Особенности фашизма в Испании и Чили

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 20:59, контрольная работа

Описание работы

Целью исследования является выявление особенностей фашизма, то есть неповторимых признаков, сложившихся на конкретном историческом этапе развития государства, права и общества в таких странах как Чили и Испания.
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
выявление особенностей фашизма в Чили.
изложение особенностей фашизма в Испании.
изучение особенностей этого явления на примере конкретных стран через призму особенностей исторического пути развития.

Содержание работы

Введение 3
Особенности фашизма в Чили 4
Особенности фашизма в Испании 13
Заключение 25
Список использованной литературы: 27

Файлы: 1 файл

КР Особенности фашизма в Испании и Чили1.docx.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

Хосе Антонио было в это время тридцать лет. Адвокат. Высокий, красивый, обольститель женщин (хотя и был холостяком вследствие несчастной любви) и не лишен благородства, что производило впечатление даже на его противников. Обаятельный, с чисто аристократическим презрением к деньгам и любовью к риску, он был своего рода плейбоем из Андалузии (откуда была родом его семья). При этом он обладал четким классовым сознанием, что не слишком характерно для его среды, как и такая его черта, как сыновья почтительность. Его любимой поэмой была поэма Киплинга “Если”, отрывки из которой он любил читать своим сторонникам перед воскресными маршами или непосредственно перед уличными схватками.

Он готов был сражаться  с каждым, кто критиковал его отца, и это в определенной степени  стало его призванием. Он унаследовал  от отца презрение к политическим партиям и признание превосходства практики над идеями. Примо де Ривера младший придерживался патерналистских традиций, упрекая либеральное государство за то, что оно обрекает трудящихся на “экономическое рабство”. С полными трагического сарказма словами он обращается к последним в октябре 1933 г.: “Вы свободны работать, если вы этого хотите, никто не может вас заставить принять те или иные условия труда. Но, будучи богатыми, именно мы предлагаем те условия, которые хотим; если вы их не примите, вы подохните с голоду посреди прекрасных либеральных свобод”. Разумеется, выводом из этих абсолютно правдивых слов, в полном соответствии с логикой фашизма, была необходимость классового сотрудничества.

Митинг, на котором он произносил эти слова, состоялся 29 октября 1933г. в мадридском театре “Комедиа”. С него начинается деятельность новой фашистской организации, которую и возглавил Хосе Антонио. Официальным названием этого сборища, на котором присутствовало 2 тыс. человек, было “национальное утверждение”. В целом оратор не злоупотреблял антикапиталистической риторикой, сосредоточившись на “традиционных испанских ценностях” и антипарламентаризме, и приведенная выше сентенция по адресу “либерализма” не испортила впечатления многочисленным представителям правых организаций, присутствовавшим на митинге. Поддержка от них была не только моральной. “Испанское обновление” выделило 100 тыс. песет на создание организации.

На первом заседании  исполнительного комитета 2 ноября 1933г. новая фашистская партия получила название “Испанская фаланга”. Предложение Примо де Риверы назвать ее “Испанский фашизм” было отвергнуто как слишком вызывающее по отношению к испанским трудящимся в условиях республики. Некоторое время спустя правильность такого решения должен был “признать” сам Хосе Антонио. Отбиваясь от обвинений в фашизме, он заявил 19 декабря 1934г. на страницах монархической газеты “АВС”: “Испанская фаланга и ХОНС не являются фашистским движением”. Время откровений придет позже.

Вскоре он проводит переговоры с Ледесмой Рамосом об объединении двух фашистских организаций. Встреча произошла через два дня после того, как член Мадридской организации ХОНС Матеас Монтеро, продававший на улице фалангистский листок, был убит членом ФУЕ (Federacion Universitaria Escolar – Студенческая федерация университетов - основной студенческий профсоюз, созданный в 1927 г. и контролируемый студентами крайне левого направления). Уже в 1933 г. совместными усилиями им удалось создать СЕУ (Sindicato Espanol Universitario – Испанский университетский профсоюз), объединивший около 400 студентов, в то время как сотня боевиков была разбита на четверки для организации уличных боев.

13 февраля 1934г. Национальным  советом ХОНС было принято  решение о слиянии с Фалангой. Слияние произошло 4 марта. Объединенная партия получила и объединенное название: “Испанская фаланга и ХОНС”. Ее возглавил триумвират, в который от Фаланги вошли Хосе Антонио Примо де Ривера и Руис де Альда, а от ХОНС – Рамиро Ледесма Рамос. Последний был автором основных партийных лозунгов: “Arriba, Espana” – Выше Испания!; “Espana, Una, Grande, Libre!” – Испания, единая, великая, свободная!; “Por la Patria, el Pan y la Justicia” – “За Родину, хлеб и справедливость”. Хосе Антонио затмевал своих компаньонов как своим шармом, так и социальным положением и депутатским званием – он был избран в Кадиксе от консерваторов. Он критично относился к Гитлеру (даже после посещения Германии), был поклонником Муссолини и сам произвел “сильное впечатление” на лидера британских фашистов Мосли.

