Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 13:48, контрольная работа
Термин «тоталитаризм» происходит от латинского слова «totalis», что означает «весь», «целый», «полный». Тоталитаризм - это полный (тотальный) контроль и жесткая регламентация со стороны государства над всеми сферами жизнедеятельности общества и каждым человеком, опирающиеся на средства прямого вооруженного насилия. При этом власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты. Осуществление политического господства над всеми сферами жизнедеятельности общества возможно лишь в том случае, если власть широко использует развитую карательную систему, политический террор, тотальную идеологическую обработку общественного мнения.
Введение 3
Особенности правового тоталитаризма 5
Итальянский фашизм 9
Германский нацизм 13
Заключение 17
Список использованной литературы 18
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
«УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВПО «УрГАУ»)
Кафедра философии
Контрольная работа по дисциплине:
«политология»
На тему:
«Особенности правового тоталитаризма:
итальянский фашизм, германский нацизм»
Выполнил: студент II курса,
заочного отделения (ЭПиО)
Оленский А.И.
Преподаватель: Маслова Л.Д.
Екатеринбург 2013.
Содержание
Введение 3
Особенности правового тоталитаризма 5
Итальянский фашизм 9
Германский нацизм 13
Заключение 17
Список использованной литературы 18
Термин «тоталитаризм» происходит
от латинского слова «totalis», что означает
«весь», «целый», «полный». Тоталитаризм
- это полный (тотальный) контроль и
жесткая регламентация со стороны
государства над всеми сферами
жизнедеятельности общества и каждым
человеком, опирающиеся на средства
прямого вооруженного насилия. При
этом власть на всех уровнях формируется
закрыто, как правило, одним человеком
или узкой группой лиц из правящей
элиты. Осуществление политического
господства над всеми сферами
жизнедеятельности общества возможно
лишь в том случае, если власть широко
использует развитую карательную систему,
политический террор, тотальную идеологическую
обработку общественного
Однако значительно раньше тоталитаризм развивался как направление политической мысли, обосновывающее преимущества этатизма (неограниченной власти государства), автократии (от греческого «самовластный», «имеющий неограниченное право»). В далекой древности идеи тотального подчинения индивида государству, были реакцией на резвившейся многообразие человеческих потребностей и форм разделения труда. Считалось, что примирить различные интересы и тем самым достичь справедливости можно только с помощью сильного государства, которое будет управлять всеми социальными процессами.
Представитель одной из основных философских школ Древнего Китая - школы закона («фа-цзя») Шан Ян (середина 4 тыс. до н. э.) отмечал, что истинная добродетель «ведет свое происхождение от наказания». Установление добродетели возможно лишь «путем смертных казней и примирения справедливости с насилием». Государство, по Шан Яну, функционирует на основе следующих принципов: 1) полное единомыслие; 2) преобладание наказаний над наградами; 3) жестокие кары, внушающие трепет, даже за мелкие преступления (например, человек, обронивший по дороге горящий уголек, карается смертью); 4) разобщение людей взаимной подозрительностью, слежкой и доносительством.
Автократическая традиция в управлении обществом была свойственна политической мысли не только Востока, но и Запада. Тоталитарные идеи обнаруживаются в политической философии Платона и Аристотеля, Так, для формирования нравственно совершенного человека, по Платону, необходимо правильно организованное государство, которое способно обеспечить общее благо. Для правильно организованного государства главное состоит не в том, «чтобы лишь кое-кто в нем был счастлив, но так, чтобы оно было счастливо все в целом». Ради блага целого, т. е. справедливости, запрещается или упраздняется все, что нарушает государственное единство: запрещается свободный поиск истины; упраздняются семья, частная собственность, поскольку они разобщают людей; государство жестко регламентирует все стороны жизни, в том числе частную жизнь, включая половую; утверждается унифицированная система воспитания (после рождения дети не остаются с матерями, а поступают в распоряжение специальных воспитателей).
Всякий раз, когда в
развитии человеческого общества происходили
заметные сдвиги в системе разделения
труда и появлялись новые группы
потребностей, это приводило к
определенной потере управляемости
социальными процессами. Заметно
усложненное и
Особенности правового тоталитаризма
Несмотря на различия социальных
целей, формулируемых в различных
тоталитарных режимах, их идейные основания
были по сути идентичными. Все тоталитарные
идеологии предлагали обществу свой
собственный вариант
Тоталитарные идеологии относятся к типу мифологических идейных образований, поскольку делают акцент не на отображение реальности, а на популяризацию искусственно созданной картины мира, повествующей не столько о настоящем, сколько о будущем, о том, что необходимо построить и во что требуется свято верить. Конструируя образ будущей светлой жизни, идеологи тоталитаризма действуют по принципу «упрощения» реальности, т.е. схематизации живых социальных и политических связей и отношений и подгонки действительности под заранее созданные образы и цели.
