Особенности развития парламентаризма в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 18:53, реферат

Описание работы

Проблема парламентаризма одна из наиболее важных тем в истории России и в её современности. На пути перехода от диктатурного режима к демократическому, возникло много трудностей и неудач политического реформирования страны, что вызвало массу политических исследований российского парламентаризма.
В работе анализировался отечественный и зарубежный опыт, чтобы изучить возможность совершенствования государственного механизма в России.

Содержание работы

Введение
1. Сущность и понятие термина «парламентаризм»
2. Исторические этапы становления парламентаризма в России
3. Современная специфика российского парламентаризма
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Ind_Gugnin.docx

— 33.24 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ  ЗАВЕДЕНИЕ

«ЗАПОРОЖСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

на тему: «Особенности развития

парламентаризма в Росии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка

Факультета:

Социологии и управления

Специальности:

 социология

Гр. 7.31113-з

 Баран Ю.

Проверил:

Гугнин Е.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

Запорожье, 2014

Содержание

Введение

1. Сущность и понятие термина «парламентаризм»

2. Исторические  этапы становления парламентаризма в Росии

3. Современная специфика  российского парламентаризма

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблема парламентаризма  одна из наиболее важных тем в истории  России и в её современности. На пути перехода от диктатурного режима к демократическому, возникло много трудностей и неудач политического реформирования страны, что вызвало массу политических исследований российского парламентаризма. Анализировался  отечественный и зарубежный опыт, чтобы изучить возможность совершенствования государственного механизма в России. Современное российское общество считает, что принятие государственных решений должно быть основано на волеизъявлении большинства населения. Всем известно что государство не может обеспечивать реализацию всех потребностей разных слоев населения, во первых – потому что потребности у всех разные, во вторых – из-за ограниченности материальных ресурсов. Интересы различных групп граждан часто противоречат друг другу, что показывает их противоположное отношение к одним и тем же постановлениям государственной власти. В таких условиях перед государством стоит сложнейшая задача - обеспечить эффективное управление обществом в целом. «Ведь согласно общепринятой в политологии концепции политической поддержки, политическая система функционирует эффективно лишь тогда, когда граждане позитивно воспринимают власть, идентифицируют себя с этой властью». Парламентаризм предполагает наличие у парламента статуса и полномочий высшего представительного и законодательного органа; наличие системы партий; защиту прав и свобод граждан (свобода слова, средств массовой информации, объединений).

Поэтому парламентаризм как  сложное социально-политическое явление  не может возникнуть сразу, а предполагает длительный этап развития.

 

 

 

1. Сущность и  понятие термина «парламентаризм»

Парламентаризм на современном  этапе является одним из наиболее распространенных понятий, а повышенный интерес к данной политико-правовой категории обусловлен развитием событий на рубеже ХХ–ХХI вв., которые демонстрируют важность вопросов организации и взаимоотношений

между органами государственной  власти.

Центральным элементом парламентаризма является парламент. Первые парламенты возникли в эпоху Средневековья в Европе: парламент в Англии, Альтинг в Исландии, Кортесы в Испании, Генеральные штаты во Франции и т. д. Похожими на парламенты органами были Народное собрание и Совет пятисот в Древней Греции и Сенат в Римской империи.

Несмотря на то, что парламент  является центральным элементом  парламентаризма, эти понятия нельзя отождествлять. Иногда под парламентаризмом понимают теорию и практику функционирования парламента. Однако существование в системе государственных органов представительного учреждения не означает существования такого особого политико-правового института, как парламентаризм. В настоящее время в ряде стран (например, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн, Китайская Народная Республика, Куба, Корейская Народная Демократическая Республика) парламенты существуют, но они выполняют исключительно законосовещательную функцию.