Программа Фаланги (будем теперь называть так и объединенную партию) была типично фашистской и состояла из 26 пунктов. Она ставила в вину республиканцев их робость перед олигархией, предлагала национализацию банков и железных дорог и радикальную аграрную реформу. При этом она отвергала “развращающее и разлагающее” марксистское учение о классовой борьбе и противопоставляла ему идеал “гармонии классов и профессий в единой судьбе”, судьбе Родины и Европы. Ее отличием от германского и итальянского фашизма было признание в католической церкви исторического идеала Испании. Само собой разумеется, имперские амбиции фашистских вождей были весьма велики. Среди их целей было не только французское Марокко, но и восстановление суверенитета Испании над Латинской Америкой.

Надежды испанских фашистов поддерживались успехами их кумиров в Германии и Италии. Тем не менее до февраля 1936 г., т.е. до победы на выборах (где фалангисты, выступая в полном одиночестве, потерпели полный провал) Народного Фронта они оставались маловлиятельной партией, насчитывающей несколько тысяч членов. Капитал пустил ее в ход лишь тогда, когда угроза со стороны рабочего класса стала более чем недвусмысленной.

Особенности фашизма  в Испании.

Главная особенность  испанского фашизма - это испанская фаланга.

Именно с этой организацией связано наименование этого течения в Испании - фалангизм. Идеология Фаланги (национал-синдикализм) исторически близка некоторым аспектам итальянского фашизма и сформулирована в «Начальных пунктах» Хосе Антонио Примо де Ривера.

Основной идеей идеологии Фаланги является создание в Испании беспартийного корпоративного государства, управляемого всесильным Вождём. Также подразумевается восстановление Испании в качестве великой державы, налаживание культурных и политических связей с испаноязычными странами с последующим восстановлением Испанской империи. Национализм Фаланги имел скорее гражданско-патриотический, чем этнический характер (в частности, организация не выступала против культурной автономии басков и каталонцев при сохранении их лояльности по отношению к Империи). В отличие от итальянского фашизма Фаланга категорически отрицала политические партии и одинаково враждебно относилась как к левым, так и к правым движениям. Также Хосе Антонио Примо де Ривера отрицалась принадлежность Фаланги к фашистским организациям вообще.

Партия основана 29 апреля 1933 г. в мадридском театре Комедии  Хосе Антонио Примо де Риверой, в 1934 году она объединилась с Комитетами

национал-синдикалистского наступления Рамиро Ледесмы. Участие  партии в выборах было неудачным, она стремилась позиционировать себя как «антипартия» уличной борьбы и была активно вовлечена в политическое насилие, распространённое тогда в стране. Форменной одеждой фалангистов была синяя рубашка, по обычному цвету комбинезонов рабочих, интересы которых Фаланга, по идее, должна была защищать. Вообще синий — цвет многих атрибутов Фаланги; отсюда, например, название добровольческой дивизии, воевавшей в составе вермахта против СССР (в советские времена было ошибочно переведено как «Голубая дивизия» — в испанском языке «синий» и «голубой» — одно слово). Эмблема — ярмо и стрелы — символ католических королей (Изабелла I Кастильская и Фердинанд II Арагонский — объединители Испании). Ярмо (исп. yugo) и стрелы (исп. flechas) взяты, потому что первые буквы соответствующих слов совпадают с инициалами королей YF).

Флаг Фаланги  — три вертикальные полосы красного, чёрного и снова красного цвета, с изображением ярма и стрел посередине. Цвета знамени позаимствованы у анархо-синдикалистов, форма триколора символизировала идеалы свободы, равенства и братства (хотя их понимание значительно отличалось от левореволюционного).

Гимн — «Лицом к солнцу».

Приветствие — поднятая правая рука, фраза-лозунг iArriba Espana! (Вставай, Испания!).

Девиз — «Единая, великая и свободная» (Испания) (исп. Шпа, Grande у Libre!).

Фалангисты  использовали обращение «товарищ» (в форме camarada), обращаясь друг к другу на «ты».

Испанская Фаланга  была одной из политических сил, поддержавших выступление военных 17-18 июля 1936 г. (кроме неё, его поддержали другие правые силы, а именно приверженцы монархии — карлисты и альфонсисты, сторонники партии ОДА и иных консервативных групп). Поскольку у фалангистов, как и у карлистов, были собственные вооружённые отряды, они стали приобретать всё большее влияние и всё большую популярность в «национальной зоне» Испании. После расстрела X. А. Примо де Риверы лидером Фаланги избран Мануэль Эдилья, который, однако, вёл излишне самостоятельную линию. Франсиско Франко отстранил Эдилью от руководства (он был приговорён к смерти, заменённой на заключение и ссылку) и 19 апреля 1937 года своим указом объединил Фалангу с «общиной традиционалистов» (карлистов) в единую Испанскую фалангу традиционалистов и комитетов национал-синдикалистского наступления (исп. Falange Espanola Tradicionalista у de las JONS), к которым потом присоединились другие правые силы. Впоследствии стало ясно, что объединение всех легальных политических сил в эту организацию сделало её более рыхлой. В течение 1940-х годов в руководстве Испании резко выделялись старые фалангисты, близкие по своим воззрениям к фашистам, церковное католическое лобби и военные — преимущественно монархисты.

