей избиралось по 32 депутата от каждой союзной республики, по 11 депутатов от каждой автономной республики, по 5 депутатов от каждой национальной области и по 1 депутату от каждого национального округа.
Обе палаты обладали правом законодательной инициативы. Их сессии проходили одновременно. В случае разногласий между палатами вопрос передавался на рассмотрение согласительной комиссии, образуемой самими палатами на паритетных началах.
Законодательная деятельность Верховного Совета СССР осуществлялась в двух формах - непосредственно путем принятия законов и путем утверждения указов Президиума Верховного Совета СССР, изданных в период между сессиями.
Президиум Верховного Совета СССР имел широкие полномочия по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство, в том числе в законы СССР и Основы законодательства Союза ССР и союзных республик. Указы Президиума Верховного Совета СССР общенормативного характера утверждались на сессиях Верховного Совета СССР, которые созывались дважды в год.
Существенные изменения в деятельности советов всех уровней произошли после отмены статьи 6 Конституции СССР о руководящей и направляющей роли КПСС. Особенно активно стали работать Съезды народных депутатов РСФСР и Верховный Совет РСФСР. Были учреждены институт президентства и Конституционный суд.
После распада единого
союзного государства и проведения
конституционной реформы в
Высшую законодательную власть в Российской Федерации осуществляет Федеральное Собрание - представительный, законодательный и контролирующий орган, который состоит из двух палат: верхней - Совета Федерации и нижней - Государственной Думы.
Государственная Дума избирается непосредственно гражданами России, Совет Федерации состоит из членов, избранных законодательными органами субъектов Российской Федерации (половина членов Совета Федерации) и назначаемых главами администрации субъектов Федерации (вторая половина). Палаты заседают раздельно, однако могут собираться совместно, например, для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.
Совет Федерации и Государственная Дума избирают из своего состава председателей (нынешний Председатель Совета Федерации – Матвиенко Г.И., Госдумы – Нарышкин С.Е.) и их заместителей, образуют комитеты и комиссии, проводят парламентские слушания по вопросам своего ведения. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату Российской Федерации, состав и порядок деятельности которой определяется Федеральным законом "О счетной палате Российской Федерации" от 1995 г.
Информация о работе Основные этапы становления парламентаризма в России