Следует отметить, что в  научной литературе проблеме развития и функционирования института парламентаризма уделяется достаточно много внимания. Немецкий политолог К. Шмитт отмечал, что критическая литература о парламентаризме появилась вместе с парламентаризмом. Английский исследователь А. Дайси указывал на то, что основой парламентаризма является принцип парламентского верховенства. Российский ученый С. Котляревский определил парламентаризм как выражение солидарности между правительством и представительством. Американский исследователь Дженнингс предназначение парламентаризма видит в том, что речи, произносимые в парламенте, имеют отклик в стране. Как политическая категория, парламентаризм – это явление многоплановое и имеет сложную внутреннюю структуру. Однако несмотря на то, что данное понятие часто используется в политологии, в научной литературе нет его единого толкования.

Парламентаризм - это разновидность политического строя, определяемого реальными взаимоотношениями, складывающимися между законодательной и исполнительной властями в каждом конкретном государстве. Отличительная черта парламентаризма – ответственность правительства перед парламентом.

Парламентаризм – это  система государственного руководства обществом, которая характеризуется распределением законодательного и исполнительного труда при привилегированном положении парламента.

Более обширная трактовка  содержится у И.П.Рыбкина. Он рассматривает парламентаризм как политическую систему, в которой суверенная воля народа воплощается в избранном на основе общепринятых демократических процедур народном представительстве, осуществляющем в том или ином объеме законодательную, финансово-бюджетную, контрольную функции и таким образом ограничивающем объем компетенции исполнительной и судебной ветвей власти.

В то же время в понятии  «парламентаризм» заключен существенный мировоззренческий аспект, и некоторые авторы останавливаются именно на ценностных характеристиках. Здесь парламентаризм характеризуется как сложный и многогранный феномен, некая шкала социальных ценностей, где господствует закон, утвердились принципы верховенства права и разделения властей, где гражданское общество характеризуется демократизмом и высокой политико-правовой культурой.

Помимо рассмотренных  можно привести и другие трактовки: парламентаризм рассматривается как система управления обществом и государством, в которой парламент занимает доминирующее положение; реальное и конкретное воплощение демократии и др.

Наличие разнообразных научно-теоретических  взглядов на определение парламентаризма свидетельствует о многогранности изучаемого явления, именно поэтому к его решению можно подходить с разных сторон.

Парламентаризм можно охарактеризовать как политико-правовой институт, обеспечивающий взаимодействие избранного на основе общепризнанных демократических процедур народного представительства (парламента) с другими органами государственной власти, отражающий его особое положение в государственной системе и реализующий сотрудничество государства с гражданским обществом.

Такие принципы, как разделение властей, верховенство парламента в законодательной сфере, ответственность правительства перед законодательным и представительным органом раскрывают содержание парламентаризма как политико-правовой категории, а с другой – без их взаимосвязи невозможно существование парламентаризма как политико-правового института.

 

2. Исторические  этапы становления парламентаризма  в Росии

Парламентаризм в России имеет  свою особенность развития, которая  выражается в главенствующей роли государства  в процессах социальной интеграции и изменении общественных отношений.

Первый этап начала формирования отечественного парламентаризма берет свое начало во времена политического развития Киевской Руси и земель Новгорода и Пскова (IV – V века). На ранней стадии развития парламентаризма его зачатками можно считать совещательный орган при князе, состоявший из бояр и знатных дружинников. Законы разрабатывались и утверждались князем вместе с его приближенными. Однако эти начинания не получили последующего развития. Княжеские междоусобицы и вражда  не способствовали устремлениям к демократическому правлению. В  большей мере не оставляло для этого возможностей татаро-монгольское иго.

Таким образом, на первом этапе  становления парламентаризма на Руси в раннефеодальной монархии наряду с князем и его дружиной важную роль играло народное собрание – Вече, уходящее своими корнями  в эпоху племенных сходов. Это  было продолжение традиций военной  демократии родоплеменного периода, направленное на ограничение власти князя.

Второй этап в развитии российского парламентаризма связан с процессом объединения русских земель вокруг Москвы (XVI – XVII века). Образовывалось единое общенациональное государство.

Позже сложившиеся условия  развития страны привели к установлению сильной исполнительной власти с  правительственными органами. К нему должна быть отнесена и Боярская Дума, которая в принципе никогда не выполняла функции общенационального  сословно-представительного органа. Кроме Боярской Думы к элементам  представительной демократии также  относятся Земские соборы, земские  избы. Их можно считать элементами сословно-представительной демократии, именно они были началом той демократии, которую в современном мире называется представительной, имея в виду все  общество, все его составные части.