 При этом  в государстве был проведён  ряд реформ, входивших в программу  Хосе Антонио. Но решение о  восстановлении монархии расходилось с первоначальной идеологией Фаланги.

Исторически первой подшефной организацией Фаланги  стал студенческий Испанский университетский  профсоюз (исп. Sindicato Espanol Universitario, SEU).

Его эмблемой был  лебедь (герб известного испанского просветителя кардинала Сиснероса, также избран из-за присущей этой птице смелости и решимости при защите потомства).

Под эгидой Испанской  фаланги действовала «Женская секция» (исп. Seccion Femenina), которую возглавляла Пилар Примо де Ривера, сестра Х.-А. Примо де Риверы. Женская секция занималась воспитанием девушек в патриотическом духе, включая распространение прогрессивных методов домоводства, женской гигиены, ухода за детьми.

Существовал также  «Фронт молодёжи» (исп. Frente de Juventudes), объединявший в своих рядах, в частности, детские организации «Стрелы» и «Пелайос».

К связанным  с Национальным движением организациям можно отнести и «вертикальные  профсоюзы», объединявшие по отраслевому  признаку трудящихся и собственников.

Таким образом, особенностью фашизма в Испании была яркая его выраженность в общественной жизни. Основной идеей идеологии Фаланги является создание в Испании беспартийного корпоративного государства, управляемого всесильным Вождём. Также подразумевается восстановление Испании в качестве великой державы, налаживание культурных и политических связей с испаноязычными странами с последующим восстановлением Испанской империи.

Национализм Фаланги  имел скорее гражданско-патриотический, чем этнический характер (в частности, организация не выступала против культурной автономии басков и каталонцев при сохранении их лояльности по отношению к Империи). В отличие от итальянского фашизма Фаланга категорически отрицала политические партии и одинаково враждебно относилась как к левым, так и к правым движениям.

 

Заключение

Подводя итог данному  исследованию, следует сделать следующие  выводы:

  1. идеология фашизма в любых её проявлениях основана на насильственном доминировании определенных групп лиц над другими.
  2. особенностью чилийского фашизма было: во-первых, временная разобщенность с основными течениями идей фашизма; во-вторых, идеология фашизма в данной стране не провозглашалась, а сложилась преимущественно из-за особенностей политического лидера, Аугусто Пиночета, человека по своей натуре мнительного, а потому склонного к бескомпромиссному устранения неугодных ему лиц.
  3. особенностью фашизма в Испании была яркая его выраженность в общественной жизни. Основной идеей идеологии Фаланги является создание в Испании беспартийного корпоративного государства, управляемого всесильным Вождём. Также подразумевается восстановление Испании в качестве великой державы, налаживание культурных и политических связей с испаноязычными странами с последующим восстановлением Испанской империи. Национализм Фаланги имел скорее гражданско-патриотический, чем этнический характер (в частности, организация не выступала против культурной автономии басков и каталонцев при сохранении их лояльности по отношению к Империи). В отличие от итальянского фашизма Фаланга категорически отрицала политические партии и одинаково враждебно относилась как к левым, так и к правым движениям.

Таким образом, вне зависимости от того, в какой  стране зародился и развивался фашизм - это идеология, основой которой является насилие, отрицание прав и свобод человека, опора на государственный аппарат принуждения, существование монополии одного политического лидера и доминирование определенных групп лиц над другими на основе определенных признаков.

 

Список использованной литературы:

  1. Бенито Муссолини, Доктрина фашизма, Перевод В. Н. Новикова, La Renaissance, Париж, 1938 год.
  2. Ганелин P., Випе О. и др. Национальная правая прежде и теперь.
  3. Тарасов А. Много фашизмов. Весьма нехороших, но разных. Новая модель, 2003, № 2
  4. Желев Ж. Фашизм. Тоталитарное государство. — Пер.с болг. — М.:Изд-во «Новости»,1991. — 336 с.
  5. Roger Griffin Fascism: Critical Concepts in Political Science, volume 4 Routledge, 2003.
  6. Weber, Eugen. Varieties of Fascism: Doctrines of Revolution in the Twentieth Century, New York: Van Nostrand Reinhold Company, [1964] 1982. pp. 8

Информация о работе Особенности фашизма в Испании и Чили