Особенности государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 00:31, контрольная работа

Описание работы

Для всестороннего и тщательного изучения феномена (особое, необычное явление) власти ученые и политики пробегают к ее классификации, положив в основу направленность властного проявления.
1. В области функционирования власть различают как политического

Содержание работы

План
1. Феномен власти.
2. Понятие «государственная власть».
3. Признаки государственной власти.
4. Свойства государственной власти.
5. Методы осуществления государственной власти.

Файлы: 1 файл

Особенности государственной власти.docx

— 26.24 Кб (Скачать файл)

Особенности государственной  власти

План 

  1. Феномен власти.
  2. Понятие «государственная власть».
  3. Признаки государственной власти.
  4. Свойства государственной власти.
  5. Методы осуществления государственной власти.
  6. Государственная власть в РБ.

Для всестороннего и тщательного  изучения феномена (особое, необычное  явление) власти ученые и политики пробегают  к ее классификации, положив в  основу направленность властного проявления.

1. В области функционирования  власть различают как политического  экономическую, юридическую, светскую, религиозную, криминальную.

2. По объему прерогатив: семейная, групповая, государственная, международная.

3. По объекту власти: общественная, классовая, партийная, личная.

4. По режиму правления:  тоталитарная, деспотическая, бюрократическая, авторитарная, либеральная, демократическая.

5. По социальному признаку: рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая.

     Разрешением  проблем общества в основном  занимается высшая ступень политической  власти – власть государственная.  В лице государственной власти  политическая власть как бы  вступает в зону своего апогея, становится совершенной и универсальной.  Стремление к государственной  власти становится главной целью  и смыслом деятельности в политической  жизни. Много веков и даже  тысячелетий не угасает стремление  занять вершину, самую макушку  пирамиды власти.

    Государственная власть - организованное руководство делами общества со стороны государства и его органов. Суть государственной власти  выражается в принятии актов (совершении действий), имеющих государственно-обязательную силу, обеспечиваемых авторитетом, организационными мероприятиями, а при необходимости и принуждением со стороны государства. Она распространяется на всех граждан, осуществляется или народом непосредственно, или органами государственной власти.  Высшим выражением непосредственного (прямого) осуществления государственной власти самим народом являются референдум (народное голосование) и выборы органов законодательной власти , представительных органов субъектов РБ, а также государственных выборных должностных лиц. Органы государственной власти, осуществляющие власть народа, делятся на три вида: органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

         В специальной юридической и философской литературе наряду с признанием одними авторами тождества понятий политической и государственной власти другие авторы выступают за различение этих категорий. Сторонников второй точки зрения объединяет то, что термин и понятие «политическая власть» они употребляют в более широком значении, нежели «государственная власть», - в смысле власти, осуществляемой не только государством, но и другими звеньями политической организации общества.

Ниже перечислены признаки государственной власти которые выделяют ее от власти политической:

1) Государственная власть  выступает как официальный представитель  общества данной страны. Только  она юридически уполномочена  действовать от имени всего  общества и как таковая применять  от его имени в случае необходимости  легализованное и в большинстве  случаев легитимное принуждение,  насилие.

2) Государственная власть  обладает верховенством в обществе, она суверенна. Осуществление  всех других разновидностей власти  может регулироваться государством, правом.

3) Регулируя отношения  различных классов, социальных  и иных групп, государственная  власть выполняет арбитражную  роль в обществе, хотя при этом, прежде всего, защищает интересы экономически доминирующих классов и слоёв населения, наиболее влиятельных «групп давления».

4) В отличие от политической, государственная власть в высокой  степени формализована, её организация,  порядок деятельности детально  определяются конституционными  нормами, иным законодательством.

5) Государственная власть  реализуется специализированным  государственным аппаратом (парламент,  правительство суды, милиция (полиция)  и т. д.), тогда как политическая  власть Советов в условиях  двоевластия опиралась на вооруженные  отряды, боровшиеся против существования  государственной власти.

В федеративном государстве  государственной властью обладает не только федерация, но и её субъекты (республики и другие субъекты в  составе Российской Федерации и  т. д.). Они имеют свои парламенты, правительство иногда – своих  президентов (республики в России). Однако государственная власть субъекта федерации имеет подчиненный  характер. Верховенство принадлежит  федерации.

Свойства государственной  власти.

1. Сила, на которой базируется  государственная власть, является  государство: никакая другая власть  подобными средствами воздействия  не располагает.

2. Государственная власть  публична. В широком смысле публичной,  т. е. общественной, является всякая  власть. Однако в теории государства  в эту характеристику традиционно  вкладывается иной, специфический  смысл, а именно то, что государственная  власть осуществляется профессиональным  аппаратом, отделенным от общества  как объекта власти.

3. Государственная власть  суверенна, что означает ее  независимость извне и верховенство  внутри страны. Верховенство государственной  власти, прежде всего, состоит  в том, что она выше власти  всех других организаций и  общностей страны, все они должны  подчиняться власти государства.

4. Государственная власть  универсальна: она распространяет  свою силу на всю территорию  и на все население страны.

5. Государственная власть  обладает прерогативой (исключительным  правом) на издание общеобязательных  правил поведения – юридических  норм.