Третий этап в развитии отечественного парламентаризма охватывает период с начала XVIII в. до 1917 г. и характеризуется движением к буржуазному парламентаризму.

В первой четверти XVIII в. окончательно завершился процесс отмирания сословно-представительной монархии в России. Ее сменила абсолютная монархия. В истории России начался  период абсолютизма.   Возникновение  парламентаризма в России в современном  его понимании можно считать  с выходом «Манифеста об усовершенствовании государственного порядка» (17 октября  1905 г.), по которому Государственная Дума провозглашалась «законодательным учреждением». «Положение первого в истории российского государства постоянно действующего представительного органа изначально было двойственным. С одной стороны, согласно Манифесту от 17 октября 1905 г., «никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы». С другой стороны, статья 87 «Основных государственных законов» позволяла императору издавать между сессиями Думы любые указы и манифесты, имевшие силу закона». В нем особое внимание обращалось на разграничение двух понятий – идеи «разделения властей», основанного на  рациональном подходе к ветвям государственной власти, и более «европейской» идеи «ограничения власти» государя, которая далеко не всегда подразумевала четкое и рациональное отделение исполнительной власти от законодательной. «Император, как и прежде, назначал и смещал министров, ответственных только передним. Ему принадлежало исключительное право заключать договоры с другими государствами. Прерогативы Думы вообще не распространялись на вопросы внешней политики. Хотя Дума и получила право утверждать государственный бюджет, многие его статьи (расходы Синода и основных министерств — императорского двора, военного, морского, внутренних и иностранных дел) были изъяты из ее ведения, так что она могла контролировать не более половины бюджета. К тому же Дума была лишена права пересмотра Основных законов, являвшегося исключительно императорской прерогативой.

          Начало четвертого этапа связано с курсом М.С. Горбачева на политические реформы.

Начиная с первых лет перестройки, в политической системе общества ведущие элементы парламентаризма  присутствовали практически в полном объеме, но еще отсутствовали системный  характер и стабильность. Процессы демократизации советского общества носили поверхностный, почти неуправляемый  характер, которые вели к ослаблению государственности, расшатыванию связей между союзными республиками, развертыванию  национал-сепаратистских движений.

Таким образом, на протяжении веков российское государство складывалось как унитарное, с сильной центральной  и слабой представительной и местной  властью. На складывание российской государственности повлияли природные, экономические, религиозные и многие другие факторы. В результате в России сложилась куда более твердая  исполнительная власть, чем в большинстве  стран Запада, что стало причиной возникновения таких негативных проявлений, как неразвитость демократической  политической культуры и гражданского общества, доминирование со стороны  населения пассивной политической позиции и отсутствие у него веры в возможность влияния на политическую власть.

 

3. Современная  специфика российского парламентаризма

Сегодняшний российский парламентаризм это одна из разновидностей парламентаризма  в мире, которая создалась в  российских условиях. В России с  принятием в 1993 г. новой Конституции сформировалась республиканская форма правления, где преобладает власть президента. «Массовое восприятие недоверия постепенно трансформировалось в понимание значительной частью граждан, что правительство является лишь отражением, тенью более мощной президентской власти. А президент для парламента, как показало развитие политического процесса в России, в том числе и в вопросах правительственной политики, был практически недосягаем и неподконтролен Думе». Сегодня существует вариант российского парламентаризма, который строится на определенном ограничении власти парламента и усилении исполнительной власти. Этой же разновидностью парламентаризма предусмотрено функционирование двухпалатного парламента. Роль верхней палаты в Российской Федерации выполняет Совет Федерации, который должен выражать и защищать интересы субъектов федерации. Через него политические идеи и опыт управления субъектами осуществляются в законодательстве страны. Совет Федерации, как и другие органы государственной власти, несет общегосударственную ответственность за дела страны. Совет Федерации является связывающим звеном между субъектами федерации и федерацией.

Информация о работе Особенности развития парламентаризма в России