Основы парламента и парламентаризма в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 19:50, реферат

Описание работы

Актуальность темы продиктована необходимостью исследования трудностей, успехов и неудач политического реформирования страны, определения ориентиров развития российской государственности в период перехода к демократии.
Цель исследования - изучить процесс становления современного российского парламентаризма, показать роль и влияние на этот процесс различных политических сил, выявить этапы и особенности формирования парламентской системы в России.

Файлы: 1 файл

Типы и виды предпринимательства.doc

— 340.50 Кб (Скачать файл)

Как пишет А. Коновалов, в результате выборов 2003, практически исчез институт парламентаризма. Исчез парламент как место, в котором формируются различные точки зрения, идет поиск компромисса и вырабатывается некоторый общественный консенсус. В этом смысле Совет Федерации утратил свои функции уже довольно давно, а нижняя палата последовала за ним в результате выборов.

В стране практически отсутствует политическая дискуссия. Затихли споры о гражданском обществе, среднем классе, природе российского либерализма, наконец, о месте олигархов в обществе. То, о чем говорят, носит ситуативный характер. В. Путин вынужден был в связи с этим заявить, что монополия "Единой России" в Госдуме не означает, что не должно быть различных мнений и позиций. Трудно в такой ситуации вырабатывать новые идеи, еще труднее выращивать лидеров и оппозицию. Закрепление некоего диалога между обществом, властью и оппозицией является крайне необходимым условием для устойчивого развития страны. Особенно с учетом того, что предстоящие выборы 2007 и 2008 годов будут тревожными, поскольку парламентские выборы идут накануне президентских, которые завершают второй срок пребывания нынешнего главы государства на президентском посту, и речь фактически пойдет о формировании новой политической эпохи.

Есть ли перспективы позитивного развития и становления парламентаризма в России?

Без правового урегулирования проблем деятельности оппозиционных партий в стране сегодня вряд ли можно восстановить престиж Государственной Думы, вряд ли можно вообще говорить о развитии парламентаризма в России. "Беспомощная оппозиция - это беда российской власти и угроза для единственного политического института - президентства".

Нам нужен авторитетный, работоспособный и ответственный парламент. Данный идеал не имеет ничего общего с либеральным идеалом парламентаризма как свободной игры политических сил, выражающих мнения и интересы различных слоев общества. Конечно, оба идеала могут, при известном социально-политическом балансе, могут и совпасть, но не более того.

Парламентаризм по природе своей выражает динамику общественного мнения, которая может и должна быть уравновешена стабильностью положительной государственной цели, своего рода политической ценностью, предохраняющей государство от дезинтеграции. Соглашаясь с необходимостью широкого представительства различных политических и общественных сил, гласной борьбы мнений и интересов, следует признать, что образование верховной власти на основе такой борьбы неизбежно вносит деструктивное начало в государственную жизнь.

Система беспарламентской демократии основана на прямом, непосредственном волеизъявлении народа. Сущность ее состоит в широком использование в ходе законотворчества референдумов - всенародных опросов. В зачаточной стадии такая система существует в Швейцарии, где референдумы давно и весьма широко используются при решении важных политических и народнохозяйственных проблем. В нескольких кантонах Швейцарии законодательным органом является общее собрание граждан. Возможность введения такой системы является результатом научно-технической революции. Благодаря развитию информации появились качественно новые виды связи и распространения информации, ее поиска и хранения, в частности, распространение Интернета. В Германии, например, уже сегодня более половины жителей имеют доступ к сети. Такой подход может позволить проводить референдумы значительно проще и дешевле, чем при существующей системе: отпадет надобность в пунктах голосования, в аппарате для проведения референдума, подсчета и обработки голосов. Правом законодательной инициативы тогда должны быть наделены политические партии, общественные организации, а возможно, все граждане страны. Предложения освещаются в СМИ, обсуждаются с участием сторонников и противников. Предложения, получившие поддержку общественности, а также те, за которые ратуют политические партии, общественные организации или сообщества специалистов (юристов, экономистов, социологов и др.), поступают в особую государственную комиссию, состоящую из независимых специалистов. Там, с учетом высказанных в ходе обсуждения замечаний, составляется один или более проектов закона.