Такие идеологами оказываются
чрезвычайно далекими от действительности,
но одновременно и крайне привлекательными
для нетребовательного или
Непременным фактором роста
влияния тоталитарных идеологем
на общественное мнение является и
их неразрывная связь с
Мифологические идеологии
чрезвычайно конфронтационны. Они
безапелляционно настаивают на своей
правоте и бескомпромиссно
Примечательно, что интенсивность репрессий не менялась из-за признания «внешнего» или «внутреннего» врага. Так, для советских коммунистов политическими противниками была не только «мировая буржуазия», но и представители целого ряда социальных кругов: сторонники царского режима (белогвардейцы), служители культа (священники), представители либеральной гуманитарной интеллигенции («прислужники буржуазии»), предприниматели, кулачество (воплощавшие непереносимый коммунистами дух частной собственности). Германские нацисты внутренними врагами объявляли евреев и других представителей «низших рас», которые якобы несли угрозу рейху.
Характерно, что, несмотря на различие в идеологических целях режимов, методы, применявшиеся ими для борьбы с идейными противниками, были практически одними и теми же: изгнание из страны, помещение в концентрационные лагеря, физическое уничтожение. Непрерывность идеологической борьбы за чистоту помыслов выражалась в систематическом применении репрессий против целых социальных и национальных слоев. Уничтожив или подавив на время конкурентов в обществе, правящие партии неизменно переносили острие очистительной идейной борьбы внутрь своих рядов, преследуя недостаточно лояльных членов, добиваясь более полного соответствия их поведения и личной жизни провозглашаемым идеалам. Такая важнейшая для сохранения режимов политика сопровождалась кампаниями «по промыванию мозгов», поощрению доносительства, контролю над лояльностью.
В угоду укоренению новой системы ценностей тоталитарные режимы использовали собственную семантику, изобретали символы, создавали традиции и ритуалы, предполагавшие сохранение и упрочение непременной лояльности к власти, умножение уважения и даже страха перед нею. На основе идеологий не только проектировалось будущее, но и переосмыслялось, а точнее, переписывалось прошлое и даже настоящее. Как метко писал В. Гроссман, «...государственная мощь создавала новое прошлое, по-своему двигала конницу, наново назначала героев уже свершившихся событий, увольняла подлинных героев. Государство обладало достаточной мощью, чтобы наново переиграть то, что уже было однажды и на веки веков совершено, преобразовать и перевоплотить гранит, бронзу, отзвучавшие речи, изменить расположение фигур на документальных фотографиях. Это была поистине новая история. Даже живые люди, сохранившиеся от тех времен, по-новому переживали свою уже прожитую жизнь, превращали самих себя из храбрецов в трусов, из революционеров в агентов заграницы».
Однако, не имея возможности
подкрепить пропагандируемые цели и
идеалы устойчивым ростом народного
благосостояния, раскрепостить гражданскую
активность, утвердить атмосферу
безопасности и доверительности
к власти, тоталитаризм неизбежно
«вымывал» собственно идейное, смысловое
содержание своих высоких целей,
стимулировал поверхностное и
формальное восприятие этих идеалов, превращал
идейные конструкции в
Тоталитарный политический
режим может существовать десятилетия,
поскольку формирует такой тип
личности, который не мыслит иного
способа правления и постоянно
воспроизводит черты
Характерными чертами
тоталитарного политического
Итальянский фашизм
Фашизм относится к крайне правому флангу идеологического спектра. Суждения его идеологов и вождей фиксируют лишь общие цели фашизма и оправдывают его, опираясь на предельно эклектичный набор идей.
Итальянский фашизм результат
объединения части левых, разочаровавшихся
в марксизме, «новых националистов»
и представителей «национального синдикализма».
Это идеологическое движение перенесло
принцип классовой борьбы на международную
сцену. Следуя за идеями немецкого экономиста
Фридриха Листа, фашисты верили в
то, что высокоразвитые промышленные
государства создали
Информация о работе Особенности правового тоталитаризма: итальянский фашизм, германский нацизм