Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 12:34, курсовая работа
Цель исследования заключается в комплексном анализе содержания и перспектив политического взаимодействия стран мира, обусловленных современными и эвентуальными интеграционными процессами и обосновании приоритетных сфер стратегического партнерства Российской Федерации.
Для достижения цели поставлены следующие задачи исследования:
выявление условий и факторов трансформации внешнеполитических интересов России в аспекте западноевропейской интеграции;
Введение
1. Формирование внешнеполитических концепций ведущих стран мира
1.1 Стратегические документы, как основа внешнеполитической практики США
1.2 Стратегический замысел развития стран СНГ
1.3 Опыт и перспективы политического взаимодействия ЕС в условиях развития интеграционных процессов
2. Особенности внешней политики России на современном этапе
2.1 Внешнеполитическая концепция Российской Федерации в настоящее время
2.2 Внешнеполитическое наследие России 2000-2008-х годов
Заключение
Список использованных источников
Базовые положения и принципы Основными заявленными положениями и принципами международного курса России являются следующие.
Первое. Преемственность по отношению к внешней политике В. Путина. Это сигнал российскому обществу и миру в целом о том, что никаких неожиданностей во внешней политике России, серьезных поворотов и изменений ранее декларированных внешнеполитических приоритетов ожидать не следует. Принцип преемственности означает также, что Д. Медведев берет на себя ответственность не только за успехи, но и за ошибки и поражения внешней политики предшествующего президентского цикла. Кроме того, он разделяет и поставленную В. Путиным в конце этого цикла весьма амбициозную цель - вывести к 2020 году Россию в "пятерку" глобальных лидеров, определяющих мировую политику и формирующих новый международный порядок ХХI века.
Второе. Подтверждены ранее заявленные принципы внешней политики: открытость, предсказуемость, прагматизм, многовекторность и приоритет в твердой защите национальных интересов при отказе от скатывания в конфронтацию в международных делах.
Третье. Внешняя политика объявлена как важнейший ресурс и инструмент политики внутренней. В частности, уточняется, что ее целью будет создание благоприятных внешних условий для национальной модернизации, перехода России на инновационный тип развития.
Четвертое. Поставлена задача адекватного ресурсного обеспечения внешней политики. Это не только подтверждает заявленный в Концепции 2000 года принцип соразмерности ее целей и средств, но и предполагает весьма серьезное увеличение финансирования внешнеполитической деятельности России, если исходить из того, что вышеупомянутая амбициозная задача, декларированная вторым президентом РФ - вывести Россию в лигу мировых лидеров - поставлена не в пропагандистских целях, а всерьез.
Пятое. Отсюда вполне понятным является следующий принцип новой Концепции внешней политики: Россия не довольствуется статусом региональной державы, но делает заявку на свою роль и место в современной мировой политике в качестве мировой державы с глобальными внешнеполитическими интересами.
Шестое. В новом внешнеполитическом курсе подтвержден и усилен его европейский вектор, который заявлен как основной (несмотря на общий принцип моноговекторности).Д. Медведев настойчиво акцентирует тезис об общих ценностях трех ветвей европейской цивилизации - России, Европейского союза и США, что, по мнению политического руководства России, составляет основу для формирования конфигурации коллективного лидерства этих стран в мировой политике в противовес единоличному лидерству США. Отсюда главной целью провозглашено создание усилиями этих стран эффективной системы коллективной безопасности от Ванкувера до Владивостока и выработка нового всеобъемлющего Договора о европейской (даже евроатлантической) безопасности, как подразумевается, вместо НАТО.
Седьмое. Подтверждается приоритетное направление внешней политики России - всемерное укрепление интеграционных процессов на постсоветском пространстве и, соответственно, усиление интеграционного потенциала международных структур - СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС и особенно Союзного государства России и Белоруссии. Акцентируется необходимость повышения эффективности работы с российской диаспорой на всем этом пространстве и в мире в целом.
Восьмое. На американском направлении ставится задача подведения под двусторонние политические отношения солидного экономического фундамента.
Девятое. Потенциал связей со странами Азиатско-Тихоокеанского региона рассматривается, в первую очередь, в качестве инструмента экономического подъема российской Сибири и Дальнего Востока.
Десятое. В глобальных делах декларируется цель повышения уровня управляемости процессами мирового развития. В принятии решений по вопросам международной безопасности и глобального развития акцентируется роль ООН как организации, наделенной уникальной легитимностью. Подчеркивается необходимость всемерного укрепления ее институтов и структур, в особенности Совета Безопасности.