        Суверенитет государственной власти внутри страны выражается: в единстве и распространении государственной власти на все население и общественные организации страны; в общеобязательности решений органов государства на его территории и в пределах экстерриториальности (например, для граждан и учреждений, находящихся за границей в прерогативе, т. е. возможности отмены и признания ничтожным любого проявления другой общественной власти, в исключительных полномочиях государства на самостоятельное издание, санкционирование и применение общеобязательных норм и иных предписаний, выраженных в нормативных актах (законах, указах, постановлениях, приказах и т. д.), решениях судов, органов управления и иных государственных учреждений.

       Государственный суверенитет - это присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.

Государство осуществляет высшую власть в пределах собственных границ. Оно само определяет, какими будут  отношения с другими государствами, а последние не вправе вмешиваться  в его внутренние дела. Государство  располагает суверенитетом независимо от величины территории, численности  населения, политического режима.

        Верховенство государственной власти означает:

- ее безусловное распространение  на население и все социальные  структуры общества;

- монопольную возможность  применения таких средств воздействия  (принуждения, силовых методов,  вплоть до смертной казни), которыми  не располагают другие субъекты  политики;

- осуществление властных  полномочий в специфических формах, прежде всего юридических (правотворческой,  правоприменительной и правоохранительной);

- прерогативу государства  отменять, признавать ничтожными  акты других субъектов политики, если они не соответствуют  установлениям государства.

Государственный суверенитет  включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных  единиц и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное  государство или внешняя сила нарушает границы данного государства  или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, говорят  о нарушении его суверенитета.

Выступая признаком государства, суверенитет характеризует его  как особого субъекта политических отношений, как главного компонента политической системы общества. Суверенитет  является полным и исключительным, одним из неотъемлемых свойств государства. Более того, именно он и есть тот  критерий, который позволяет отличить страну от других публично-правовых союзов.

Методы осуществления  государственной власти.

      В общепринятом понимании метод означает способ, приём практического осуществления чего - либо. Применительно к государственно-управленческой деятельности под методом понимается способ, приём практической реализации задач и функций исполнительной власти в повседневной деятельности исполнительными органами (должностными лицами) на основе закреплённой за ними компетенции, в установленных границах и в соответствующей форме. В подобном виде "метод" позволяет получить необходимое представление о том, как функционирует механизм исполнительной власти, как практически осуществляются управленческие функции, с помощью использования каких средств. Данная категория имеет в силу этого прямое отношение к характеристике сущности процесса реализации исполнительной власти, являясь одним из её непременных элементов. Она служит также целям придания управлению динамики.

       Арсенал методов реализации государственной власти достаточно разнообразен. В современных условиях значительно возросла роль методов морального и особенно материального стимулирования, используя которые, государственные органы воздействуют на интересы людей и тем самым подчиняют их своей властной воле.

       К общим, традиционным методам осуществления государственной власти, несомненно, относятся убеждение и принуждение. Эти методы, по-разному сочетаясь, сопровождают государственную власть на всем ее историческом пути.

«Верховная власть, - отмечал  еще А. Н. Радищев, - многие имеет средства направлять деяния граждан в стезю  закона, и все они могут быть предметом общего законоположения. Средства сии суть:1) воспретительные; 2) побуждающие... Воспретительные средства, - продолжал он далее, - суть положенные в законе наказания, побудительные - суть награждения разного рода...»

      Убеждение — это метод активного воздействия на волю и сознание человека идейно-нравственными средствами для формирования у него взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, ее целей и функций. Механизм убеждения включает совокупность идеологических, социально-психологических средств и форм воздействия на индивидуальное или групповое сознание, результатом которого является усвоение и принятие индивидом, коллективом определенных социальных ценностей.

       Превращение идей, взглядов в убеждения связано с деятельностью сознания и чувствами человека. Только пройдя через сложный механизм эмоций, через сознание, идеи, общественные интересы и требования власти приобретают личностное значение. Убеждения тем и отличаются от простого знания, что они неотделимы от личности, становятся ее узами, из которых она не может вырваться, не причинив вреда своему мировоззрению, духовно-нравственной ориентации. По мысли Д. И. Писарева, «готовых убеждений нельзя ни выпросить у добрых знакомых, ни купить в книжной лавке. Их надо выработать процессом собственного мышления, которое непременно должно совершаться самостоятельно в нашей собственной голове...» Известный русский публицист и философ второй половины XIX в. вовсе не исключал воспитательного, убеждающего воздействия со стороны других людей, он лишь делал акцент на самовоспитание, на собственные умственные усилия человека, на постоянный «труд души» по выработке прочных убеждений. Идеи быстрее превращаются в убеждения, когда они выстраданы, когда человек самостоятельно добыл и усвоил знания.

 

Метод убеждения стимулирует инициативу и чувство ответственности людей за свои действия и поступки. Между убеждениями и поведением нет промежуточных звеньев. Знания, идеи, которые не воплощаются в поведение, нельзя считать подлинными убеждениями. От знания к убеждению, от убеждения к практическим действиям — так функционирует метод Убеждения. С развитием цивилизации, ростом политической культуры роль и значение этого метода осуществления государственной власти закономерно возрастают.

     Экономические методы обычно характеризуются в качестве способов или средств экономического или косвенного воздействия со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности на соответствующие объекты управления. Главное при этом заключается в том, что с их помощью субъект управления добивается должного поведения управляемых путем воздействия на их материальные интересы. То есть опосредствованно в отличие от способов прямого властного воздействия.

Информация о работе Особенности государственной власти