Проблема перехода от парламентаризма к "прямой демократии" весьма актуальна для России, поскольку парламентаризм для нее относительно новое явление. Основным техническим препятствием выступает пока низкая компьютеризация страны, не позволяющая оперативно и дешево выявлять мнение народа по насущным проблемам. Главное же состоит в том, что новая система предполагает относительно высокий уровень образованности и сознательности населения. Поэтому переход к прямой демократии в России начнется, по-видимому, через одно-два поколения.

 

 

3.Понятие и структура парламента

Парламент в общем виде можно определить как высший законодательный и представительный орган государства, формируемый в результате всеобщих выборов и осуществляющий свою деятельность на коллегиальной основе.Термин "парламент" является родовым и используется наукой конституционного права для обозначения публичных институтов, обеспечивающих законодательный процесс. Наименование соответствующего органа в том или ином государстве имеет под собой определённые исторические основания и обусловлено национальным правовыми, политическими, культурными и лингвистическими традициями. Вариантов наименования парламента достаточно много: в США это Конгресс, в Дании - Фолькетинг, в Швеции - Риксдаг, в Испании - Генеральные Кортесы, в Израиле - Кнессет, в Польше, Литве и Латвии - Сейм, в Украине - Верховная Рада и т.д.Структура парламентов в современном мире бывает однопалатной и двухпалатной. Редко встречаются трехпалатные парламенты. Значительное число существующих в настоящее время парламентов являются двухпалатными (бикамеральными). Двухпалатными являются Конгресс США, Национальное Собрание Франции, Генеральные Кортесы Испании, парламенты Великобритании, Италии, Германии, Японии и ряда других государств, включая Россию.В континентальной Европе многие страны имеют однопалатные парламенты (Болгария, Венгрия, Дания, Швеция, Финляндия и др.). Нижние палаты и однопалатные парламенты именуются как Национальное собрание (Франция, Вьетнам), Национальный совет (Австрия, Швейцария), Палата депутатов (Италия, Бразилия, Чехия), Палата представителей (Бельгия, США, Япония).Верхние палаты называются сенат, но нередко имеют и другие наименования, например: Федеральный совет (Австрия), бундесрат (Германия), Совет штатов (Индия).Однопалатные парламенты и нижние палаты формируются, как правило, путём их избрания на всеобщих прямых выборах. Срок их полномочий от 2 до 7 лет.Верхние палаты в разных странах формируются различными путями. При этом срок полномочий верхних палат в большинстве стран бывает больший, чем у палат нижних. В некоторых странах используются смешанные системы, включающие в себя элементы выборности и назначения (Бельгия, Ирландия).

 

 

4.Органы в парламентах

Организация палат в парламентах имеет во многих странах общие черты, однако ведущая роль принадлежит руководящему органу. В двухпалатных парламентах палаты формируют свой руководящий орган, который включает в себя председателя (спикера), вице-председателей, секретарей либо коллегиальный орган. По-разному производится замещение председателя Верхней палаты. В ряде стран он избирается палатой (Италия, Франция, Япония). В других странах этот пост замещается по должности или по назначению. Председателем сената США становится по должности вице-президент США, в Великобритании в палате лордов председательствует лорд-канцлер. Он не избирается палатой, а назначается королевой по предложению премьер-министра.В парламентах создаются различные вспомогательные органы, которые помогают его палатам в осуществлении их полномочий, например комитеты (комиссии). Такие комиссии бывают постоянными, создаваемые на весь срок полномочий палаты, и временными, как правило, для выполнения определённой задачи (это специальные, следственные, ревизионные и другие комиссии). В обязательном порядке создаются постоянные комиссии по бюджету и финансам, обороне, безопасности, иностранным делам, по законодательству, а также мандатные, процедурно-регламентные и др. Основная задача таких комиссий - предварительное рассмотрение законопроектов, проектов решений по другим конкретным вопросам. Задачей временных комиссий является подготовка и предварительное рассмотрение законопроектов в соответствии с отраслевой направленностью.В парламентах и палатах создаются и другие органы: счетные палаты, ревизоры, контролёры, уполномоченные по правам человека, специальные парламентские представительства, советы старейшин и т.д.