Особо акцентируются принципы и нормы международного права. Наконец, ставится задача формирования коллективными усилиями позитивной повестки дня мирового сообщества.
Разумеется, в ходе практических мероприятий внешней политики все эти задачи будут дополняться и уточняться, но не в части общих положений и принципов. Можно спорить по поводу их реалистичности (что, безусловно, нужно делать), но следует констатировать, что внешнеполитическая программа Д. Медведева в целом уже озвучена.
2.2 Внешнеполитическое наследие России 2000-2008-х годов.
В истории России никогда международная обстановка не была столь благоприятна для относительно спокойного внутреннего развития, как в начале ХХI века. Отсутствие широкомасштабных внешних угроз, ставивших и в ХХ, и в ХIХ, и в XVII, и в XIII веках под вопрос само национальное выживание России и русского суперэтноса, возможно, впервые позволяет стране сосредоточиться на проблемах внутренней политики. В этих условиях внешняя политика должна стать не столько инструментом самоутверждения России в качестве великой державы (хотя и это тоже очень важно), сколько важнейшим ресурсом национальной модернизации, что тождественно переходу страны на инновационный тип развития.
В этом контексте и следует, как представляется, оценивать внешнеполитическую деятельность России и то наследие в международных делах, которое досталось президенту России Д.А. Медведеву. Попробуем это сделать объективно и непредвзято.
В официальных и экспертных оценках состояния дел в области российской внешней политики вот уже несколько лет преобладает непонятная эйфория. В частности, заявляется, что позиции России за последние восемь лет сильно укрепились (знаменитое путинское "руки России крепчают"), с ней якобы начали больше считаться, а не любят ее в мире, мол, тоже потому, что "она снова стала сильной и независимой".
Спору нет, по сравнению с началом и серединой 90-х годов прошлого века положение России в мире заметно улучшилось. Но это улучшение не стало результатом успешной, активной и хорошо просчитанной внешней политики, которая с тех пор по существу (а не в риторическом измерении) нисколько не изменилась. Некоторое улучшение позиций России достигнуто за счет двух факторов, никак от нее не зависящих: относительное ослабление политических позиций США (вследствие провала в Ираке) и Евросоюза (в результате временного торможения процессов евроинтеграции) и благоприятная для нас конъюнктура на мировых энергетических рынках. Справедливости ради следует отметить, что свою роль здесь сыграл и такой фактор, как внутренняя консолидация российского государства, начавшаяся еще в середине 90-х годов, когда цены на мировые энергоносители для России не были столь благоприятны. Однако фактор высокой стоимости энергоресурсов в связи с начавшимся глобальным экономическим кризисом, похоже, начинает себя исчерпывать.
Что же касается разговоров о "прагматизме" и "многовекторности" внешней политики, которым якобы следует Кремль, то за ними пытаются скрыть лишь тот уже всем очевидный факт, что внешняя политика России формируется стихийно, строится как система ответов, а не превентивных шагов, носит не продуманный на перспективу, а чисто ситуативный характер.
В Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной В.В. Путиным 28 июня 2000 года, были выстроены следующие приоритеты глобальной политики России в области международной безопасности:
формирование стабильной системы международных отношений, основанной на принципах равноправия, взаимного уважения и взаимовыгодного сотрудничества;
решительное противодействие попыткам принизить роль ООН и ее Совета Безопасности в мировых делах;
усиление консолидирующей роли ООН в мире;
дальнейшее снижение роли фактора силы в международных отношениях при одновременном укреплении стратегической и региональной стабильности;
дальнейшее сокращение ядерного потенциала на основе двусторонних договоренностей с США и - в многостороннем формате - с участием других ядерных держав;
сохранение и соблюдение Договора 1972 года об ограничении систем противоракетной обороны - краеугольного камня стратегической стабильности;
предотвращение распространения ядерного оружия, других видов оружия массового уничтожения, средств их доставки, а также соответствующих материалов и технологий;
формирование за рубежом позитивного восприятия России, дружественного отношения к ней.
Нетрудно заметить, что практически ни одна из этих задач не была решена. Конечно, в части, касающейся глобальных приоритетов, далеко не все зависело от России, поскольку ее роль в решении этих вопросов, вопреки официальным заявлениям о том, что она "обрела полноценную роль в глобальных делах", пока очень незначительна.
