Особенности государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 00:31, контрольная работа

Описание работы

Для всестороннего и тщательного изучения феномена (особое, необычное явление) власти ученые и политики пробегают к ее классификации, положив в основу направленность властного проявления.
1. В области функционирования власть различают как политического

Содержание работы

План
1. Феномен власти.
2. Понятие «государственная власть».
3. Признаки государственной власти.
4. Свойства государственной власти.
5. Методы осуществления государственной власти.

Файлы: 1 файл

Особенности государственной власти.docx

— 26.24 Кб (Скачать файл)

       Государственная власть не может обойтись без особого, только ей присущего вида принуждения — государственного принуждения. Используя его, властвующий субъект навязывает свою волю подвластным. Этим государственная власть отличается, в частности, от авторитета, который тоже подчиняет, но в государственном принуждении не нуждается.

        Государственное принуждение — это психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства.Само по себе государственное принуждение — острое и жесткое средство социального воздействия. Оно основано на организованной силе, выражает ее и потому способно обеспечивать безусловное доминирование в обществе воли властвующего субъекта. Государственное принуждение ограничивает свободу человека, ставит в такое положение, когда у него нет выбора, кроме варианта, предложенного (навязанного) властью. Посредством принуждения подавляются, тормозятся интересы и мотивы антисоциального поведения, принудительно снимаются противоречия между общей и индивидуальной волей, стимулируется общественно полезное поведение.

        Государственное принуждение бывает правовым и неправовым. Последнее может обернуться произволом государственных органов, ставящих личность в никем и ничем не защищенное положение. Такое принуждение имеет место в государствах с антидемократическим, реакционным режимом — тираническим, деспотическим, тоталитарным.

Правовым признается государственное принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах (четких процедурах). Законность, обоснованность и справедливость государственного правового принуждения поддается контролю, оно может быть обжаловано в независимый суд. Уровень правового «насыщения» государственного принуждения обусловлен тем, в какой мере оно: «а) подчинено общим принципам данной правовой системы, б) является по своим основаниям единым, всеобщим на территории всей страны, в) нормативно регламентировано по содержанию, пределам и условиям применения, Г) действует через механизм прав и обязанностей, Д) оснащено развитыми процессуальными формами».

       Чем выше уровень правовой организации государственного принуждения, тем оно в большей мере выполняет функции позитивного фактора развития общества и в меньшей — выражает произвол и своеволие носителей государственной власти. В правовом и демократическом государстве государственное принуждение может быть только правовым.

Формы государственного правового  принуждения достаточно многообразны. Это меры предупредительного воздействия  — проверка документов с целью  предотвращения правонарушений, прекращение или ограничение движения транспорта, пешеходов при авариях и стихийных бедствиях и др.; правовое пресечение — административное задержание, привод, обыск и т. Д.; меры защиты — восстановление чести и доброго имени и другие виды восстановления нарушенных прав.

 

      В широком смысле слова государственная власть отождествляется с системой высших госорганов (президент, Совет министров, национальный банк, и т.д.). В более узкой трактовке государственная власть отождествляется с системой высших органов государственной власти (президент, парламент, Совмин, высший хозяйственный суд, верховный суд, конституционный суд).

          Законодательная власть – это одна из ветвей государственной власти, которая обеспечивает внутреннюю и внешнюю политику РБ путем принятия законов. В мировой практике органом законодательной власти является парламент: однопалатный или разделенный на палаты. В РБ – национальное собрание, 2 палаты. Срок полномочий – 4 года. Правовое закрепление парламента – раздел 4 глава 4 конституции. Законодательная власть в РБ исключительно центральная, местные органы не в праве принимать законы. Кроме парламента законотворческие функции у президента, который вправе издавать декреты, обладающие юридической силой закона.

       Исполнительная власть – это одна из ветвей государственной  власти, которая руководит текущей жизнью государства и общества и обеспечивает исполнение закона.

Исполнительная власть подразделяется на 2 вида:

1) центральная – на всю территорию

2) местная

Органы центральной исполнительной власти:

1) Совмин

2) Министерства, государственные  комитеты, департаменты.

Правовое положение центральных  органов исполнительной власти определено конституцией, а именно раздел 4 глава 5 и законом о Совмине.

Функции местной исполнительной власти распространяются в пределах административно-территориальных единиц.

3 уровня исполкомов:

1) первичный (сельские, поселковые, районные в городе)

2) базовый (городские и  районные)

3) областной (областные и г. Минска)

      Судебная власть – одна из ветвей государственной власти, которая разрешает возникающие в государстве конфликты и споры, восстанавливает нарушенные права и наказывает правонарушителей. Судебная власть в РБ принадлежит судам. Основные принципы судебной власти закреплены в конституции (раздел 4 глава 6).

Судебную власть осуществляют:

1) суды общей компетенции  (верховный суд возглавляет, ему  подчинены областные, городские,  районные, районные в городе и  военные суды). Суды общей компетенции  рассматривают уголовные, гражданские  дела и дела об административных  правонарушениях.

2) Специальные суды

• Хозяйственные суды –  высший хозяйственный суд возглавляет  систему хозяйственных судов, ему  подчинены хозяйственные суды областей и г. Минска. Их основная функция – рассмотрение хозяйственных споров между субъектами хозяйствования и некоторые категории дел об административных правонарушениях (сфера предпринимательской деятельности)

• Конституционный суд. Основная функция состоит в осуществлении  контроля за конституционностью НПА. Правовое положение конституционного суда закреплено конституцией (раздел 4 глава 6 ст.116) и законом «о конституционном суде». Правовое положение других органов судебной власти определено конституцией (раздел 4 глава 6) и кодексом «о судоустройстве и статусе судей»


Информация о работе Особенности государственной власти