Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 00:31, контрольная работа
Для всестороннего и тщательного изучения феномена (особое, необычное явление) власти ученые и политики пробегают к ее классификации, положив в основу направленность властного проявления.
1. В области функционирования власть различают как политического
План
1. Феномен власти.
2. Понятие «государственная власть».
3. Признаки государственной власти.
4. Свойства государственной власти.
5. Методы осуществления государственной власти.
Государственная власть не может обойтись без особого, только ей присущего вида принуждения — государственного принуждения. Используя его, властвующий субъект навязывает свою волю подвластным. Этим государственная власть отличается, в частности, от авторитета, который тоже подчиняет, но в государственном принуждении не нуждается.
Государственное принуждение — это психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства.Само по себе государственное принуждение — острое и жесткое средство социального воздействия. Оно основано на организованной силе, выражает ее и потому способно обеспечивать безусловное доминирование в обществе воли властвующего субъекта. Государственное принуждение ограничивает свободу человека, ставит в такое положение, когда у него нет выбора, кроме варианта, предложенного (навязанного) властью. Посредством принуждения подавляются, тормозятся интересы и мотивы антисоциального поведения, принудительно снимаются противоречия между общей и индивидуальной волей, стимулируется общественно полезное поведение.
Государственное принуждение бывает правовым и неправовым. Последнее может обернуться произволом государственных органов, ставящих личность в никем и ничем не защищенное положение. Такое принуждение имеет место в государствах с антидемократическим, реакционным режимом — тираническим, деспотическим, тоталитарным.
Правовым признается государственное принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах (четких процедурах). Законность, обоснованность и справедливость государственного правового принуждения поддается контролю, оно может быть обжаловано в независимый суд. Уровень правового «насыщения» государственного принуждения обусловлен тем, в какой мере оно: «а) подчинено общим принципам данной правовой системы, б) является по своим основаниям единым, всеобщим на территории всей страны, в) нормативно регламентировано по содержанию, пределам и условиям применения, Г) действует через механизм прав и обязанностей, Д) оснащено развитыми процессуальными формами».
Чем выше уровень правовой организации государственного принуждения, тем оно в большей мере выполняет функции позитивного фактора развития общества и в меньшей — выражает произвол и своеволие носителей государственной власти. В правовом и демократическом государстве государственное принуждение может быть только правовым.
Формы государственного правового принуждения достаточно многообразны. Это меры предупредительного воздействия — проверка документов с целью предотвращения правонарушений, прекращение или ограничение движения транспорта, пешеходов при авариях и стихийных бедствиях и др.; правовое пресечение — административное задержание, привод, обыск и т. Д.; меры защиты — восстановление чести и доброго имени и другие виды восстановления нарушенных прав.
В широком смысле слова государственная власть отождествляется с системой высших госорганов (президент, Совет министров, национальный банк, и т.д.). В более узкой трактовке государственная власть отождествляется с системой высших органов государственной власти (президент, парламент, Совмин, высший хозяйственный суд, верховный суд, конституционный суд).
Законодательная власть – это одна из ветвей государственной власти, которая обеспечивает внутреннюю и внешнюю политику РБ путем принятия законов. В мировой практике органом законодательной власти является парламент: однопалатный или разделенный на палаты. В РБ – национальное собрание, 2 палаты. Срок полномочий – 4 года. Правовое закрепление парламента – раздел 4 глава 4 конституции. Законодательная власть в РБ исключительно центральная, местные органы не в праве принимать законы. Кроме парламента законотворческие функции у президента, который вправе издавать декреты, обладающие юридической силой закона.
Исполнительная власть – это одна из ветвей государственной власти, которая руководит текущей жизнью государства и общества и обеспечивает исполнение закона.
Исполнительная власть подразделяется на 2 вида:
1) центральная – на всю территорию
2) местная
Органы центральной
1) Совмин
2) Министерства, государственные комитеты, департаменты.
Правовое положение
Функции местной исполнительной
власти распространяются в пределах
административно-
3 уровня исполкомов:
1) первичный (сельские, поселковые, районные в городе)
2) базовый (городские и районные)
3) областной (областные и г. Минска)
Судебная власть – одна из ветвей государственной власти, которая разрешает возникающие в государстве конфликты и споры, восстанавливает нарушенные права и наказывает правонарушителей. Судебная власть в РБ принадлежит судам. Основные принципы судебной власти закреплены в конституции (раздел 4 глава 6).
Судебную власть осуществляют:
1) суды общей компетенции
(верховный суд возглавляет,
2) Специальные суды
• Хозяйственные суды – высший хозяйственный суд возглавляет систему хозяйственных судов, ему подчинены хозяйственные суды областей и г. Минска. Их основная функция – рассмотрение хозяйственных споров между субъектами хозяйствования и некоторые категории дел об административных правонарушениях (сфера предпринимательской деятельности)
• Конституционный суд. Основная
функция состоит в