Таким образом, наша страна еще не самоопределилась. Внятной внешнеполитической стратегии нет. А поскольку нет стратегии, нет и понимания национальных интересов. Не может быть вертикали власти без "вертикали смысла". В этой связи возникает, например, вопрос, не поступила ли Россия неосмотрительно или даже беспечно, когда присоединилась (или встала на путь к присоединению) к Организации Исламская Конференция? Ведь, в общем-то, этот шаг находится в явном противоречии с продекларированным партнерством с Соединенными Штатами и ЕС. Это означает, что мы не можем сделать выбор не только между Востоком и Западом, но даже между Севером и Югом. Вот чем оборачивается отсутствие стратегии и слабость государственной субъектности.
Конечно, четкой внешнеполитической стратегии нет и у ряда других великих держав, у тех же США. Но в отличие от них, Россия сегодня не обладает таким "запасом прочности", который страхует даже от серьезных ошибок и провалов. А потому нечеткость внешнеполитической стратегии для нее - непозволительная роскошь.
Вторая фундаментальная проблема внешней политики России состоит в том, что ее кризис носит институциональный характер. Речь идет об отсутствии эффективного механизма подготовки, принятия и реализации внешнеполитических решений.
Третья проблема состоит в том, что наша внешняя политика не опирается на систему стратегического планирования, которая должна обеспечивать просчет краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных вариантов внешнеполитических решений, соразмерность целей и средств. Отсутствие же такой системы (действовавшая до недавнего времени в Совете Безопасности РФ Группа стратегического планирования - не в счет), опирающейся на солидную аналитику, собственно говоря, и привело к кризису внешней политики России. Непросчитанность соразмерности внешнеполитических амбиций и возможностей (ресурсов) страны, неспособность осознать характер происходящих в мире процессов, восприятие их сквозь призму традиционных, свойственных советскому периоду представлений привело к тому, что ни одна из стратегических целей, сформулированных политическим руководством России в последние 20 лет, не была достигнута. Не удалось ни предотвратить расширение НАТО, ни построить реальное партнерство с этим альянсом, равно как и сохранить необходимый уровень отношений со странами ЦВЕ и Балтии.
Существенной, хотя и не главной, причиной кризиса внешней политики России является заметное падение ее имиджа в Европе, Америке и в мире в целом. Как это ни прискорбно констатировать, но Россия перестала быть привлекательным партнером даже для своих соседей. Именно в эти годы обрушился прямо-таки шквал критических замечаний - во многом справедливых - по поводу так называемой "управляемой демократии", "авторитарных тенденций режима Путина", "нечестных" и "несправедливых" парламентских (2007 г.) и президентских (2008 г.) выборов, "избирательного правосудия" (дело ЮКОСа), полицейских методов давления на крупный капитал, разгрома неугодных Кремлю телеканалов и изданий, назначения на высшие государственные посты в России деятелей КПСС и КГБ, укрупнения органов государственной безопасности без какого бы то ни было контроля со стороны парламента и общественности, ущемления федерализма и прочее.
В этом и состоит коренная причина всех провалов внешней политики на постсоветском пространстве. Нельзя рассчитывать на успех интеграции этого пространства вокруг России, если она по-прежнему будет непривлекательной и восприниматься всеми как "больной человек Европы", да еще к тому же отказавшейся от собственного исторического проекта, от собственной истории.
Вот почему ведущие государства современного мира предпочитают приложить максимум усилий, чтобы иметь:
во-первых, четкую и понятную всем внешнеполитическую стратегию, с обозначением приоритетов внешней политики и национальных интересов, союзников, партнеров и оппонентов;
во-вторых, высокоэффективный механизм подготовки, принятия и выполнения решений по стратегическим вопросам международной деятельности;
в-третьих, связанную с таким механизмом систему стратегического планирования, способную обеспечить сопряжение принимаемых внешнеполитических решений с имеющимися ресурсами, в первую очередь экономическими ресурсами страны;
в-четвертых, умелую имиджевую политику, доводящую до мировой общественности достоверную информацию о национальной внешней политике, национальных интересах и их убедительное обоснование;
в-пятых, высокопрофессиональную дипломатическую службу.
Не надо быть специалистом по внешней политике, чтобы увидеть, что до решения этих задач очень далеко. Именно об этом необходимо сегодня задуматься России, причем не только политическому руководству, а всему политическому классу в целом.
Заключение
Обобщая сказанное, необходимо сформулировать следующие первоочередные меры в сфере государственной деятельности, которые позволят преодолеть текущий кризис внешней политики России.
Информация о работе Особенности внешней политики России на современном этапе