5.Полномочия парламента

Полномочия парламентов закрепляются в конституциях. Различают три вида парламентов: с неограниченными полномочиями, с ограниченными полномочиями и консультативные.Парламенты с неограниченными полномочиями существуют в большинстве стран англосаксонского права. Они могут принять решение по любому вопросу, то ес ...........
парламенты с ограниченными полномочиями, которые подразделяются на абсолютно ограниченные, когда даётся точный исчерпывающий перечень полномочий парламента (Франция, Мадагаскар, Сенегал и др.), и относительно ограниченные, когда полномочия центральной власти ограничены правами субъектов федерации (в федеративных государствах) либо правами других территориальных образований (в унитарных государствах).Консультативные парламенты существуют в ряде мусульманских стран. Они иногда принимают законы с одобрения монарха. Однако они не называются законами, так как считается, что все важнейшие отношения, возникшие в связи с предметом закона, уже урегулированы в священных книгах - Коране и Сунне.По предметам ведения полномочия парламентов подразделяются на несколько крупных групп или направлений деятельности: законодательные, бюджетные, финансовые, контрольные, судебные, по формированию органов государственной власти, внешней политики.Законодательные полномочия являются основными в деятельности парламентов, которые в большинстве зарубежных стран определяются как органы законодательной власти. В конституциях этих стран говорится, что законодательную власть осуществляют парламент и глава государства (президент - в республиках, например, Греция; король - в монархиях, например, Бельгия). Принятие законов является основной законодательной функцией парламентов. А подписание и обнародование законов возлагается на главу государства.В финансовой сфере полномочия парламентов связаны принятием ежегодного государственного бюджета; утверждением отчёта правительства об исполнении бюджета; установлением налогов. В ряде стран к финансовым полномочиям относится также принятие решений о денежной эмиссии, о внутренних и внешних займах, о внебюджетных фондах и др. (например, США, Греция).В сфере международных отношений важнейшими полномочиями парламентов являются: ратификация и денонсация международных договоров; участие в решении вопросов войны и мира; участие в межгосударственных объединениях; решение вопросов об использовании вооруженных сил за пределами страны.Формирование государственных органов связано с осуществлением следующих полномочий парламента:избранием парламентом или его участием в избрании президента в парламентских республиках (Германия, Греция и др.);участием в формировании правительства (Испания, Португалия, Франция);участием в формировании судебной власти. В ФРГ члены Федерального конституционного суда Германии избираются двумя палатами парламента, то есть Бундестагом и Бундесратом поровну. Президент США назначает судей Верховного суда по совету и с согласия сената.засвидетельствовать вступление в должность президента;давать оценку программе правительства;принимать резолюции доверия и порицания правительства;высказываться по вопросу роспуска органов власти автономных областей.Особое значение имеют контрольные полномочия парламента в отношении исполнительной власти и других высших органов государства. Такие полномочия закрепляются непосредственно в ряде конституций либо вытекают из содержания конституционно-правовых норм. Такие формы контроля различны в президентских республиках, дуалистических монархиях, парламентских республиках и монархиях. Однако парламент всегда, являясь высшим органом народного представительства, обладает контрольными функциями. Контроль парламента может иметь политический характер (например, выражение недоверия правительству, министру) и юридический (деятельность созданных парламентом расследовательских комиссий).

6.Работа парламента

Правовое регулирование работы парламента и парламентских процедур устанавливается Конституцией, законами и регламентами парламента и его палат. Такие процедуры называются общими. Парламенты работают в сессионном порядке. Сессия - это период времени, когда парламент может проводить пленарные заседания и принимать основные решения. Как правило, ежегодно проводятся две очередные сессии (весенние и осенние). В период сессии проводятся пленарные заседания парламента и его палат, а также заседания парламентских комитетов и парламентские слушания.Пленарные заседания - это собрания, в которых с правом решающего голоса могут принимать участие все члены парламента и его палаты и на которых парламент принимает решения. Для принятия решений необходимо присутствие большинства членов палаты. Для принятия решений применяются различные процедуры голосования: порядок создания внутренних органов; порядок и сроки проведения заседаний по выборам президента; по формированию государственных органов; процедура внесения и рассмотрения депутатских запросов; время выступлений по вопросам повестки дня; порядок ратификации и денонсации международных договоров; обсуждение и принятие бюджета и др.Более половину времени работы парламента занимает процесс законотворчества. Законодательный процесс - это урегулированный правовыми нормами порядок деятельности управомочных субъектов по созданию закона. Важнейшим из таких субъектов является парламент, поскольку именно он принимает законы. Законодательный процесс состоит из нескольких стадий: внесение законопроектов субъектами законодательной инициативы: обсуждение законопроекта в парламентских комиссиях и на пленарном заседании палат; принятие закона; подписание закона главой государства и опубликование. Правом законодательной инициативы обладают: глава государства; палаты парламента и их постоянные комиссии; группы депутатов обычно значительной численности, а в некоторых странах бывает достаточно 10-20 депутатов; отдельные депутаты (в Египте и Польше - один депутат).Обсуждение законопроекта - это самая объёмная стадия законодательного процесса. Она включает работу над проектом как на пленарных заседаниях палат, часто называемую чтением законопроекта, так и его обсуждение в парламентских комиссиях (комитетах). Обе эти формы обсуждения чередуются между собой.Принятие закона осуществляется путём голосования. Закон считается принятым, если за него проголосовало установленное простое или абсолютное либо квалифицированное большинство членов палаты. Если парламент двухпалатный, следующим этапом в законодательном процессе является одобрение закона второй палатой.После принятия закона парламентом он направляется главе государства. Если глава государства согласен с ним, то своё согласие выражает подписанием текста закона. Только после этого идёт распоряжение о его опубликовании и исполнении.У главы государства существует право вето, которое практически не используется в парламентских республиках и монархиях и активно применяется в президентских и полупрезидентских республиках.Закон вступает в юридическую силу в день официального опубликования или спустя некоторое установленное время после этого (в разных странах от 1до 28 дней).Основным актом, который принимается парламентом, является закон.

 

Заключение

Система управления страной, основанная на народном представительстве, получила название парламентаризма.Для парламентаризма характерна не только то, что в систему высших органов государства включён орган, избираемый населением, - парламент, но и то, что парламентаризм как особая система означает разделение законодательного и исполнительного труда. Суть этого разделения заключается в том, что депутаты, избранные населением, участвуют в принятии законов, но не в их исполнении, то есть принимают законы не "под себя", а в интересах народа.Парламент, помимо того что является органом представительным и законодательным, выполняет также функции финансовые (утверждение бюджета страны - его исключительная прерогатива), функции контрольные, вплоть до отставки высших должностных лиц, и участвует в формировании иных органов власти. Его особенность состоит также в том, что это - государственный орган, представляющий собой арену борьбы партий и общественных мнений.Выработанное государством и закреплённое в текстах конституций доктрина "свободного мандата" делает членов парламента представителями всей нации, а не только тех избирательных округов, в которых они избраны, и на этом основании запрещает избирателям давать какие-либо обязательные наказы депутатам и отзывать их досрочно.

 

Список использованной литературы

1.А. А. Мишин. Конституционное право зарубежных стран: Учебник / 6-е изд. перераб. И дополн. - М.: Белые альвы, 1999. - 456 с.

2.М.Б. Смоленский., Л.Ю. Колюшкина. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: 100 экзаменационных ответов. Пособие для подготовки к экзаменам. Издание 5-е, испр. и доп. - М.: ИКЦ "МарТ", Ростов н/Д: Издательский центр "МарТ", 2008. - 224 с.

3. О.А. Кудинов. Конституционное право зарубежных стран: Курс лекций. - 3-е изд., стер. - М.: "Ось-89", 2009. - 208 с.

4.В.А. Ершов. Конституционное право зарубежных стран: учеб. пособие для студентов вузов - М,: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2009. - 144 с.

5.Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации

6.Гранкин И. В. Парламент России. - М., 1999

7.Даймонд Л. Прошла ли "третья волна" демократизации? -- Полис, N 1. 1999.

8.Краснов М. А. Ответственность власти. - М., 1997


 

 



Информация о работе Основы парламента и парламентаризма в современной России